Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 08:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является:1) описать общие сведения об аудите;2) рассказать о Международных стандартах аудита, их внедрении в России;3) Осветить современный этап развития стандартизации аудита. Исходя из поставленных целей можно сформулировать задачи для данной курсовой работы:
1-Рассказать о предпосылках возникновения аудита, кратко изучить историю его зарождения.
2-Определить понятие стандартизации аудиторской деятельности, а также рассказать о процессе разработки первых правил(стандартов) аудиторской деятельности в РФ.
Введение 3
Глава 1. Необходимость существования аудита и его стандартизации 5
1.1.Предпосылки возникновения аудита 5
1.2. Стандартизация аудита, уровни стандартизации 9
Глава 2. Этапы развития стандартизации аудита в РФ 14
2.1. Начало процесса разработки российских правил (стандартов) аудиторской деятельности в 90-е годы Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, правила (стандарты) применяемые в настоящее время 14
2.2. Принятие Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», их ключевые положения и применение в настоящее время 16
Глава 3. Современный этап стандартизации аудита в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» 21
3.1. Основные положения по подготовке аудиторского заключения в соответствии с ФСАД 1/2010, ФСАД 2/2010, ФСАД 3/2010 21
3.2. Иные положения, рассматриваемые в Федеральных стандартах аудиторской деятельности, принятых в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» 23
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Приложения 31
1.2. Стандартизация аудита, уровни стандартизации
Для успешного
выполнения аудиторских проверок и
качественного оказания других аудиторских
услуг необходимо применение в аудиторской
практике единых правил (стандартов) аудита.
Аудиторские стандарты
Основная цель аудиторских стандартов — обеспечить всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов и целей аудита, прав и обязанностей аудитора, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения. На их базе формируются учебные программы для подготовки аудиторов. Стандарты служат также основанием для оценки качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов при недобросовестном выполнении аудиторской проверки. Значение стандартов состоит в следующем: способствовать обеспечению высокого качества аудиторской проверки; устанавливать единые требования при осуществлении поя отельного аудита; содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений; помогать пользователям финансовой информации понять сущность и методы аудиторской проверки; обеспечивать сравнимость качества работы отдельных аудиторов[14].
С развитием рынка и интеграционных процессов в экономике разных стран, а также по мере превращения аудиторских фирм в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе. Стала очевидной потребность в выработке единых профессиональных требований, целесообразность которых подтверждена опытом работы аудиторов в разных странах. Разработкой таких профессиональных норм на международном уровне занимается Международный комитет по аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров. Им опубликованы Международные стандарты аудита (ISA) и Международные руководства по аудиторской практике (IAPS).Аудиторские стандарты, подготовленные этим Комитетом, базируются на следующих основополагающих принципах: аудит должен проводиться лицом, имеющим соответствующую профессиональную подготовку и опыт работы; во всех вопросах работы аудитора соблюдается объективность и независимость его суждений; аудитор должен добросовестно и квалифицированно выполнять свои обязательства перед клиентом, обеспечивать надлежащий контроль за действиями подчиненных сотрудников в ходе проверки; аудитору необходимо иметь достаточное представление о системе внутреннего контроля клиента, чтобы спланировать свою работу, определить характер и объемы аудиторских процедур, сроки выполнения отдельных этапов и проверки в целом; в ходе аудиторской проверки аудитор, используя методы опроса, наблюдения, анализа и др., накапливает исчерпывающие свидетельства для составления заключения о достоверности бухгалтерской отчетности; в аудиторском заключении должно содержаться мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности или описание причин, по которым мнение не может быть выражено[15].
В разработке аудиторских стандартов в России на основе международных участвует целый ряд государственных, общественных организаций, научных учреждений, вузов, аудиторских .фирм, отечественных и зарубежных экспертов. Это Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, Министерство финансов РФ (Департамент государственного финансового контроля и аудита, ЦАЛАК), Центральный банк РФ, Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов РФ, Московский государственный университет, Всесоюзный заочный финансово-экономический институт, Аудиторская палата России, аудиторские фирмы «ФБК», «Союз-Аудит», «Интераудит» и др[16].
Все стандарты рассматриваются и утверждаются (получают одобрение) на заседаниях Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Предусматривается подготовить 39 стандартов аудита, которые будут подразделяться на три основные группы: 1. Общие правила (стандарты) представляют собой свод профессиональных требований относительно квалификации аудитора, независимости точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся выполняемой работы, и др[17].
2. Правила (стандарты)
проведения аудиторской
3. Правила (стандарты) составления отчета предусматривают указание на то, какая именно бухгалтерская отчетность проверяется в ходе аудита, была ли она составлена в соответствии с общепринятыми правилами, а также разграничение функций аудитора и администрации экономического субъекта. Отчет аудитора должен содержать заключение но поводу достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта или указание причин, по которым заключение не может быть составлено. Примерная структура стандарта включает следующие разделы: общие положения, основные понятия, сущность стандарта, практические приложения[18].
Для обеспечения высокого качества оказываемых аудиторских услуг аудиторы и аудиторские фирмы должны на основе национальных разрабатывать свои внутренние стандарты, учитывающие специфику работы аудиторской фирмы и раскрывающие содержание конкретных процедур проведения проверки, сбора аудиторских доказательств, их документирования, политики взаимоотношений с клиентами, внутреннего контроля и внутренней отчетности фирмы, прав и обязанностей сотрудников, требований к уровню их образования и квалификации и др[19]. Во многом внутренние стандарты призваны выполнять роль четких руководящих указаний для аудиторов и всех сотрудников аудиторской фирмы. При проведении проверок это в известной мере облегчает сбор необходимых доказательств, сокращает время проверки, уменьшает риск ошибок при формулировании заключения. Появляется возможность увеличить объем и повысить качество выполняемых работ, шире использовать для проведения проверок аудиторов-ассистентов, сделать технологию организации аудита более современной и рациональной[20].
В то же время стандарты не должны быть излишне детализированными, сковывать инициативу аудитора, так как это может превратить аудит в механический сбор сведений, не подкрепленный профессиональными суждениями. Подготовка внутрифирменных аудиторских стандартов — процесс трудоемкий, требующий значительных научных знаний, обобщения как положений нормативных актов, так и практического опыта работы аудиторской фирмы. Однако возможные затраты на их подготовку окупятся уже в течение нескольких месяцев с начала их практического применения. Учитывая высокую значимость внутренних стандартов для экономики и общественного статуса аудиторской фирмы, их содержание является коммерческой тайной со всеми вытекающими отсюда последствиями[21].
Основные требования и положения по ведению внутреннего аудита регламентированы Правилом (стандартом) №29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» (Приложение 1).
Таким образом, федеральные стандарты аудита (как и международные) определяют лишь общий подход к его проведению, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторы. Однако стандарты не регламентируют конкретные действия, приемы, процедуры, применяемые в процессе проведения проверки. Они могут быть различными, и их рациональность определяется самим аудитором (аудиторской фирмой). Этой цели служат внутрифирменные стандарты аудита.
ГЛАВА 2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ АУДИТА В РФ
2.1. Начало процесса
разработки российских правил (стандартов)
аудиторской деятельности в 90-
Первый вклад в дело регламентации аудита внес Центробанк (6 февраля 1991 г. утверждено «Положение об аудиторской деятельности в банках»). Поэтому можно сказать, что Центробанк раньше Минфина начал заниматься методологией и организацией аудита. Экспертный комитет при ЦБ РФ по банковскому аудиту 8 сентября (протокол № 4) одобрил правило (стандарт) № 1 аудиторской деятельности в области банковского аудита «Порядок составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации, подготовленной по итогам деятельности за год».
Свой вклад в дело развития аудита внес и Госкомитет РФ по управлению государственным имуществом. Распоряжение № 2078-р от 30.11.93 «Об организации обучения и аттестации аудиторов для чековых инвестиционных фондов» определял организации, получающие права проведения обучения, экзаменов и выдачи сертификатов для аудиторов чековых инвестиционных фондов, форму сертификата. При этом в числе организаций, допущенных к проведению обучения входил Московский региональный союз консультантов и аудиторов[21].
Наконец наступил момент начала государственного участия в регулировании аудита в России. 22 декабря 1993 г. был подписан Указ Президента РФ № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», с которого начинается формирование нормативной базы аудита. Согласно данному Указу было принято 27 базовых Правил ведения аудита в России. Этим указом были утверждены «Временные правила аудиторской деятельности в РФ», введена аттестация аудиторов и лицензирование. Кроме того, п. 4 Указа касается образования Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ[1, 2].
«Временные правила»
определяют правовые основы
При комиссии существует и Консультационный совет. В Министерстве финансов существует Департамент государственного финансового контроля и аудита (Положение о нем утверждено приказом министерства финансов РФ № 53 от 31.03.98). До этого момента существовал Департамент организации аудиторской деятельности, созданный в 1995 году (приказ Минфина № 261 от 11.04.95). Здесь мы видим яркий пример государственного регулирования аудита, как через Департамент, так и через Комиссию по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
Главной особенностью начального этапа развития аудита в России можно назвать отсутствие Закона, регламентирующего аудит. В отсутствие единого закона, аудиторская деятельность регламентируется существующим законодательством, подзаконными актами[4].
Минфин обнародовал перечень федеральных правил и стандартов аудиторской деятельности, утвержденных Правительством РФ и одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ(Приложение 2).
Таким образом, Комиссия в основном сосредотачивает свои усилия на разработке стандартов, разработке проектов нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность на основе законодательства РФ. В целом можно сказать, что начало развития аудита в России характеризуется сильным государственным контролем, основную долю которого осуществляла Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
2.2. Принятие Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», их ключевые положения и применение в настоящее время
Следующий за начальным этапом развития аудита в России идет этап, ознаменованный вступлением в силу Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001), согласно которому в России действовало 38 Правил (стандартов) аудиторской деятельности. Этот Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. В нем дается четкое понятие аудиторской деятельности, аудиторской организации, аудиторское заключение, упоминается и заведомо ложное аудиторское заключение и последствия, которые оно за собой влечет, описывается, кто может называться аудитором их права и обязанности. Также рассмотрены права и обязанности аудируемых лиц, предусмотрен обязательный аудит и страхование при его проведении, в законе также прописаны стандарты аудиторской деятельности, предусмотрен контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, в этом законе предусмотрели проведение аттестации на право проведения аудиторской деятельности, лицензирование аудиторской деятельности. Рассмотрели деятельность аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, предусмотрели ответственность за нарушение Законодательства РФ об аудите[5].
Если провести краткий анализ данного закона, то можно найти следующие отличия от Указа №2263 «Об аудиторской деятельности в РФ»: Меняется определение аудиторской деятельности, данное в указе Президента РФ от 22.12.93 №2263 «Об аудиторской деятельности в РФ». Если ранее аудит включал в себя проведение проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также деятельность по оказанию иных аудиторских услуг, то теперь он включает только проверку бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности. Из аудиторской деятельности исключена проверка налоговых деклараций, а налоговое консультирование вынесено в перечень сопутствующих аудиту услуг.