Система национальных счетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 06:34, контрольная работа

Краткое описание

Система национальных счетов — совокупность международно признанных правил учета экономической деятельности, отражающих все основные макроэкономические связи. Основные принципы ее построения.

Вложенные файлы: 1 файл

макроэком.доклад.docx

— 20.18 Кб (Скачать файл)

2.1.1 Система национальных  счетов (СНС): основные принципы

построения

Особой разновидностью моделей воспроизводства, основанной на

принципах макроэкономической теории, является система национальных

счетов (СНС). СНС как методология учета параметров

макроэкономического развития была разработана в 1946-1947 гг. в ответ на

потребность органов государственного управления в информации,

необходимой для регулирования рыночной экономики, и стала широко

применяться с 1951-1953 гг. Все страны-участники ООН придерживаются

этой системы. Россия стала переходить к ней с 1987 г., а с 1991 г. СНС вошла в российскую практику учета основных макроэкономических фактов

и тенденций.

        Система национальных счетов — совокупность международно

признанных правил учета экономической деятельности, отражающих

все основные макроэкономические связи. СНС во многом схожа с

бухгалтерским учетом, поскольку использует некоторые принципиальные

его приемы. СНС на уровне национальной экономики играет такую все

роль, что и бухгалтерский учет на предприятии. По данным бухучета можно

узнать прибыльно предприятие иди убыточно, величину прибыли или

убытков даёт возможность определить объем национального производства,

направление и темпы его изменения, траекторию развития экономики. Цели

СНС во многом совпадают с целями бухгалтерского учета на отдельном

предприятии * обеспечение необходимой информации для принятия

управленческих решений, но управленческих решений особого рода *

относящихся к экономике в целом.

СНС представляет собой международный стандарт оценки процесса

общественного воспроизводства. По своему содержанию национальные

счета * вид балансовых построений, представляющих собой систему

взаимосвязанных показателей, которые характеризуют производство,

распределение, перераспределение и использование конечного продукта,

производимого в экономике, и национального дохода.

Сущность и значение СНС раскрывают ее функции:

- осуществление экономической  политики;

- экономическое прогнозирование;

- оценка уровня жизни  различных групп населения и  сопоставление с

уровнем жизни населения других стран;

- связь экономической  теории с практикой;

- определение степени  равновесного состояния экономики.

Система национальных счетов опирается на общетеоретические

положения и выводы экономической науки.

Во-первых, СНС определяет границы сферы, где осуществляется

общественное производство и формируется доход общества.

В СНС выделяются следующие виды деятельности, реализация

которых обеспечивает производство благ в экономике и создает

национальный доход:

производство товаров, в том числе продукции, предназначенной для

собственного потребления; производство услуг;

деятельность финансовых посредников (банков, инвестиционных

фондов, страховых организаций и т. п.);

производство нерыночных услуг органами государственного

управления (например, услуг в области государственной системы

образования, просвещения, здравоохранения; услуги в области общего

управления и т. п.);

производство нерыночных услуг некоммерческими организациями,

обслуживающими домашние хозяйства;

оказание услуг наемной прислугой;

оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного

потребления.

Во-вторых, СНС учитывает роль различных факторов производства в

создании производимой продукции.

В-третьих, СНС исходит из группировки всех хозяйствующих

субъектов по институциональным секторам. Бесчисленное число

хозяйствующих субъектов здесь объединяются в пять относительно

однородных групп (секторов):

1) нефинансовые корпорации * субъекты экономической

деятельности, занимающиеся производством товаров для рынка и

нефинансовых услуг (предприятия) * составляющая реального сектора

экономики;

2) финансовые корпорации * банки, финансовые компании, т. е.

учреждения, осуществляющие финансовое посредничество или

вспомогательные финансовые услуги * составляют денежный сектор;

3) правительственные учреждения * институциональные единицы,

которые помимо выполнения своих политических функций и функций

регулирования экономику занимаются производством нерыночных товаров

и услуг для индивидуального или коллективного потребления и

перераспределением доходов * правительственный сектор экономики;

4) домашние хозяйства  относятся к реальному сектору  экономики;

5) некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства

* юридические лица, которые занимаются предоставлением нерыночных

услуг домашним хозяйствам и основаны на добровольном участии

физических лиц * также элемент реального сектора экономики.

В соответствие с этим подходом, все хозяйствующие субъекты

относятся к одному из этих секторов в зависимости от функций, которые

они выполняют в производственном процессе. Так, к группе нефинансовые

корпорации принадлежат производственные предприятия. Их

экономическая функция заключается в производстве товаров и

нефинансовых услуг и их реализации по рыночным ценам. Функция

финансовых корпораций заключается в аккумулировании временно

свободных финансовых средств и их перераспределении потенциальным

инвесторам. Финансовые корпорации выступают в качестве посредников

между теми экономическими субъектами, кто сберегает финансовые

ресурсы, и теми экономическими субъектами, кто их использует для

осуществления инвестиционных вложений в экономику. Функции

правительственных учреждений заключаются в перераспределении

национального дохода и богатства и в предоставлении бесплатных услуг

как обществу в целом (государственное управление, оборона,

фундаментальные научные разработки), так и отдельным гражданам или

 

группам населения (образование, здравоохранение и т. п.). Функции

домохозяйств связаны с их участием (через предоставление имеющихся в их

собственности экономических ресурсов) в процессе общественного

производства. Кроме того, домохозяйства выступают в качестве основных

потребителей товаров и услуг, приобретаемых на рынке. Домашние хозяй-

ства являются собственниками мелких некорпоративных предприятий

(ферм, магазинов, семейных  ресторанов и т. п.). Эти предприятия

производят товары и услуги для реализации на рынке, но частично и для

собственного потребления собственниками некорпоративных предприятий.

Так как на практике трудно отделить доходы и расходы некорпоративных

предприятий от доходов и расходов их собственников, эти предприятия

включаются в сектор домашних хозяйств по соображениям практического

характера. Функции некоммерческих организаций, обслуживающих

домашние хозяйства, заключаются в предоставлении бесплатных услуг

членам этих организаций. К некоммерческим организациям относят

общественные, политические, религиозные объединения.

Основу структуры СНС составляют счета и балансовые таблицы.

Счет отражает операции, активы или обязательства хозяйственных

единиц, представляет собой двустороннюю таблицу, где равенство между

суммами достигается с помощью балансирующей статьи, которая является

макроэкономическим показателем. Балансирующие статьи дают

возможность переходить от одного счета к другому и увязывать счета в

единую систему. В структурах СНС выделяются следующие группы счетов,

которые разрабатываются в текущих ценах.

Группа счетов внутренней экономики в целом:

счет производства товаров и услуг;

счет образования доходов;

счет распределения доходов:

а) счет распределения первичных доходов;

б) счет вторичного распределения доходов;

счет использования национального располагаемого дохода;

счет накопления (счет операций с капиталом).

Группа счетов отраслей экономики:

счет производства по отраслям;

счет образования доходов по отраслям.

Группа счетов внешнеэкономических связей (*остальной мир*):

счет текущих операций;

счет капитальных затрат;

финансовый счет.

На основе взаимосвязанной системы показателей, объединенных в

счета и составляемых в определенной последовательности, можно получить

взаимосвязанную комплексную количественную характеристику

экономических процессов в целом, т.е. получить так называемые

консолидированные счета.

 

К основным показателям системы национальных счетов относят:

Валовый внутренний продукт

Валовый национальный доход

Валовый национальный располагаемый доход

Конечное потребление

Валовое накопление

Национальное сбережение

Чистое кредитование

Чистое заимствование

Национальное богатство

Сальдо внешней торговли

При составлении национальных счетов необходимо придерживаться

общепринятых принципов, среди которых можно выделить следующие.

Принцип двойной записи (принцип бухгалтерского учета) - каждая

операция в СНС отражается дважды: в разделе *Использование*

предыдущего счета и в разделе ^Ресурсы^ последующего счета.

Дополнительный контроль обеспечивается тем, что каждая статья того или

иного счета имеет корреспондирующую статью в другом счете, что и

способствует увязке счетов.

Принцип последовательности, соответствующий последовательности

воспроизводственного цикла (производство образование доходов

распределение доходов использование доходов).

Балансовый принцип (регистрация всех экономических потоков в

форме балансов).

Принцип расчетных категорий, где речь идет о том, что

балансирующие статьи являются прежде всего расчетными категориями,

предназначенными не только для обеспечения баланса между объемами

ресурсов и их использованием, но и для характеристики результатов того

или иного экономического процесса, что и позволяет считать их

важнейшими макроэкономическими показателями.

Принцип формы ^Т^: все счета состоят из двух разделов (колонок),

правая включает –^Ресурсы^, а левая - ^Использование^.

Для СНС очень важно, чтобы каждому счету соответствовала своя

балансирующая статья, что для наглядности представлено в таблице 2.1.1.

 

 


Информация о работе Система национальных счетов