Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 09:07, курсовая работа
Залог успешной конкурентной борьбы предприятия сегодня - способность мгновенно и чутко улавливать колебания рыночной конъюнктуры, изменения спроса, потребительских предпочтений. Чтобы успешно конкурировать и развиваться, современным предприятиям приходится применять весь спектр своих конкурентных преимуществ - выбор наиболее благоприятной рыночной ниши, ценового сегмента. Развитие рыночной среды заставляет применять самые изощренные конкурентные стратегии. Использование сильной рекламы, контроль издержек конкурентов, сговор между компаниями-лидерами создают новые барьеры для входа в отрасль и ужесточают конкуренцию между игроками рынка.1.
Введение…………………………………………………………………..………3
1. Понятие «Директ-костинга» и его особенности…………………………..…7
2. Преимущества и недостатки «Директ-костинга»………………….......…....11
3. Роль и значение затрат в системе «Директ-костинг»..………………..…….14
4. Организация учета затрат и результатов по системе «Директ-костинг»…20
5. Анализ взаимосвязи и соотношения «Затраты - Объем - Прибыль»..……24
Практическая часть………………..…………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………41
Список литературы……………………………………………………………...43
Планируется от продаж шоколада получить 4765 тыс. руб. прибыли. При этом переменные затраты на единицу продукции в соответствии с рецептурой закладки должны составлять (Табл. 1.2):
Таблица 1.2
Исходные данные для решения управленческой задачи
Виды шоколада |
Переменные затраты на 1 коробку, руб. |
Молочный |
1500 |
Белый |
1800 |
Горький |
2000 |
Для расчета величины маржинального дохода, выручки и полной себестоимости необходимо, прежде всего, просчитать объем переменных затрат (Табл. 1.3)
Таблица 1.3
Вид шоколада |
Объем продаж, кор. |
Переменные затраты на 1 кор., руб. |
Переменные затраты на объем продаж, тыс. руб. |
Объем продаж, тыс. руб. |
Постоянные расходы, тыс. руб. |
Молочный |
1977 |
1500 |
2965,5 |
8376 |
1977,4 |
Белый |
756 |
1800 |
1360,8 |
3433 |
778 |
Горький |
467 |
2000 |
934,0 |
1458 |
486,3 |
Всего: |
3200 |
- |
5260,3 |
13267 |
3241,7 |
Расчет постоянных расходов:
13267 - 4765 (прибыль по условию) - 5260,3 = 3241,7 тыс. руб.
Между отдельными видами шоколада постоянные расходы распределяются по заданной структуре продаж:
Молочный шоколад:
Белый шоколад:
Горький шоколад:
Себестоимость каждого вида шоколада рассчитываем путем сложения переменных и постоянных затрат по объему продаж:
Молочный шоколад: 2965,5 + 1977,4 = 4943 тыс. руб.
Белый шоколад: 1360,8 + 778 = 2139 тыс. руб.
Горький шоколад: 934 + 486,3 = 1420 тыс. руб.
Прибыль рассчитываем как разницу между выручкой (объем продаж в тыс.руб.) и себестоимостью:
Молочный шоколад: 8376 - 4943 = 3433 тыс. руб.
Белый шоколад: 3433 - 2139 = 1294 тыс. руб.
Горький шоколад: 1458 - 1420 = 38 тыс. руб.
Подсчитываем итоговые суммы. Полученные результаты заносим в таблицу. Таким образом, получаем сводную таблицу результатов (Табл. 1.4).
Таблица 1.4
Сводная таблица результатов
Виды шоколада |
Объем продаж, тыс. руб. |
Переменные затраты на объем продаж, тыс. руб. |
Постоянные затраты на объем продаж, тыс. руб. |
Себесто-имость (переменные + постоянные) |
Прибыль, тыс. руб. |
Молочный |
8376 |
2965,5 |
1977,4 |
4943 |
3433 |
Белый |
3433 |
1360,8 |
778 |
2139 |
1294 |
Горький |
1458 |
934 |
486,3 |
1420 |
38 |
Всего |
13267 |
5259,3 |
3241,7 |
8502 |
4765 |
Выручка предприятия в общем виде рассчитывается по формуле:
Выручка = Переменные затраты + Постоянные расходы + Прибыль.
Распределим возможную дополнительную прибыль в размере 348 тыс.руб.
Используя структуру продаж и на основании условия постоянства данной структуры, распределяем дополнительную прибыль (при необходимости округляем результаты):
По молочному шоколаду:
По белому шоколаду:
По горькому шоколаду:
Постоянные расходы остаются такими же:
Молочный шоколад: 1977,4 тыс. руб.
Белый шоколад: 778 тыс. руб.
Горький шоколад: 486,3 тыс. руб.
Изначально прибыль составляла 4765 тыс.руб., а после появления возможности получения дополнительной прибыли стала составлять:
4765 + 348 = 5113 тыс. руб.
Данную прибыль необходимо также распределить в соответствии со структурой. Таким образом, реальная прибыль второго варианта:
По молочному шоколаду:
По белому шоколаду:
По горькому шоколаду:
Структура постоянных затрат остается прежней: 1978, 778 и 486 тыс. руб. по видам шоколада соответственно.
Определяем соотношение прибыли по первому и второму варианту:
.
Тогда переменные затраты во втором варианте по видам шоколада составят:
Молочный шоколад: тыс. руб.
Белый шоколад: тыс. руб.
Горький шоколад: тыс. руб.
Определяем объем продаж в натуральных единицах. Для этого сумму переменных затрат на весь объем продаж по каждому виду шоколада необходимо разделить на объем переменных затрат на 1 кор. (из таблицы 1.2). Переводим рубли в тыс. рублей. Получаем:
По молочному шоколаду: кор.
По белому шоколаду: кор.
По горькому шоколаду: кор.
Выручка по каждому виду шоколада при втором варианте рассчитывается также по формуле:
Выручка = Переменные затраты + Постоянные расходы + Прибыль.
И по каждому виду продукции составляет:
По молочному шоколаду:
По белому шоколаду:
По горькому шоколаду:
Таблица 1.5
Сравнительный анализ эффективности вариантов производства
Вид шоколада |
I вариант |
IIвариант | ||||||||
Кол-во |
ПЗ |
ПР |
При-быль |
Выруч-ка |
Кол-во |
ПЗ |
ПР |
При-быль |
Выруч-ка | |
молочный |
1977 |
2965 |
1978 |
3433 |
8376 |
2146 |
3172 |
1978 |
3119 |
8269 |
белый |
756 |
1361 |
778 |
1294 |
3433 |
808 |
1456 |
778 |
1227 |
3461 |
горький |
467 |
934 |
486 |
38 |
1458 |
500 |
999 |
486 |
767 |
2252 |
Итого: |
3200 |
5260 |
3241 |
4765 |
13267 |
3454 |
5627 |
3242 |
5113 |
13982 |
По данным таблицы определяем общую рентабельность продаж при каждом варианте по формуле:
I вариант:
II вариант:
Таким образом, по уровню рентабельности для предприятия в целом экономически целесообразен II вариант.
Далее рассчитываем рентабельность каждого вида шоколада.
I вариант:
Молочный шоколад:
Белый шоколад: .
Горький шоколад:
II вариант:
Молочный шоколад:
Белый шоколад:
Горький шоколад:
Результаты сводим в таблицу (Табл. 1.6).
Таблица 1.6
Вид шоколада |
I вариант |
II вариант |
Молочный |
41% |
37,7% |
Белый |
37,7% |
35,3% |
Горький |
2,6% |
34% |
Вывод:
Сравнение рентабельности отдельных видов шоколада свидетельствует, что структура I варианта нереальна, но горький шоколад при II варианте обеспечивают рентабельность 34% против 2,6% в I варианте. Поэтому, за основу принятия производственной программы может быть принята развертка данных II варианта. Изменения рентабельности по данному предприятию могут обеспечиваться только за счет переменных затрат, по которым руководитель принимает решения дополнительно к производственной программе.
Первая проблема, связанная с точкой безубыточности, - это проблема определения критического объема продукции, при котором достигается безубыточность. В данной работе я рассмотрю три подхода к определению точки безубыточности: уравнения, маржинального дохода и графического изображения.
I. Метод уравнения.
В самом общем виде схема любого отчета о финансовых результатах выглядит следующим образом:
Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты = Чистая прибыль;18
или
Это же уравнение можно переписать в алгебраической записи. Обозначим прибыль за исследуемый период через П, через Р - цену продажи единицы произведенной фирмой продукции, х - объем произведенной и проданной продукции за указанный период, а - уровень фиксированных расходов, в - переменные расходы на произведенную (и проданную) продукцию. В таких обозначениях уравнение «прибыли-доходов-расходов» выглядит следующим образом:
П = Р*х - (а + в*х)(1) Или П = (Р - в)*х - а
Последняя форма уравнения подчеркивает, что все факторы делятся на зависящие от объема реализации и независящие от него. В частности, как уже говорилось, все расходы фирмы можно разделить на постоянные и переменные.
Использование уравнения (1) позволяет легко определить точку безубыточности путем несложных алгебраических преобразований.
Объем выпуска, при котором достигается точка безубыточности, определяется из условия:
П = 0, и он равен хо = (П + а) / (Р - в) = а / (Р - в)(2)
Рассмотрим эту формулу на нашем примере расчет точки безубыточности для фирмы ООО «Мистер».
Продажная цена за 1 коробку молочного шоколада = 8376000/1977 = 4236 руб.
Продажная цена за 1 коробку белого шоколада = 3433000/756 = 4541 руб.
Продажная цена за 1 коробку горького шоколада = 1458000/467 = 3122 руб.
Критический объем продажи (молочного шоколада) хо=1977,4/(4236-1500) =723 (кор.)
Критический объем продажи (белого шоколада) = 778000/(4541-1800) = 284 (кор.)
Критический объем продажи (горького шоколада) = 486300/(3122-2000) = 433(кор.)
Точка безубыточности всего производства = 723+284+433 = 1440 (кор.)
Используя уравнение (2) мы также можем определить какого объема выпуска необходимо достичь, чтобы получить определенную величину прибыли. Так, для того чтобы фирма ООО «Мистер» получила дополнительную прибыль в размере 348000 руб., необходимо чтобы объем продаж увеличился на:
По молочному шоколаду х = (197400 + 212000) / (4236 - 1500) = 150 (кор.)
По белому шоколаду х = (778000+84000) / (4541-1800) = 314 (кор.)
По горькому шоколаду х = (486300+52000) / (3122-2000) = 480 (кор.)
Итого по всему производству объем = 150+314+480=944 (кор.)
II. Метод маржинального дохода
Метод маржинального дохода является разновидностью метода уравнения, для определения точки безубыточности используется концепция маржинального дохода. Величина маржинального дохода показывает вклад организации в покрытие постоянных издержек и получение прибыли.
Маржинальный доход (МД) -- это превышение выручки от реализации над всеми переменными издержками, связанными с данным объемом продаж. Другими словами, это разница между выручкой от реализации и переменными издержками.19
Существует два способа определения маржинального дохода:
1) МД = Выручка от реализации - Переменные затраты;
2) МД = Постоянные затраты + Прибыль организации.
МД по молочному шоколаду = 8376-2965 = 5411(тыс.руб.)
МД по белому шоколаду = 3433-1360,8 = 2072,2 (тыс.руб.)
Информация о работе «Система директ-костинг» как основа для принятия управленческих решений