Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 20:08, курсовая работа
Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация технологических процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных
1.3 Методика факторного анализа прибыли
Главной задачей факторного анализа прибыли является определение факторов и причин невыполнения задания по прибыли. При факторном анализе прибыли рассматриваются источники ее образования и выявляются резервы дальнейшего увеличения прибыли. Прибыль делится на несколько видов. Балансовая прибыль включает прибыль от реализации произведенной продукции (выручка (нетто) от продажи продукции за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей, себестоимости проданной продукции, коммерческих и управленческих расходов), операционных и внереализационных доходов и расходов, отражаемых в отчете о прибылях и убытках.
Факторный анализ прибыли от реализации продукции начинается с проверки баланса произведенной продукции и общей оценки влияния на выполнение плана прибыли изменения прибыли в остатках готовой продукции на начало и конец отчетного года. Для этого составляется аналитическая таблица по плановым и фактическим показателям. В ходе факторного анализа прибыли от реализации рассматривается номенклатура продукции, которая осталась на складе, с целью выявления изделий, не пользующихся спросом или сбыт которых ограничен. В случае наличия таких изделий выясняется, предусмотрен ли их дальнейший выпуск в последующем, решается ли вопрос о снятии с производства вышеуказанных изделий или сокращении выпуска до размеров, обеспеченных сбытом.
Факторный анализ общей, валовой (балансовой) прибыли
Конечный финансовый результат деятельности предприятия, балансовая прибыль или убыток, представляет собой алгебраическую сумму результата (прибыли или убытка) от реализации товарной продукции (работ, услуг), результата (прибыли или убытка) от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных операций. Формализованный расчет балансовой прибыли представлен ниже:
РБ = ± РР ± РПР ± РВН,
где
РБ - балансовая прибыль
или убыток;
РР - результат от реализации товарной
продукции (работ, услуг);
РПР - результат от прочей реализации;
РВН - результат (доходы и расходы)
от внереализационных операций.
Финансовые
результаты деятельности предприятия
характеризуются также
Выручка от реализации продукции свидетельствует
о завершении производственного цикла
предприятия, возврате авансированных
на производство средств предприятия
в денежную наличность и начале нового
витка в обороте средств. После вычета
из выручки от реализации продукции суммы
налога на добавленную стоимость и акцизов,
а также затрат на производство реализованной
продукции получим чистый результат (прибыль
или убыток) от реализации. Прибыль от
реализации может быть рассчитана по формуле
РР = NP- SP- PД,
где
РР - результат от реализации
товарной продукции (работ, услуг);
NP - выручка (валовый доход) от реализации
продукции;
SP - затраты на производство реализованной
продукции;
PД - налог на добавленную стоимость
и акцизы.
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия.
Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг)
1. Расчет общего изменения прибыли (D Р) от реализации продукции:
D Р = Р1 - Р0,
Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае изменяется под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
где
Р1 - прибыль отчетного
года;
Р0 - прибыль базисного года.
2. Расчет влияния
на прибыль изменений
D Р1 = Np1 - Np1,0 = å p1q1 - å p0q1,
где
Np1 = å p1q1 - реализация
в отчетном году в ценах отчетного года
(р - цена изделия; q- количество изделий);
Np1,0 = å p0q1 - реализация
в отчетном году в ценах базисного года.
3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (D Р2) (собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости):
D P2 = Р0К1 - Р0 = Р0 (К1 - 1),
где
Р0 - прибыль базисного
года;
К1 - коэффициент роста объема реализации
продукции;
К1 = S1,0 / S0,
где
S1,0 - фактическая себестоимость
реализованной продукции за отчетный
период в ценах и тарифах базисного периода;
S0 - себестоимость базисного года
(периода).
4. Расчет влияния на
прибыль изменений в объеме
продукции, обусловленных
D Р3 = Р0 (К2 - К1),
где
К2 - коэффициент роста
объема реализации в оценке по отпускным
ценам;
К2 = N1,0/N0,
где
N1,0 - реализация в отчетном
периоде по ценам базисного периода;
N0 - реализация в базисном периоде.
5. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения по себестоимости продукции (D Р4):
D Р4 = S1,0 - S1,
где
S1,0 - фактическая себестоимость
реализованной продукции за отчетный
период в ценах и тарифах базисного периода;
S1 - фактическая себестоимость реализованной
продукции отчетного периода.
6. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (D Р5):
D Р5 = S0К2 - S1,0.
Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги (D Р6), а также экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (D Р7). Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:
D Р = Р1 - Р0 = D Р1 + D Р2 + D Р3 + D Р4 + D Р5 + D Р6 + D Р7,
где
D Р - общее изменение прибыли.
Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае находиться под воздействием таких факторов, как изменение:
Таким образом, прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производство и реализацию. Получение прибыли играет большую роль в стимулировании развития производства. Но в силу определенных обстоятельств или упущений в работе (невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных документов, регулирующих финансовую деятельность предприятия) предприятие может понести убытки. Прибыль - это обобщающий показатель, наличие которого свидетельствует об эффективности производства, о благополучном финансовом состоянии. При факторном анализе прибыли рассматриваются источники ее образования и выявляются резервы дальнейшего увеличения прибыли.
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»
2.1 Характеристика
предприятия ОАО «
ОАО "Стерлитамакский хлебокомбинат" - современное предприятие Башкирии по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.
История Стерлитамакского хлебокомбината началась в 1948 году, когда несколько пекарен, объединившись, образовали хлебокомбинат.
23 декабря 1993 года, в соответствии с программой приватизации государственного имущества Республики Башкортостан, государственное предприятие "Стерлитамакский хлебокомбинат" было преобразовано в акционерное общество открытого типа "Стерлитамакский хлебокомбинат".
В 1994 году открыт цех по производству белого и красного солода, освоено производство майонеза и горчицы. Для оперативного проведения технического обслуживания организован ремонтно-механический отдел.
В настоящее
время ОАО "Стерлитамакский
Сейчас в составе предприятия семь хлебозаводов, оснащенных современным оборудованием, на котором производится более 100 наименований продукции.
Основные виды продукции хлебокомбината:
Хлебобулочные изделия (сухари - 7 видов), бараночные изделия (сушки 4 видов, включая фасовку, баранки 3 видов);
Кондитерские изделия: высокосортные кондитерские изделия, вафли, вафельные торты, печенье, пряники, восточные сладости, сахаристые изделия, конфеты.
Пельменное производство, прочая продукция: квас, солод красный и белый, майонез, горчица.
Ежегодно комбинат выпускает 18 345 тонн хлеба и хлебобулочных изделий. Постоянно расширяется ассортимент кондитерских изделий, разрабатываются рецептуры, вводятся новые производственные линии.
Комбинат ежедневно производит и отправляет более чем в 600 торговых организаций внутри города, республики и за ее пределы около 50 тонн продукции от 180 до 230 видов и более чем 300 наименований. Ежегодно разрабатываются и передаются в производство 15-20 их новых видов.
За прошлый год объем выручки от продаж товаров, продукции, услуг и работ превысил 600 миллионов рублей. За девять месяцев текущего года произведено около 13 тысяч тонн продукции. Каждый день хлебокомбинат производит три с половиной тонны социально значимых сортов хлеба «Стерля» и «Украинский новый», отпускные цены на которые ниже себестоимости.
Фирменная торговая сеть комбината включает 10 торговых точек. Открыт собственный швейный цех, в котором изготавливается фирменная спецодежда для персонала хлебокомбината и продавцов торговой сети.
На предприятии активно ведется модернизация и реконструкция оборудования, освоение новых технологий производства продукции.
Специалисты ОАО
"Стерлитамакский
Хлебокомбинат
первый из пищевых предприятий г.
О высоком качестве
продукции хлебозавода говорят
награды, полученные на республиканских,
межрегиональных и
Стратегия предприятия - выпускать продукцию высокого качества, храня верность традициям исконно русского хлебопечения.
2.2 Анализ формирования
прибыли на предприятии ОАО
«Стерлитамакский
Анализ формирования прибыли на предприятии складывается из изучения финансовых результатов и анализа факторов, влияющих на величину и структуру изменений прибыли.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве следующих показателей:
- исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (“горизонтальный” анализ);
- исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (“вертикальный” анализ).
Форма №2 показывает следующие виды прибыли (за прошлый и отчетный период):
Для финансового анализа особо важным является выявление возможностей (резервов) роста чистой прибыли. Большое значение также придается анализу прибыли от продажи, а также прибыли до налогообложения. Выявление возможностей роста чистой прибыли особо важно, т.к. для предприятия (его акционеров, менеджмента) особенно значим тот финансовый результат, от которого зависит сумма выплачиваемых дивидендов и стратегические возможности развития. Для внешних пользователей информации это также важно, т.к. величина чистой прибыли влияет на котировку ценных бумаг, на капитализацию предприятия (суммарную рыночную стоимость акций), а значит и на инвестиционную привлекательность.