Становление аудита в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 09:20, курсовая работа

Краткое описание

За последние годы в России получил широкое распространение аудит как независимый, вневедомственный финансовый контроль, осуществляемый в целях установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также оказания иных аудиторских услуг по постановке и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства. В таком качестве аудит служит интересам не только собственников, но и государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТАНОВЛЕНИЕ АУДИТА В РОССИИ 5
1.1. Этапы развития аудиторского контроля 5
1.2. Современный рынок аудиторских услуг в России 12
2. МЕСТО АУДИТА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.
АУДИТ И РЕВИЗИЯ 15
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТА В РАЗВИТЫХ
СТРАНАХ 17
4. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АУДИТА В РОССИИ 19
4.1. Юридические основы российского аудита 19
4.2. Вопросы разработки отечественных стандартов по аудиту 21
4.3. Этические критерии аудита 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Вложенные файлы: 1 файл

становлени и развитие аудита.docx

— 81.27 Кб (Скачать файл)

Эту проблему попытались решить путем создания хозрасчетных контрольно-ревизионных групп при республиканских и областных контрольно-ревизионных аппаратах. Реализовать данную идею вначале предложили КРУ Минфина РСФСР, от чего его руководство категорически отказалось, поскольку претворение в жизнь поставленной задачи требовало больших усилий и времени.

Однако такая  хозрасчетная ревизионная группа была сформирована при КРУ Министерства финансов Казахской ССР распоряжением  Совета Министров Казахской ССР 17 марта 1988 года для оказания предприятиям и организациям платных услуг  по проведению документальных ревизий, восстановлению бухгалтерского учета, осуществлению консультаций по финансово-экономическим  вопросам и экспертиз. Штатная численность группы была утверждена в количестве 10 единиц, а смета расходов на ее содержание в 1988 г. – 38 тыс. руб.

Минфином Казахской  ССР по согласованию с Госкомцен  республики была установлена ставка платы за услуги, оказываемые хозрасчетной ревизионной группой, в размере 27 руб. за рабочий день одного ревизора, а фактически договор зачастую заключался из расчета 15 руб. за день работы ревизора по месту жительства и 20 руб. при  выездных проверках [15, 5].

Хозрасчетная  ревизионная группа добилась определенных успехов и, следуя ее примеру, в областях и районах республики стали создаваться  ее филиалы, многие из которых в дальнейшем были преобразованы в самостоятельные  аудиторские фирмы.

Руководство КРУ Минфина СССР предприняло  попытку распространить положительный  опыт работы хозрасчетных ревизионных  групп Казахстана на всю страну. В Алма-Ате было проведено совещание, в котором приняли участие  руководители КРУ минфинов всех союзных  республик и некоторых областных  аппаратов. Идея создания хозрасчетных ревизионных групп участниками  совещания была в принципе одобрена, но к формированию таких групп  в большинстве республик так  и не приступили.

В тот период были образованы: хозрасчетный финансово-экономический  центр НИФИ в Москве; хозрасчетная консультационная организация «Финансы»  при Тбилисском горисполкоме; кооперативы  «ТООК» при Минфине Эстонской  ССР; «Оркон» при Ленинградском  объединении бытовых услуг «Невские зори»; «Бухгалтерский учет» при  Мосгорисполкоме; «Интенсификация» в  Алма-Ате и др. Некоторые из них  предоставляли преимущественно  консультационные услуги по организации  учета, делопроизводства, внутрихозяйственного контроля, эффективному использованию  трудовых, материальных и денежных ресурсов, финансовому оздоровлению, но не услуги ревизионного характера.

Но можно  ли считать хозрасчетные ревизионные  группы, кооперативы по оказанию консультационных услуг аудиторскими фирмами? Ответ  очевиден – нет. Они даже в своих  названиях не упоминали слова  «аудит», «аудиторский». Это были аудиторские  структуры переходного периода, т.к. эти органы имели лишь некоторые  черты аудита, например, платность  услуг на основе договоренности, и  в то же время они еще боялись полностью «оторваться» от государственных структур (Минфина, Мосгорисполкома, Тбилисского горисполкома и т.д.).

В этот период классическим организационно-правовым формам аудита в наибольшей степени  отвечало акционерное общество по оказанию аудиторских и консультационных услуг «Инаудит». Значение создания этой фирмы для дальнейшего развития аудита в нашей стране трудно переоценить.

Фирма была образована согласно специальному постановлению  Совета Министров СССР «О создании советской аудиторской организации» от 8 сентября 1987 г. №1033-245 на базе Главного управления валютного контроля Министерства финансов СССР.

Капитал фирмы  «Инаудит» был определен в 800 тыс. руб. (громадная по тем временам сумма), а основными акционерами стали: Министерство финансов СССР (55% общего капитала) и Министерство внешней  торговли (10%). Кроме того, по 5% имели  Госбанк СССР, ВТБ, ГКЭС, всесоюзные объединения «Автоэкспорт», «Станкоимпорт», «Совфрахт» и «Соврыбфлот» [15, 7].

В фирме «Инаудит»  было образовано 10 отделов, каждый из которых, имея квалифицированный штат, оказывал широкий комплекс услуг действующим  в СССР и за грницей совместным предприятиям, другим учреждениям и  организациям. Среди таких услуг  – анализ и проверка деятельности предприятий, организаций и учреждений с разработкой на этой базе предложений  по улучшению их работы; консультации по постановке бухгалтерского учета, организации  внутреннего финансового контроля, правилам ведения внешнеторгового  контроля, внешнеторговых сделок, операций с иностранной валютой и др.

Сохранить «Инаудит»  как единую структуру не удалось, она распалась на несколько самостоятельных  аудиторских фирм. Это произошло, во-первых, потому, что в ней оказалось  большое число специалистов, настоящих  лидеров, у которых появилась  возможность создать и возглавить собственные фирмы. Во-вторых, несмотря на то, что АО, как было записано в  его уставе, действует на началах  хозяйственного расчета, обладает обособленным имуществом, может от своего имени  приобретать имущественные и  личные неимущественные права, как  раз о приобретении недвижимого  имущества «Инаудит» и не побеспокоился. Фирма занимала площади в здании Минфина СССР, но в начале 1992 г. руководство Министерства экономики и финансов РСФСР отказало ей в помещении. Отсутствие собственного здания фактически и привело к тому, что фирма перестала существовать.

Хотя для  коллектива АО «Инаудит» распад фирмы  и был потрясением, но в целом  для развития аудита в стране это  событие не стало роковым. Наоборот, на месте одной компании возникло множество аудиторских фирм. Что  касается названия, то оно сохранилось, под ним по-прежнему действуют  фирмы в Москве и Санкт-Петербурге.

Второй этап становления аудита в нашей стране пришелся на 1989-1991 гг., когда была предпринята  попытка принять законодательный акт об аудиторской деятельности в СССР. После принятия Законов «О предприятиях в СССР», «О собственности в СССР» и особенно Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» в стране появились различные коммерческие структуры, в том числе аудиторские фирмы.

Среди отечественных  аудиторских фирм, возникших в  те годы («Контакт», «Руфаудит», «Ленаудит», «Мосаудит», АО «Балтийский аудит», «Питерконто», МКД, кооператив «Аудитор», ТОО «Ленбанкаудит», «Информаудит»  и др.), следует отметить фирмы  «Контакт» и «Руфаудит», которые  по организации работ, сбора информации стали эталоном для других аудиторских  фирм.

В учредительных  документах указанных фирм предусматривались: проведение проверок финансово-хозяйственной  деятельности предприятий любых  организационно-правовых форм и видов  собственности с целью подтверждения  достоверности и реальности их финансовой отчетности; предоставление консультаций по различным вопросам финансовой, правовой, хозяйственной и коммерческой деятельности, включая бухгалтерский  учет, налогообложение, управление финансовой деятельность и т.п.

В январе 1990 г. сформировалось СП «Эрнест энд Янг Внешаудит». Предметом его деятельности стало проведение аудиторских проверок на совместных предприятиях, а также на любых предприятиях, фирмах, в организациях по их просьбе. Кроме того, в уставе СП предусматривались консультации, обучение персонала и т.д. Таким образом, уже в 1990 г. на аудиторском рынке СССР появилась крупнейшая межконтинентальная аудиторская фирма, входящая в так называемую «большую шестерку» («большая шестерка» – общепринятое собирательное имя фирм Arthur Andersen, KPMG, Ernst & Yong, Coopers & Lybrand, Deloitte & Touche, Price Waterhouse;  с 1998 г. – “большая пятерка”). Создавались аудиторские фирмы и в других союзных республиках. Одновременно формировались общественные организации бухгалтеров и аудиторов. Так, большим событием для финансовых работников стало проведение 8 декабря 1989 г. учредительной конференции Ассоциации бухгалтеров СССР.  

Появление акционерных  обществ, кооперативов, совместных предприятий  других хозяйственных структур, присущих рынку, а также аудиторских фирм потребовало разработки нормативных  законодательных актов. В связи  с этим Министерство финансов СССР, в частности его Контрольно-ревизионное  управление, по указанию Правительства  СССР, а затем и в соответствии с Постановлением Верховного Совета СССР от 17 октября 1989 г. приступило к разработке концепции реорганизации финансового контроля в стране. Решено было подготовить проект постановления Совета Министров СССР по этому вопросу. Для подготовки проекта сформировалась группа специалистов. В начале августа 1989 г. проект был готов и направлен на рассмотрение советам министров союзных республик.

Проектом  постановления Совмина СССР предусматривалось  создать в нашей стране сеть хозрасчетных аудиторских организаций (фирм) для  проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной  деятельности за плату по договорам  с государственными, кооперативными и арендными предприятиями и  организациями, акционерными обществами, межотраслевыми ассоциациями, концернами, совместными предприятиями с  участием иностранного капитала и другими  хозрасчетными предприятиями и  организациями. С этой целью предлагалось организовать при Министерстве финансов СССР и министерствах финансов республик  палаты аудиторских организаций, возложив на них функции создания аудиторских  фирм, координации и контроля за их деятельностью. Палатам предоставлялось право выдавать (прекращать) лицензии на аудиторскую деятельность и определять в установленном порядке размер платы за предоставленные услуги.

Как видим, в  1990 г. было выбрано правильное направление, и многие идеи тех лет были реализованы в Указе Президента от 22 декабря 1993 г. «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации». Однако судьба этого проекта, как и других проектов о создании аудиторской службы в СССР, была одинакова: они так и не были приняты Советом Министров СССР.

Началом третьего этапа становления аудита в России условно можно считать 5 декабря  1991 г. В этот день Е.Т. Гайдар поручил Министерству экономики и финансов РСФСР совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами рассмотреть вопрос о создании аудиторской службы как одного из важных направлений перестройки системы финансового контроля в республике и дать предложения по проблеме в целом.

А в стране, несмотря на отсутствие законодательной  базы, бурно развивался аудит: появлялись все новые и новые аудиторские  фирмы, причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но практически во всех крупных городах. Имелось уже около 800 аудиторских фирм. В Москве под видом совместных предприятий открыли свои филиалы крупнейшие межконтинентальные аудиторские фирмы «Делойт и Туш», «Артур Андерсен», «Эрнест и Янг», «Куперс и Лойбренд» и др.

Развернулась  подготовка аудиторов. Здесь активную роль взяли на себя крупнейшие ВУЗы (Академия народного хозяйства, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и др.). Были организованы курсы аудиторов в Рязани, Владивостоке, Санкт-Петербурге, Казани, Уфе, Краснодаре и других городах.

Таким образом, можно говорить, что к середине 1992 г. аудит в России был создан. Однако без нормативной базы развиваться дальше такая служба не могла. Принятие специального законодательного акта стало задачей номер один.

Проект Закона «Об аудиторской деятельности», подготовленный в соответствии с  поручением Е.Т. Гайдара от 5 декабря  1991 г. КРУ Минфина России и согласованный с Минюстом, МВД России, Прокуратурой, Государственной налоговой службой, ГКАП и Правительством Москвы, был направлен в Правительство России 11 февраля 1992 года. 12 ноября 1992 г. проект был доработан с учетом сделанных замечаний, согласован все с теми же ведомствами и направлен Президенту РФ, который внес его на рассмотрение в Верховный Совет РФ, где были образованы соответствующие структуры для его рассмотрения. Наиболее важной среди них стал Международный консультативный комитет по развитию бухгалтерского учета и аудита Российской Федерации (МКК). Он был создан 29 июля 1992 г., в его состав помимо отечественных специалистов, вошли представители ООН, Европейской комиссии, Мирового банка и др. [15,23].

Итак, проект Закона был внесен Президентом РФ на рассмотрение в Верховный Совет  РФ и только 15 февраля 1993 г. Президиум принял решение об организации обсуждения проекта. Совет республики ВС РФ принял проект закона в обоих чтениях. Затем последовали письма Президента РФ в Верховный Совет, в которых отмечалось, что подписание Закона «Об аудиторской деятельности» станет возможным только после внесения в него принципиальных изменений и дополнений.

7 октября  1993 г. Президент РФ издал Указ № 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации», в соответствии с которым Государственное правовое управление Президента РФ подготовило проект Указа Президента «О регулировании аудиторской деятельности в Российской Федерации», основой которого послужил все тот же проект Закона. Таким образом, 22 декабря 1993 г. Президент РФ подписал Указ, которым утвердил «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации», вступившие в силу с момента опубликования Указа, т.е. с 29 декабря 1993 г.

Однако для  окончательного правового закрепления  аудиторской деятель-ности в России  нужен Закон. Необходимость его разработки подчеркнута и в Указе Президента от 22 декабря 1993 г. Да, в свое время Временные правила сыграли важную роль в становлении аудита, но на данный момент они уже не отражают в полной мере ни практику ведущих российских аудиторских организаций, ни мировой опыт в этой области деятельности. Более того, они не соответствуют потребностям развития системы рыночных отношений. Очевидно, что с принятием Закона сфера аудиторских услуг приобретет принципиально иной характер (см. п. 4.1), т.е. начнется новый этап в развитии аудита в России.

 

    1. Современный  рынок  аудиторских  услуг  в  России

Информация о работе Становление аудита в России