Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 17:09, курсовая работа
Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТИПОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА
2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
3. РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
3. Лидерство
политическое как способ
Политическое лидерство служит институтом, который включает большую часть населения в решение социальных проблем в масштабе общества в целом. Политическое лидерство, как механизм интеграции общества создается создается не только посредством правовой регламентации деятельности политики, но и морально - психологическими регулятивами. Судьба политики зависит от поступка, за который он не обязательно несет ответственность, но он может стоить ему карьеры.
В качестве специфического социального института политическое лидерство обнаруживает себя по мере реализации следующих функций:
1. Интегративной ( интеграции интересов слоев населения в конкретной политической программе,, в идеале предусматривающей удовлетворение интересов каждой группы населения).
2. Координационной ( корреляция деятельности трех властных институтов ( парламента, суда, администрации) с принятой в обществе системой регулятивов, с общественным мнением).
3.Прагматичной (превращение целей и задач, стоящих перед обществом и формирующихся в идеологии, в конкретные программы действия.
С точки зрения содержания принято выделять следующие функции:
1. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, подавать пример служения народу, отечеству.
2. Нахождение
и принятие оптимальных
3. Социальный арбитраж и патронаж, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания.
4. Коммуникация
власти и масс, упрочение эмоциональной
связи и тем самым
5. Инициирование обновления, генерированние оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. Лидер призван охранять народные традиции, обеспечивать прогресс общества.
Политическое
лидерство как сложное
1. Четкость
политической цели, провозглашаемая
в программных заявлениях
2. Наличие
собственных подходов к
3. Особенности взаимоотношений лидера и его соратников, методы руководства, используемые лидером.
Предлагается
следующая типология
1. Автократический
тип, предполагающий
2. Либеральный стиль, предполагающий гибкое политическое реагирование на происходящие в обществе процессы: реформирование сверху с опережением событий, политическое прогнозирование. Нередко этот стиль политического лидера приводит к отчуждению масс от реального политического творчества, к видимости демократических реформ и политических свобод.
3. Демократический
стиль не был характерен для
российской политической
Итак, в краткой форме было рассмотрено политическое лидерство, на основании вышеизложенного в заключение можно сделать следующий вывод:
- В современной
науке существует множество
3. Руководство и лидерство
Специфика понятий лидерства в социальной психологии хорошо видна при анализе и сравнении двух феноменов - лидерства и руководства. Под лидерством ученые, исследовавшие этот вопрос обычно имели в виду характеристику психологических отношений, возникающих в группе “по-вертикали”, то есть с точки зрения доминирования и подчинения.
Понятие же
руководства относится к
1. Лидер в
основном призван осуществлять
регуляцию межличностных
2. Лидерство
можно констатировать в
3. Лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается. Но так или иначе, этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленно осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры.
4. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения в группе, в то время как руководитель - явление более стабильное.
5. Руководство
подчиненными, в отличие от лидерства,
обладает гораздо более
6. Процесс
принятия решений
7. Сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он является лидером, сфера деятельности руководителя шире, так как он представляет малую группу в более широкой социальной системе.
В этом различия руководства и лидерства, но есть и общее:
1. Руководство и лидерство - средства координации отношений членов социальной группы.
2. Оба феномена
реализуют процессы
3. Руководству,
как и лидерству присуща
Нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководство часто становится лидерством.
Лоутон А. и Роуз Э. считают, что лидеры - это те, кто превращает сослуживцев в людей, сотрудничающих с ним по убеждению.13
В государственных учреждениях обычно считается, что намечать цели и брать на себя ответственность - дело политиков, а не государственных служащих. Лидерство на государственной службе - логическая несообразность в условиях демократии (Лоутон, Роуз). Трудность с децентрализацией ответственности и подотчетностью в государственных учреждениях заключается в том, что по традиции отчета требуют от политика, а не от чиновника. Так что если в этой структуре и осуществляется лидерство, то оно совпадает с ролью и целями политика.
Внутри государственной службы выделяются четыре фактора, влияющие на лидерство :
- компетентность : административный персонал должен быть восприимчив к проблемам, решения которых ждут от него лидеры;
- организация управления: разумная организация горизонтальных связей, столь же важных, как и вертикальных. Следует искать оптимальный компромисс между конфликтующими целями, устранять ситуацию, когда одни органы действуют эффективнее, чем другие;
- тесная связь между бюрократией с одной стороны, лидерством и правительством с другой. Государственные служащие должны быть такими, чтобы на них можно было положиться. Но все зависит от того, какие требования предъявляются государственным служащим: если они завышены, то это деморализует. Сложность заключается в различии между карьерой политика и карьерой государственного служащего. Когда политик приходит “извне”, возникают трения. Воспитание лояльности государственных служащих различными средствами, но не в ущерб инициативности - таково очевидное требование, если лидеры ожидают от бюрократии помощи в достижении своих целей.
- бюрократия
должна быть связана с
Следует добавить, что лидеры должны иметь четкое представление о том, что заключается в руководстве, чтобы оказывать на остальных направляющее воздействие.
Еще важный момент, который можно отметить, состоит в том, что руководство должно шире рассматривать работу организации и не забывать, в какой среде функционирует организация. Лидеры всех уровней должны быть осведомлены об общих условиях, в которых протекает их работа.
Многие трудности в государственных учреждениях обусловлены формальной неразберихой, иерархической структурой, в которой развиваются эти взаимоотношения. Эти организации имеют тенденцию управляться приказами и комитетами, которые сами прибегают к директивному стилю руководства. Поэтому, чтобы определить наиболее подходящее руководство, необходимо знать структуру организации. Бесполезно выступать за более демократический стиль руководства, если структура не допускает соучастия и неформального руководства.
Говоря о руководстве, можно привести точку зрения американских исследователей Джонсона, Каста и Розенцвейга, которые определяют его как “основную силу в организациях, которая координирует деятельность подсистем и определяет их взаимосвязь с окружающей средой”14 Определяя задачи руководителя, они утверждают, что руководитель должен превратить неорганизованные материальные ресурсы в полезное и эффективное предприятие. Руководством они называют процесс, посредством которого разрозненные ресурсы объединяются в единую систему для достижения поставленной цели. Управляя трудовыми и материальными ресурсами, для достижения целей системы руководитель обеспечивает производство продукции, координирует и интегрирует деятельность других сотрудников.
Функции руководства эти авторы определяют следующим образом :
1. Планирование
- включает в себя выбор целей
организации, а также
2. Организация
- направлена на объединение
3. Управление
- обеспечивает работу различных
подсистем в соответствии с
планом. Заключается в контроле
деятельности подсистем с
4. Связь -
передача информации между
Выполнение каждой функции зависит от выполнения трех остальных. Таким образом, основная задача руководства заключается в интеграции всех четырех функций для обеспечения эффективного достижения общих целей системы.
Существует
и несколько иная точка зрения,
сводящаяся к тому, что функции
руководства следует
- администраторская ( прежде всего этап контроля);
- стратегическая
( планирование и прогноз
- экспертно - консультативная;
- представительская;
- воспитательная;
- коммуникативно - регулирующая;
- инновационная;
- дисциплинарная.
Важную роль в процессе руководства играют планирование и прогнозирование. Планирование - это деятельность руководителя, направленная на предопределение планов на последний период времени, пробуждение к выполнению различных видов деятельности и определение необходимых для этого средств, в результате чего должны быть поставлены определенные цели. Прогнозирование - это деятельность руководителя, направленная на то, чтобы оценить, предвосхитить события и достичь желаемого результата.