Сущность контроллинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 10:09, контрольная работа

Краткое описание

Анализ организационных структур ряда крупных и средних оте¬чественных предприятий показывает, что службы (отделы) контрол¬линга уже перестали быть "экзотикой". На некоторых предприятиях даже вводятся должности заместителя генерального директора или директора по контроллингу. При этом не всегда подразделения, вы¬полняющие функции контроллинга, носят одноименное название, важно, что на предприятии внедряются и реализуются методология и основные принципы контроллинга.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1.Сущность контроллинга 3
2. Этапы возникновения и развития контроллинга 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 
ВВЕДЕНИЕ 2 
 
1.Сущность контроллинга 3 
 
2. Этапы возникновения и развития контроллинга 6 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11

ВВЕДЕНИЕ

 
 
Анализ организационных структур ряда крупных и средних отечественных предприятий показывает, что службы (отделы) контроллинга уже перестали быть "экзотикой". На некоторых предприятиях даже вводятся должности заместителя генерального директора или директора по контроллингу. При этом не всегда подразделения, выполняющие функции контроллинга, носят одноименное название, важно, что на предприятии внедряются и реализуются методология и основные принципы контроллинга. 
 
Естественно, что в настоящее время в Украине и за рубежом существуют и реализуются на практике различные концепции контроллинга: от регистрационной до координационно-навигационной. На практике доминируют учетно-аналитическая и координационно-интеграционная концепции, реализуемые в системе оперативного контроллинга предприятия. Стратегический контроллинг как в теории, так и на практике пока не получил широкого распространения ввиду новизны и сложности предмета. 
 
На некоторых отечественных предприятиях функционирует централизованная система контроллинга, т.е. все функции контроллинга сосредотачиваются и выполняются в штабном подразделении, подчиненном непосредственно первому лицу.

  1. ^

Сущность контроллинга

 
В настоящее время не существует однозначного определения понятия "контроллинг", но практически никто не отрицает, что это новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. В основе этой концепции системного управления организацией лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы (предприятие, торговая фирма, банк и др.) в долгосрочной перспективе путем: 
 
• адаптации стратегических целей к изменяющимся условиям внешней среды; 
 
• согласования оперативных планов со стратегическим планом развития организационной системы; 
 
• координации и интеграции оперативных планов по бизнес-процессам; 
 
• создания системы обеспечения менеджеров информацией для различных уровней управления в оптимальные промежутки времени; 
 
• создания системы контроля над исполнением планов, корректировки их содержания и сроков реализации; 
 
• адаптации организационной структуры управления предприятием в целях повышения ее гибкости и способности быстро реагировать на меняющиеся требования внешней среды. 
 
^ Узловыми компонентами концепции контроллинга являются: 
 
• философия доходности - ориентация на эффективную работу организации в долгосрочной перспективе; 
 
• разбиение задач контроллинга на циклы, обеспечивающее итеративность планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений; 
 
• создание информационной системы, адекватной задачам целевого управления. 
 
Философия доходности означает: 
 
• приоритет рентабельности деятельности предприятия, понимаемой как эффективность работы предприятия в целом и его составляющих, над ростом объемных показателей (размеры предприятия, объемы выпуска, количество филиалов и клиентов, ассортимент продукции, сумма баланса и т.п.); 
 
• устойчивый рост стоимости предприятия в долгосрочной перспективе; основные предпосылки роста стоимости предприятия -наличие организационной структуры с четко выделенными единицами управления, системы планирования и контроля, обеспечивающей согласование целей, системы внутренней и внешней отчетности, ориентированной на достижение целей; 
 
• мероприятия по обеспечению роста эффективности и стоимости предприятия не должны превышать допустимые для конкретных условий функционирования уровни рисков. 
 
^ Цикл контроллинга включает итеративные этапы планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений. Этап планирования в рамках цикла контроллинга осуществляется по технологии "встречных потоков": сначала планирование проводится "сверху вниз" (разработка методики планирования, координация и детализация планов по уровням). Затем идет встречный поток - "снизу вверх". Задачи контроллинга на этом этапе - разработка методики корректировки плановых заданий, координация отдельных планов и сведение их в единый план по предприятию. Этап контроля отклонений плана и факта предусматривает анализ фактических данных по контролируемым величинам и выработку мероприятий по устранению нежелательных отклонений в пределах определенной компетенции на уровне иерархии управления. 
 
В определении контроллинга можно выделить философскую, функциональную, организационную и научную составляющие. 
 
Контроллинг - это и философия, и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия в долгосрочной перспективе. Лучшие компа нии мира, успешно развивающиеся в течение многих десятилетий, всегда исповедовали философию контроллинга, даже если и не пользовались этим термином, учитывая при этом скорость изменений внешней среды и возможность прогнозирования будущего. 
 
Относительно функциональности контроллинг можно определить как ориентированную на перспективу систему информационно-аналитической, методической и инструментальной поддержки руководства при реализации цикла управления по всем функциональным сферам деятельности предприятия и процессам. Одной из главных причин возникновения и внедрения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами в организационной системе. 
 
Следует подчеркнуть, что контроллинг не обеспечивает автоматически успех предприятия, освобождая менеджеров от функций управления. 
 
Контроллинг осуществляет сервисную функцию. Его основные клиенты - высшее руководство, руководители и специалисты функциональных подразделений предприятия. Анализируя современную практику управления предприятиями, можно отметить, что контроллер превращается в основного поставщика информации для руководителей. 
 
С организационной точки зрения контроллинг - структурный элемент предприятия - подразделение, служба или отдел, осуществляющие функции контроллинга, определяемые внутренними документами предприятия. 
 
Контроллинг как научная дисциплина занимается теорией измерения ресурсов, результатов производственно-хозяйственной деятельности и процессов. Таким образом, задачей контроллинга как науки является разработка теории, методов и инструментов измерения в различных ракурсах: 
 
• ресурсы (материалы, труд, основные средства, финансы и т.д.); 
 
• функциональные области и процессы (производство, НИОКР, закупки, сбыт и т.п.); 
 
• элементы управления (учет, планирование, контроль, анализ). 
 
Если измерения не обеспечивают точности, объективности, единообразия и сопоставимости, то планирование, контроль, учет и анализ становятся либо слабообоснованными, либо вообще бессмысленными. 
^

2. Этапы возникновения и развития  контроллинга

 
Знание исторического развития идеи, философии и форм воплощения в практику, как известно, помогает лучше понять сегодняшнее состояние концепции контроллинга, перспективы его развития, осознать, насколько важна его роль в современной практике для успешного функционирования российских предприятий. 
 
Перечислим основные этапы становления этой отрасли знаний человека. 
 
XV в. - введение должности "countrollour" (Великобритания) -первая попытка решать задачи государственного управления с помощью идей контроллинга. 
 
1778 г. - законодательно учреждено ведомство "Controller, Auditor, Treasurer and six Commissioners of Accounts" (США). Его задачи -управление государственным хозяйством и контроль за использованием средств. 
 
1880 г. - создана система "Atchison, Topeka & Santa Fe Railway System" (США). Впервые контроллинг использован на предприятии преимущественно для решения финансово-экономических задач, управления финансовыми вложениями и основным капиталом. 
 
1892 г. - компания "General Electric Company" (США) - первая из индустриальных предприятий вводит должность контроллера. 
 
В США первоначально контроллеры занимались финансово-экономическими вопросами и проведением ревизий. Это объяснялось особенностями американского корпоративного законодательства, которое знает только два управляющих органа - Общее собрание акционеров (Common Meeting Shareholder) и Совет директоров (Board of Directors). Полномочия Совета директоров распространялись как на управление организацией, так и на контроль ее деятельности. Отсутствие специфического управляющего органа наряду с другими причинами (например, сильными позициями президента, величиной предприятия) считалось важнейшим поводом для введения должности контроллера. Однако, несмотря на это, вплоть до начала 1930-х гг. на американских предприятиях контроллеры почти не были известны. 
 
Экономический кризис 1929 г. привел к пониманию роли производственного учета, а также к необходимости внедрения на предприятии наряду с планированием элементов контроллинга. В 1931 г. основан институт "Controller's Institute of America" как профессиональ ная организация контроллеров (в 1962 г. он переименован в "Financial Executives Institute" (FEI)). В 1934 г. создан журнал "The Controller" (сегодня - "The Financial Executive"). С 1944 г. существует исследовательский институт "Controllership Foundation" (в настоящее время -Financial Executives Research Foundation). 
 
В Германии в 30-40-е гг. XX в. не наблюдалось сколько-нибудь заметного развития концепции контроллинга, хотя задачи, которые можно отнести к области контроллинга, возникли еще более 100 лет назад на таких крупных предприятиях, как "Крупп" и "Тиссен". Первые подразделения контроллинга в Германии были организованы лишь в конце 1950-х гг. 
 
В 1950-1970 гг. экономика страны характеризовалась высокими темпами роста и солидными прибылями, поэтому у немецких предприятий отсутствовал опыт преодоления ситуаций, связанных с угрозой их существованию. Введение и развитие контроллинга в последующие десятилетия связано с изменениями в окружающем предприятия мире и принципиальной переориентацией предпринимательского мышления и действий на проблемы эффективности и устойчивости. 
 
Во-первых, примерно с 1965 г. в Германии прокатилась волна формирования на крупных фирмах центров прибыли, обособленных в отношении ведения учета. Для координации (и управления) их деятельности ранее использовавшиеся инструменты не годились. Во-вторых, в начале 1980-х гг. многие предприятия столкнулись с проблемой неплатежеспособности, что привело к пониманию необходимости в совершенствовании инструментария планирования и управления, а также в привлечении специалистов, способных критически оценить действия руководителей организации. 
 
Повышение спроса на услуги в области контроллинга вызвало появление в Германии ряда научных и образовательных организаций. Первым возник Институт контроллеров по вопросам образования в области планирования предприятия и учета (Controller-Institut zur Aus-bildung in Unternehmensplanung und Rechnungswesen GmbH, Cauting), занимающийся вопросами подготовки кадров в сфере планирования предприятия и учета. С 1971 г. частные и общественные семинары проводит Академия контроллеров (Controller-Akademie). В 1975 г. основан Союз контроллеров (Controller-Verein e.V.). Следующей важной вехой на пути внедрения идей и философии контроллинга стало основание журнала "Controller" (1989 г.). 
 
В большинстве развитых стран с рыночной экономикой концепции контроллинга схожи. Различия касаются в основном понимания двух крайних ситуаций: прагматизма и степени совершенствования системы в соответствии с менталитетом пользователей (рис. 1). Так, в Германии преобладает тенденция академизации контроллинга, стремление создать сначала теоретически целостную систему, а затем приниматься за разрешение конкретных задач. В США и некоторых европейских странах преобладает прагматический подход: здесь контроллинг теснее связан с менеджментом, более ориентирован на требования рынка и потребности клиентов. 
 
 
 
Рис. 1 Американская и немецкая модели контроллинга 
 
В качестве объединяющей формы взаимодействия теоретиков и практиков, занимающихся контроллингом, в 2000 г. было создано Объединение контроллеров. Его основными целями провозглашаются:

  •  
    содействие распространению философии и методологии контроллинга;
  •  
    обеспечение коммуникации, накопления профессиональной информации и обмена ею среди специалистов, занимающихся проблемами разработки и внедрения контроллинга;
  •  
    содействие подготовке кадров для предприятий и организаций;
  •  
    содействие повышению уровня профессиональной квалификации специалистов в области контроллинга.

 
Основными задачами Объединения являются:

  •  
    выработка единой терминологии в области контроллинга;
  •  
    установление контактов с союзами и ассоциациями контроллеров за рубежом;
  •  
    издание и распространение материалов Партнерства по актуальным вопросам контроллинга;
  •  
    проведение регулярных (не реже двух раз в год) заседаний членов Партнерства для обсуждения проблем в области теории и практики контроллинга;
  •  
    выработка рекомендаций для работников, занимающихся практической реализацией системы контроллинга на предприятиях и в организациях;

 
• выработка единой политики подготовки специалистов в области контроллинга для учебных заведений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
Итак, с тех пор, как специалисты в области экономики и управления производством начали активно обсуждать проблематику контроллинга, утекло много воды. За это время был пройден путь от недопонимания к преувеличению возможностей и естественный возврат к стационарному состоянию его развития и внедрения. Утвердилось понимание контроллинга не только как философии и образа мышления руководителей, но и как плодотворной практической деятельности, направленной на эффективное использование ресурсов и развитие организации с акцентом на долгосрочную перспективу. 
 
Успешное развитие идей, методологии и практики контроллинга базируется на трех китах: 
 
• на потребности руководителей в качественной информационно-аналитической поддержке принимаемых управленческих решений, прежде всего с учетом устойчивого развития организации; 
 
• на системе знаний, методов и технологий в сфере контроллинга, обеспечивающих решений поставленных задач; 
 
• на возможности комплексной информационной поддержки методов и технологий контроллинга в составе современных интегрированных информационных управленческих систем. 
 
От дискуссий по поводу методических взаимоотношений менеджмента и контроллинга давно перешли к практической деятельности в производственной, научной и образовательной сферах. На многих предприятиях и организациях, в банках и страховых компаниях действуют соответствующие подразделения. И если даже они не имеют слова "контроллинг" в своем наименовании, суть от этого не меняется. 
^

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  
    Контроллинг: учебник / А.М. Карминский, СТ. Фалько, А.А. Же-вага, Н.Ю. Иванова; под ред. A.M. Карминского, С.Г. Фалько. -М.: Финансы и статистика, 2006. - 336 с: ил.
  2.  
    Контроллинг как инструмент управления предприятием /Е.А. Ананькина, СВ. Данилочкин, Н.Г. Данилочкина и др.; Под ред. Н.Г. Данилочкиной. - М: ЮНИТИ, 2002. - 279 с.
  3.  
    Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях - М: Финансы и статистика, 2002- 256 с.

Информация о работе Сущность контроллинга