Сущность принципы и метод бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:18, контрольная работа

Краткое описание

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.
Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

Вложенные файлы: 1 файл

бухучет курсовая.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

     С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации  учетного процесса со стороны государства  в  прошлом  в  настоящее  время  перешли к разумному сочетанию государственного  регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета.  Сущность  новых  подходов  к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на  основе установленных государством общих  правил  бухгалтерского  учета  организации самостоятельно  разрабатывают  учетную  политику  для  решения  поставленных перед учетом задач.     

Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии  должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в  установлении такой совокупности правил, реализация  которых обеспечила  бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном  случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого    круга заинтересованных пользователей.     

Следует отметить, что значение учетной политики  недооценивается многими организациями, в которых к  разработке  учетной  политики  относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов. Между тем выбранная организацией учетная политика  оказывает существенное  влияние  на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации.  Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования   величины основных показателей  деятельности организации, налогового  планирования, ценовой политики.

 Без ознакомления  с учетной политикой нельзя  осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за  различные периоды и тем более сравнительный анализ различных  организаций.     

Бухгалтера  должны  формировать  учетную  политику и для  целей налогообложения, и для целей бухгалтерского учета. На  больших  предприятиях   выделяют   специальный  отдел,   который занимается учетной политикой  для  целей  налогообложения,  но  в  небольших организациях  такой  возможности  нет,  поэтому,  чтобы   облегчить   работу бухгалтера, здесь рассмотрены возможности совмещения  учетной  политики  для целей налогообложения и целей бухгалтерского учета. Предприятия часто подвергаются проверкам вышестоящих  организаций, налоговых органов, аудиторских фирм. При этом можно сказать, что одним из основных документов, подвергающихся  первоочередной проверке, является принятая учетная политика  предприятия.     

Выбранная предприятием учетная политика применяется  последовательно, от одного отчетного  года к другому. Изменить ее можно  только с 1 января, но и при этом желательно иметь хоть какое-то обоснование. Практика показывает, что такое, к примеру, обоснование как "изменение условий  финансово-хозяйственной деятельности" является достаточным для многих налоговых инспекций. Нередко инспекторы и сами требуют ежегодно предоставлять  приказ об учетной политике.      

В связи с этим основной целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности учетной политики организации.      

Задача  данной курсовой работы :  

–раскрыть сущность учетной  политики организации;  

–рассмотреть формирование учетной политики и ее основные элементы;  

–отметить факторы, влияющие на выбор учетной политики;  

–охарактеризовать задачи, решаемые при формировании учетной  политики;  

–рассмотреть отличия  учетной политики для целей налогообложения  от учетной политики для целей бухучета; 

Глава 1.Общие положения  и принципы формирования учётной политики

 

     Согласно  пункту второму ПБУ 1/2008 учетная политика представляет собой принятую организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.      

Главное назначение учетной  политики - документально подтвердить  способы ведения бухгалтерского учета, которые применяет фирма. Ведь в нормативных документах по бухгалтерскому учету нередко установлены различные методы учета активов и обязательств. Из нескольких методов учета, предусмотренных законодательством, организация имеет право выбрать один и закрепить его в учетной политике. Если по каким-либо хозяйственным операциям законодательством не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики фирма самостоятельно разрабатывает и утверждает соответствующий способ.     

Формирование  учетной политики следует рассматривать  как один из важнейших элементов  налоговой оптимизации. Квалифицированная  проработка приказа об учетной политике позволит организации выбрать оптимальный  вариант учета, эффективный как  с точки зрения бухгалтерского учета, так и с точки зрения режима налогообложения. С одной стороны, учетная политика является документом для внутрифирменного использования, практическим руководством для всех сотрудников бухгалтерии. В то же время часть учетной политики представляется в налоговые органы в составе пояснительной записки при сдаче годовой бухгалтерской отчетности. Всех пользователей учетной политики можно разделить на внешних и внутренних.

 

 

Учетная политика в широком смысле как  совокупность внутренних документов организации, касающихся ведения бухгалтерского учета, используется:      

-учетной (бухгалтерской)  службой организации - в целях  обеспечения типовых процедур  ведения учета, стандартизации  учетных процессов, обеспечения  достоверности отчетности за  счет совершенствования технологии ее производства и как элемент контрольной среды;     

-контрольными подразделениями  организации (ревизоры, внутренние  аудиторы) - в целях осуществления  контроля учетных процессов и  их субъектов - работников учетной  службы, подтверждения показателей  отчетности и как элемент контрольной среды;      

-методологами организации  - как инструмент соблюдения организацией  норм бухгалтерского учета;     

-менеджментом компании - в целях обеспечения соответствия  деятельности стандартам качества, стандартизации учетных процессов, принятия корректных управленческих решений, т.е. в целях повышения эффективности управленческой деятельности компании.     

Внешние пользователи используют приказ по учетной  политике в следующих целях:      

- аудиторы - в целях подтверждения  достоверности отчетности;     

- прочие пользователи отчетности - в целях понимания отчетности, оценки отдельных ее показателей  (через раскрытие учетной политики).     

Таким образом, учетная политика имеет  очень важное значение как для самой организации, так и для внешних пользователей (государства в лице налоговых органов). Четко и грамотно составленная учетная политика считается показателем высокой бухгалтерской квалификации.     

Учетная политика ежегодно составляется главным  бухгалтером или иным должностным  лицом, на которое возложено ведение  бухгалтерского учета в организации, и утверждается руководителем организации.     

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные  при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом ее утверждения руководителем  организации.

Они применяются всеми  филиалами, представительствами и  иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный  баланс) независимо от места нахождения. Вновь созданная организация оформляет учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (с даты внесения в единый государственный реестр юридических лиц). Учетная политика, принятая вновь созданной организацией, считается со дня ее регистрации.     

Основными принципами учетной политики считаются  полнота, своевременность, непротиворечивость, рациональность, последовательность, сопоставимость, осмотрительность, приоритет  содержания перед формой, имущественная  обособленность организации.

     Согласно  принципу непротиворечивости учетной  политики данные аналитического учета  должны быть тождественны оборотам и  остаткам по счетам синтетического учета  на последний календарный день каждого  месяца.     

Требование  рациональности учетной политики предполагает рациональное и экономное ведение  бухгалтерского учета исходя из условий  хозяйственной деятельности и размера коммерческой организации.     

В отношении таких вопросов правоприменитель имеет право выбрать один из таких вариантов. Если же тот или иной вопрос решается в законодательстве однозначно, он не требует отражения в учетной политике организации.

Глава 2. Формирование учетной  политики для целей 

бухгалтерского учета

Некоторые фирмы не уделяют разработке учетной  политики должного внимания и дублируют  ее из года в год. Это нецелесообразно, так как в течение года меняются как хозяйственное положение  на фирме, так и законодательство. Подобные действия могут стать причиной ухудшения финансового состояния  предприятия. В процессе формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета можно выделить два направления: организационное и методическое.      

Организационное. Предполагает принятие и утверждение:

рабочего плана счетов бухгалтерского учета;

форм первичных учетных документов, не предусмотренных типовыми формами первичной учетной документации, с учетом требований статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

положения о бухгалтерской  службе организации;

должностных инструкций работников бухгалтерии;

плана-графика документооборота;

порядка внутреннего  контроля сохранности ресурсов, их эффективного использования.     

Методическое предполагает принятие решения о способах ведения  бухгалтерского учета. Способы учета, которые одинаковы для всех, в учетную политику включать не нужно. При возможности же нескольких способов ведения бухгалтерского учета, в учетной политике закрепляется один из них.

2.1.Организационный аспект  учетной политики

 

     Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические  счета, необходимые для ведения  бухгалтерского учета, разрабатывается  организацией в зависимости от следующих  условий:

- совокупности счетов  синтетического учета, содержащихся  в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению;

- групп хозяйственных  операций, характерных для организации  в зависимости от отраслевых  особенностей, организационно-правовой  формы, видов деятельности и др.     

Рабочий план счетов должен содержать полный перечень синтетических счетов (счетов первого порядка), субсчетов (счетов второго порядка) и аналитических  счетов. Для учета специфических  операций организация может по согласованию с Минфином России вводить в рабочий  план счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя  свободные номера счетов. Совокупность счетов аналитического учета в составе рабочего плана счетов устанавливается самой организацией, исходя из нормативных актов по бухгалтерскому учету и внутренних потребностей организации.     

Формы первичных учетных документов для  оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые  формы, разрабатываются организацией самостоятельно в соответствии с  требованиями ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете".

 

 

 

 

 

 

Правила документооборота устанавливаются  для упорядочения работы по созданию, контролю и использованию в бухгалтерской  деятельности первичных учетных  документов, своевременности формирования данных бухгалтерской отчетности. Для  этого формируется график документооборота как составной элемент учетной  политики организации, который входит в нее и утверждается руководителем. Он представляется в виде схемы и включает перечень работ по составлению, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением организации и всеми исполнителями соответствующих работ с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения.     

Работники организации должны составлять и  представлять документы, относящиеся  к сфере их деятельности, по графику  документооборота. Для этого каждому  исполнителю вручается выписка  из графика. В выписке перечисляются  документы, относящиеся к сфере  деятельности исполнителя, сроки их оформления и подразделения организации, в которые представляются указанные  документы.     

Контроль  за соблюдением графика исполнителями работ ведет главный бухгалтер организации, а ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.     

Информация о работе Сущность принципы и метод бухгалтерского учета