Система бюджетирования на предприятии ООО "Наваррос"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

Одним из важных инструментов управления предприятием в условиях рыночной экономики является бюджетное планирование (бюджетирование). Технология бюджетирования предусматривает сопоставление плановых значений показателей деятельности на текущий момент с фактическими для принятия управленческих решений. Этот элемент является новым для российских предприятий, и в данном случае будем говорить о бюджетном управлении.

Содержание

Введение
1. Бюджетирование на предприятии: сущность цели и особенности
1.1 Сущность и функции бюджетирования
1.2 Виды бюджетов и их цели
1.3 Особенности бюджетирования на предприятиях различного размера
2. Система бюджетирования как элемент системы управления на предприятии
2.1 Бюджетирование в системе планов предприятия
2.2 Бюджетирование в цикле управления предприятием
2.3 Бюджетирование и стратегическое управление предприятием
3. Использование системы бюджетирования в ООО "Наваррос"
3.1 Экономическая характеристика деятельности предприятия
3.2 Оценка системы бюджетирования предприятия
3.3 Методические подходы к совершенствованию системы бюджетирования на предприятиях малого бизнеса
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СИСТЕМА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ.docx

— 58.93 Кб (Скачать файл)

Введение

1. Бюджетирование на предприятии:  сущность цели и особенности

1.1 Сущность и функции  бюджетирования

1.2 Виды бюджетов и их  цели

1.3 Особенности бюджетирования  на предприятиях различного размера

2. Система бюджетирования  как элемент системы управления  на предприятии

2.1 Бюджетирование в системе  планов предприятия

2.2 Бюджетирование в цикле  управления предприятием

2.3 Бюджетирование и стратегическое  управление предприятием

3. Использование системы  бюджетирования в ООО "Наваррос"

3.1 Экономическая характеристика  деятельности предприятия

3.2 Оценка системы бюджетирования  предприятия

3.3 Методические подходы  к совершенствованию системы  бюджетирования на предприятиях  малого бизнеса

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современной экономике  России одной из важнейших является народнохозяйственная проблема выявления  резервов экономического развития предприятия  и формирования его внутренних инвестиционных ресурсов.

Одним из важных инструментов управления предприятием в условиях рыночной экономики является бюджетное  планирование (бюджетирование). Технология бюджетирования предусматривает сопоставление  плановых значений показателей деятельности на текущий момент с фактическими для принятия управленческих решений. Этот элемент является новым для  российских предприятий, и в данном случае будем говорить о бюджетном  управлении.

Бюджетирование рассматривается  как универсальный инструмент управления, направленный на организацию и оптимизацию  системы бизнеса с целью повышения  его конкурентоспособности.

Современные тенденции в  области управления определяют, что  построение системы бюджетирования должно основываться на глубоком изучении рынка, понимании клиентуры и  контрагентов предприятия, вовлечении в процесс бюджетирования и управления предприятием большого количества руководителей  и специалистов разного уровня ответственности, что подтверждает актуальность выбранной  темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является следование системы бюджетирования как элемент системы управления предприятием.

Для достижения поставленной цели были выявлены следующие задачи:

• раскрыть функции и сущность системы бюджетирования;

• выявить закономерность формирования системы бюджетирования в системе планов предприятия;

• определить подходы к  оценке эффективности системы бюджетирования и выявлению резервов ее совершенствования.

Объектом исследования курсовой работы является процесс бюджетирования который осуществляют предприятия  в процессе осуществления хозяйственной  деятельности.

Предметом исследования выступает  системы бюджетирования предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Бюджетирование на предприятии:  сущность цели и особенности

 

1.1 Сущность и функции  бюджетирования

 

Бюджетирование представляет, процесс составления финансовых планов и смет, а с другой - управленческая технология, предназначенная для  выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений. Его можно рассматривать  как один из инструментов управления предприятием.[1]

Бюджетирование - включает процесс  планирования, контроля, анализа и  корректировки финансово-экономического состояния предприятия с распределением ответственности за итоги работы, результаты которого оформляются системой бюджетов.

В условиях рынка именно бюджетирование становится основой планирования - важнейшей функции управления. Вся  система внутрифирменного планирования должна строиться на основе бюджетирования, т. е. все затраты и результаты должны иметь строго финансовое выражение.

Сущность бюджетирования заключается, прежде всего, в том, что  бюджетирование представляет собой  механизм, посредством которого происходит управление текущими (краткосрочными) целями предприятия, а реализация процесса бюджетирования есть повседневная деятельность предприятия.

Таким образом, бюджетирование в системе планов предприятия  занимает ключевое место, так как  отвечает за реализацию стратегии, эффективность  текущей производственно-финансовой деятельности и за обратную связь  в системе управления.

С научной же точки зрения бюджетирование представляет собой  более сложное, более многогранное понятие: с одной стороны, оно  действительно идентифицируется с  процессом разработки и осуществления (организации выполнения) внутрифирменных  оперативных планов ресурсного обеспечения; с другой стороны - это и метод  планирования; с третьей стороны - это и управленческая технология, предназначенная для выработки  оперативных решений, обеспечения  их финансовой обоснованности.

При рассмотрении бюджетирования как процесса важно выбрать объекты  бюджетирования. Это могут быть и  компания в целом, и центры ответственности, и отдельные хозяйственные операции или группы операций, и отдельные  проекты, и т.п. Необходимо иметь  в виду, что бюджетирование - это  замкнутый, взаимосвязанный процесс, имеющий свои специфические входы  и выходы, а также механизмы, инструменты, с помощью которых он регулируется.[2]

Бюджетирование не без  оснований рассматривают как  основу финансовой дисциплины в компаниях. При этом в качестве неизбежного  постулата создания подобной системы  выдвигается необходимость выделения  центров ответственности.

Безусловно, центры ответственности  позволяют повысить ответственность  руководителей за финансовые результаты, достигнутые данными подразделениями. Однако при выделении центров  ответственности важно не забывать о необходимости сохранения управляемости  компании в целом, о ее способности  трансформации к требованиям  бизнеса. Другими словами, наведение  финансовой дисциплины не должно превращаться в самоцель, а должно выступать  в качестве инструмента, механизма  в достижении целей ведения бизнеса, и соответственно выделение центров  ответственности должно согласовываться  с требованиями гибкости ведения  бизнеса.

Бюджетирование как интегрированная  система оперативного планирования, контроля и анализа финансово-хозяйственной  деятельности компании, прежде всего, должна определять основные стоимостные  параметры ведения бизнеса, а  именно: потребность компании в финансовых ресурсах, обеспечивающих ее платежеспособность; наличие свободных финансовых ресурсов в течение планируемого периода; размеры предполагаемой прибыли, состав и структуру капитала. Степень  же детализации, уровень точности прогнозных значений стоимостных показателей, состав бюджетов должны определяться на основе соотношения "затрат и  выгод" от постановки конкретной системы  бюджетирования.[3]

Бюджетирование как управленческая технология включает в себя три важнейших  элемента:

технологию бюджетирования, представляющую собой последовательность разработки бюджетов, порядок консолидации бюджетов разного уровня и функционального  назначения, виды и формы бюджетов, состав целевых показателей планирования, внутрифирменные нормы и нормативы, процедуры составления и порядок  корректировки бюджетов;

• организацию бюджетирования, в которую входит создание (наличие) финансовой структуры (центров ответственности  либо организационно оформленных бизнесов фирмы), бюджетного регламента, определяющего  распределение функций аппарата управления по бюджетированию, систему  внутренних положений, должностных  инструкций;

• автоматизацию расчетных  операций, включающую в себя постановку управленческого учета на основе интегрированной обработки информации, который позволяет получать оперативную  информацию о ходе осуществления (реализации) принятых бюджетов.

Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов (условий) может  свести всю работу по бюджетированию к нулю с точки зрения ее практической значимости, так как затраты на разработку системы бюджетирования могут оказаться выше потенциальных  преимуществ от системы бюджетирования. Следует иметь в виду, что лишь в единичных российских компаниях  налажен полноценный управленческий учет, без которого трудно создать  эффективно функционирующую полноценную  систему бюджетирования, обеспечивающую реальное Таким образом, одной из главных функций бюджетирования является прогнозирование (финансового  состояния, ресурсов, доходов и затрат). Именно этим бюджетирование и ценно  для принятия управленческих решений.

 

1.2 Виды бюджетов и их  цели

 

Бюджетирование создает  предпосылки для роста эффективности  использования ресурсов фирмы и  представляет высокотехнологичное  средство операционно-финансового  планирования, обеспечивающего оперативную  оценку результатов деятельности фирмы  и при необходимости возможность  своевременно корректировать планы; оно  способствует объединению усилий всех подразделений фирмы для достижения поставленных целей.

Бюджетирование как процесс  включает в себя определенные этапы. В качестве основных этапов выделяют:

• формулирование задач;

• расчет имеющихся ресурсов;

• переговоры между заинтересованными  лицами по цифрам бюджета;

• координация и проверка компонент;

• окончательное утверждение;

• распространение утвержденного  бюджета.[5]

При постановке бюджетирования одной из первоочередных проблем, требующих  решения, является определение состава (формата) бюджетов, прежде всего их статей. Особенно важно это для  операционных бюджетов, так как законодательно регламентируемых форм внутрифирменного бюджетирования не существует, и каждая фирма самостоятельно принимает  решения как по составу форм бюджета, так и по составу планируемых  показателей. Другими словами, состав операционных бюджетов является прерогативой разработчиков системы бюджетирования для каждой фирмы.

Тем не менее в теории и  практике выработан определенный набор  операционных бюджетов. К нему можно  отнести бюджеты:

• продаж;

• производственный бюджет (производственная программа);

• материальных затрат (товарно-материальных ценностей);

• прямых затрат труда;

• общепроизводственных расходов;

• цеховой себестоимости;

• коммерческих расходов;

• управленческих расходов;

• общехозяйственных расходов.

Именно при разработке операционных бюджетов задается уровень  точности прогнозных расчетов и степень  детализации планируемых показателей, и вырабатываются подходы, применяются  конкретные методы, позволяющие уменьшить  влияние факторов неопределенности внешней среды.

Бюджет продаж. В нем  приводится прогноз сбыта по видам  продукции и по компании в целом-с  разбивкой на планируемые периоды (год с разбивкой по кварталам; квартал с разбивкой по месяцам; месяц с разбивкой по декадам, неделям).

Бюджет продаж составляется в натуральных и в стоимостных  показателях и служит основой  для формирования остальных бюджетов. Объемы продаж каждого вида продукции  могут показываться в привязке к  различным условиям реализации: регион, сезон, тип покупателей (оптовые, розничные) и т.п. Чем продолжительнее период бюджетирования, тем ниже точность прогноза объема продаж. Самым подвижным  фактором здесь являются будущие  цены реализации. Поэтому в бюджете  целесообразно указывать оптимистические  и пессимистические, наиболее вероятные  значения объемов продаж, тем самым  как бы задавая коридор возможных  будущих результатов, в том числе  будущих размеров прибыли.

Производственный бюджет представляет собой план выпуска  продукции с учетом запасов готовой  продукции на начало и конец бюджетного периода в физических единицах измерения  по отдельным видам продукции  и по фирме в целом. Планирование объемов производства осуществляется в соответствии с бюджетом продаж. При разработке данного бюджета  внешние факторы играют меньшую роль и поддаются более точному прогнозу на год и даже более длительные периоды.

Бюджет материальных затрат содержит сведения о расходах сырья, материалов, покупных изделий, комплектующих  в расчете на единицу готовой  продукции и их потребности на планируемый объем производства по видам производимой продукции  и фирмы в целом. Расчет осуществляется в физических и стоимостных единицах. В бюджете может приводиться  и расчет объема закупок планируемых  материалов с учетом ожидаемого потребления  и запасов на складе. При формировании данного бюджета многое зависит  от обоснованности норм и нормативов, действующих на предприятии, а также  от складской политики и политики работы с поставщиками. Другими словами, достоверность (точность) прогнозов  здесь может варьироваться достаточно широко.

Бюджет прямых затрат труда  содержит сведения о трудоемкости изготовления каждого производимого вида продукции  и по фирме в целом. Потребность  в затратах труда рассчитывается в человеко-часах и в стоимостном  выражении. Расчеты осуществляются на основе данных производственной программы, трудоемкости изготовления единицы  производимой продукции и внутрифирменных  нормативов стоимости одного человеко-часа. Как правило, разработка данного  бюджета не вызывает особых трудностей ввиду определенности систем оплаты труда на фирме.

Бюджет общепроизводственных (цеховых) расходов содержит, как правило, сведения о расходах на оплату труда  административно-управленческого, инженерно-технического и вспомогательного персонала непосредственно  занятых в подразделениях основного  и вспомогательных производств; арендные платежи за арендуемое производственное имущество, затраты на содержание и  эксплуатацию оборудования, командировочные  и другие виды расходов, связанные  с общепроизводственной деятельностью  на протяжении бюджетного периода.

В бюджете цеховой себестоимости  продукции затраты на материалы, заработную плату сводятся воедино, рассчитывается доля общепроизводственных расходов, относимых на цеховую себестоимость. В бюджете важно выделение  переменных и постоянных затрат по каждому виду продукции. Следует  иметь в виду, что структура  бюджета цеховой себестоимости  зависит от метода управленческого  учета себестоимости ("Директ-Костинг", "Стандарт-Костинг", нормативный  учет и т.п.). В бюджет коммерческих расходов включаются текущие расходы, связанные со сбытом продукции, в  том числе транспортные расходы, комиссионные вознаграждения, а также  расходы, связанные с маркетинговой  деятельностью. Указанные расходы  рекомендуется разделять на постоянные и переменные для более обоснованного  расчета полной себестоимости и  прибыли.

Информация о работе Система бюджетирования на предприятии ООО "Наваррос"