Сущность и значение учетной политики субъекта хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 00:17, доклад

Краткое описание

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского и налогового учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

Вложенные файлы: 1 файл

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА 2014.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

Учетная политика применяется организацией с 1 января года, следующего за годом утверждения положения об учетной политике, последовательно от одного отчетного года к другому и по общему правилу изменению не подлежит (п. 6 ст. 9 Закона N 57-З, п. 14 Инструкции N 62).

 

Внесение изменений и дополнений

 

Перечень случаев, когда в учетную политику могут быть внесены изменения, определен ч. 1 п. 7 ст. 9 Закона N 57-З и является закрытым. Это случаи:

1) изменения законодательства  Республики Беларусь. Изменение учетной политики по этому основанию связано с принятием нормативных правовых актов по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения, которые вносят изменения в существующий порядок учета;

2) принятия решения о  реорганизации или ликвидации  организации. При этом для изменения учетной политики необходимо наличие соответствующего решения, которое принимается ее собственниками либо уполномоченными на это органами (п. 1 ст. 53, ст. 57 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Такие изменения вносятся с даты принятия решения о реорганизации или ликвидации организации;

3) изменения способов  ведения бухгалтерского учета, применение  которых приведет к повышению  правдивости и уместности содержащейся  в отчетности организации информации. По этому основанию изменения в учетную политику могут вноситься только с начала отчетного года. Обращаем внимание, что повышение правдивости, уместности и достоверности содержащейся в отчетности информации является обязательным условием, дающим возможность внести изменения в учетную политику в данном случае. Обоснование изменений необходимо привести в учетной политике (ч. 2 п. 7, п. 8 ст. 9 Закона N 57-З).

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│    Обратите внимание!                                                   │

│    С 2014 года изменение условий деятельности  организации  не  является│

│основанием для внесения изменений в учетную политику организации         │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

     Примечание.   Об   изменении   учетной   политики   дополнительно  см.

Online-конференцию  "Новый  закон  о  бухгалтерском  учете  и  отчетности",

комментарий "Новый этап развития бухгалтерского учета" (Т.Н.Рыбак).

 

В течение отчетного года могут возникнуть хозяйственные операции, ранее не имевшие места в деятельности организации или отличающиеся по своей сущности от ранее совершавшихся организацией хозяйственных операций. Если способы учета таких операций не были оговорены в учетной политике, то в нее могут быть внесены дополнения, которые не будут считаться ее изменением. Никаких ограничений по количеству дополнений в нормативных документах нет: организация может дополнять учетную политику несколько раз. Дополнения в учетную политику вносятся тогда, когда возникает соответствующая необходимость (не обязательно с начала года), и применяются сразу же после утверждения руководителем организации в отношении хозяйственных операций, совершенных организацией после внесения соответствующих дополнений.

 

     Примечание.   О  дополнениях  в  учетную  политику  дополнительно  см.

Online-конференцию "Новый закон о бухгалтерском учете и отчетности".

 

Изменения в учетную политику должны быть обоснованны, соответствующим образом подписаны и утверждены руководителем организации (п. 8 ст. 9 Закона N 57-З). Поскольку дополнения являются составной частью учетной политики, то полагаем, что к их оформлению применяется аналогичный подход.

Форма, в которой в учетную политику вносятся изменения и дополнения, законодательно не определена. Они могут оформляться и как отдельный документ (например, приказ "О внесении изменений и дополнений в учетную политику организации на 2014 год"), и как новая редакция ранее используемой учетной политики. Способ закрепления изменений и дополнений выбирается организацией самостоятельно исходя из объемов вносимых корректировок, удобства пользованием документом и других оснований.

 

Обязательные элементы учетной политики

 

В соответствии с п. 4 ст. 9 Закона N 57-З учетная политика организации включает:

- план счетов бухгалтерского  учета организации;

- разработанные организацией  для применения формы первичных  учетных документов;

- применяемую организацией  форму бухгалтерского учета;

- порядок проведения  инвентаризаций активов и обязательств  организации;

- применяемые организацией  виды учетной оценки;

- иные способы организации  и ведения бухгалтерского учета.

 

План счетов бухгалтерского учета организации представляет собой систематизированный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Его называют также рабочим планом счетов. В него включаются абсолютно все счета бухгалтерского учета, а также субсчета и аналитические счета, забалансовые счета, используемые в конкретной организации. Рабочий план счетов разрабатывается организацией самостоятельно с учетом отраслевых и других особенностей ее финансово-хозяйственной деятельности на основе типового плана счетов бухгалтерского учета. При этом организация вправе уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в типовом плане счетов бухгалтерского учета, исключая или объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета. Введение же дополнительных счетов (с использованием свободных номеров счетов) должно быть предварительно согласовано с Министерством финансов Республики Беларусь (п. 3 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 N 50 (далее - Инструкция N 50)).

Учетной политикой может быть предусмотрено ведение аналитического учета по счетам в порядке, отличном от установленного Инструкцией N 50. Главное условие: аналитический учет должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить получение информации о наличии и движении активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов в организации, необходимой для составления бухгалтерской отчетности. Например, помимо наименования признака, в соответствии с которым осуществляется аналитический учет (по видам затрат, по местам возникновения, по местам хранения, по договорам и т.д.), организация может предусмотреть и конкретный перечень статей, в соответствии с которым будет осуществляться аналитический учет. Так, производственные организации с учетом специфики своей деятельности могут предусмотреть перечни статей затрат, по которым будут учитываться затраты на счетах 25 "Общепроизводственные затраты", 26 "Общехозяйственные затраты", 44 "Расходы на реализацию" (в части расходов по реализации продукции). Торговые организации могут предусмотреть для счета 44 "Расходы на реализацию" перечни статей затрат, связанных с управлением организацией, и затрат, связанных с реализацией товаров (п. 23 - 24, 26 - 30, 35 Инструкции N 50, п. 10 - 12 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 N 102 (далее - Инструкция N 102)).

 

Разработанные для применения формы первичных учетных документов. Под первичным учетным документом понимается документ, на основании которого хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета, составленный в момент ее совершения, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее совершения (абз. 13 ст. 1, п. 5 ст. 10 Закона N 57-З). Первичным учетным документом оформляется каждая хозяйственная операция (п. 1 ст. 10 Закона N 57-З).

Перечень первичных учетных документов, обязательных к применению и утверждаемых уполномоченными государственными органами, установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 N 360. Это товарно-транспортная накладная, товарная накладная, приходный и расходный кассовые ордера, акты о приеме-передаче основных средств, нематериальных активов, сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, о передаче не завершенного строительством объекта, о передаче затрат, произведенных при создании объекта инженерной и (или) транспортной инфраструктуры. Поскольку данные формы документов являются обязательными к применению, то отражать их в учетной политике нет необходимости.

Формы прочих первичных учетных документов могут утверждаться республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь либо руководителем организации.

Если формы первичных учетных документов, утвержденные республиканскими органами государственного управления, используются организацией в неизменном виде, их формы в учетной политике можно не указывать. Достаточно указать на сам факт их использования.

Если же организация добавляет в установленные республиканскими органами государственного управления формы документов дополнительные реквизиты либо применяет документы, форма которых законодательно не определена (например, акт на списание материалов, бухгалтерская справка-расчет, акт о выполненных работах (оказанных услугах)), то она должна закрепить в учетной политике такие применяемые документы с приложением разработанных форм.

Самостоятельно разработанные первичные учетные документы должны содержать все обязательные сведения, предусмотренные п. 2 ст. 10 Закона N 57-З. В зависимости от характера хозяйственных операций и особенностей деятельности организации в первичные учетные документы могут включаться иные сведения, наличие которых не является обязательным.

 

     Примечание.  При  разработке  форм  первичных учетных документов можно

воспользоваться  формами  документов,  размещенными  в  системах  семейства

"КонсультантПлюс" / Справочная информация  /  Формы  бухгалтерской  учетной

документации / Список форм бухгалтерской учетной документации.

 

Своевременное и правильное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них сведений обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы (п. 9 ст. 10 Закона N 57-З).

 

Применяемая форма бухгалтерского учета. Под формой бухгалтерского учета понимаются порядок осуществления и обобщения записей на счетах бухгалтерского учета и совокупность регистров, в которых такие записи производятся. При этом сами регистры представляют собой документы, в которых производятся регистрация, накопление и систематизация учетной информации, содержащейся в первичных учетных документах, в натуральных и стоимостных показателях или стоимостных показателях (абз. 18, 23 ст. 1 Закона N 57-З). По сути, это таблицы определенных формы и вида, используемые организацией для отражения записей по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Основные требования, предъявляемые к регистрам бухгалтерского учета, содержатся в ст. 11 Закона N 57-З.

Совокупность всех применяемых организацией регистров определяет используемую ею форму бухгалтерского учета.

Наиболее часто применяемыми являются журнально-ордерная, мемориально-ордерная, а также автоматизированная формы учета. В зависимости от специфики деятельности (размера и структуры организации, объема учетной работы, степени автоматизации) организация самостоятельно определяет форму бухгалтерского учета, которая будет ею использоваться, и закрепляет свое решение в учетной политике.

 

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств. Активы и обязательства организации подлежат инвентаризации, при проведении которой сопоставляется их фактическое наличие с данными бухгалтерского учета (п. 1 ст. 13 Закона N 57-З).

Единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете установлен Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 N 180 (далее - Инструкция N 180).

Случаи, когда проведение инвентаризации является обязательным, перечислены в п. 2 ст. 13 Закона N 57-З. Такие случаи в учетной политике можно не перечислять. Важно закрепить порядок проведения инвентаризации для ситуаций, когда она проводится по решению руководства организации.

В учетной политике целесообразно привести график проведения инвентаризации активов и обязательств организации с указанием сроков и условий проведения, перечня проверяемых активов и обязательств и т.д. (ч. 2, 3 п. 8 Инструкции N 180). График проведения инвентаризации может быть оформлен как приложение к Положению об учетной политике.

 

Применяемые виды учетной оценки. Под учетной оценкой понимается стоимостная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в бухгалтерском учете и (или) отчетности. Она производится в белорусских рублях.

Порядок пересчета стоимости активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, в белорусские рубли, а также порядок учета разниц, образующихся при таком пересчете, устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

Для учетной оценки применяются первоначальная, приведенная (дисконтированная), переоцененная стоимости, а также другие виды учетной оценки. Порядок их применения устанавливается законодательством Республики Беларусь (абз. 21 ст. 1, ст. 12 Закона N 57-З).

 

     Примечание.  Об  указании  в  учетной  политике  видов  учетной оценки

дополнительно  см.  Online-конференцию "Новый закон о бухгалтерском учете и

отчетности".

 

Иные способы организации и ведения бухгалтерского учета.

К иным способам организации и ведения бухгалтерского учета можно отнести способы:

- группировки фактов  хозяйственной деятельности;

- применения счетов бухгалтерского  учета;

- организации документооборота. Движение первичных учетных документов  регламентируется графиком (схемой  документооборота), составляемым исходя  из оптимальности числа подразделений  и исполнителей, которые должны проходить первичные учетные документы, и определяющим минимальный срок нахождения первичных учетных документов в подразделениях;

Информация о работе Сущность и значение учетной политики субъекта хозяйствования