Сущность себестоимости и калькулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

Любое предприятие в процессе своей деятельности совершает затраты на производство и реализацию продукции, на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, на социальное развитие трудового коллектива и др.
Наибольший удельный вес во всех расходах предприятий занимают затраты на производство продукции. Совокупность производственных затрат показывает, во что обходится предприятию изготовление выпускаемой продукции, т.е. составляет производственную себестоимость продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

текст курсовой Глава 1..docx

— 41.33 Кб (Скачать файл)

В условиях перехода к рыночной экономике  роль и значение себестоимости продукции  для предприятия резко возрастают. С экономических и социальных  позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:

  • в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а, следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;
  • в появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;
  • в улучшении финансового состояния предприятия  и снижении степени риска банкротства;
  • в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объём продаж.

Из всего выше сказанного вытекает очень важный вывод, что проблема снижения себестоимости продукции  всегда должна быть в центре внимания на предприятиях.

 

1.2. Показатели и этапы  формирования себестоимости

Целью планирования расходов на производство является получение экономически обоснованной величины себестоимости продукции, которая закладывается в основу формирования отпускной цены. От правильности установления цены реализации продукции  напрямую зависит величина прибыли, получаемая предприятием, а значит, и перспективы его существования и дальнейшего развития. Поэтому планирование расходов на производство является одной из наиболее важных составляющих в деятельности любого предприятия.

На предприятиях планируют и  учитывают следующие показатели себестоимости:

1) себестоимость единицы продукции  (услуг);

2) себестоимость товарной, реализованной  продукции;

3) себестоимость сравнимой товарной  продукции (сравнимой продукцией  считают ту, которая производилась  в базисном периоде);

4) затраты на один руб. товарной  продукции (определяются делением  полной себестоимости товарной  продукции на ее объем в стоимостном выражении).

Данный показатель используется в  практике для оценки эффективности  текущих затрат. Однако он не отражает эффективности использования всего  капитала, собственных средств.

Показатель себестоимости единицы  продукции можно широко использовать для сравнения уровня затрат одинаковых изделий на разных предприятиях, - что  оказывает положительное воздействие  на поиск резервов снижения затрат.

При анализе показателей себестоимости  продукции в динамике наиболее целесообразно  использовать показатель затрат на один рубль товарной продукции, несмотря на все его недостатки, и через  этот показатель рассматривать изменение  себестоимости товарной продукции. При этом важно обеспечить сопоставимость товарной продукции и ее себестоимости  по методам исчисления, ценам на сырье, материалы, топливо, тарифам  на энергию и грузоперевозки. Следует  обратить внимание еще на. два показателя себестоимости, которые, к сожалению, очень мало используются в практике. Речь идет о проектной себестоимости  изделия и о необходимости  планирования себестоимости на единицу  полезного эффекта, производительности, мощности.

Еще различают такие показатели себестоимости продукции (работ, услуг), как:

  1. полная производственная себестоимость,
  2. неполная (сокращенная) производственная себестоимость,
  3. полная себестоимость реализованной продукции,
  4. неполная себестоимость реализованной продукции.

Полная производственная себестоимость  продукции (работ, услуг) включает все  расходы на производство продукции, включая общехозяйственные расходы (сырье и материалы, покупные изделия, полуфабрикаты и услуги сторонних  организаций и др.).

Неполная (сокращенная) производственная себестоимость исчисляется без  учета общехозяйственных расходов.

Полная себестоимость реализованной  продукции (работ, услуг) состоит из полной производственной  себестоимости  продукции и расходов на продажу.

Неполная себестоимость реализованной  продукции (работ, услуг) включает в  себя неполную производственную себестоимость  продукции и расходы на продажу.

Себестоимость является тем звеном, в котором производственно-хозяйственная  деятельность предприятия увязывается  в неразрывное целое. Она характеризует  степень использования производственных ресурсов, является критерием оценки эффективности производственного  процесса. Роль показателя себестоимости  для оценки экономической эффективности  работы предприятий определяется тем, что сама экономическая эффективность  есть величина, получаемая при сопоставлении  результатов производственно-хозяйственной, организационно-управленческой и других видов деятельности с затратами  на осуществление этой деятельности.

Себестоимость продукции оценивается  с помощью системы показателей, которые отражают:

  • затраты на натуральную единицу продукции (себестоимость единицы продукции). Используются тогда, когда выпускается одно изделие (себестоимость 1 квт/час электроэнергии;
  • всю сумму затрат на продукцию (полная себестоимость) или часть продукции (полная себестоимость сравнимой продукции);
  • затраты на единицу стоимости произведенной или реализованной продукции (затраты на рубль продукции), т. е. это общая сумма затрат, отнесенных на себестоимость продукции, к тому же самому объему продукции в ценах предприятия.8

Наиболее обобщающим показателем  себестоимости продукции является показатель затрат на единицу стоимости  товарной продукции. Применение этого  показателя дает возможность оценивать  изменение себестоимости по предприятию  независимо от ассортимента производимой продукции и изменения ее структуры. Кроме того, этот показатель непосредственно  связан с прибылью от данной продукции. Показатель затрат на единицу стоимости  товарной продукции определяется отношением себестоимости товарной продукции  к ее стоимости в оптовых ценах  предприятия:

где с – себестоимость единицы  продукции;

р – цена единицы продукции;

q – объем вида продукции.

Из формулы видно, что показатель затрат на единицу стоимости товарной продукции изменяется под влиянием следующих факторов первого порядка:

  • изменение структуры выпущенной продукции;
  • изменение затрат на отдельные виды продукции;
  • изменение цен на товарную продукцию.

Влияние этих факторов можно определить способом цепных подстановок.

Исходя из экономического содержания себестоимости продукции, показатель затрат на единицу стоимости товарной продукции можно разложить на три основных элемента процесса производства на основе сметы затрат на производство продукции:

где:

М – материальные затраты в себестоимости  продукции;

ЗП – затраты по оплате труда;

А – амортизация и расходы  на текущий ремонт;

ТП – товарная продукция.

Таким образом, показатель затрат на единицу стоимости товарной продукции  выражает совокупность материалоемкости, трудоемкости (зарплатоемкости) и фондоемкости (амортизациоемкости) продукции, а анализ его изменения позволяет определить влияние отдельных элементов  производственного процесса по их удельному  весу и определить направление поиска резервов снижения себестоимости продукции.

Порядок формирования себестоимости  для целей бухгалтерского учета  определен в  ПБУ 10/99,   "Расходы организации" в части расходов по обычным видам деятельности и других нормативных актах.  
Перечень расходов, включаемых в себестоимость продукции для целей налогообложения регламентирован главой 25 НК РФ  "Налог на прибыль". 

По мнению автора Пономаренко Ю., на практике используются различные подходы к расчету себестоимости9. Применение того или иного подхода определяется особенностями производственного процесса, характером выпускаемой продукции или оказываемых услуг и другими факторами. Может быть определена как полная, так и усеченная себестоимость производимой продукции. Полная себестоимость, рассчитывается с учетом всех понесенных предприятием затрат. Усеченная себестоимость (direct costing) предполагает отнесение на себестоимость единицы продукции только переменных затрат. Постоянная часть общепроизводственных затрат, а также коммерческие и общехозяйственные расходы списываются на уменьшение выручки в конце отчетного периода без распределения на выпущенную продукцию.

При использовании метода полного  распределения затрат на себестоимость  единицы продукции относятся  как переменные, так и постоянные затраты. Цена определяется как полная себестоимость, увеличенная на требуемую  рентабельность. Себестоимость может  быть рассчитана исходя из фактически понесенных предприятием затрат или  на основании установленных норм расхода сырья и материалов, а  также нормативных затрат на оплату труда. Использование нормативной  себестоимости позволяет контролировать эффективность расходования ресурсов и своевременно реагировать на возникающие  отклонения.

Фактическую себестоимость единицы  продукции можно определить только после того, как в учете отражены все затраты. Основным недостатком  этого метода считается довольно низкая оперативность (данные можно  получить лишь по окончании выполнения заказа, изготовления изделия и пр.). На практике, как правило, используются оба подхода.

Одна из основных проблем, связанных  с определением полной себестоимости  единицы продукции, - необходимость  распределения косвенных затрат. Наиболее простой способ - прямое распределение  затрат обслуживающих подразделений  пропорционально единой базе (заработная плата основных производственных рабочих, затраты на сырье и материалы, человеко-часы). Однако такой подход, как правило, не позволяет достоверно и экономически обоснованно распределить косвенные затраты, а значит, может  стать причиной неверных управленческих решений.

Начальным этапом формирования себестоимости  является отнесение прямых затрат на производственные заказы. Как правило, это не составляет труда: в соответствии со спецификациями на виды готовой  продукции и полуфабрикаты сырье  и материалы списываются на конкретные заказы в аналитике видов затрат и методов возникновения затрат.

Методика распределения общепроизводственных затрат и отнесения их на себестоимость  готовой продукции включает несколько  этапов, которые мы рассмотрим подробнее.

Суммы общепроизводственных затрат учитываются  в аналитике видов затрат (производственные участки цехов и непроизводственные подразделения предприятия). На этом же счете собираются все затраты  на вспомогательные материалы и  группируются по видам затрат и методам  возникновения затрат.

Одним из таких моментов является себестоимость продукции. Очень  важно не путать  себестоимость и затраты, иначе могут возникнуть серьезные ошибки. Так, к затратам можно отнести все расходы предприятия, полученные за текущий период. Себестоимость же – это та часть расходов, которая затрачивается на производство конкретной продукции. Разобравшись с понятием себестоимости и затрат, можно разобраться в том, каков порядок формирования себестоимости.10

Для того, чтобы получить себестоимость  того или иного товара, необходимо в первую очередь определить, какие  статьи затрат в нее войдут. Практически  во всех случаях, большую часть себестоимости  составляют расходы на оплату труда. Но, как и во всем, есть исключения. Например, при выпуске высокотехнологичной  продукции, основу себестоимости могут  составить затраты на материалы  и сырье. Если на предприятии используются дорогостоящие основные средства, могут  возникнуть серьезные затраты на амортизацию.

Итак, следуя порядку формирования себестоимости, переходим к следующему этапу – распределению всех выделенных статей затрат по видам продукции. Очень важно четко определить, на какой товар сколько было потрачено. Иногда сделать это бывает чрезвычайно трудно. Например, если одновременно выполнялись работы по нескольким видам продукции, причем списание затрат осуществлялось одним платежом. В таких случаях обычно ведут специальные учетные листки, чтобы предотвратить смешение затрат.

Если все этапы были пройдены успешно, то будет получена себестоимость  каждого вида продукции. Однако, работа на этом не заканчивается. Анализ себестоимости продукции – это следующий, не менее важный шаг. В процессе выполнения этой работы предприятие может решить многие свои проблемы. Например, выявить преобладающие статьи затрат и разработать комплексы мер по их снижению.

Информация о работе Сущность себестоимости и калькулирования