Совершенствования внутреннего аудита учета дебиторской и кредиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсового проекта – разработка предложений по совершенствованию внутреннего аудита учета дебиторской и кредиторской задолженности.
Задачи, поставленные для достижения цели:
раскрыть сущность и порядок учета дебиторской и кредиторской задолженности;
рассмотреть особенности проведения внутреннего аудита данного участка бухгалтерского учета;
изложить сущность некоторых типичных ошибок, выявляемых при аудите расчетов с дебиторами и кредиторами.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..……....3
Теоретические вопросы учета и внутреннего аудита
дебиторской и кредиторской задолженности
1.1. Бухгалтерский учет дебиторской и кредиторской задолженности….…..4
1.2. Внутренний аудит учета дебиторской и кредиторской задолженности...9
Аналитические вопросы по учету и внутреннему аудиту
дебиторской и кредиторской задолженности
2.1. Типовые ошибки в учете дебиторской и кредиторской задолженности.13
2.2. Методы и аудиторские процедуры по внутреннему аудиту дебиторской
и кредиторской задолженности…………….……………………………...14
Рекомендации по совершенствованию внутреннего аудита
учета дебиторской и кредиторской задолженности
3.1. Разработка опросного листа..……………………………………………..22
3.2. Разработка программы внутреннего аудита учета дебиторской
и кредиторской задолженности……………………………………………23
Заключение……………………………………………………………..…………..24
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

А619_ВНУТРЕННИЙ АУДИТ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 1

Ведомость начисления заработной платы

 

Ф.И.О.

Январь

Февраль

Март

ВСЕГО

Иванов

2000

2300

2200

6500

Петров

2800

2500

2650

7950

Дмитриев

1800

3000

2700

7500

ИТОГО

6600

7800

7550

21950


 

 

Таблица 2

Налоговая база нарастающим итогом

 

Ф.И.О.

Январь

Февраль

Март

ВСЕ-

ГО

Пенс. фонд

ФСС

  ФФОМС                                         

ТФОМС

ВСЕ-

ГО

Иванов

2000

4300

6500

6500

1820

260

13

221

2314

Петров

2800

5300

7950

7950

2226

318

15,9

270,3

2830,2

Дмитриев

1800

4800

7500

7500

2100

300

15

255

2670

Итого

       

6146

878

43,9

746,3

7814,2


 

Аудитором были проверены первичные документы, подтверждающие выплаты по социальному страхованию (расходные кассовые ордера, больничные листки, стаж работы по трудовой книжке), Расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу в соответствии с данным начислением заработной платы. Был изучен порядок отнесения взносов на соответствующие счета. На основании данных бухгалтерской Ведомости, расчетной ведомости с органами соцстраха  выводится начальный остаток по счету 69, начисление за месяц и конечный остаток. Данные бухгалтерской ведомости соответствуют расчетам по авансовым платежам по единому социальному налогу. Было установлено полное и своевременное перечисление страховых взносов. Однако при оформлении больничных листов в 1 квартале 2003 года допущены следующие нарушения: нет подписи начальника цеха; нет даты сдачи больничного листка; не проставлена дневная тарифная ставка; не указана дата, за которую причитается пособие. Кроме того, при начислении больничных листков допущено следующее нарушение: произведена оплата пособия за праздничные дни в январе 2003 года. В результате этого нарушения установлена переплата 116 руб.

При проверке начисления пособий по временной нетрудоспособности (счета 69, 70) необходимо руководствоваться Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и Указом Президента РФ от 15.03.2000 N 508. Процедура контроля начисления пособий по временной нетрудоспособности включает проверку правильности: расчета среднедневного заработка; размера пособия (%) в зависимости от стажа работы; ограничения максимального размера пособия (до 18.03.2000 - два должностных оклада (две тарифные ставки), а после 18.03.2000 - 85 МРОТ за 1 календарный месяц); числа дней нетрудоспособности; суммы начисленного пособия.

Обобщение результатов проверки начисления оплаты труда (счет 70) можно занести в таблицу 3.

Таблица 3

Результаты проверки начисления оплаты труда

 

№ п/п

Ф.И.О.

Таб. №

Наименова-ние, №документа

Месяц

Код оплаты

Начислено

по данным

Отклонение

(+, -)

При

меча

ние

           

Бух

учета

Отдела внутр.

аудита

   
                   
                   

 

 

 

 

В ходе проверки расчетов с покупателями и заказчиками (счет 62) проверяется:

- вид договора (договор  поставки, мены, комиссии и т.п.);

- тип покупателя (посредник, потребитель), тип посредника (зависимый, независимый), тип потребителя (юридическое  лицо, его подразделение, физическое лицо), статус юридического лица (государственная или негосударственная организация);

- вид отгрузки (самовывоз, доставка транспортом организации-изготовителя, централизованная доставка);

- порядок расчетов (предоплата, последующая оплата, взаимозачеты и т.п.).

В ходе проверки могут быть и нестандартные ситуации, возникающие в процессе реализации продукции, например, при кредитовании покупателей сверх установленных рамок или возврате недоброкачественной продукции и получении претензий покупателей4.

Проверку достоверности обязательств по расчетам с подотчетными лицами (счет 71) начинают с установления тождества учетных и отчетных данных.

 Проверка своевременности представления  авансовых отчетов осуществляется  путем сопоставления фактических  сроков представления авансовых отчетов со сроками, предусмотренными в приказе по учетной политике предприятия. Проверка документальной обоснованности использования подотчетных сумм осуществляется путем установления наличия и правильности оформления документов, подтверждающих расходование подотчетных сумм, и их последующего отражения. Законность и целесообразность расходов на хозяйственно-операционные нужды определяется путем сопоставления данных авансовых отчетов и приложенных к ним документов на оплату услуг, погашение задолженности поставщикам, приобретение материально-производственных запасов. Устанавливается не только наличие оправдательных документов и их соответствие данным авансового отчета, но и правильность оформления этих документов (товарных чеков, квитанций к приходным кассовым ордерам, талонов, актов выполненных работ, актов закупок).

Прежде всего устанавливается наличие обязательных реквизитов документов. Например, отсутствие в товарном чеке штампа магазина, даты, наименования приобретенного товара затрудняет контроль реальности факта приобретения товара в магазине или производственного назначения этих расходов. Акты закупки у физических лиц должны содержать дату и место составления, наименование товара, его количественное измерение, общую стоимость покупки, лиц, участвующих в сделке (с указанием ИНН), реквизиты свидетельства о государственной регистрации предпринимателя или паспортные данные и местожительство физического лица. При приобретении подотчетным лицом товаров на предприятии розничной торговли за наличный расчет ревизор убеждается в наличии документов, подтверждающих расход денежных средств.

При проверке авансовых отчетов обращается внимание на соблюдение установленного предельного размера расчетов наличными денежными средствами, осуществляемых от имени организации. Суммы по первичным документам (накладная, счет-фактура, квитанция к приходному кассовому ордеру, акт выполненных работ и т.п.) сравниваются с лимитом, установленным ЦБ РФ. При этом проверяется, не производились ли выплаты в адрес одного поставщика в один день по данному счету, накладной, договору. Прослеживая корреспонденцию счетов, указанную в авансовых отчетах, аудитор обращает внимание на характер произведенных затрат:

  • расходы, связанные с производственной деятельностью (Д-т сч.20-26, 44, К-т сч.71), отражаются на счетах учета затрат;
  • расходы социального и непроизводственного назначения (Д-т сч.91, К-т сч.71) списываются за счет собственных средств предприятия;
  • расходы капитального характера (Д-т сч.08, К-т сч.71) и расходы, связанные с приобретением материально-производственных запасов, включаются в покупную стоимость (Д-т сч. 10, 15, 16, К-т сч.71).

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ 

ВНУТРЕННЕГО АУДИТА УЧЕТА

ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

 

3.1. Разработка опросного  листа

 

Как было сказано выше, одним из аудиторских методов является устный опрос. Чтобы этот метод был результативным, необходимо предварительно разработать опросный лист и систематически его совершенствовать. Ниже приведен пример разработанного опросного листа.

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

 

 

Вопросы

Ответы

Да

Нет

Другие

1

В каком случае, когда и каким способом проводится инвентаризация расчетов с поставщиками и покупателями

     

2

Имеется ли приказ о назначении лиц, имеющих право на получение подотчетных сумм из кассы предприятия

     

3

Имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности, принимаются ли меры к ее взысканию

     

4

Установлена ли дата возникновения и причина образования дебиторской и кредиторской задолженности

     

5

Не числятся ли поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков, и не числится ли стоимость этих ценностей как дебиторская задолженность

     

6

Предъявляются ли претензии поставщикам и подрядчикам в случае несоответствия цен и тарифов, обусловленных договорами, а также при выявлении арифметических ошибок в счетах; при обнаружении несоответствия качества стандартам или техническим условиям; за недостачу груза в пути сверх норм  естественной убыли

     

7

Обеспечены ли объекты источником финансирования; имеется ли проектно-сметная документация на строящиеся объекты

     

8

Какие журналы ордера и ведомости по учету дебиторской и кредиторской задолженности ведутся в бухгалтерии и как распределена работа по их ведению

     

9

Ведется ли справка-расчет бухгалтерии о состоянии краткосрочной дебиторской и кредиторской задолженности

     

10

Какие технические средства и процедуры используются для предотвращения утери, изъятия или неправомерного изменения учетной документации

   

хранение файлов, запись на дискеты, брошюровка переплет бумажных документов, ведение журналов регистрации документации

11

Кто подписывает больничные листы перед сдачей их в бухгалтерию

   

Началь-ник подразде-ления, отдела,

цеха

12

Имеется ли на предприятии уполномоченный по социальному страхованию и обеспечению

     

13

Каков предельный размер расчетов наличными денежными средствами, осуществляемых от имени организации

     

14

Каков предельный срок отчетности подотчетных лиц

     

 

    1. Разработка программы внутреннего

аудита учета дебиторской и кредиторской задолженности

 

Для дальнейшего совершенствования внутреннего аудита расчетов с дебиторами и кредиторами предлагается примерная программа (Приложение 2).

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Кредиторская и дебиторская задолженность возникает при совершении организацией финансово-хозяйственных операций, которые связаны с движением материальных ресурсов, денежных средств или принятием на себя определенных обязательств.

Бухгалтерский учет дебиторской и кредиторской задолженности ведется на синтетических счетах 60-79. В отчетности дебиторская и кредиторская задолженность отражается в формах № 1 и № 5.

Внутренний аудит расчетов с дебиторами и кредиторами должен присутствовать на предприятии в виде системы мер, направленных на эффективное исполнение всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций с дебиторами и кредиторами и достижения их законности и экономической целесообразности для предприятия.

Внутренний аудит позволяет реализовать на практике положения приказа об учетной политике предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Федеральный закон “О бухгалтерском учете” от 21.11.96 №  129.
  2. Федеральный закон  «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 года   N165-ФЗ.
  3. Постановление Правительства РФ от 18 августа 1999г. № 817. «О мерах по    обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам    за поставку товаров».
  4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности    организации. Приказ Минфина РФ от 31.10.00 № 94.
  5. Адамс Р. Основы аудита. Под ред. Проф. Я.В. Соколова. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995.
  6. Алборов Р.А. Аудит в организациях. – М.: АО «ДИС», 1998.
  7. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. – Изд. центр «МарТ», 2001.
  8. Бригхэм Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент / Под ред. В.В. Ковалева. СПб: Экономическая школа, 1997. Т.2.
  9. Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. – М.:   «Экзамен», 2000. 
  10. Бычкова С.М. Карзаева И.Н. Аудит: ситуации, примеры, тесты: Учебное пособие для вузов. – М.: Аудит. ЮНИТИ, 1999.
  11. Данилевский Ю.А. и др.Аудит. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
  12. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту, М.: ИНФРА-М, 1996.
  13. Ковалев В.В. Управление финансами. – Москва:  ФБК-Пресс,  1998.
  14. Контроль за бухгалтерским учетом. – М.: Изд-во «ПРИОР», 1994.
  15. Лемещенко Г.Л., Тарасова Е.Ю. Отражение дебиторской задолженности в       финансовой отчетности // Аудиторские ведомости, N 11, ноябрь 2002 г.
  16. Общий аудит. – М.: Международная школа управления «Интенсив» РАГС, АО «ДИС», 1997.
  17. Суйц В.П., Смирнов Н.Б. Основы Российского аудита-М.: Анкил, 1997.
  18. Терехов А.А. и др. Контроль и аудит.– М.: Финансы и статистика, 1998.
  19. Чекин В.Д. Курс лекций по аудиту: Учебн. пособие для вузов / ВЗФЭИ. – М.: Финстатинфо, 1997.

Информация о работе Совершенствования внутреннего аудита учета дебиторской и кредиторской задолженности