Совершенствование учета кассовых операций и денежных документов в ЧТУП "Продторг"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы на основании исследования литературных источников и практики работы ЧТУП "Продторг" дать рекомендации по совершенствованию учета кассовых операций и денежных документов.
Для достижения названной цели в работе решены следующие задачи: изучен и раскрыт порядок ведения кассовых и расчетных операций; проанализировано обеспечивает ли организация бухгалтерского учета денежных средств их полный, точный и своевременный учет и операции по их движению; определено способствует ли система учета денежных средств контролю за сохранностью, наличием и целевым использованием денежных средств в кассе; выявлено помогает ли система наличных расчетов с помощью кассы сократить расходы по денежному обращению и потребность в наличных денежных средствах.

Содержание

Введение
1.Обзор литературы.
2.Экономико – финансовая характеристика организации.
3.Экономическое содержание денежных средств и их роль в процессе кругооборота средств организации. Задачи учета кассовых операций.
4.Учет кассовых операций и его совершенствование.
4.1 Документальное оформление кассовых операций.
4.4 Инвентаризация наличных денежных средств и денежных документов.
4.5Учет кассовых операций при автоматизированной форме учета.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач по бух. учету.docx

— 77.20 Кб (Скачать файл)

Юридические лица, а также  обособленные подразделения должны получить разрешение  обслуживающего банка на проведение расчетов наличными  денежными средствами между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями  и государством.

Сроки сдачи выручки, хранящейся в кассе организации, для уполномоченных лиц устанавливаются исходя из необходимости  оборачиваемости и своевременного поступления их в банки, но не реже одного раза в семь дней. Расчеты  разменными наличными деньгами не должны превышать пять базовых величин  на каждое уполномоченное лицо.

Основными задачами бухгалтерского учета денежных средств являются:

 точный, полный и своевременный  учет этих средств и операции  по их движению;

 контроль за наличием  денежных средств и денежных  документов, их сохранностью и  целевым использованием;

 контроль за соблюдением  кассовой и расчетно-платежной  дисциплины;

 выявления возможностей  более рационального использования  денежных средств. [15; с. 89-103]

Во всех операциях по кассе  задействованы следующие участники:

лицо вносящее или получающее на руки наличные деньги.

руководитель организации, который несет ответственность за деятельность организации перед ее коллективом, законом. Визирует бухгалтерские документы.

главный бухгалтер, разрабатывающий финансовую стратегию и тактику хозяйственных операций, оформляющий и проверяющий документы, визирующий их.

кассир, оформляющий кассовые документы, регистрирующий их, приходующий и выдающий наличные средства.

Наличные деньги могут  быть получены юридическими лицами , подразделениями  в обслуживающих банках на цели, установленные законодательством; в качестве выручки за реализованные  за наличный расчет товарно-материальные ценности; в качестве возврата неиспользованных подотчетных сумм и другое.

Работу с кассой осуществляет кассир (в небольших организациях - бухгалтер-кассир), на которого посредством  подписания договора о полной материальной ответственности возлагается ответственность за сохранение денег и денежных документов.[17; с. 57-60]

Наличные деньги и денежные документы хранятся в кассе - специально оборудованном помещении организации  или сейфе.

Для правильной и унифицированной  работы с наличными деньгами необходимо соблюдение определенных правил, устанавливаемых  в организациях : [15; с. 64-70]

1. Соблюдение лимита остатка  кассы

Ежегодно организация  обязана предоставлять на утверждение  в банк, осуществляющий ее кассовое обслуживание, расчет сумм лимита (предельно допустимой суммы наличности в кассе на конец дня). Когда лимит не установлен, он признается равным нулю. Ежедневно в случае превышения лимита на конец дня излишек должен быть сдан в банк (кроме 3х рабочих дней для выплаты зарплаты, стипендий, пенсий, пособий, дивидендов, для допускается хранение неограниченного количества денег).

2. Использование наличной  выручки

Расходование наличной выручки  согласовывается с банком и ограничено конкретным перечнем расходов на выплату  зарплаты, пособий, премий, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения, командировочные расходы, хозяйственные нужды. Внесение наличных денег из кассы организации на банковские счета других организаций и физических лиц не допускается.

3. Соблюдение предельного  размера расчетов наличными между  юридическими лицами.

Для расчетов между юридическими лицами наличными деньгами установлен лимит . Т.е. по договорам, стоимость которых больше указанной суммы, расчеты наличными деньгами запрещены. К расчетам с физическими лицами и индивидуальными предпринимателями данное ограничение не применяется.

4. Применение контрольно-кассовой  техники

При продаже товаров, работ, услуг за наличный расчет (или при  оплате пластиковыми картами) в установленных  случаях должна применяться контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный Реестр.

Нарушение правил работы с  наличными деньгами влечет административную ответственность должностных лиц  организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Нормативная правовая база, регулирующая учет кассовых операций и денежных документов

За последние годы в  бухгалтерском учете и отчетности произошли существенные изменения, адекватно отражающие процессы становления  в экономике страны рыночных отношений. В целях единообразия в ведении  и соблюдении принципов бухгалтерского учета, соответствия организации бухгалтерского учета в Республике Беларусь международным  стандартом бухгалтерского учета и  отчетности осуществляется система  государственного нормативного регулирования  бухгалтерского учета. В настоящее время в Республике Беларусь сформирована четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета. [10; с.25-30]

Первый уровень является законодательным. Он предоставлен совокупностью  законов, декретов и указов. На данном уровне регулирование бухгалтерским  учетом осуществляется президентом  Республики Беларусь, Национальным Собранием  Республики Беларусь на основании Конституции  Республики Беларусь посредством разработки новых, внесения дополнений и поправок, изложения в новой редакции уже  действующих законов, декретов, указов, а также путем полной или частичной  отдельных  из указанных актов  законодательства.

 Важнейшим законодательным  актом данного уровня, регламентирующим  порядок ведения бухгалтерского  учета и составления бухгалтерской  отчетности выступает Закон Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" от18.10.1994 года №3321-12 (ред. 26.12.2007 года № 302-З).

Так же к нормативным правовым актам, регламентирующим бухгалтерский учет, являются Налоговый, Трудовой, Гражданский,  Банковский кодексы, принятые на территории Республики Беларусь.

Налоговый кодекс Республики Беларусь 19 декабря 2002 г. № 166-З с последними дополнениями и изменениями 29 декабря 2009 года № 72-З регламентирует перечень налогов и сборов, уплачиваемых организацией в бюджет, как безналичным так и наличным способами, а также ответственность и наказание лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Гражданский кодекс Республики Беларусь принятый 7 декабря 1998 г. № 218-З с последними изменениями от 28 декабря 2010 года № 96-З регулирует правоотношения между собственниками имущества по вопросам приобретения, продажи и передачи этого имущества иным лицам, том числе и используя наличный порядок расчетов.

Трудовой кодекс, принятый 26 июля 1999 г. N 296-З (ред. 31.12.2009 № 114-З) регламентирует трудовые и связанные с ними отношения между организацией и работниками, в частности кассиром, с которым заключается договор о полной материальной ответственности.

На основании статей 26 и 30 Банковского кодекса Республики Беларусь, зарегистрированного в НРПА РБ 25 октября 2000 г. № 441-З (ред. 31.12.2009 №114-З), разработана Инструкция о порядке ведения кассовых операций и денежных документов на территории РБ. Данный кодекс также регламентирует финансовую работу предприятия в сфере расчетных и кредитных отношений с физическими и иными юридическими лицами.

На втором уровне осуществляется нормативное регулирование бухгалтерского учета. Он представлен совокупностью нормативных правовых актов Совета Министров Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь. Все нормативные правовые акты этого уровня фактически являются положениями по бухгалтерскому учету, а чаще всего представлены в форме инструкции.

Так учет кассовых операций и денежных документов регламентируется Постановление правления Национального банка Республики Беларусь от 17.01.2008 года №4 "Об утверждении инструкции о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь" с последующими изменениями и дополнениями от 03.10.2009 г. №154 и 01.01.2010 года.. Данная инструкция устанавливает единый порядок проведения, учета, оформления кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами на территории РБ в наличных белорусских рублях, а так же организацию контроля за соблюдением порядка ведения кассовых операций в белорусских рублях.

На третьем уровне осуществляется методическое регулирование бухгалтерского учета. Он представлен различными документами , приказами, письмами, указаниями Министерства финансов РБ и других министерств  и ведомств.

К данным документам относятся Типовой план счетов, инструкция "Об учетной политике организации", график документооборота, утвержденные Министерством экономики и Министерством финансов Республики Беларусь.

В настоящее время в  Республике Беларусь применяется Типовой  план счетов бухгалтерского учета утвержденный постановлением Министерства финансов от 30.05.2003 года №89 с изменениями и  дополнениями от 01.01.2010 года.

Согласно постановления  Министерства финансов РБ от 17.04.2002 года № 62 с изменениями и дополнениями от 26.05.2008 № 85 утверждена Инструкция  по бухгалтерскому учету "Учетная  политика организации", которая устанавливает  основы формирования учетной политики. Под учетной политикой понимается совокупность способов ведения бухгалтерского учета, первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

На четвертом уровне осуществляется нормативно-правовое регулирование  бухгалтерским учетом и отчетностью  внутри самой организации. Оно носит  организационно-распорядительный характер и осуществляется главным образом  посредством формирования и принятия учетной политики организации, а  также иной внутренней документации прямо или косвенно регламентирующей порядок ведения бухгалтерского учета и состояния бухгалтерской  отчетности в соответствии с действующим  законодательством Республики Беларусь.

К документам данного уровня относятся Учетная политика ЧТУП "Продторг" (Приложение А), график документооборота, установленный в организации Приложение Б), рабочий план счетов, принятый для работы бухгалтерии Предприятия (Приложение В). [10; с. 55-57]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ  ОФОРМЛЕНИЕ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

2.1 Документальное оформление поступления и выдачи денежных средств из кассы

В ходе финансово-хозяйственной  деятельности в организации осуществляются расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, учредителями и иными лицами. Эти расчеты  могут осуществляться как в наличной так и в безналичной форме. Для расчетов наличными денежными средствами в организации имеется касса.

Наличные деньги поступают  в кассу организации:

с банковских счетов организации;

от покупателей (выручка  от продаж);

от подотчетных лиц (возврат  неиспользованных сумм);

в оплату за денежные документы;

от сотрудников организации (возврат займов, возмещение ущерба);

от учредителей (внесение уставного капитала). [6; с. 348-355]

Операции по поступлению  денежных средств в кассу оформляются с использованием приходного кассового ордера формы № КО-1, талона формы № 20-ФС, квитанции формы № КВ-1, накладной – приходного ордера формы № РП-4.

Приходный кассовый ордер  формы № КО-1 применяется для  приема денежных средств организацией (Приложение Г). Бланки приходных кассовых ордеров являются бланками строгой отчетности. В нем не допускаются исправления, в том числе оговоренные. Бухгалтер выписывает (оформляет на компьютере) один экземпляр приходного кассового ордера, который является действительным в течении одного дня. После внесения денежных средств в кассу кассовый ордер подписывается кассиром. Отрывную часть (квитанцию) заверяет печатью и выдает лицу, внесшему деньги в кассу. [5; с. 126-129]

Деньги, которые поступают  в кассу как выручка за товары, работы, услуги оформляются с применением кассового аппарата, то есть помимо квитанции к приходному ордеру покупателю должен быть выдан кассовый чек. Если в течение дня таких операций совершается несколько (так как в работе магазинов ЧТУП "Продторг"), то покупатель получает только чек, а в конце дня на сумму общей выручки оформляется один приходный ордер.

Таблица 2.1. - Заполнение приходного кассового ордера.

Строка

Содержание

Номер документа

Номер по порядку

Дата составления

Дата получения денег

Дебет

Счет 50 «Касса»

Код структурного подразделения

Заполняют обособленные подразделения  организации согласно присвоенным  им кодам

Корреспондирующий счет

Счет, в кредит которого относится  поступившая сумма

Код аналитического учета

Код по системе аналитического учета

Сумма

Сумма поступивших денежных средств (цифрами)

Код целевого назначения

Заполняется, если в кассу  поступили деньги в порядке целевого финансирования 

Принято от

ФИО физического или наименование юридического лица, вносящего деньги

Информация о работе Совершенствование учета кассовых операций и денежных документов в ЧТУП "Продторг"