Стандарт аудиторской деятельности № 2 "Документирование аудита"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 03:36, реферат

Краткое описание

Изучение МСА призвано помочь специалистам аудиторских фирм и индивидуальным аудиторам грамотно организовать свою работу в соответствии с концептуальными требованиями международных аудиторских норм, без соблюдения которых невозможно будет обосновать качество осуществляемых аудиторских проверок.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Стандарт аудиторской деятельности № 2 "Документирование аудита"……...5
Сравнительный анализ Правила (стандарта) №2 «Документирование
аудита» и Международного стандарта аудита 230 «Документирование»….12
Заключение……………………………………………………………………...14
Список используемой литературы…………………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

Документирование аудита.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Москва 2011 г.

 

Содержание

 

 

            Введение………………………………………………………………………….3

  1. Стандарт аудиторской деятельности № 2 "Документирование аудита"……...5
  2. Сравнительный анализ Правила (стандарта) №2 «Документирование 

      аудита»  и Международного стандарта аудита 230 «Документирование»….12

            Заключение……………………………………………………………………...14

            Список используемой литературы…………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Развитие рыночных отношений  в России сопровождается ее интеграцией в мировое сообщество. В процессе реформирования системы бухгалтерского учета в России возникли проблемы перехода на международные стандарты учета и отчетности (МСФО). Многие проверяемые юридические лица имеют долю иностранных инвестиций в уставном капитале или полностью финансируются иностранными лицами. Проверка достоверности, прежде всего, таких организаций должна осуществляться в соответствии с международными стандартами аудита (МСА). Кроме того, согласно законодательству Российской Федерации, отдельные типы предприятий и организаций перешли и продолжают переходить на подготовку отчетности по МСФО, аудиторская проверка которых должна осуществляться в соответствии с МСА.

Очень важно, чтобы аудиторские  организации разных стран и аудиторы разных аудиторских компаний выражали не только объективное, но и сопоставимое мнение о проверяемой информации. То есть в случае проверки одного и того же экономического субъекта, его филиалов и представительств в разных странах разными аудиторами выводы должны быть идентичными. Поэтому необходимо, чтобы все аудиторы руководствовались едиными требованиями к порядку осуществления аудита, оформлению результатов и оценке его качества, применяли сопоставимые критерии при выражении мнения о проверенной информации. С этой целью разрабатываются международные аудиторские стандарты.

В каждой стране аудит  финансовой и другой информации регулируется, в большей или меньшей степени, национальными нормативными актами. Такие акты могут иметь силу закона, как в Российской Федерации, либо могут быть представлены в виде отдельных положений, разрабатываемых органами регулирования или профессиональными общественными организациями данной страны.

Международные стандарты  аудита содержат основные принципы и  необходимые процедуры, а также соответствующие рекомендации, представленные в форме пояснительного и иного материала и обеспечивающие руководство по их применению.

Изучение МСА призвано помочь специалистам аудиторских фирм и индивидуальным аудиторам грамотно организовать свою работу в соответствии с концептуальными требованиями международных аудиторских норм, без соблюдения которых невозможно будет обосновать качество осуществляемых аудиторских проверок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Стандарт  аудиторской деятельности № 2 "Документирование аудита".

 

Одним из неотъемлемых элементов  профессиональной аудиторской деятельности является аудиторская документация. В Российской Федерации требования к ее составлению установлены  федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 2 "Документирование аудита". Данное правило было разработано на основе Международного стандарта аудита (МСА) 230 "Документирование" и практически полностью совпадает с ним по тексту.

Оно устанавливает единые требования к составлению документации в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудиторская организация  и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все  сведения, которые важны с точки  зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Внутрифирменный документ должен быть составлен на основе международного стандарта аудиторской деятельности (далее – МСА) 230"Документирование" и правила (стандарта) аудиторской деятельности № 2 "Документирование аудита",утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2006 № 696, в которых содержится требование о необходимости оформления аудитором сведений, являющихся важными с точки зрения формирования доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудит проводился в соответствии со стандартами аудиторской деятельности.

Целью Стандарта должно стать установление единых требований и составление рекомендаций по ведению документации в процессе аудита финансовой отчетности.

Задачами Стандарта  являются:

• формулировка общих  принципов документирования аудита;

• утверждение требований, предъявляемых к форме и содержанию рабочей документации аудита;

• установление порядка  составления и хранения рабочей  документации.

Термин "документация" трактуется в МСА 230 как материалы (рабочие документы), составляемые аудиторами и для аудитора или получаемые и хранимые аудиторами в связи  с проведением аудита.

Рабочие документы –  это записи, в которых аудитор  фиксирует использованные процедуры, тесты, полученную информацию и соответствующие  выводы, сделанные в ходе аудита. Они включают информацию, которую  аудитор считает важной для правильного  выполнения проверки и которая может поддержать выводы, приводимые им в его аудиторском заключении. Рабочие документы позволяют аудитору быть в достаточной степени уверенным в том, что он проводит аудит в соответствии с принятыми стандартами.

Рабочие документы, имеющие  отношение к аудиту за текущий год, представляют собой основу для планирования аудита, так как являются записью собранных свидетельств, а также результатов проверок.

Важнейшими источниками  информации для планирования могут  служить: описательная информация о системе внутрихозяйственного контроля, программа аудита и результаты аудита за прошлый год.

Количественный и качественный состав рабочей документации должен быть сформирован таким образом, чтобы при необходимости аудитор  смог продемонстрировать, что его  аудит был хорошо спланирован и соответствующим образом контролировался, что собранные свидетельства достоверны, достаточны и своевременны и что аудиторское заключение согласуется с результатами проверки (табл. 1). Данные, содержащиеся в рабочих документах, позволяют аудитору принять решение о подходящем типе аудиторского заключения. Они могут также послужить основой для подготовки налоговых деклараций и для других целей, способствующих улучшению работы клиентов аудиторской фирмы. Требования Стандарта должны быть обязательными при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения. В случае отклонения Стандарта от обязательных требований ведущий аудитор (аудитор) в обязательном порядке должен отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете руководству экономического субъекта, заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги.

Схема последовательности процедур при документировании аудита Ответственность за документирование аудита возлагается на ведущего аудитора. Ведущий аудитор в свою очередь может возложить работу по документированию аудита на ассистента, оставив при этом за собой функцию контроля за процессом документирования аудита. Однако это требует согласования с руководством аудиторской фирмы и допустимо лишь в периоды высокой загруженности ведущих аудиторов и при наличии достаточного уровня компетентности ассистентов в вопросах документирования аудита.

Ведущий аудитор прежде всего уточняет программу аудита с учетом особенностей предстоящих  аудиторских услуг и конкретного клиента. За основу программы принимается программа аудита, приведенная в

приложении к внутрифирменному стандарту "Планирование аудита". После того, как определены элементы уточненной программы аудита, ведущий  аудитор составляет уточненный перечень рабочей документации для предстоящего аудита, используя данные приложений к Стандарту:

• приложение № 1 "Система  хранения рабочей документации "Досье  клиента";

• приложение № 2 "Перечень документов, которые могут быть включены в состав рабочей документации "Текущее досье";

• приложение № 3 "Перечень документов, которые могут быть включены в состав рабочей документации "Постоянное досье";

• приложение № 4 "Перечень документов, которые могут быть включены в состав рабочей документации "Специальное досье".

Рабочие документы следует  готовить своевременно: до начала, в  ходе и по завершении аудита. Они  могут быть созданы аудиторами либо получены от экономического субъекта, либо от других лиц. Независимо от стадии документирования рабочие документы  должны быть сгруппированы в соответствующие файлы – "постоянное досье", "текущее досье", "специальное досье".

В "постоянное досье" включаются аудиторские файлы, обновляемые  по мере поступления новой информации, но остающиеся по-прежнему значимыми. Они утрачивают ценности в течение ряда лет. В их состав можно

включить уточненную программу аудита. По мере работы каждый аудитор отмечает в программе  аудита выполненные процедуры и  вносит дату их завершения. Включение  в рабочие документы хорошо спланированной уточненной программы аудита свидетельствует о том, что аудит проведен на высоком качественном уровне.

В состав "специального досье" вводятся документы инструктивно-нормативного  характера – законодательно-нормативные  акты, инструкции, методические указания, данные статистических учреждений, данные периодических изданий (статьи) и другие вспомогательные материалы, способствующие успешному проведению аудита. При формировании рабочей документации следует исходить из того, что свидетельства, получаемые вне хозяйственной системы клиента, более надежны, чем свидетельства, получаемые в рамках этой системы. Кроме того, на надежность свидетельств значительное влияние оказывает и степень эффективности внутрихозяйственного контроля, поставленного у клиента. Рабочая документация содержит:

• записи о планировании аудита;

• записи о характере, времени проведения и объеме выполненных  аудиторских процедур;

• выводы, сделанные на основе полученных в ходе аудита сведений.

Записи в документах производятся средствами, обеспечивающими их сохранность в течение времени, установленного для хранения рабочей документации в архиве.

К моменту представления  аудиторского заключения экономическому субъекту вся рабочая документация должна быть создана (получена) и завершена  оформлением.

Состав, количество и содержание рабочих документов, входящих в рабочую документацию аудита, определяются исходя из:

• характера аудиторского задания;

• формы аудиторского заключения;

• характера и сложности  деятельности экономического субъекта;

• состояния бухгалтерского учета экономического субъекта;

• надежности системы внутреннего  контроля экономического субъекта;

• необходимого уровня руководства  и контроля за работой персонала  аудиторской организации при  выполнении отдельных процедур;

• конкретных методов и приемов, применяемых в процессе проведения аудита.

Рабочая документация является собственностью аудиторской организации, которая вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащей  ей рабочей документации любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актам и профессиональной этике. Часть документов или выдержки из них могут быть предоставлены клиенту по усмотрению аудитора, однако они не могут служить заменой его бухгалтерских записей.

Аудиторская организация  не обязана предоставлять рабочую  документацию или ее копии полностью  или в какой-либо ее части (кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации)

экономическому субъекту, в отношении которого проводится аудит, другим лицам, а также представителям налоговых или иных государственных  органов. Сведения, содержащиеся в рабочей документации, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению аудиторской организацией.

В случае увеличения объема работ или размеров аудиторской  фирмы и нагрузки на ведущих аудиторов  ответственность за оформление и  контроль за соблюдением положений Стандарта может быть возложена руководителем на работника внутрифирменного аудита.

При подготовке уточненного  перечня рабочей документации в  графе "примечание" аудитор обязан указать, какие документы включаются в него в обязательном порядке, а какие в зависимости от того влияния, которые они оказывают на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой отчетности. Перечень рабочей документации может быть расширен (дополнен) с учетом специфики аудита.

Информация о работе Стандарт аудиторской деятельности № 2 "Документирование аудита"