СРО: проблемы определения правового статуса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 12:42, реферат

Краткое описание

Согласно статье 17 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" саморегулируемая организация аудиторов (СРО) представляет собой некоммерческую организацию, созданную на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

СРО.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Волжский  гуманитарный институт

(филиал)

Волгоградского  государственного университета 

Экономический факультет

Кафедра «Экономической теории и управления» 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

по дисциплине «Основы аудита»

на тему: «сро: проблемы определения правового статуса» 
 
 
 
 
 
 

                                                   Выполнил: студент 

                                                   4 курса группы  МЭ-071

                    Катанаев  Михаил Владиславович 

                                                   Проверил:

                                                   Абрамова Е.В. 
 
 
 
 
 
 

Волжский 2010 г.

 

    Введение 

    Согласно  статье 17 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" саморегулируемая организация аудиторов (СРО) представляет собой некоммерческую организацию, созданную на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

    СРО признаются некоммерческие организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

    СРО аудиторов могут объединять как  субъектов предпринимательской  деятельности, т.е. аудиторские организации, индивидуальных аудиторов, так и  субъектов профессиональной деятельности: объединение в одной СРО субъектов  предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами.

    Закрепление правового статуса саморегулируемых организаций определяется Федеральным  законом "О саморегулируемых организациях" от 17 декабря 2007 года, где, по сравнению с Временным положением от 12.07.1995 г., их правовой статус был значительно расширен.

    Правовой  статус саморегулируемой организации  некоммерческая организация приобретает  с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра. 
Общие положения о СРО

    Представляется, что из всего спектра организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие организации, для СРО приемлемы только две организационно-правовые формы:

  • некоммерческое партнерство. Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных Законом;
  • объединение юридических лиц (ассоциация или союз). Объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями; если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

    Требования  к организации

    Установлены три требования, при условии соответствия которым (наряду с прочими требованиями) некоммерческая организация включается в госреестр СРО аудиторов.

    1. Объединение в составе СРО  в качестве ее членов не  менее 700 физических лиц или  не менее 500 коммерческих организаций,  соответствующих установленным  комментируемым Законом требованиям  к членству в такой организации  (п. 1).

    2. Наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРО аудиторов (п. 2).

    3. Обеспечение СРО аудиторов дополнительной  имущественной ответственности  каждого ее члена перед потребителями  аудиторских услуг и иными  лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО аудиторов (п. 3).

    СРО вправе применять такие способы  обеспечения имущественной ответственности  членов СРО перед потребителями  произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами, как:

  • создание системы личного и (или) коллективного страхования;
  • формирование компенсационного фонда.

    Органы  контроля СРО

    Для осуществления деятельности в качестве СРО аудиторов некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами СРО аудиторов требований комментируемого Закона.

    К специализированным органам относятся:

  • орган, осуществляющий контроль за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил СРО;
  • орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия.

    Основные  функции СРО

    Правовой  статус характеризуется совокупностью  прав, свобод, обязанностей и возможностью нести ответственность. СРО в соответствии с ч. 1 статьи 6 Закона о СРО осуществляет следующие основные функции:

  • разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО;
  • применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные Законом и внутренними документами СРО, в отношении своих членов;
  • образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами СРО, а также между ними и потребителями произведенных членами СРО товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
  • осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в СРО в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов СРО;
  • представляет интересы членов СРО в их отношениях с органами государственной власти России, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;
  • организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов СРО или сертификацию произведенных членами СРО товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
  • обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном названным Законом и внутренними документами СРО;
  • осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил СРО, условий членства в СРО;
  • рассматривает жалобы на действия членов СРО и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил СРО, условий членства в СРО.

    Дополнительные  функции СРО

    В ч. 2 статьи 6 Закона о СРО предусмотрено, что СРО наряду с основными  функциями вправе осуществлять иные предусмотренные федеральными законами и уставом некоммерческой организации функции. В рамках такого регулирования в ч. 5 комментируемой статьи предусмотрено, что СРО аудиторов осуществляет следующие функции:

  • разрабатывает и утверждает стандарты СРО аудиторов. Наличие таких стандартов для внесения сведений о некоммерческой организации в госреестр СРО аудиторов обязательным не является;
  • принимает Кодекса профессиональной этики аудитора (КПЭА). СРО аудиторов вправе включить в принимаемый ею КПЭА дополнительные требования. Наличие принятого КПЭА в соответствии с п. 2 ч. 3 комментируемой статьи является обязательным условием для внесения сведений о некоммерческой организации в госреестр СРО аудиторов;
  • разрабатывает проекты ФСАД (федеральные стандарты аудиторской деятельности), участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации. Аудитор обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым СРО аудиторов, членом которой он является; минимальная продолжительность такого обучения устанавливается СРО аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.
 

    Права СРО аудиторов

     
СРО, согласно ч. 3 статьи 6 Закона о СРО, имеет право:

  • от своего имени оспаривать в установленном законодательством РФ порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти России, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы СРО, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;
  • участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов России, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти России, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;
  • вносить на рассмотрение органов государственной власти России, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;
  • запрашивать в органах государственной власти России, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения СРО возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.

    Наряду  с указанными правами СРО имеет иные права, если ограничение ее прав не предусмотрено федеральным законом и (или) ее учредительными документами. В рамках такого регулирования предусмотрено, что СРО аудиторов имеет следующие права:

  • устанавливать в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются ее членами, дополнительные к требованиям, предусмотренным комментируемым Законом, требования, обеспечивающие их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности. Обязательным, согласно п. 3 ч. 3 комментируемой статьи, является обеспечение СРО аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО аудиторов;
  • разрабатывать и устанавливать дополнительные к мерам, предусмотренным комментируемым Законом, меры дисциплинарного воздействия на ее членов за нарушение ими требований комментируемого Закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, КПЭА. Предусмотренными комментируемым Законом мерами дисциплинарного воздействия, о которых идет речь, согласно ч. 1 его статьи 20 являются: 1) внесение предписания; 2) вынесение предупреждения в письменной форме; 3) наложение штрафа; 4) приостановление членства в СРО аудиторов; 5) исключение из членов СРО;
  • организовывать профессиональное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.
 

    Обязанности СРО 

    В части 7 статьи закреплены обязанности, которые возлагаются на СРО аудиторов дополнительно к обязанностям, установленным Законом о СРО.

    В связи с этим следует отметить, что названный Закон, регламентируя  обязанности СРО, в ч. 5 статьи 6 указывает  на обязанность СРО осуществлять функции СРО. Кроме того, в ч. 6 статьи 6 Закона о СРО установлено, что СРО не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов СРО и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

    В соответствии с ч. 7 комментируемой статьи СРО аудиторов наряду с исполнением указанных обязанностей:

  • участвует в установленном порядке в создании, включая финансирование, и деятельности ЕАК. Учредительные документы ЕАК, а также вносимые в них изменения до их утверждения согласовываются с уполномоченным федеральным органом. Отказ СРО аудиторов от участия в установленном порядке в создании, включая финансирование, и деятельности ЕАК согласно п. 4 ч. 5 ст. 21 комментируемого Закона является основанием для исключения уполномоченным федеральным органом сведений о некоммерческой организации из госреестра СРО аудиторов;
  • сообщает в уполномоченный федеральный орган об изменениях в сведениях о СРО аудиторов для внесения в госреестр СРО аудиторов, а также о возникшем несоответствии СРО аудиторов требованиям, установленным ч. 3 статьи. Данная обязанность подлежит исполнению не позднее 7 рабочих дней со дня, следующего за днем возникновения соответственно указанных изменений в сведениях или несоответствия;
  • сообщает в уполномоченный федеральный орган о дополнительных к требованиям, установленным ФСАД, требованиях, предусмотренных СРО аудиторов в своих стандартах, а также о дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею КПЭА. Порядок, сроки и форма такого сообщения подлежат определению уполномоченным федеральным органом. Соответственно, следует ожидать издания нормативного правового акта Минфина России, в котором будут урегулированы данные вопросы;
  • представляет в уполномоченный федеральный орган отчет об исполнении СРО аудиторов, ее членом или членами требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность. Порядок представления такого отчета, сроки его представления и его форма подлежат определению уполномоченным федеральным органом. Соответственно, следует ожидать издания нормативного правового акта Минфина России, в котором будут урегулированы данные вопросы;
  • подтверждает соблюдение аудиторами, являющимися членами этой СРО аудиторов, требования об обучении по программам повышения квалификации. Положение, устанавливающее данную обязанность СРО аудиторов, логично дополняет положение ч. 5 комментируемой статьи, наделяющее СРО аудиторов дополнительно к функциям, установленным Законом о СРО, функцией организации прохождения аудиторами обучения по программам повышения квалификации (см. выше);
  • представляет в уполномоченный федеральный орган и СпАД по их запросам копии решений органов управления и специализированных органов СРО аудиторов. Указанные документы подлежат представлению не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения письменного запроса;
  • оказывает содействие представителям СпАД в ознакомлении с деятельностью СРО аудиторов. Эта обязанность закреплена в целях обеспечения осуществления СпАД своих функций, в том числе и такой, прямо предусмотренной в п. 4 ч. 2 статьи 16 Закона, как оценка деятельности СРО аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дача рекомендаций по совершенствованию этой деятельности.

Информация о работе СРО: проблемы определения правового статуса