Сущность бюджетирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 14:12, реферат

Краткое описание

К условиях современной российской экономики для обеспечения эффективной работы необходимо организовать качественную и научно обоснованную систему управления. Достижение этого требует организации системы управленческого учета, основным элементом которой является бюджетирование.
Несмотря на значительный объем имеющихся в российской научной практике разработок в области организации и развития системы бюджетирования, проблема повышения ее результативности остается актуальной.

Вложенные файлы: 1 файл

Бюждетирование.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

К условиях современной российской экономики для обеспечения эффективной работы необходимо организовать качественную и научно обоснованную систему управления. Достижение этого требует организации системы управленческого учета, основным элементом которой является бюджетирование.

Несмотря на значительный объем имеющихся в российской научной практике разработок в области организации и развития системы бюджетирования, проблема повышения ее результативности остается актуальной.

Под бюджетированием понимается система планирования будущих доходов, расходов и финансовых результатов деятельности организации, а также контроль и анализ исполнения бюджетов.

Бюджетирование не требует наличие отдельного структурного подразделения или должности, оно лишь предлагает наличие определенной области задач, которые вполне могут выполняться сотрудниками организации.

Изменения, происходящие во внешней и внутренней среде, оказывают соответствующее воздействие на функционирование организации в целом и ее системы бюджетирования в частности. При этом возникает необходимость адаптации системы бюджетирования к  изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Подвергаясь влиянию изменений, происходящих во внутренней и внешней среде, организационная структура системы бюджетирования, ее задачи и применяемые инструменты и методы также подлежат периодическому пересмотру  и изменению.

Бюджетное планирование является самым детализированным уровнем планирования и представляет собой процесс подготовки отдельных бюджетов по структурным подразделениям или функциональным сферам организации, разработанных на основе утвержденных высшим руководством программ.

Бюджетирование  является немаловажным шагом в сложной проблеме планирования деятельности предприятия.

 

 

Понятие бюджетирования.

 

Бюджеты являются ключевым инструментом системы управленческого учета. Основное назначение управленческого учета состоит в:

    • предоставлении необходимой информации руководству для оперативного управления предприятием и принятия долгосрочных решений;
    • исчислении фактической себестоимости продукции (работ, услуг) и отклонений от установленных норм, стандартов, планов, смет;
    • планировании   и   контроле   финансовой   и   хозяйственной   деятельности, капитальных вложений внедрения новых технологий.

Этим целям служат и бюджетные учетные системы, включающие в себя проектные и отчетные данные. Бюджетные учетные системы - это широко используемый инструмент в управлении предприятием, позволяющий, аккумулировать информацию, требуемую для реализации различных, управленческих функций. В настоящее время бюджетные системы развиваются под влиянием новых идей менеджмента и модифицируются в связи с его возникающими информационными потребностями.

В современной литературе представлено множество определений понятия «бюджет». Например, по определению Института дипломированных бухгалтеров по управленческому учету (США) бюджет - это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и/или расходы, которые должны быть понижены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.

Или: бюджет - это финансовый план (в денежном выражении) деятельности организации или отдельной ее функции или подразделения, как правило, на один предстоящий год. Бюджет является прогнозом будущих финансовых операций. Бюджет не имеет стандартизированной обязательной формы. Его структура зависит от предмета бюджетирования и специфики организации.

Следует различать понятия бюджет и бюджетирование. Так, если бюджет - это прежде всего, документ, в котором отражены количественные показатели, в соответствии с которыми предприятие ведет свою хозяйственную деятельности, то бюджетирование - это процесс составления и реализации этого документа в практической деятельности компании.

Бюджетирование - это непрерывная процедура составления и исполнения бюджетов. В качестве основных функций бюджета можно выделить:

    • Планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации.
    • Координация различных видов деятельности и отдельных подразделений. Согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации.
    • Стимулирование руководителей всех рангов в достижении целей своих центров ответственности.
    • Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины.
    • Основа для оценки выполнения центрами ответственности и их руководителей.
    • Средство обучения менеджеров.

Бюджеты разрабатываются в контексте продолжающегося бизнеса и определяются предыдущими решениями, которые принимались в рамках долгосрочного процесса планирования. Однако, с течением времени все предложения в рамках долгосрочного планирования должны пересматриваться и уточняться в свете новой полученной информации. Процесс пересмотра и уточнения часто происходит как часть ежегодного процесса составления бюджетов и может привести к принятию важных решений, которые будут реализованы в течение текущего бюджетного периода. Поэтому процесс составления бюджета не может рассматриваться только в рамках текущего года, поскольку является неотъемлемой частью долгосрочного процесса планирования.

Бюджетирование относится к числу наиболее сложных и ответственных функций управления на предприятии. В широком смысле бюджетирование означает принятие на основе систематической подготовки управленческих решений, связанных с будущими событиями.

Бюджетирование в узком смысле можно определить как систематическую подготовку решений, связанных с определением будущих событий. Данный процесс включает в себя несколько этапов:

    1. постановка проблемы;
    2. поиск альтернатив;
    3. оценка альтернативных вариантов;
    4. выбор наилучшей альтернативы;
    5. исполнение плана.

Система бюджетирования с точки зрения ее предмета состоит из отдельных плановых комплексов или подсистем:

    1. целевое планирование;
    2. планирование потенциала;
    3. планирование процессов и объектов;
    4. плановые расчеты.

Бюджетирование является своего рода прогнозированием будущих событий, путем целенаправленного поиска оценки и отбора альтернатив и основывается на определенных гипотезах в отношении будущего состояния внешней среды.

 

 

Назначение, задачи, функции и принципы бюджетирования.

 

Главный смысл бюджетирования сводится к повышению финансово-экономической эффективности и финансовой устойчивости предприятия путем координации усилий всех подразделений на достижение конечного, количественно определенного результата. Внедрение системы бюджетирования может позволить предприятию:

    • составлять реальные прогнозы финансово-хозяйственной деятельности;
    • вовремя обнаруживать наиболее узкие места в управлении предприятием, используя инструменты многовариантного анализа;
    • быстро подсчитать экономические последствия при возможных отклонениях от намеченного плана при помощи финансовых моделей и принять эффективное управленческое решение;
    • скоординировать работу структурных подразделений и служб на достижение поставленной цели;
    • повысить управляемость компании за счет оперативного отслеживания отклонений факта от плана и своевременного принятия решений.

На этапе составления бюджета предприятия анализируются и уточняются ценовая и кредитная политика компании, политика управления запасами, выявляются риски и оцениваются возможные последствия при принятии управленческих решений.

Бюджетирование - инструмент, используемый для оптимизации бизнеса, подразумевающий сопоставление фактических и ожидаемых показателей деятельности организации. Данный процесс существенен для организации любого размера и является важным инструментом управления, поскольку позволяет достаточно адекватно оценить результаты деятельности.

Бюджет на предприятии используется для достижения двух основных целей - планирования и контроля. В процессе планирования руководству предприятия для принятия взвешенных решений необходимо обладать отфильтрованной и обобщенной информацией о подразделениях, носителями которой являются менеджеры низшего уровня. В то же время зачастую и -менеджеры низшего уровня могут более взвешенно планировать свою деятельность при наличии у них информации от руководства, которое, как правило, гораздо лучше осведомлено об общей картине в рамках организации и знает долгосрочные цели компании. Роль подобного связующего звена и выполняют различного рода бюджеты. В процессе контроля бюджет может быть очень эффективен в качестве инструмента, позволяющего задавать пределы ответственности и полномочий нижестоящих менеджеров, анализировать эффективность работы и качество планирования (в частности на основе анализа отклонений).

Среди основных задач составления бюджетов выделяются:

  1. планирование ежегодной деятельности предприятия;
  2. координация деятельности различных подразделений организации и обеспечение гармоничности их взаимодействия;
  3. доведение планов до менеджеров (информирование), отвечающих за 
    деятельность различных центров ответственности;
  4. стимулирование (мотивирование) работы менеджеров по достижению целей организации;
  5. управление и контроль видов деятельности;
  6. оценивание эффективности работы менеджеров;
  7. средства обучения менеджеров.

Пользователями информации, содержащейся в бюджетных отчетах и планах, являются руководители бюджетных единиц, бизнес-единиц и Компании в целом.

Бюджетный  процесс  Компании   базируется   на  следующих   основных принципах:

  • Планирование на основе метода начисления подразумевает, что события и операции планируются к признанию по факту их совершения, независимо от даты получения или выплаты денежных средств. При этом планирование движения денежных средств основано на кассовом методе;
  • Принцип единства бюджетной системы и сопоставимости бюджетных а Компании подразумевает единство формы планов и бюджетной отчетности, единство методологии и принципов организации бюджетного процесса в Компании; стратегических и тактических целей Компании;
    • Принцип взаимосвязи оперативного и стратегического планирования подразумевает, что оперативное планирование деятельности Компании направлено на реализацию стратегических и тактических целей Компании;
    • Принцип обязательности исполнения бюджетов подразумевает, что утвержденный бюджет является директивным документом и обязателен к исполнению для всех бюджетных и бизнес-единиц Компании;
    • Принципы сбалансированности выгод и затрат предполагает, что выгоды, извлекаемые из использования бюджетной информации, должны превышать затраты на ее получение;
    • Принцип напряженности и достижимости бюджетов подразумевает необходимость формирования бюджета при соблюдении условия реальности его выполнения, с учетом оптимальной загрузки производственных мощностей и занятости трудовых ресурсов;
    • Принцип целевого характера бюджетных лимитов подразумевает, что бюджетные средства выделяются с обязательным обозначением направления их целевого использования;
    • Принцип достоверности предполагает, что бюджетные данные должны правдиво представлять будущие операции и события;
    • Принцип существенности подразумевает, что бюджет должен содержать такие данные, что их искажение или отсутствие может повлиять на управленческие решения, принимаемые на основе бюджетной отчетности;
    • Принцип осмотрительности предполагает определенную степень осторожности в процессе планирования доходов, расходов, активов и обязательств с тем, чтобы доходы и активы не были завышены, а расходы и обязательства не были занижены;
    • Принцип преобладания сущности над формой подразумевает, что бюджетная отчетность должна представлять операции и события в соответствии с их сущностью и экономической реальностью, а не только их юридической формой.

Рассмотренные задачи, функции и принципы бюджетирования и их развитие в современных условиях особенно важны для развивающихся российских компаний. Так, для повышения оперативности и качества управления в развивающихся и крупных компаниях возрастающее значение имеет использование бюджета как средства координации на макроуровне управления предприятием и как средства делегирования полномочий его подразделениям.

 

 

 

 

 

 

 

Организация бюджетирования.

 

Бюджетное планирование является самым детализированным уровнем планирования. Оно представляет собой процесс подготовки1 отдельных бюджетов по структурным подразделениям или функциональным сферам организации, разработанных на основе утвержденных высшим руководством программ. Каждый из этих трех типов может подразделяться на подтипы.

Рассмотрим основные этапы планирования бюджета. Первые четыре этапа относятся к долгосрочному планированию, пятый и шестой - к краткосрочному.

1. Постановка целей. Определение целей является первоочередной задачей планирования, этот этап в основном определяет все остальные. Сотрудники фирмы должны хорошо понимать, чего именно их организация хочет достичь. К установленным на этом этапе целям будут направлены все будущие действия организации.

2.Поиск возможных вариантов действий. После того, как определены цели, необходимо потенциально возможные варианты действий, направленные на достижение поставленных перед компанией целей, т.е. варианты стратегии. Перед разработкой стратегий часто проводят стратегический анализ, представляющий детальный отчет о текущем положении организации, ее сильных и слабых сторонах, потенциальных возможностях и рисках.

Непосредственно процесс выявления возможных стратегий включает в себя следующие действия: определение базовой стратегии - основы функционирования, конкурентоспособности и обеспечения высоких результатов; определение альтернативных направлений, перспективных для разработки.

Небольшие компании часто прибегают к очень сфокусированным, или так называемым нишевым, стратегиям. Становясь узкоспециализированными структурами, удовлетворяющими потребности очень небольшой части рынка, они защищают участки своего бизнеса от конкурентов.

Выбрав базовую стратегию, на основе которой организация будет вести конкурентную борьбу, руководство анализирует соответствие этой стратегии текущему положению вещей и определяет направление необходимых изменений.

3. Оценка вариантов действий согласно выбранной стратегии. После того, как составлен список возможных альтернативных действий, каждое из них анализируется по следующим критериям:

Информация о работе Сущность бюджетирования