МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра теории бухгалтерского
учета
РЕФЕРАТ
по введению в профессию бухгалтера
«Система высшего
образования в стране.
Высшее учебное заведение
и его структура»
Выполнила:
Студентка 1 курса учетно-финансового
факультета группы
УФ-1301
Довголюк Е.О.
Проверила: Чернявская С.А.
Краснодар 2013
Содержание
Введение
1.Роль образования в развитии
российского общества
2.Общая структура системы образования
РФ
3.Система высшего профессионального
образования в РФ
4.Участие России в Болонском процессе
5.Высшее учебное заведение
и его структура
6.Организация учебного процесса
в вузах Российской Федерации
7.Профессорско-преподавательский
состав вузов
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Образование - это жизненно
важная сфера социально-экономической
деятельности. Значительная часть ресурсов
общества задействована в образовании,
к материальному обеспечению сферы образования
имеют отношение многие отрасли экономики
государства, являющиеся в то же время
потребителем ее продукта. Образование
является одним из факторов, обеспечивающих
развитие общества, сглаживающих и даже
нейтрализующих влияние на него негативных
составляющих среды обитания экологического,
техногенного и экономического порядка.
В современных условиях перед
человечеством встала проблема обеспечения
устойчивого развития цивилизации в условиях
существенных изменений среды обитания,
особая роль в решении данной проблемы
отводится образованию. Значимость образования
для развития цивилизации объективно
обусловлена растущей ролью организационных
и информационных технологий при снижении
роли материального производства, образование
становится важнейшим фактором, обеспечивающим
развитие общества. Являясь одной из важнейших
подсистем социальной сферы государства,
обеспечивающей процесс получения человеком
систематизированных знаний, умений и
навыков с целью их эффективного использования
в профессиональной деятельности, образование
обеспечивает развитие факторов и результатов
производственной деятельности. В наше
время образование является одной из самых
крупных сфер мировой экономики и одним
из наиболее быстро развивающихся секторов
мировой торговли услугами, при этом ежегодные
мировые расходы на образование по некоторым
оценкам превышают триллион долларов.
В современном обществе образование выступает
и как система экономических отношений,
выражающая взаимосвязь, взаимодействие
непосредственно образования и сопряженных
с ним сфер деятельности. Поэтому система
образования на уровне государства представляет
собой сектор его экономики со всеми присущими
ему характеристиками.
1.Роль образования
в развитии российского общества
Образовательная политика России,
отражая общенациональные интересы в
сфере образования и предъявляя их мировому
сообществу, учитывает вместе с тем общие
тенденции мирового развития, обусловливающие
необходимость существенных изменений
в системе образования:- ускорение темпов
развития общества, расширение возможностей
политического и социального выбора, что
вызывает необходимость повышения уровня
готовности граждан к такому выбору;- переход
к постиндустриальному, - значительное
расширение масштабов межкультурного
взаимодействия, в связи с чем, особую
важность приобретают факторы коммуникабельности
и толерантности;- возникновение и рост
глобальных проблем, которые могут быть
решены лишь в результате сотрудничества
в рамках международного сообщества, что
требует формирования современного мышления
у молодого поколения;- динамичное развитие
экономики, рост конкуренции, сокращение
сферы неквалифицированного и малоквалифицированного
труда,- глубокие структурные изменения
в сфере занятости, определяющие постоянную
потребность в повышении профессиональной
квалификации и переподготовке работников,
росте их профессиональной мобильности;-
возрастание роли человеческого капитала,
который в развитых странах составляет
70-80 % национального богатства, что, в свою
очередь, обусловливает интенсивное, опережающее
развитие образования как молодежи, так
и взрослого населения.Отечественная
система образования является важным
фактором сохранения места России в ряду
ведущих стран мира, ее международного
престижа как страны, обладающей высоким
уровнем культуры, науки, образования.
Особое значение имеет развитие плодотворного
сотрудничества и сохранение общего образовательного
пространства со странами Содружества
Независимых Государств, образовательная
поддержка соотечественников за рубежом.На
современном этапе развития России образованиестановится
все более мощной движущей силой экономического
роста, повышения эффективности и конкурентоспособности
народного хозяйства, что делает его одним
из важнейших факторов национальной безопасности
и благосостояния страны. Потенциал образования
должен быть в полной мере использован
для консолидации общества, сохранения
единого социокультурного пространства
страны, преодоления этнической и национальной
напряженности, социальных конфликтов
на началах приоритета прав личности,
равноправия национальных культур и различных
концессий, ограничения социального неравенства.Обновленное
образование должно сыграть ключевую
роль в сохранении нации, ее генофонда,
обеспечении динамичного развития российского
общества. Необходимо использовать все
возможности для социальной защиты детей
и подростков, лишенных попечения родителей.
Важной задачей также является формирование
профессиональной элиты, выявление и поддержка
наиболее одаренных, талантливых детей
и молодежи.
2.Общая структура
системы образования РФ
Согласно Закону Российской
Федерации «Об образовании», Российское
образование представляет собой непрерывную
систему последовательных уровней, на
каждом из которых функционируют государственные,
негосударственные, муниципальные образовательные
учреждения разных типов и видов:дошкольные;общеобразовательные;учреждения
для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей профессиональные
учреждения дополнительного образования;другие
учреждения, предоставляющие образовательные
услуги.
Государственные и муниципальные
образовательные учреждения осуществляют
свою деятельность на базе типовых положений,
утвержденных Правительством РФ, о соответствующих
типах и видах образовательных учреждений.
На основе типовых положений разрабатываются
уставы образовательных учреждений.
Таким образом, образовательная
система объединяет дошкольное, общее
среднее, среднее специальное, вузовское,
послевузовское, дополнительное образование,
образовательные учреждения которой могут
быть платными и бесплатными, коммерческими
и некоммерческими. Все они имеют право
заключать между собой соглашения, объединяться
в учебно-воспитательные комплексы и учебно-научно-производственные
объединения (ассоциации) с участием научных,
производственных и других учреждений
и организаций. Образование можно получать
с отрывом и без отрыва от производства,
в форме семейного (домашнего) образования,
а также экстерната
3.Система высшего
профессионального образования в РФ
Российская система образования на практике
доказала, что она способна конкурировать
с системами образования передовых держав
мира. Оценивая ситуацию в российской
высшей школе, следует отметить, что она
сумела выстоять в самые непростые моменты,
сохранить фундаментальность российского
образования, определить новые приоритеты
развития образовательной системы РФ.В
последние годы государство активно поддерживает
вузы: увеличивается бюджет высшего образования,
реализуются приоритетный национальный
проект "Образование". Сегодня перед
системой высшего образования встают
задачи, связанные не только с удовлетворением
текущих потребностей экономики страны
в квалифицированных кадрах, но и интеграцией
в европейское и мировое образовательное
пространство.
Высшая школа в России - наиболее
динамично развивающееся звено системы
непрерывного образования. Она представлена
следующими видами учебных заведений:
университетами (они являются центрами
фундаментальных научных исследований
и осуществляют подготовку специалистов
по разным профилям), академиями, институтами,
консерваториями, высшими профессиональными
школами. Реформирование высшей школы
основано на введении многоступенчатой
подготовки специалистов, которая реализуется
по содержанию и срокам обучения преемственными
общеобразовательными программами. По
завершении обучения на каждой из ступеней
выпускник получает диплом, который дает
право заниматься профессиональной деятельностью
или перейти к следующему этапу образования.
Такая перестройка высшего образования
дает возможность удовлетворить потребности
страны в специалистах разного уровня
квалификации.
4.Участие России
в Болонском процессе
В сентябре 2003 г. в Берлине Россия
присоединилась к членам Болонского клуба.
Поэтому, соответственно, тем самым Россия,
как и другие государства-члены, обязалась
до 2010 г. выполнить следующие шесть задач:
1) согласовать структурное
построение систем высшего образования
переходом к двух-циклового обучения:
дипломов бакалавра (3-4 года) и магистра
(еще 1-2 года)2) измерять объем учебной
работы студента в кредитах (в
европейской системе их трансфера
- ЕСТ), обеспечить накопление кредитов
и их применимость для обучения
на протяжении всей жизни3) обеспечить
контроль качества всех видов
высшего образования на основе
измерений достижений выпускников.
4) ликвидировать все барьеры для расширения
мобильности студентов и преподавателей,
изменить законодательство в сфере трудоустройства
иностранцев.
5) применять приложение к диплому европейского
образца и обеспечить трудоустройство
выпускников6) повысить конкурентоспособность
европейского образования и ее привлекательность
для молодежи из других континентов.
Организаторы Болонского процесса
направляли свои усилия именно на повышение
качества своего высшего образования
и привлечение к решению своих проблем
возможных партнеров, в первую очередь
- России. Для этого они даже профинансировали
проекты перехода нескольких российских
высших учебных заведений на новые программы
использования кредитов.Россия с сентября
2003 г. стала участником Болонского процесса,
но еще до подписания Декларации приняла
ряд решений по выполнению ее положений
с определением дат их выполнения:1) разработка
нормативных правовых актов, обеспечивающих
реальное функционирования многоступенчатой
структуры высшего образования и шаги
к ее глубокой профессионализации (IV квартал
2004 г.)2) создание проекта модели российской
системы зачетных единиц (на-учебных кредитов)
в высшем образовании и связанных с ней
основных понятий и нормативов с учетом
усиления роли самостоятельной работы
студентов (IV квартал 2003)3) создание новых
государственных образовательных стандартов
на основе образовательных кредитов (IV
квартал 2004 г.)4) перевод образовательного
процесса в нескольких вузов на кредитную
основу (начиная с 2002/2003 уч. г.)5) экспериментальное
проработки двух цикловой модели высшего
образования, которая бы максимально согласовывалась
с европейской системой высшего образования
"болонского" образца.
Итак, россияне начали активные
действия в направлении перевода своего
высшего образования на европейские образцы
структурного построения и статистической
отчетности. Запланированные следующие
шаги - распространение приложений к дипломам
и усовершенствования системы обеспечения
качества высшего образования - надлежащего
уровня учебных заведений и всего процесса
подготовки выпускников. В российских
государственных образовательных стандартах
высшего профессионального образования
сформулированы требования к кадровому,
учебно-методического и материально-технического
обеспечения учебного процесса, а также
организации "практик различного направления,
итоговой государственной аттестации
и уровня профессиональной подготовленности
выпускников. Содержание основных образовательных
программ высшей школы россияне справедливо
считают одним из ключевых показателей
качества образования. Действительно,
только углубленный анализ содержательной
составляющей подготовки позволяет сделать
обоснованный вывод о целостности образовательных
программ, отсутствие фрагментарности
и чрезмерного дробления учебных дисциплин,
о наличие внятной и развитой циклических
ной структуры. Содержание обучения дает
однозначное представление о сбалансированности
образовательной и профессиональной,
фундаментальной и практической составляющих,
наличие и соотношение федерального и
региональных компонентов, а также курсов
по выбору и достаточной современной и
разветвленной системы специализаций.Присоединение
России к Болонской декларации не одномоментное
явление, а длительный процесс. Он открывает
дополнительные возможности для участия
российских вузов в европейских проектах,
а студентам и преподавателям высших учебных
заведений - в академических обменах с
университетами других стран.Интеграция
в мировую систему высшего образования
системы высшего профессионального образования
Российской Федерации при сохранении
и развитии достижений и традиций российской
высшей школы - это один из принципов государственной
политики в сфере образования, зафиксированный
законом.При этом интеграционные процессы
в образовании происходят не только с
Европой, но и со странами Шанхайской организации
сотрудничества, СНГ.
Введение уровневого высшего профессионального
образования (бакалавр-магистр) является
важнейшим элементом комплексного преобразования
сферы высшего образования. В настоящее
время, когда технологии и знания обновляются
очень быстро, нецелесообразно готовить
"узких" специалистов в стенах вуза,
начиная с первого курса, в течение пяти-шести
лет. Поэтому введение широкой бакалаврской
программы с последующей специализацией
в магистратуре или на производстве будет
больше соответствовать быстро меняющемуся
рынку труда. Такая система станет более
гибкой и будет основой для формирования
структуры квалификаций и образовательных
программ, соответствующей потребностям
общества.Учитывая, что молодой человек
поступает в российский вуз в 17 лет, он
не всегда осознанно выбирает траекторию
образования для будущей профессии. Уровневое
высшее профессиональное образование
позволяет на первых курсах обучения по
широкому направлению, более осознанно
выбрать профиль программы, который реализуется
на старших курсах бакалавриата. А после
окончания первого уровня, имея диплом
о высшем профессиональном образовании,
вновь скоординировать свои жизненные
планы с возможными изменениями на рынке
труда. Это возможно как продолжение образования
в магистратуре, так и с использованием
широкого спектра программ дополнительного
профессионального образования с присвоением
квалификации.