Сущность и оценка бухгалтерского учета финансовых вложений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение аудита финансовых вложений.
Общей цели подчиняются следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и бухгалтерский учет финансовых вложений;
2. Исследовать нормативное регулирования аудита финансовых вложений;
3. Проанализировать организацию аудита финансовых вложений

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ 5
1.1. Сущность и оценка бухгалтерского учета финансовых вложений 5
1.2. Нормативное регулирование аудита финансовых вложений 10
2. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТА ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ 13
2.1. Планирование аудиторской проверки 13
2.2. Характеристика основных направлений аудиторской проверки 22
2.3. Последовательность реализации аудиторских процедур 33
3. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГОТИКА» 36
3.1. Краткая характеристика ОАО «Готика» 36
3.2. Аудит финансовых вложений 38
3.3. Искажения и отклонения, выявленные в ходе аудиторской проверки, рекомендации по их исправлению 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 53

Вложенные файлы: 1 файл

Аудит - Аудит финансовых вложений курс 1.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

2.2. Характеристика основных направлений аудиторской проверки

Аудит принятия к учету финансовых вложений. Операции (сделки) по финансовым вложениям совершают на основании: учредительного договора (при инвестициях в уставные капиталы других организаций), договора купли-продажи ценных бумаг, договора займа, договора на депозитный вклад, договора залога ценных бумаг, договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) и др. Аудитор должен проверять, соответствуют ли указанные договоры требованиям других нормативных правовых актов, регулирующих операции с ценными бумагами.

Первоначальной задачей аудитора является проверка правильности классификации  приобретения актива к финансовым вложениям.

Для принятия к бухгалтерскому учету  активов в качестве финансовых вложений в соответствии с ПБУ 19/02 необходимо единовременное выполнение следующих условий:

  • наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права;
  • переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями (риск изменения цены, риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности и др.);
  • способность финансовых вложений приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов либо прироста их стоимости (в виде разницы между ценой продажи (погашения) финансового вложения и его покупной стоимостью, в результате его обмена, использования при погашении обязательств организации, увеличения текущей рыночной стоимости и т.п.).

К первичным документам, на основании которых учитывают финансовые вложения, относятся: акт приема-передачи ценных бумаг; акт приема-передачи вклада в совместную деятельность; авизо об оприходовании имущества товарищем, ведущим общие дела; выписки банка и платежные поручения о перечислении вкладов в денежной форме (при безналичных расчетах) или расходный кассовый ордер и квитанция к приходному кассовому ордеру (при наличных расчетах); накладные на передачу имущества (активов) в оплату за ценные бумаги; инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма № ИНВ-16) и другие документы.

При проверке правильности отнесения  объектов к финансовым вложениям  необходимо выяснить, обладает ли организация  правами на ценную бумагу и соблюдает ли порядок передачи прав по ценным бумагам.

По форме фиксации прав, выраженных ценной бумагой, права подразделяют на документарные и бездокументарные.

При документарной форме владельца устанавливают на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или, в случае депонирования такового, на основании записи по счету депо. Аудитору должны быть предъявлены сертификаты акций или выписка по счету депо.

При бездокументарной форме владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или, в случае депонирования ценных бумаг, на основании записи по счету депо. Аудитору должны быть представлены реестр или выписка по счету депо.

Единица бухгалтерского учета финансовых вложений выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих вложениях, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера финансовых вложений, порядка их приобретения и использования единицей финансовых вложений может быть серия, партия и т.п., т.е. однородная совокупность финансовых вложений.

Типичными ошибками являются19:

  1. при оплате вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью сумма вклада списывается сразу на расходы организации, хотя должна быть отражена в составе финансовых вложений;
  2. при оплате членских взносов или оплате учредительного взноса в некоммерческую организацию сумма взноса отражается в составе финансовых вложений, хотя по законодательству на эти суммы организация не имеет никаких прав и финансовыми вложениями такие суммы не являются;
  3. приобретенные по договору цессии права требования в составе финансовых вложений не отражаются, а числятся на счете 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами».

При проверке оформления первичных документов следует учесть, что ценная бумага — строго формальный документ, ее форма и обязательные реквизиты должны соответствовать требованиям, установленным законодательством для определенных видов ценных бумаг. Отсутствие обязательных реквизитов ценной бумаги или несоответствие ценной бумаги установленной для нее форме влечет ее ничтожность (ст. 144 ГК РФ). Поэтому аудитор должен провести как формальную проверку бланков ценных бумаг, так и арифметическую проверку первичных документов, используемых при оформлении операций.

Проверка первичных документов по учету финансовых вложений особенно важна, поскольку эти документы  определяют особый порядок перехода права собственности по ценным бумагам.

В документах, на основании которых объекты финансовых вложений принимают к учету, должны быть указаны цель приобретения и срок, в течение которого предполагается использовать этот объект.

Далее аудитор должен проверить  правильность оценки финансовых вложений. В соответствии с требованиями ПБУ 19/02 при приобретении ценных бумаг по договору купли-продажи финансовые вложения принимают к бухгалтерскому учету в сумме фактических затрат для инвестора.

Фактическими затратами на приобретение активов в качестве финансовых вложений являются:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу;

  • суммы, уплачиваемые организациям и иным лицам за информационные и консультативные услуги, связанные с приобретением указанных активов. В случае если организации оказаны информационные и консультативные услуги, связанные с принятием решения о приобретении финансовых вложений, и организация не принимает решения о таком приобретении, стоимость указанных услуг относится на финансовые результаты коммерческой организации (в составе операционных расходов) или на увеличение расходов некоммерческой организации того отчетного периода, когда было принято решение не приобретать финансовые вложения;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации или иному лицу, через которое приобретены активы в качестве финансовых вложений;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением активов в качестве финансовых вложений.

При приобретении финансовых вложений за счет заемных средств затраты  по полученным кредитам и займам учитываются  в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию». Не включаются в фактические затраты на приобретение финансовых вложений общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением финансовых вложений.

В случае несущественности величины затрат (кроме сумм, уплачиваемых в  соответствии с договором продавцу) на приобретение таких финансовых вложений, как ценные бумаги, по сравнению  с суммой, уплачиваемой в соответствии с договором продавцу, такие затраты организация вправе признавать прочими операционными расходами в том отчетном периоде, в котором были приняты к бухгалтерскому учету указанные ценные бумаги.

При получении ценных бумаг по договору дарения (безвозмездно) их оценивают  по рыночным ценам на дату приобретения.

Если финансовые вложения осуществляют в иностранной валюте, необходимо проверить эти операции на соответствие нормативным актам валютного  регулирования.

Финансовые вложения, стоимость  которых выражена в иностранной  валюте, оценивают в рублевом эквиваленте по курсу, установленному ЦБ РФ на дату совершения операций.

Аудитор проверяет, не переоценивают  ли ценные бумаги со сроком погашения  более одного года, так как переоценка и отражение курсовой разницы  производятся только по ценным бумагам, учитываемым в составе краткосрочных финансовых вложений, а также по денежным средствам на депозитах, размещаемых организацией в установленном порядке (п. 7 ПБУ 3/2000).

Расходы, связанные с обслуживанием  финансовых вложений организации, такие, как оплата услуг банка и/или депозитария за хранение финансовых вложений, предоставление выписки со счета депо и т.п., в соответствии с ПБУ 19/02 должны классифицироваться как операционные расходы организации.

Аудит последующей оценки финансовых вложений. Первоначальная стоимость финансовых вложений, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, может изменяться в случаях, установленных законодательством и ПБУ 19/02.

Для целей последующей оценки финансовые вложения подразделяются на две группы, по которым можно определить текущую рыночную стоимость и по которым их текущая рыночная стоимость не определяется.

Финансовые вложения, по которым можно определить в установленном порядке текущую рыночную стоимость, отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату. Указанную корректировку организация может производить ежемесячно или ежеквартально.

Аудитор обязан проверить правильность классификации финансовых вложений по данным группам, а также порядок определения рыночной котировки вложений первой группы на отчетную дату.

Разница между оценкой финансовых вложений по текущей рыночной стоимости  на отчетную дату и предыдущей оценкой  финансовых вложений должна относиться на финансовые результаты коммерческой организации (в составе операционных доходов или расходов) или увеличение доходов или расходов некоммерческой организации в корреспонденции со счетом учета финансовых вложений.

Финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, подлежат отражению в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости (с учетом требований по отражению обесценения финансовых вложений).

По долговым ценным бумагам, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, организации разрешается разницу между первоначальной стоимостью и номинальной стоимостью в течение срока обращения ценных бумаг равномерно по мере причитающегося по ним (в соответствии с условиями выпуска) дохода относить на финансовые результаты коммерческой организации (в составе операционных доходов или расходов) или на уменьшение или увеличение расходов некоммерческой организации. В этом случае аудитор проверяет правильность произведенных расчетов и достоверность оценки долговых ценных бумаг на отчетную дату.

По долговым ценным бумагам и предоставленным  займам организация может составлять расчет их оценки по дисконтированной стоимости. При этом записи в бухгалтерском  учете не производятся. Аудитор должен проверить обоснованность такого расчета, если данные о дисконтированной стоимости приведены в пояснениях к бухгалтерской отчетности.

Аудит выбытия  финансовых вложении. В соответствии с ПБУ 19/02 выбытие финансовых вложений в бухгалтерском учете организации признается на дату единовременного прекращения действия условий принятия их к бухгалтерскому учету.

Выбытие финансовых вложений имеет место в случаях  погашения, продажи, безвозмездной  передачи, передачи в виде вклада в  уставный (складочный) капитал других организаций, передачи в счет вклада по договору простого товарищества и пр.

При выбытии  актива, принятого к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений, по которому не определяется текущая  рыночная стоимость, стоимость актива определяется исходя из оценки одним из следующих способов:

  • по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений;
  • по средней первоначальной стоимости;
  • по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО).

Оценка по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений основана на допущении, что ценные бумаги списываются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления), т.е. ценные бумаги, первыми списываемые, должны быть оценены по первоначальной стоимости ценных бумаг, первых по времени приобретения, с учетом первоначальной стоимости ценных бумаг, числящихся на начало месяца. При применении этого способа оценка ценных бумаг, находящихся в остатке на конец месяца, производится по первоначальной стоимости последних по времени приобретения, а в стоимости проданных ценных бумаг учитывается стоимость ранних по времени приобретений.

Применение одного из указанных  способов по группе (виду) финансовых вложений производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики. Аудитор  должен изучить положения учетной  политики, где указан выбранный организацией способ оценки, и путем пересчета проверить его соблюдение при отражении операций по выбытию вложений.

Аудит данных бухгалтерского баланса. Для подтверждения достоверности данных бухгалтерской отчетности и бухгалтерского учета аудитор проверяет правильность про ведения инвентаризации финансовых вложений. В ходе проверки он определяет:

  • сроки проведения инвентаризации финансовых вложений установлены ли в приказе об учетной политике и соблюдаются ли эти сроки;
  • правильность оформления инвентаризационных документов (использует ли организация унифицированные формы инвентаризационных описей, обеспечены ли полнота и точность внесения в описи данных о фактическом наличии ценных бумаг при хранении их в кассе организации и т.д.).

Информация о работе Сущность и оценка бухгалтерского учета финансовых вложений