Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2015 в 17:56, курсовая работа
Цель: исследование социальной рыночной экономики как особого, самого прогрессивного в современных условиях, направления рыночного хозяйствования и процесса его формирования в России с учетом специфики страны.
Для достижения поставленной цели в данной курсовой работе поставлены следующие задачи:
- проанализировать теоретический аспект социально-рыночной экономики, проследить этапы ее становления в мировой и российской практики
- исследовать российский опыт применения социально-рыночной экономики
- выявить основные проблемы и наметить пути решения.
Благодаря реформам Л. Эрхарда, в конце 40-х годов, в течение 10-15 лет в послевоенной Германии удалось добиться высокого уровня жизни для подавляющего большинства населения — как за счет постоянно растущей заработной платы, так и с помощью широкой сети социального обеспечения.
Таблица 1[23].
1999г. |
2000г. |
2001г. |
2012г. | |
ВВП |
1.6 |
3.0 |
2.0-2.7 |
3,5 |
Инфляция |
0.6 |
1.9 |
1.9-2.1 |
2,1 |
Бюджетный дефицит(%ВВП) |
-1.4 |
+1.3 |
-1.8 |
0,6 |
Экспорт |
5.1 |
13.2 |
7-8 |
3,4 |
Импорт |
8.1 |
10.2 |
8-10 |
0,7 |
Торговый баланс(млрд. евро) |
65 |
56 |
50-54 |
57 |
Доля безработных в трудоспособном населении(%) |
10.5 |
9.6 |
8.8-9.0 |
5,5 |
Изменения основных показателей экономики, их тенденции развития видны в вышеприведенной таблице.
Снижение безработицы стало одним из самых видимых проявлений успехов экономической политики: в апреле2001г. число безработных, наконец, снизилось до уровня менее 4 млн., в мае — до 3.8 млн. По последним данным 2012 года безработица остановилась на планке 5,5 % и продолжает снижаться.
Заметно перестраивается вся государственная финансовая система. Снижение налогов неизбежно влечет за собой снижение государственных расходов.
2.2 Российская практика построения модели социально рыночной экономики и становление социально – рыночной экономики в России
Россия имеет богатейший опыт реформирования своей экономики. Практически с середины 80-х годов идет непрерывный процесс рыночных преобразований, суть которых сводится к превращению общественно-государственной собственности в различные формы собственности, а, вместе с этим, к переходу от плановых административных к рыночным формам хозяйствования. За период с середины 80-х годов до 2000 г. было испробовано три модели рыночных преобразований[22,стр.71-78]:
С 1987 по 1990 г. проводилась так называемая радикальная реформа хозяйственного механизма, направленная на вытеснение плановых рыночными способами регулирования экономики.
Предприятия были переведены на режим самофинансирования, самоокупаемости; отменена монополия государства на внешнеэкономические связи, предприятия получили право самостоятельно выходить со своей продукцией на международный рынок; планирование утратило прежний статус государственного закона и приобрело в некотором роде индикативные черты.
Этот этап с некоторой натяжкой называли рыночным социализмом, так как усиленные рыночные регуляторы покоились на незыблемом основании общественно-государственной собственности, а потому не смогли реализоваться сообразно своей природе и хозяйственная реформа захлебнулась.
Было признано, что расширение рыночных отношений невозможно на неизменных отношениях собственности и необходимо их преобразовать в формы частной собственности. Так возникла концепция перехода советской экономики к так называемому регулируемому рынку, по сути дела, к специфическому варианту кейнсианской "смешанной экономики".
В 1990 - 1991 г. руководство страны в ходе различного рода дискуссий нарабатывало теоретические обоснования перехода к регулируемому рынку под флагом демократического обновления социализма, параллельно создавая правовую основу разгосударствления и приватизации собственности. Однако довести до конца эту модель рыночной реформы не удалось из-за развала СССР в конце 1991 г.
К руководству Россией пришли еще более радикальные рыночные реформаторы, начавшие с января 1992 г. шоковый вариант рыночного реформирования, обвальную приватизацию собственности в соответствии с рекомендациями Вашингтонского Консенсуса.
Шоковая либерализация цен сопровождалась гиперинфляцией, съевшей многолетние сбережения населения и снизившей реальную оплату труда до нищенского уровня.
Разрыв хозяйственных связей из-за крушения СССР, беспорядочная приватизация, расстройство денежной системы страны и внешнеэкономическая экспансия ввергли страну в состояние глубочайшего кризиса, свели на нет систему социальной защиты населения, вдвое снизили объемы производимого ВНП и породили массовую безработицу.
Страна находится в плачевном состоянии. Обществом все больше осознается необходимость изменения курса реформ.
2.3 Оценка результатов реализации российской социально-рыночной модели экономики
Российская экономика за восемь последних лет существенно превысила показатели конца 1990-х годов, а в 2012 году Россия вошла в мировую семерку лидеров по размеру ВВП по паритету покупательной способности, заняв 5 место и опередив тем самым Германию.
Чистый приток капитала в РФ в 2008 году составил 82,3 миллиардов долларов, что является рекордом. В 2013 году - 23,6 миллиарда долларов.
Накопленный объем иностранных инвестиций вырос в 7 раз за последние 8 лет. Внешний долг России снизился до 3% ВВП (это один из самых низких показателей в мире). И на данный момент он составляет 727,1 млрд. долларов.
Программа социально-экономического развития страны до 2020 года предполагает переход на инновационный путь развития. Этот путь должен обеспечить повышение эффективности российской экономики за счет четырехкратного повышения производительности труда. Это предполагает развитие высокотехнологичных отраслей экономики - авиа- и судостроения, транспортной системы, энергетики, а также финансовой системы.
Проблема экономического роста, приемлемого для России, с точки зрения достижения стратегических целей развития и сокращения разрыва с развитыми странами, обсуждается уже несколько лет. Практически единственный результат этой полемики на сегодняшний день состоит в признании того, что для решения стоящих перед Россией задач в средне- и долгосрочной перспективе необходимо обеспечить темпы экономического роста не ниже 8% в год.
Оценка темпов экономического роста, требуемая для удвоения ВВП и восстановления позиций России в мировой экономике, достаточно очевидна и легко исчисляема. Она опирается на предположение о равенстве прочих условий экономического развития, включая условия, определяющие рост качества и конкурентоспособности продукции. В то же время именно эти параметры являются ключевыми для определения относительного уровня экономического развития. Понимание этого приводит к выводу о том, что высокие темпы экономического роста еще не гарантируют уменьшения разрыва в уровне экономического развития. В этой связи были введены понятия качества роста и качества темпов экономического роста. Однако единого понятия качества роста нет. В показателях динамики ВВП, как и показателях роста производства в отраслях учитывается изменение качества продукции и услуг. Учет качества в характеристиках динамики производства выполняется за счет структурных и ценовых факторов. Существуют также специальные методики оценки качества жизни, измерения влияния на экономику технического прогресса, а также другие подходы, в той или иной мере имеющие отношение к измерению качественных приращений в экономике.
Тем не менее измерение посредством статистики динамики качества продукции в рамках национальной экономики, а также специальные методы измерения качественных изменений в ней недостаточны для ее позиционирования с точки зрения уровня и динамики качества в рамках мировой экономики, тем более в условиях научно-технического прогресса и процесса глобализации.
Наиболее яркий пример неадекватности и несоизмеримости традиционных показателей динамики развития и важности учета качественной составляющей экономического роста – экономическое соревнование СССР и США во второй половине прошлого века.
Парадокс соревнования советской и американской экономик состоял в том, что соотношение производства двух стран в течение нескольких десятилетий (с 1960 по 1990 г.) оставалось приблизительно на одном и том же уровне (объем производства в СССР составлял 55-65% от уровня США) причем в течение этих лет темпы экономического роста в СССР стабильно превышали темпы развития американской экономики в 1,5-2раза. При
традиционном количественном счете такие соотношения в экономической динамике должны были позволить Советскому Союзу за 30-летний период догнать США по валовому выпуску или валовому внутреннему продукту. Однако, этого не произошло. Незначительное изменение пропорций объемов советской и американской экономик, начиная с 60-х годов, означает, что 3,2% годового роста американской экономики этого периода примерно соответствует 5,1% роста советской экономики, и наоборот 5,1% роста советской экономики ненамного больше 3,2% роста экономики США, но не в смысле объемов прироста продукции, а в смысле динамики производства. Видимая противоречивость приведенных рассуждений легко рассеивается, т.к. объемные соотношения американской и советской экономик определялись не темпами роста за предыдущие годы, а фактически складывающимися (на данный момент) пропорциями обмена.
На рубеже 2010 - 2015 годов одним из ключевых факторов макроэкономической устойчивости становится изменение платежного баланса. Быстрый рост импорта и платежей по обслуживанию корпоративного долга при условии значительного снижения цен на нефть и металлы уже в 2010 году выводит сальдо по текущим операциям в зону отрицательных значений, а сальдо торгового баланса в 2012 году.
Образование дефицита баланса по текущим операциям создает условия для прекращения укрепления курса рубля.
В 2015 - 2020 годах укрепление рубля может возобновиться под влиянием относительного сокращения дефицита по текущим операциям и сближения уровней доходов российской экономики и экономики западных стран.
Покрытие возникающего дефицита счета текущих операций будет осуществляться за счет расширения притока иностранного капитала.
Балансировка отрицательного сальдо по текущим операциям при помощи притока капитала приведет к стабилизации уровня золотовалютных резервов. Это позволит ЦБРФ перейти к свободному режиму плавающего курса национальной валюты и создаст условия для перехода к установлению целевых показателей инфляции.
В этих условиях достижение целей макроэкономической политики будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям.
Первое направление - снижение инфляции до 3 процентов в год.
Реализация данного приоритета будет осуществляться за счет поддержания стабильного эффективного обменного курса рубля, проведения консервативной денежно-кредитной политики, сбалансированного бюджета, а также создания условий для опережающего роста предложения по сравнению со спросом и развития конкуренции на внутренних рынках потребительских товаров и услуг.
Приоритетными направлениями в сдерживании роста цен на рынках нефтепродуктов и других сырьевых товаров станет развитие конкуренции, в том числе путем расширения практики использования механизмов биржевой торговли, повышения эффективности противодействия картельным соглашениям, распространения практики заключения долгосрочных договоров на поставку товаров.
Важными факторами сдерживания инфляции станет реализация мер по развитию конкуренции на продовольственных рынках субъектов Российской Федерации, развитию инфраструктуры по сбыту сельскохозяйственной продукции.
Второе направление - переход к новым денежно-кредитным механизмам обеспечения спроса экономики на деньги, базирующимся на пополнении ликвидности преимущественно за счет рефинансирования банков Центральным банком Российской Федерации.
По оценке, темпы роста потребительских цен составили в 2008 году 10,9 процента по сравнению с прогнозируемыми значениями на уровне 8,5 процента.
В связи с этим необходима реализация мер, направленных на снижение темпов инфляции.
Снижению инфляции будут способствовать поддержание макроэкономической стабильности, увеличение темпов экономического роста, развитие конкуренции, улучшение инвестиционного климата и решение социальных проблем.
По данным на 1 января 2008 года в службах занятости России были зарегистрированы 5 миллионов 707 тысяч безработных, что составляет 5,8% экономически активного населения страны. При этом 7,5% трудоспособного населения, не имели занятия, но активно его искали. В соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) они классифицируются как безработные.
Россия лидировала и по уровню безработицы в марте 2009 года – уже 10 процентов к уровню экономически активного населения, но уровень безработицы в России к концу 2013 года равен 5,58% , а уровень бедности - 10.7% (в 2012-11% бедности и уровень безработицы - 5,5%).
Несмотря на то, что власти отрицают возможность повышения пособий по безработице, аналитики не исключают, что будет повышен минимальный размер пособия (сейчас – 850 руб.), а высокий уровень инфляции послужит хорошим оправданием для такого повышения. Практически во всех странах будут значительно снижаться доходы населения.
У воздействия глобального экономического кризиса на Россию есть свои особенности, связанные с накопленными деформациями структуры экономики, недостаточной развитостью ряда рыночных институтов, включая финансовую систему.
Информация о работе Социальная рыночная экономика как система хозяйствования