Рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 18:47, реферат

Краткое описание

Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятия с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющейся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Понятие ценных бумаг……………………………………………………..4-5
3.Формирование налоговой базы……………………………………………..6-8
4. Исчисление НДФЛ по операциям с ценными бумагами………………9-10
5. Налогообложение доходов по ценным бумагам в виде процентов и диви-дендов…………………………………………………………………………11-12
6. Заключение………………………………………………………………...13-14
7. Список литературы…………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 34.84 Кб (Скачать файл)

Рыночные  цены на ценные бумаги для целей  налогообложения определяются по нормам, установленным главой 25 «Налог на прибыль» Налогового кодекса. Об этом сказано в пункте 14 статьи 40 НК РФ.

Порядок определения предельной границы  колебаний рыночных цен на ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, установлен постановлением ФКЦБ России от 24.12.2003 № 03-52/пс. Согласно данному документу предельная граница колебаний рыночной цены на ценные бумаги установлена в размере 20% в сторону повышения или понижения от рыночной цены ценной бумаги на дату совершения сделки. Рыночная цена определяется как средневзвешенная цена торгового дня на организованном рынке. Если ценная бумага обращается на нескольких организованных рынках, налогоплательщик вправе выбрать любой из них для использования его данных при расчете.

Известно, что операции физических лиц на фондовом рынке могут быть как прибыльными, так и убыточными. Статья 214.1 НК РФ разрешает в течение налогового периода уменьшать налогооблагаемый доход на суммы убытков от операций с ценными бумагами при соблюдении определенных условий.

 

5. Налогообложение доходов по ценным бумагам в виде процентов и дивидендов.

Согласно  подпункту 1 пункта 1 статьи 208 НК РФ проценты (в том числе по ценным бумагам) и дивиденды, полученные от российских организаций и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в России, относятся к доходам от источников в России. В статье 209 Кодекса сказано, что указанные доходы являются объектом налогообложения по НДФЛ как для резидентов, так и нерезидентов. Однако в подпункте 25 статьи 217 НК РФ предусмотрено одно исключение. А именно: не подлежат налогообложению доходы в виде процентов по государственным ценным бумагам Российской Федерации и субъектов РФ.

Доходы, полученные от иностранной организации, не имеющей постоянного представительства в России, или не связанные с деятельностью ее постоянного представительства, являются объектом налогообложения по НДФЛ только для физических лиц - резидентов (подп. 1 п. 3 ст. 208, ст. 209 НК РФ).

А если процент по ценной бумаге получен  в виде дисконта? Удержать налог  в этом случае эмитент сможет, только если он сам продал эту ценную бумагу физическому лицу. В других случаях размер дисконта, полученного физическим лицом, налоговому агенту не известен.

Дивиденды физических лиц - резидентов, полученные от российских организаций, облагаются НДФЛ у источника выплаты (эмитента ценной бумаги) по пониженной ставке 6%. Это установлено пунктом 4 статьи 224 НК РФ. При этом сумма дивидендов, облагаемых налогом, уменьшается на дивиденды, полученные ранее эмитентом в текущем и предыдущем налоговых периодах, если данные суммы дивидендов не участвовали в расчете при определении облагаемого налогом дохода в виде дивидендов. Об этом сказано в пункте 2 статьи 214 и пункте 2 статьи 275 НК РФ. Для нерезидентов ставка больше -- 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ). Кроме того, доходы нерезидента -- учредителя российской организации в виде дивидендов облагаются полностью. Причем независимо от того, получает ли источник выплаты дивиденды от других организаций. Основание - пункт 2 статьи 214 и пункт 3 статьи 275 НК РФ.

Резидент, который получил доход в виде дивидендов от иностранной организации, не имеющей постоянного представительства в России, или не связанный с деятельностью ее постоянного представительства, исчисляет налог по ставке 6%. Кроме того, он вправе уменьшить сумму НДФЛ на сумму налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода. Правда, только если источник дохода находится в иностранном государстве, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, и нерезидент представит документ, подтверждающий его право на зачет налога в России (ст. 232 НК РФ).

При начислении дивидендов эмитент  обязан удержать НДФЛ у физического лица -- резидента по ставке 6%. Налог удерживается с владельцев акций. Список акционеров для участия в собрании и выплаты дивидендов составляется по данным реестра акционеров. Если по какой-либо причине акции в реестре находятся на счете номинального держателя, эмитент запрашивает у него список реальных владельцев ценных бумаг. И, как установлено статьей 8 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», номинальный держатель обязан такой список предоставить.

Однако специфика российского  законодательства о рынке ценных бумаг такова, что если акции находятся на счете доверительного управляющего, то нет никаких нормативных актов, которые обязывали бы его предоставить эмитенту сведения о своих клиентах. А не имея такого списка, эмитент не может выполнить функции налогового агента. Ведь имена налогоплательщиков в данной ситуации известны только доверительному управляющему.

Как установлено статьей 43 НК РФ, дивидендом является любой доход, полученный акционером от организации при распределении ее прибыли, остающейся после налогообложения. Таким образом, источником дохода в виде дивидендов в общем случае является эмитент ценной бумаги. То есть та организация, из прибыли которой производятся эти выплаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Заключение.

 

Неопределенность  налогового законодательства позволяет  истолковывать его нормы таким образом, что с одной стороны, налогоплательщики могут получить возможность недобросовестного уклонения от уплаты налогов путем занижения налоговой базы, а с другой — налоговые же органы, основываясь на оценочной характеристике «непосредственно связанные» могут препятствовать добросовестным налогоплательщикам уменьшать налоговую базу по налогу на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами на суммы реально произведенных расходов. Понимая, что исчерпывающе закрепить в законе все непосредственные расходы не представляется технически возможным, необходимо презюмировать добросовестность налогоплательщика, закрепив в Налоговом кодексе РФ обязанность налоговых органов доказывать несвязанность расходов с обращением ценных бумаг.

 

Обращение отдельных видов ценных бумаг  на неорганизованном рынке в некоторых случаях не позволяет установить цену на данную ценную бумагу исходя из рыночной цены аналогичных бумаг, так как аналогичные бумаги не обращаются на данном рынке. При возникновении данных ситуаций следует признавать рыночной ту цену за ценную бумагу, которую указывает налогоплательщик. Применение статьи 40 Налогового кодекса в подобных случаях считать неправомерным.

 

В заключении пришли к выводу, что налоговая политика государства должна максимально широко использовать налоговые методы стимулирования развития российского рынка ценных бумаг на основе следующих основных принципов:

— унификация ставок налогов и порядка  налогообложения в отношении  инструментов финансового рынка и рынка ценных бумаг и профессиональных участников рынка;

— включение в состав затрат в целях  налогообложения отрицательных  разниц, образующихся при падении цен на приобретенные субъектами рынка ценные бумаги;

— отказ от установления налоговых  льгот по отдельным видам ценных бумаг;

— освобождение от двойного налогообложения  всех форм коллективных инвестиций;

— отказ от двойного налогообложения  нерезидентов, инвесторов и финансовых институтов, действующих в качестве посредников на российском рынке ценных бумаг в том случае, если имеются соглашения о предотвращении двойного налогообложения с соответствующими иностранными государствами.

В связи с этим представляется целесообразным внести соответствующие изменения в действующее налоговое законодательство, а также законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Список литературы.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (Федеральных законов от 06.06.2003 N 65-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 07.07.2003 N 104-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 01.07.2005 N 78-ФЗ, от 04.11.2005 N 137-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 30.12.2006 N 265-ФЗ, от 30.12.2006 N 268-ФЗ, от 26.04.2007 N 64-ФЗ, от 17.05.2007 N 83-ФЗ, от 17.05.2007 N 84-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 30.03.1999 N 51-ФЗ, от 31.07.1998 N 147-ФЗ (ред. 09.07.2002),

2. Гражданский кодекс Российской  Федерации по состоянию на 15 апреля 2007 года.

3. Приказ МНС РФ от 20 декабря  2002 г. N БГ-3-02/729 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (с изм. и доп. от 27 октября 2003 г.)

4. Письмо Минфина РФ от 24 апреля  2001 г. N 04-04-02/46 О налогообложении доходов физических лиц по операциям купли-продажи ценных бумаг

5. Налогообложение дохода от продажи  ценных бумаг // "Финансовая  газета", N 10, март 2005 г.

6. Учет операций с ценными бумагами //"Московский бухгалтер", N 1, январь 2005 г.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Рынок ценных бумаг