В сферу
налогово-бюджетной политики, естественно,
входит формирование налоговой системы
(ставок налогов и условий их взимания),
сбор налогов и, конечно же, распределение
сформированного фонда государственных
финансовых ресурсов в соответствии с
заранее определенными принципами, возникновение
дефицита или профицита бюджета.
Ответственными
за проведение данного направления
финансовой политики в России являются
Федеральное Собрание, Президент
РФ и Правительство РФ.
Оба направления
финансовой политики тесно взаимодействуют
и должны быть согласованы между
собой. Вопрос инфляции, к примеру, зависит
и от денежной, и от бюджетной политики, то же самое
относится к проблемам государственного
долга, платежного баланса, уровню безработицы,
объему инвестиций и т.д.
Можно
сказать, что любая важная экономическая
задача требует для своего решения использования
всех средств финансовой политики, выработанных
в обществе в ходе его развития.
Следует
отметить, что в условиях современной
России государственная финансовая
политика одной из своих главных
целей имеет создание цивилизованного
рынка. Пятнадцатилетие реформы, к сожалению,
не привели к образованию нормального
(по мировым стандартам) рынка, и сложившаяся
экономическая система нуждается в значительном
усовершенствовании.
Главная
цель очевидна и всем понятна - подъем
производства, известен и главный ответственный
за достижение этой цели - государство.
Но государство после всех прошедших преобразований
может воздействовать на экономический
рост в основном через свою финансовую
политику, именно она и оказывается главным
средством обеспечения роста экономики.
Поэтому государственная финансовая
система как решающее звено всех финансовых
отношений общества должна стимулировать
развитие хозяйства и рост уровня жизни
населения. Общеэкономические задачи
в современных условиях выступают прежде
всего как финансовые проблемы.
Таким
образом, именно финансовая политика государства
является в нынешних условиях главным
фактором и выходом из кризиса, и
организации экономического развития,
именно оная совершенствует наши рыночные
отношения и обеспечивает решение
социальных вопросов.
Финансовая
политика обычно ориентируется на определенный
круг показателей, характеризующих
как экономическое, так и финансовое
состояние общества. Число этих показателей
очень большое, они различаются
в зависимости от тех объектов, которым
они присущи.
Можно
рассматривать макроэкономический
уровень хозяйства, можно анализировать
положение отдельных отраслей регионов,
предприятий или групп населения.
Поскольку для государственных
финансов в первую очередь важно
общее положение народного хозяйства, то
и для государственной финансовой политики
наиболее существенны глобальные финансовые
характеристики экономического и социального
положения общества.
В условиях
рыночного хозяйства финансы
очень четко характеризуют экономическое
положение. Хорошая экономика имеет хорошие
финансы, и наоборот. Общая характеристика
экономического положения, с точки зрения
финансов, называется финансовым состоянием
хозяйства. Понятие финансового состояния
включает в себя не только экономические,
но и чисто финансовые проблемы, например
государственный долг.
Применительно
к макроуровню, то есть для всего
народного хозяйства, рассматриваемого
как единое целое, обычно выделяют следующие
показатели для характеристики его
финансового состояния:
· доходы
и расходы государства, дефицит или профицит
бюджета;
· государственный
долг;
· сальдо
платежного баланса;
· уровень
инфляции;
· уровень
процентных ставок;
· валютный
курс;
· объем
денежной массы;
· курс
ценных бумаг;
· объем
доходов и расходов, сбережений и
долгов укрупненных экономических субъектов;
· валютные
резервы.
Помимо
этого имеется близкие к финансовым,
обычно называемые экономическими, показатели,
также очень важные для финансового
состояния. Это объемы производства,
инвестиций, основных доходов, уровень
запасов, численность безработных.
За
всеми этими индикаторами идет систематическое
наблюдение, и они регулярно публикуются.
Доступность финансовой информации
всем желающим с ней познакомиться
- важный признак демократического
общества.
Очень
важно, что все экономические проблемы
(и трудности, и успехи) получают четкую
количественную характеристику в финансовых
показателях, что и создает предпосылку
для принятия определенных решений, соответствующих
данной ситуации и поставленной цели.
Экономическая
деятельность очень часто связана со значительным
риском, финансы, конечно, не могут его
устранить, но с помощью денежных (финансовых)
показателей можно оценить последствия рискованных
решений, вероятность их наступления, а также
смягчить результаты возможных неудач.
Заключение.
Государственная
финансовая система как решающее звено
всех финансовых отношений общества должна
стимулировать развитие хозяйства и рост
уровня жизни населения. Общеэкономические
задачи в современных условиях выступают,
прежде всего, как финансовые проблемы.
Финансовая
политика государства является в нынешних
условиях главным фактором и выходом из
кризиса, и организации экономического
развития, именно оная совершенствует
наши рыночные отношения и обеспечивает
решение социальных вопросов.
Посредством
государственного и муниципального
контроля отслеживается весь механизм
финансовых отношений в обществе,
финансовое состояние звеньев финансовой
системы РФ, эффективность применяемых правительством
программ социально-экономического развития
и эффективность, законность деятельности
самой исполнительной власти.
Список
использованной литературы.
1. Федеральный
закон “Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации” // СЗ РФ.-1997.-№
39.
3. Вавилов
Ю.Я. Государственный долг: Учебное
пособие.-М.:Перспектива, 2007.
4. Общая
теория финансов /Под ред Л.А.
Дробозиной.-М.: Банки и биржи,
ЮНИТИ, 2006.
5. Пылин
В.В. Основы местного самоуправления:
Учеб.-пос.-СПб., 2008.
6. Смирнов
К. Двойная бухгалтерия //Деньги.-2006.
-№ 39.-с.14.
7. Современная
экономика: Общедоступный учебный
курс. Феникс, 2008
8. Финансы,
денежное обращение, кредит /Под
ред В.К.Сенчагова, А.И.Архипова.-М.:Проспект,
2008.