Сбор аудиторских доказательств и обобщение результатов проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка научно обоснованной концепции системы экономического контроля хозяйствующих субъектов, объединяющей внешний и внутренний контроль разных аспектов внешнеэкономической деятельности, обоснование направлений совершенствования методологии учета, анализа и контроля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…4
Глава 1. Сущность аудита ВЭД (аудита экспортных и импортных операций) и их нормативное регулирование……………………………………....7
1.1. Цель и информационная база аудита ВЭД (аудита экспортных и импортных операций)………………………………………….........7
1.2. Нормативное правовое регулирование аудита ВЭД (аудита экспортных и импортных операций)……………………………………...……..10
1.3. Этапы аудита ВЭД (аудита экспортных и импортных операций)……………………………………………………………………………13
Глава 2. Планирование аудита ВЭД (аудита экспортных и импортных операций)………………………………………..…………………………………..17
2.1. Понимание деятельности аудируемого лица………………...17
2.2. Оценка системы внутреннего контроля, уровня существенности и аудиторского риска……………………………………………19
2.3. Формирование плана и программы аудита экспортных и импортных операций………………………………………………………………29
Глава 3. Сбор аудиторских доказательств и обобщение результатов проверки…………………………………………………………………………....38
3.1. Сбор аудиторских доказательств и их документирование…………………………………………………………………38
3.2. Обобщение результатов проверки…………………………38

Заключение…………………………………………………………………..40
Список использованной литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

С титульника ВЭД.doc

— 310.50 Кб (Скачать файл)

1. Отраслевые, правовые и другие внешние  факторы, влияющие на деятельность  аудируемого лица, включая применяемые  способы ведения бухгалтерского  учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица

    Правовые факторы:

-  общие  принципы бухгалтерского учета  и отраслевые особенности;

-  нормативные  правовые акты, регулирующие деятельность  в отрасли; 

- нормативные  правовые акты, которые существенным  образом влияют на деятельность  аудируемого лица; общие требования нормативных правовых актов;

- прямые  регулирующие нормы; 

- налогообложение; 

- государственная  политика, оказывающая влияние на  деятельность аудируемого лица;

  - налоговая  политика.

Особенности составления финансовой (бухгалтерской) отчетности:

  - общие  правила бухгалтерского учета  и отраслевые особенности; 

  - практика  признания доходов; 

  - учет  необычных или сложных операций;

  -представление  и раскрытие информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности)

2.  характер деятельности аудируемого лица, включая выбор и применение учетной политики

3.  цели  и стратегические планы аудируемого  лица, связанные с ними риски  хозяйственной деятельности, указывающие  на возможное существенное искажение  финансовой (бухгалтерской) отчетности;

4. основные  показатели деятельности аудируемого  лица и тенденции их изменения; 

5. система  внутреннего контроля.

   Нормативными правовыми актами  устанавливаются применимые способы  ведения бухгалтерского учета  и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые руководство аудируемого лица должно использовать при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности и которыми руководствуется аудитор. При этом как аудитор, так и аудируемое лицо должны понимать эти способы.

  Аудитор  должен ознакомиться с особенностями деятельности аудируемого лица. Понимание особенностей деятельности аудируемого лица позволяет аудитору разобраться в группах однотипных операций, остатках на счетах бухгалтерского учета и раскрытии информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

   Финансовая (бухгалтерская) отчетность, составленная в соответствии  с применяемыми способами ведения  бухгалтерского учета и подготовки  финансовой (бухгалтерской) отчетности, должна включать надлежащее раскрытие  существенной информации. Эта информация касается форм, структуры представления и содержания финансовой (бухгалтерской) отчетности, примечаний, включая используемую терминологию, уровень детализации, классификацию статей в отчетности и основания для представленных числовых показателей. Аудитор обращает внимание на то, раскрыло ли аудируемое лицо надлежащим образом какую-либо проблему в свете обстоятельств и фактов, о которых аудитору стало известно к моменту проведения аудита.  
 
 

2.2. Оценка системы  внутреннего контроля, уровня существенности и аудиторского риска 

     Для успешного построения системы внутреннего  контроля хозяйствующего субъекта, осуществляющего внешнеэкономическую деятельность,  необходимо четко определить  формы и методы внутреннего контроля, которые в таких случаях применяются.

      Автор под формами внутреннего контроля понимает  организацию контрольной  деятельности, направленной на выполнение функций контроля. Важно применять  наиболее эффективные формы контроля с учетом четкого разграничения  сфер их применения, конкретных хозяйственных ситуаций и задач.

     Под методами внутреннего контроля автор  понимает способы достижения целей и решения его задач. Характерной особенностью  этих методов, является использование совокупности методических  приемов, основанных на достижениях экономического анализа хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета и статистики.

      Системность и комплексность контрольных  действий может быть обеспечена комбинированным  использованием различных методов  контроля. Применение их позволяет  всесторонне анализировать фактический материал, определять последовательность действий субъекта контроля в сложных хозяйственных ситуациях или в условиях неопределенности, устанавливать достоверность привлекаемых источников информации.

      В зависимости от последовательности контрольных действий  автором рассматриваются следующие методы документального внутреннего контроля: формальный, арифметический, юридический, логический, встречный и аналитические процедуры. Именно сочетание этих методов позволяет выявить большинство ошибок.

      В целях обеспечения эффективного управления внешнеэкономической деятельностью  хозяйствующего субъекта, повышения  ее эффективности, сохранения активов необходим четкий механизм внутреннего  контроля за  осуществляемыми  операциями по экспорту и импорту.

     Совершенствование системы внутреннего контроля  в настоящее время  направлено на повышение эффективности  финансово-хозяйственной деятельности. По мнению автора, в хозяйствующих субъектах может быть создана частичная или полная система внутреннего контроля, включающая контроль внешнеэкономической деятельности.

     В хозяйствующих субъектах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, могут быть сформированы различные  системы внутреннего контроля в  зависимости форм, полноты охвата  и применяемых  методов контроля.

     Основными целями внутреннего контроля деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, являются обеспечение  повышения эффективности экспортно-импортных операций,  сохранности всех видов  активов, предотвращение ошибок при отражении экспортно-импортных операций на счетах бухгалтерского учета, подготовка своевременной и достоверной  бухгалтерской (финансовой) отчетности.

     При разработке системы внутреннего контроля внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов не  учитывать все вышеуказанные цели.  Эти цели определяют направления контроля, которые должны  осуществлять конкретные ответственные работники, а также  службы внутреннего  контроля или внутреннего аудита. Наиболее оптимальным является вариант сочетания контрольных функций ответственных работников и служб внутреннего контроля, которые представлены в табл.2.

     Система внутреннего контроля внешнеэкономической  деятельности должна носить не формальный, а реальный и систематический  характер. Признаками такого контроля являются систематический контроль всей финансово-хозяйственной деятельности, осуществление оперативного контроля за использованием  производственных ресурсов со стороны руководителей структурных подразделений.  Контроль должен быть  основан на точных оценках, объективных измерителях и осуществляться руководителем, его заместителем, главным бухгалтером, бухгалтерами и другими специалистами аппарата управления. В содержание контроля входит  установление обратной связи с контролируемым объектом.   

Таблица 2.1

Основные  направления и полнота контроля внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов

 
 
Направления контроля
Соответствующие структуры хозяйствующего

субъекта (СВК)

Служба 

внутреннего аудита

Внешний 

аудит

Эффективность внешнеэкономической деятельности полностью, в  течение года выборочно, во время 

проверки

выборочно, во время 

проверки

Обеспечение сохранности всех видов активов  на всех этапах товародвижения полностью, в  течение года выборочно, во время 

проверки

выборочно, во время 

проверки

Предотвращение  ошибок при отражении экспортно-импортных операций на счетах бухгалтерского учета полностью, в  течение года выборочно, во время 

проверки

выборочно, во время 

проверки

Подготовка  своевременной и достоверной  бухгалтерской (финансовой) отчетности полностью, в  течение года выборочно, во время 

проверки

выборочно, во время 

проверки

 

        Система внутреннего контроля должна рассматриваться в учетной политике, предусматривающей график документооборота, должностные инструкции менеджеров всех уровней по осуществлению контроля,  инструкции по применению рабочего плана счетов и наиболее характерные корреспонденции счетов; обобщение результатов контроля, их анализ и  разработку мер по устранению выявленных  недостатков.

     Система внутреннего контроля предполагает выделение  объектов и субъектов  контроля. Объектом внутреннего контроля внешнеэкономической деятельности являются производственные ресурсы, доходы, финансовые результаты и налогооблагаемая прибыль. Каждому объекту контроля соответствует центр ответственности (бригада, цех по производству продукции на экспорт, торговый отдел, отдел продаж и т.д.). Состояние и изменение объектов контролируют  субъекты, которые являются должностными лицами  или группами лиц, которые имеют обязанности, отвечающие интересам хозяйствующего субъекта. В исследовании приведены объекты, субъекты внутреннего контроля и их функции.

     Внутренний  контроль необходимо рассматривать во взаимодействии с другими элементами системы управления хозяйствующего субъекта, осуществлять  контроль во взаимодействии всех ответственных работников.  

Определение аудиторского риска и уровня существенности вызвано необходимостью сокращения трудовых и финансовых затрат при проведении аудита. Аудиторская фирма, как правило, не может себе позволить проверки всех первичных документов, поскольку в этом случае стоимость аудиторской проверки значительно возрастет и организация будет вытеснена с рынка аудиторских услуг. Поэтому характер аудиторской деятельности подразумевает, что при проведении проверки все ошибки не могут быть обнаружены, но пользователи бухгалтерской отчетности хотят быть уверенными в ее достоверности, чтобы принимать правильные экономические решения. То есть возникает проблема, как при снижении трудозатрат и стоимости проверки обеспечить обоснованность выводов.

В Федеральном  стандарте "Существенность в аудите" указано, что информация является существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей. В этом же стандарте указано на субъективный характер оценки существенности показателей. При рассмотрении показателей аудитор должен не пропустить и сравнительно небольшие величины, если они в своей совокупности могут оказать существенное влияние. Уровень существенности определяется аудитором как на этапе планирования, так и в ходе проверки. Этот стандарт не устанавливает способов определения уровня существенности, единых для всех аудиторов, отмечая лишь, что существенность зависит от величины показателя финансовой отчетности или ошибки. 
 

                   ┌──────────────────────────────────────────────────────────┐

                   │Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля│

                   └─────────────────────────────┬────────────────────────────┘

                                                 ▼

           Да ┌──────────────────────────────────┴─────────────────────────────────┐Нет

          ┌───┤Возможность и необходимость  выделения компонентов аудиторского  риска├───┐

Информация о работе Сбор аудиторских доказательств и обобщение результатов проверки