Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 07:09, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – рассмотреть особенности системы управленческого учета «директ-костинг».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность системы «директ-костинг»;
- охарактеризовать организацию учета затрат при методе развитого «директ-костинга»;
- выявить проблемы применения метода «директ-костинг» на российских предприятиях;
- представить расчеты по решению практического задания.
Введение.………………………………………..…………………………………3
1. Особенности системы управленческого учета «директ-костинг»….....…….4
1.1. Сущность системы «директ-костинг»………………………….…………...4
1.2. Организация учета затрат при методе развитого «директ-костинга»...…..8
1.3. Проблемы применения метода «директ-костинг» на российских предприятиях…………………………………………………………………….13
2. Практическое задание № 13.............................................................................17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………….…………………………………...21
Содержание
Введение.………………………………………..…………
1. Особенности системы управленческого учета «директ-костинг»….....…….4
1.1. Сущность системы
«директ-костинг»………………………….………
1.2. Организация учета затрат при методе развитого «директ-костинга»...…..8
1.3. Проблемы применения метода «директ-костинг»
на российских предприятиях………………………………………………
2. Практическое задание № 13............................
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………….……
Приложение
Введение
«Директ-костинг» - система управленческого учета, базирующаяся на категории переменных (либо частичных) затрат. Эта система не лишена недостатков, но имеет и некоторые преимущества по сравнению с системой полного учета и распределения затрат. Выбор одной из них зависит, прежде всего, от практической пользы применения той или иной системы.
Тема курсовой работы является актуальной, так как использование системы «директ-костинг» позволит обеспечить руководство необходимой информацией для эффективного управления производством и может применяться параллельно с традиционной системой учета затрат, что позволит оперативно управлять затратами производства и рентабельностью продаж, полнее учесть рыночную конъюнктуру при ценообразовании, а также адекватно оценить эффективность деятельности и вклад каждого подразделения в покрытие общих для организации постоянных затрат и формирование желаемого уровня прибыли.
Цель написания курсовой работы – рассмотреть особенности системы управленческого учета «директ-костинг».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность системы «директ-костинг»;
- охарактеризовать организацию учета затрат при методе развитого «директ-костинга»;
- выявить проблемы применения метода «директ-костинг» на российских предприятиях;
- представить
расчеты по решению
Предметом исследования является система «директ-костинг».
При написании работы были использованы как нормативные источники (законы, постановления, инструкции), учебная и специальная литература, так и практические пособия по бухгалтерскому управленческому учету.
Данная курсовая работа состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения, списка литературы.
1. Особенности системы
управленческого учета «директ-
1.1. Сущность системы «директ-костинг»
Система «директ-костинг» представляет собой систему управленческого учета, основанную на классификации затрат на постоянные (периодические) и переменные (приходящиеся на единицу готового продукта), включающую учет и анализ затрат по их видам, местам возникновения и носителям, а также учет финансовых результатов деятельности и принятие оперативных управленческих решений. При этом затраты подразделяются на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства.
Одним из ключевых показателей системы «директ-костинг» является маржинальный доход (или сумма покрытия), представляющий собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами. Величина маржинального дохода, определенная для конкретного вида продукции, показывает «вклад» данного товара в покрытие постоянных затрат и тем самым - в общую сумму прибыли предприятия [4, с.26].
Важнейшей особенностью системы «директ-костинг» является то, что себестоимость продукции (работ, услуг) учитывается и планируется только в части переменных затрат. При этом постоянные расходы собирают на отдельном счете (или счетах) и с заданной периодичностью (например, один раз в месяц) списывают непосредственно на счет финансовых результатов. Постоянные расходы не включаются в себестоимость продукции, а как расходы периода относятся на уменьшение прибыли от реализации в том периоде, в котором они были произведены. В то же время отдельный учет постоянных затрат дает возможность менеджерам осуществлять более оперативный их контроль и регулирование.
В качестве постоянных расходов выступает часть общепроизводственных расходов и все общехозяйственные расходы, которые только содействуют изготовлению продукции, непосредственно не участвуя в ее производстве. Это затраты, связанные с процессом обслуживания и управления и зависящие в большей мере от длительности отчетного периода. В системе «директ-костинг» по переменным затратам оцениваются и остатки готовой продукции на складе, и незавершенное производство на конец периода. При этом ограничение себестоимости лишь переменными расходами позволяет упростить планирование, учет и контроль за счет резкого уменьшения числа калькуляционных статей затрат: себестоимость становится более обозримой, а отдельные затраты - лучше контролируемыми.
Деление расходов на постоянные и переменные позволяет получить информацию о расходах, необходимую для принятия большого числа управленческих решений. В первую очередь это касается решений в части оценки затрат при различной производительности.
Еще одно преимущество системы «директ-костинг» состоит в том, что ее применение позволяет использовать многоступенчатый принцип построения отчета о доходах. Отчет должен содержать такие показатели, как: выручка от реализации продукции (ВР), переменные затраты (ПЗ), маржинальный доход (МД = ВР - ПЗ), постоянные (фиксированные) затраты (ФЗ) и прибыль (П = МД - ФЗ). Таким образом, на первом этапе выявляется маржинальный доход, т.е. сумма продаж за вычетом переменных затрат, а затем уже чистая прибыль предприятия без постоянных расходов. Данный подход усиливает контроль за формированием издержек обращения по местам возникновения затрат и по центрам ответственности и, следовательно, позволяет менеджерам принимать более оперативные и эффективные управленческие решения [9, с.15].
При использовании «директ-
С помощью «директ-костинга» обосновываются важные управленческие решения, в том числе по оптимизации производственной программы, о целесообразности принятия к исполнению определенного заказа, о приобретении или замене оборудования, производстве полуфабрикатов или заказе их на стороне, выпуске побочной продукции, по вопросам ценовой политики и др.
Система «директ-костинг» позволяет:
- определять формы зависимости затрат от объемов производства;
- получать информацию о прибыльности или убыточности хозяйственной деятельности в зависимости от объема производства и продаж;
- рассчитывать критическую точку объема продаж;
- оптимизировать товарный ассортимент;
- прогнозировать поведение затрат в зависимости от различных факторов;
- принимать управленческие решения в условиях ограниченности какого-либо ресурса;
- проводить эффективную ценовую политику;
- решать тактические задачи управления предприятием [22, с.18].
На основе анализа переменных и постоянных издержек разрабатываются гибкие программы-сметы. Они ориентируются на исходную ожидаемую величину выручки, при этом позволяют учесть возможные отклонения объема продаж и выручки от реализации и влияние этих отклонений на конечную величину прибыли. В результате менеджер может рассчитать тот объем продаж, при котором достигается безубыточность предприятия, а затем оценить прибыльность при различных уровнях деловой активности.
В условиях финансово-экономического кризиса «директ-костинг» дает также информацию о возможности использования в конкурентной борьбе демпинга - продажи товаров по заведомо заниженным ценам, что связано с установлением нижнего краткосрочного предела цены (на уровне переменных затрат на изготовление).
Одним из важных преимуществ
использования в учете системы
Благодаря использованию «директ-
Таким образом, в последние годы на российских предприятиях все более используется метод калькулирования себестоимости под названием директ-костинг (direct costing), широко применяемый в западной практике. Сущность его заключается в принципиально новом подходе к включению затрат в себестоимость. Для калькулирования себестоимости на основе использования данного метода производственные затраты классифицируются на постоянные и переменные. В расчете себестоимости выпущенной продукции участвуют только переменные производственные затраты. Постоянные затраты в общей сумме признаются в качестве расходов соответствующего отчетного периода. До расчета операционной прибыли формируется показатель маржинальной прибыли компании и лишь затем, уменьшая маржинальную прибыль компании на сумму постоянных затрат, формируется финансовый результат.
1.2. Организация учета затрат при методе развитого «директ-костинга»
К методу развитого «директ-костинга» эволюционно привел простой «директ-костинг». Практическое применение простого «директ-костинга» основано на предположении, что каждое изделие или центр ответственности вносят свой вклад в формирование общей суммы переменных затрат и только на уровне предприятия подсчитывается финансовый результат в виде прибыли или убытка. При этом отказывались от определения финансового результата по изделиям и центрам ответственности и ограничивались исчислением общей маржи (маржинального дохода), за счет которой списывали постоянные расходы [12, с.206].
По мере внедрения простого «директ-костинга» в систему управленческого учета предприятия выяснилось, что некоторые постоянные расходы (специфические), могут быть прямо, без условного их распределения отнесены на соответствующие изделия и их группы, центры ответственности, сегменты деятельности. Возникло понятие «полумаржи» (или маржи по специфической стоимости), как разницы маржи и соответствующей суммы прямых постоянных расходов.
Понятие «полумаржа» экономически приближается к понятию «финансовый результат», так как характеризует частичное покрытие косвенных постоянных расходов. В этом принципиальное отличие простого и развитого «директ-костинга» (рис. 1)[18, с.15].
Рисунок 1. Структура выручки по методу простого и
развитого «директ-костинга»
Второй отличительной чертой развитого «директ-костинга» является то, что принцип «затраты / результат» действует не только на самом предприятии, но и за его пределами, и это позволяет определять финансовые результаты в виде «полумарж» по сегментам деятельности, т.е. в маркетинговом аспекте. Контроль прибыльности требует выявления всех издержек и определения фактической рентабельности по всем направлениям: по товарам, сбытовым территориям, торговым каналам и заказам разного объема. С помощью метода развитого «директ-костинга» это можно делать более качественно и объективнее, чем с использованием метода простого «директ-костинга», в то же время все преимущества метода «директ-костинг», такие как оперативность, вариативность в решении управленческих задач, сохраняются [17, с.264].
Организация учета по методу «директ-кост» основывается на следующих принципах:
- выделение и учет переменных затрат по объектам учета на отдельных счетах, субсчетах, аналитических счетах, например, для учета неполной стоимости проданной продукции - субсчет 90-21 «Себестоимость (неполная) продаж продукции А»; для учета неполной стоимости произведенной продукции - субсчет 43-11 «Готовая продукция (неполная стоимость) типа А»;