Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 16:11, реферат
Теория государства и права подчеркивает, что самоуправление предполагает совпадение субъекта и объекта управления, другими словами, участие граждан в решении всех касающихся их вопросов. Местное самоуправление выполняет две взаимосвязанные и неотделимые задачи. С одной стороны, как одна из частей системы разделения властей, оно противостоит авторитаризму и укрепляет демократические свободы. С другой стороны, за счет применения механизмов низовой демократии местное самоуправление позволяет повысить эффективность производства услуг общественным сектором. Эти две функции можно охарактеризовать как политическую и социально-экономическую
Роль низовой демократии в решении местных проблем (социальный заказ, ассоциации, благотворительные акции и др.).
Теория государства и права
подчеркивает, что самоуправление предполагает
совпадение субъекта и объекта управления,
другими словами, участие граждан
в решении всех касающихся их вопросов.
Местное самоуправление выполняет
две взаимосвязанные и
Природа института местного самоуправления — самоорганизация населения, что позволяет, по сути, отнести местное самоуправление к явлениям общественной жизни. Это институт, который играет не менее важную роль, чем свобода совести и другие конституционные основы демократической системы. Он задумывался в российской Конституции как стратегический, долговременный инструмент, как среда формирования гражданской инициативы.
Отвечая на две общественные потребности — в эффективном управлении и развитии демократии, местное самоуправление создается не только в целях лучшей управляемости или приближения общественных услуг к населению, но и для гарантии свободы личности, развития гражданской самостоятельности и ответственности. Оно способствует развитию саморегулирования, которое является основой устойчивости общества и государства.
Территориальное самоуправление —
самоорганизация граждан для
самостоятельного осуществления инициатив
местного значения. В этих условиях
особое значение приобретает совместная
работа органов местного самоуправления
с другими институтами
Местные сообщества можно разделить
на две группы. Первая — это «территориально-
- появляется возможность учета значительно большего спектра проблем жителей, нежели на уровне целого муниципального образования;
- создаются условия для более рационального использования материальных, финансовых, организационно-технических и других ресурсов конкретной территории;
- абсолютное большинство реально действующих органов ТОС исключительно конструктивно настроены на решение конкретных задач в сферах своей компетенции;
- они ближе других институтов как гражданского общества, так и государства к реальным интересам населения муниципального образования вследствие артикуляции указанных интересов в процессах непосредственного взаимодействия.
Более того, ТОС предполагает активное участие жителей в решении социальных проблем территории, без чего местное самоуправление остается простой формальностью.
Вторую группу составляют «территориально-
Некоммерческие организации
- рассмотрение и обсуждение проектов соответствующих нормативных документов, предложений по внесению изменений в действующие нормативно-правовые акты;
- взаимное информирование органов местного самоуправления и ННО об основных направлениях социально-экономической политики, о развитии муниципального хозяйства и деятельности некоммерческих организаций;
- рассмотрение и обсуждение проектов муниципальных программ, условий привлечения к их реализации организаций третьего сектора;
- обсуждение мер финансовой и материально-вещественной поддержки органами местного самоуправления организаций третьего сектора.
Негосударственные некоммерческие организации создаются «снизу» по инициативе самих граждан для реализации интересов и удовлетворения потребностей не только членов данной организации, но и членов более широких социальных общностей. Эти организации способны взять на себя удовлетворение подавляющего числа потребностей населения в системе местного самоуправления, что делает их элементом этой системы. В основном данные организации занимаются предоставлением благ узколокального характера. Причем обнаруживается фискальная эквивалентность — связь между пользой, выгодой граждан и их налоговыми платежами. Чем группа меньше, тем она однороднее, тем сильнее проявляется фискальная эквивалентность, учитываются предпочтения людей. К примеру, эффект от функционирования клубов по интересам, местных общественных самоуправляющихся ассоциаций, организованных на основе добровольной кооперации взносов, представляет собой эффект клубного, коллективного блага. Членские взносы и сборы, взимаемые на коллективные, клубные нужды, выполняют функцию цены. С их помощью регулируются численность и состав членов клуба, а также качество работы и уровень использования материальной базы.
Таким образом, роль низовой демократии
в решении местных социальных
проблем очень существенна. В
этой связи отметим, что ТОС может
осуществляться в форме местных
референдумов, собраний (сходов), конференций
граждан, деятельности выборных органов
(советов, комитетов и т.д.), а также
через должностных лиц
Территориальное общественное самоуправление в городах осуществляется, как правило, в границах избирательных округов.
В целях координации деятельности общественного самоуправления, повышения его эффективности в решении вопросов местного значения ТОС могут объединяться в союзы и ассоциации. Союзы и ассоциации ТОС регистрируются представительными органами местного самоуправления.
Принципы общественного самоуправления.
Общественное самоуправление осуществляется на принципах:
- широкого участия граждан и их объединений в выработке, принятии и реализации решений вопросов местного значения;
- самостоятельности и самоуправления;
- законности;
- гласности;
- выборности органов общественного самоуправления, их подконтрольности и подотчетности населению;
- сочетания интересов ТОС с интересами муниципальных образований.
Основы взаимоотношений органов местного самоуправления с органами общественного самоуправления.
Органы местного самоуправления муниципальных
образований обеспечивают необходимые
условия для осуществления
Органы местного самоуправления по
взаимному соглашению с органами
общественного самоуправления могут
наделять последних частью своих
полномочий по осуществлению социально-
Взаимоотношения органов местного самоуправления и органов общественного самоуправления строятся на договорной основе.
Компетенция органов общественного самоуправления.
Компетенция органов общественного самоуправления определяется общим собранием (сходом), конференцией жителей, исходя из добровольно принимаемых обязательств, а также переданных полномочий органами местного самоуправления соответствующей территории и закрепляется в Положении «О территориальном общественном самоуправлении».
Орган общественного самоуправления может добровольно принять на себя обязательства по охране окружающей среды, сохранению и эксплуатации жилого и нежилого фондов, объектов социальной сферы, по воспитанию детей и молодежи, организации досуга населению, по содействию благотворительности и движению милосердия, охране правопорядка, защите прав потребителей товаров и услуг; проводить социологические исследования, осуществлять контроль над сферой обслуживания населения, деятельностью жилищно-коммунального хозяйства, решением иных вопросов местного значения.
Орган общественного самоуправления
вправе вносить вопросы в повестку
дня заседания выборочного
Советы микрорайонов, уличных, квартальных комитетов.
Комитеты входят в систему территориального общественного самоуправления населения и являются первичным звеном самоуправления собственников и нанимателей жилых помещений. Территория деятельности соответствующего комитета определяется представительным органом местного самоуправления либо территориального общественного самоуправления.
Комитет избирается на общем собрании (сходе) жителей при условии, что на собрании (сходе) присутствует не менее половины жителей соответствующей территории. Комитет избирается открытым или тайным голосованием на срок не более срока полномочий соответствующего представительного органа местного самоуправления. Срок устанавливается общим собранием (сходом) и закрепляется положением о комитете.
Комитеты в своей деятельности подотчетны и подконтрольны общему собранию (сходу) жителей.
Компетенция комитетов определяется положением о них. Соответствующие органы местного самоуправления, территориального общественного самоуправления могут передавать комитетам некоторые свои полномочия на договорной основе.
Домовые комитеты в населенных пунктах.
Домовые комитеты входят в систему территориального общественного самоуправления населения и являются его первичным звеном.
Территория деятельности домового
комитета определяется представительным
органом местного самоуправления и
объединяет один или несколько домов,
а также прилегающие
Домовой комитет организует жилищное самоуправление в целях:
- улучшения условий эксплуатации жилых и подсобных помещений;
- оказания помощи в организации ремонта жилья;
- проведения благоустройства прилегающей территории;
-оказания помощи одиноким и инвалидам, другим нуждающимся жителям;
-содействия правоохранительным органам в организации охраны общественного порядка;
- содействия органам местного самоуправления и органам территориального общественного самоуправления в решении вопросов местного значения.
Домовой комитет избирается на общем
собрании (сходе) жильцов домов, корпусов,
подъездов из граждан, в них проживающих.
Председатель домового комитета избирается
на собрании (сходе) либо на заседании
домового комитета. Домовые комитеты
в своей деятельности подотчетны
общему собранию (сходу) жителей. Отчеты
домовых комитетов
В заключение остановимся на вопросе о государственной поддержке объединений.
В Федеральном законе «Об общественных
объединениях» предусмотрены
По механизму правового
Информация о работе Роль низовой демократии в решении местных проблем