Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 13:44, курсовая работа
Актуальность темы работы обусловлена необходимостью разработки единых подходов и методов консолидации отчетности отечественных предприятий. Целью работы является практическое исследование процесса составления консолидированной отчетности и разработка рекомендаций по усовершенствованию такого процесса. Для достижения цели необходимо:
1) проанализировать сущность, принципы и методики составления сводной отчетности;
2) оценить работу объекта исследования
Введение 3
1 Совместная отчетность: сущность и особенности составления 4
1.1 Сущность и назначение консолидированной отчетности 4
1.2 Критерии составления консолидированной отчетности 9
1.3 Принципы составления сводного (консолидированного) отчета 11
2 Практическое рассмотрение составление сводной отчетности на примере ОАО «Компания ГРАСП» 15
2.1 Краткая характеристика предприятия 15
2.2 Порядок составления консолидированной отчетности ОАО «Компания ГРАСП». Сводный баланс 20
2.3 Сводный отчет о финансовых результатах ОАО «Компания ГРАСП» 25
3 Рекомендации и пути совершенствования процесса составления сводной отчетности ОАО «Компания ГРАСП» 27
3.1 Рекомендации по организации процесса составления сводной отчетности 27
3.2 Рекомендации по использованию методик составления консолидированной отчетности 29
Заключение 31
Список использованных источников 33
Приложение А – Выписка из учетной политики 36
Приложение Б – Баланс 38
Содержание
Введение
В условиях рыночных отношений хозяйствования возрастает роль корпоративной отчетности особого вида - сводной финансовой отчетности. Методика консолидации достаточно сложная, однако, одновременно она должна быть логичной и оправданной, поскольку вытекает из экономической сущности бизнеса и роли отчетности как информационной базы для принятия решений. Это приводит к необходимости четкого нормативного регулирования условий составления сводной отчетности. Теория и практика составления консолидированной отчетности в разных странах существенно отличаются по причинам неодинаковой степени распространения консолидированной финансовой отчетности, различных подходов к пониманию категории «группа компаний» с точки зрения консолидации, неодинаковых объемы информации, публикуемых компаниями, различные методы консолидации.
Актуальность темы работы обусловлена необходимостью разработки единых подходов и методов консолидации отчетности отечественных предприятий. Целью работы является практическое исследование процесса составления консолидированной отчетности и разработка рекомендаций по усовершенствованию такого процесса. Для достижения цели необходимо:
1) проанализировать сущность, принципы и методики составления сводной отчетности;
2) оценить работу объекта исследования;
3) рассмотреть процесс и методику составления финансовой отчетности на предприятии;
4) разработать рекомендации по совершенствованию такого процесса.
Объектом исследования работы является ОАО «Компания ГРАСП». Предмет исследования: процесс составления консолидированной отчетности предприятия. Информационная база представленная финансовыми отчета предприятия, методологическая база – МСФО, постановлениями РФ.
1 Совместная отчетность: сущность и особенности составления
Впервые консолидированная отчетность появилась в США в начале XX века, когда характерной особенностью экономического развития того периода стали слияния, приобретения одних предприятий другими и формирование в результате таких процессов экономических гигантов.
В 1901 году американской компанией Дж. П. Моргана «United States Steel Company» было подготовлено и представлено консолидированный бухгалтерский отчет [25, c. 84].
Однако, несмотря на выше указанный фактор, представление консолидированной отчетности стало реальным лишь с принятием национальных стандартов бухгалтерского учета, в частности стандарта «Консолидированная финансовая отчетность».
К этому моменту группы предприятий, связанных между собой системой участия, составляли сводную отчетность по традиционной методике с использованием элементов консолидации.
Консолидированная бухгалтерская отчетность – это упорядоченная система показателей, которая отражает финансовое состояние групп взаимосвязанных предприятий на конкретную отчетную дату, а также финансовые результаты по отчетному периоду.
Другими словами, консолидированная, или сводная, бухгалтерская отчетность составляется не по одной организации, а по целой группе юридически и экономически связанных организаций, из которых каждая – это самостоятельное юридическое лицо.
Консолидированные отчеты – это способ группирования и отражения общих данных по группе предприятий. Но исходя из того, что единой методики составления таких отчетов нет, достаточно часто информация между разными группами предприятий не может быть использована для общего анализа.
Вопрос консолидации занимают должное место в системе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) [3, c. 208]. Рассмотрим основные стандарты, имеющие отношение к консолидации финансовой отчетности в таблице 1.1
Таблица 1.1 – Международные стандарты по проблемам консолидированной отчетности
Наименование |
Основные проблемы |
МСФО 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность « (заменил МСФО 27 «Консолидированная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние предприятия «) |
определено понятие группы, контроля внутри группы, а также критерии, согласно которым компании могут считаться материнскими и дочерними. Описаны основные принципы и порядок консолидации, раскрытие информации в консолидированной отчетности и требования к отдельной финансовой отчетности материнской компании |
МСФО 3 «Объединение бизнеса» (заменил МСФО 22 «Объединение компаний») |
отражены требования к раскрытию финансовой информации о полной консолидации, включая как общие требования, так и специфические требования для приобретения и слияния |
МСФО 28 «Учет инвестиций в ассоциированные компании» |
раскрыто совместной деятельности предприятия (когда две и более стороны осуществляют экономическую деятельность, подлежащую совместному контролю) и рассмотрены инвестиции в ассоциированные компании (предприятия, не являющиеся ни дочерними, ни общими, но на деятельность которых инвестор осуществляет существенное влияние). Соответственно данные объединения также составляют консолидированную отчетность |
МСФО 12 «Налог на прибыль»
|
отражены механизм уплаты налогов материнской компанией и ее дочерними предприятиями |
Консолидированная бухгалтерская отчетность группы предприятий объединяет бухгалтерскую отчетность главного предприятия или организации и всех ее дочерних предприятий, а кроме этого включает в себя все данные о зависимых обществах. При этом главная организация выступает по отношению к дочерним в роли основного общества (или товарищества), по отношению к зависимым же – как некое преобладающее (или участвующее) общество. Но и дочернее и зависимое общество являются юридическими лицами. Хозяйственное общество является дочерним [12, c. 128], в том случае, когда другое (основное, по отношению к нему) хозяйственное товарищество или общество в силу его преобладающего участия в уставном капитале, или по заключенному между ними договором может принимать решения такого общества.
Зависимым признается хозяйственное общество, согласно п.1 ст.106 ГК РФ, в том случае, если другое (преобладающее) общество имеет в наличии больше, чем 20% его уставного капитала.
Устанавливается порядок предоставления сводной отчетности Методическими рекомендациями, которые утверждены по приказу МФ РФ от 30.12.96 №112 (с 01.01.2013 г. – Приказом МФ РФ от 14.09.2012 № 126 Н).
Эти рекомендации разработаны в полном соответствии с п.91 действующего «Положения о ведении бухгалтерского учета и отчетности», в котором сказано о том, что при наличии у какой-то организации дочерних и зависимых обществ, кроме собственного бухгалтерского отчета должна составляться также консолидированная бухгалтерская отчетность, которая включает показатели отчетов всех таких обществ, в порядке, установленном Министерством Финансов РФ.
Поэтому можно обобщить, что бухгалтерская отчетность дочернего общества будет включена в сводную бухгалтерскую отчетность в том случае, если головная организация:
Данные о зависимом обществе, в свою очередь, будут включены в сводную отчетность в том случае, если головная организация имеет больше, чем 20% голосующих акций АО, либо больше 20% уставного капитала ООО.
Сводная (или консолидированная) отчетность не составляется в том случае, если:
Во всех этих случаях стоимостная оценка степени участия головной организации в зависимой организации будет отражаться в консолидированной отчетности в том порядке, который установлен для отражения финансовых вложений. Подлежит раскрытию каждый такой случай и в пояснениях к сводной отчетности, с обязательным указанием:
Дочернее общество, которое само выступает в роли головной организации к своим собственным дочерним обществам, может и не составлять консолидированную бухгалтерскую отчетность (за исключением тех случаев, когда ведет хозяйственную деятельность вне Российской Федерации), если:
Главная организация может и не составлять сводную бухгалтерскую отчетность, в том случае, если у нее имеются только зависимые общества. Каждый конкретный такой случай нужно раскрывать в пояснениях к бухгалтерской отчетности главной организации.
В законодательстве РФ понятия сводной и консолидированной отчетности считаются синонимами, несмотря на то, что сводная отчетность составляется по одному юридическому лицу на основании имеющихся отчетных данных всех его подразделений и филиалов, являющихся балансовыми, но не являющихся отдельными юридическими лицами даже при наличии зависимых и дочерних обществ. Кроме этого, составление консолидированной годовой бухгалтерской отчетности делается путем суммирования по строчкам соответствующих данных, которые отражены в формах годовой бухгалтерской отчетности отдельных организаций.
Консолидированная бухгалтерская отчетность имеет цель – показать инвесторам конкретные финансовые результаты хозяйственной деятельности группы связанных предприятий, которые юридически самостоятельны, но фактически являются одним хозяйственным организмом. Главная потребность в составлении консолидированных отчетов – это возможность элиминирования отдельных показателей тех предприятий, которые входят в группу, для исключения повторного их счета в итоговом отчете всей группы.
Так что сводная отчетность составляется по одному собственнику (либо для статистического обобщения данных), а консолидированная – по нескольких собственниках совместно контролируемого ими имущества. Согласно нормативным документам Министерства финансов РФ образования, имеющие дочерние организации, составляют и представляют в общеустановленном порядке помимо собственного бухгалтерского отчета также консолидированную отчетность, включающую показатели отчетов своих дочерних организаций, находящихся как на территории РФ, так и за рубежом.
Составление консолидированной отчетности является обязательным для хозяйственных субъектов, имеющих дочерние предприятия. Критерии необходимости представления консолидированной финансовой отчетности материнским предприятием группы являются:
В зарубежных странах
дочернее предприятие - это то, акциями
которого владеет главное предприятие
(не обязательно контрольный пакет)
Чтобы сгладить разногласия с требованиями по консолидации отчетности стран-участниц ЕС, 7-й Директиве ЕС был принят ряд блоков условиях, когда
возникает необходимость
представления
Рассмотрим каждое из выше перечисленных условий более подробно. И так, условие права большинства голосов состоит в том, что материнское предприятие составляет консолидированный отчет с дочерней компанией, если оно обладает большинством прав голоса ее акционеров или членов. Это положение базируется на полномочиях одного акционерного общества контролировать право голоса другого. Таким образом, этот порядок акцентирует внимание на тех акциях, которые могут иметь право голоса.
Информация о работе Совместная отчетность: сущность и особенности составления