Сущность, цели и задачи аудита. Роль аудита в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:19, реферат

Краткое описание

Свою работу аудитор должен начинать с ознакомления с проверяемым экономическим субъектом, для чего он изучает учредительные документы, виды деятельности, учетную политику предприятия и т.д. Большую помощь при этом могут оказать беседы с руководителем и специалистами организации, проведение тестирования о проведении аудита. Аудитор должен получить первоначальные знания об особенностях отрасли, праве собственности, управлении и операциях экономического субъекта, подлежащего аудиту, и оценить их достаточность для понимания деятельности предприятия с целью проведения аудита.

Содержание

Основная часть 3
1. Сущность, цели и задачи аудита. Роль аудита в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики. 3

Вложенные файлы: 1 файл

Бухучет.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Великолукский

Вид работы

Творческая

Название дисциплины

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Тема

Сущность, цели и задачи аудита. Роль аудита в развитии функции  контроля в условиях рыночной экономики

Фамилия студента

Громова

Имя студента

Дарья

Отчество студента

Владимировна

№ контракта

019000100301015


 

Содержание

Основная часть

3

1. Сущность, цели и задачи аудита. Роль аудита в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики.

3

Приложения

 

Основная часть

Сущность, цели и задачи аудита. Роль аудита в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики.

"Аудит" в переводе с  латинского означает "audio" и  переводится как "слушатель"  или "слушающий". Аудит дает  оценку экономического состояния организаций, предприятий, коммерческих банков, холдингов, корпораций и т.д.

Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению  вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

Привлечение аудитора делается с той  целью, что бы проверить состояние хозяйственной и финансовой деятельности организации за определенный период времени. Аудитор это специалист, который проходит специальную аттестацию и получает разрешительное право на ведение своей деятельности в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аудит имеет некоторые отличия  от судебно-бухгалтерской экспертизы. Основное отличие в том, что аудит  является независимой проверкой, а  судебно-бухгалтерская экспертиза производится в принудительной форме  по решению судебных органов.

Аудит необходим, несмотря на существование гражданского или уголовного дела. Так как судебно-бухгалтерская экспертиза является процессуально - правовой формой она в принципе не может существовать вне уголовного или гражданского дела.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

возможность необъективной информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма значительными) от качества информации;

необходимость специальных знаний для проверки информации;

отсутствие  у пользователей информации доступа  к ней для оценки ее качества.

Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг.

Сущность  аудита и аудиторской деятельности определена как Международным стандартом аудита МСА 200, так и российским Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ так определяет понятие аудиторской деятельности: «Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей».

Цель  аудиторской деятельности — конкретная задача, на решение которой направлена деятельность аудитора; она определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.

Целью собственно аудита согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью понимается степень  точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах  хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудит согласно закону об аудиторской  деятельности в Российской Федерации  не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

Согласно  этому же закону аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Главная цель аудита - дача объективной, реальной и точной информации об аудируемом объекте. Аудиторство является самостоятельной  формой контроля и представляет собой  независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта. Цель - определить достоверность финансовой отчетности, полноту и соответствие действующему законодательству и требованиям, которые предъявляются к ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Требования  к ведению аудиторской деятельности способствует достижению главной цели аудита, а именно:

независимость и объективность проведения аудиторских  проверок;

конфиденциальность  и не разглашение полученной информации;

профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора;

использование методов статистики и экономического анализа;

использование новых информационных технологий;

умение  принимать рациональные решения  по данным аудиторской проверки; -доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам;

ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудиторских  проверок;

содействие  росту авторитета аудиторской профессии.

Вышеперечисленные особенности определяют нормы поведения  аудитора.

Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие  аудиту услуги. Индивидуальный аудитор  не вправе осуществлять иные виды предпринимательской  деятельности.

В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с достаточной степенью уверенности сделать выводы относительно:

соответствия бухгалтерского учета  экономического субъекта документам и  требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская  организация о деятельности экономического субъекта.

Свою работу аудитор должен начинать с ознакомления с проверяемым  экономическим субъектом, для чего он изучает учредительные документы, виды деятельности, учетную политику предприятия и т.д. Большую помощь при этом могут оказать беседы с руководителем и специалистами организации, проведение тестирования о проведении аудита. Аудитор должен получить первоначальные знания об особенностях отрасли, праве собственности, управлении и операциях экономического субъекта, подлежащего аудиту, и оценить их достаточность для понимания деятельности предприятия с целью проведения аудита. Полученные знания  аудитор должен использовать при планировании аудита, включающего в себя  разработку оптимальной аудиторской программы.

Программа аудита включает в себя: цель аудита, основные участки работы организации и разделы учета, подлежащие проверке, характер и методы проверки, распределение и закрепление между проверяющими аудиторами, сроки выполнения работ, уровень ответственности и оплаты труда аудиторов, форма и порядок оформления результатов аудита.  Планируя аудиторскую проверку ,необходимо установить материальность (существенность)-максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может быть показана в публикуемых финансовых отчетах и рассматриваться как несущественная.

На макроэкономическом уровне аудит  является элементом рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

а) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений ее заинтересованными пользователями, в т.ч. руководством, участниками, собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и общественности в целом;

б) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни;

в) степень достоверности бухгалтерской отчетности не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности операций, отражаемой в бухгалтерской отчетности эк. субъектов. Аудит не подменяет государственного контроля, осуществляемого уполномоченными органами государственной власти.

Современная отечественная экономика  находится в процессе перехода к  рыночным отношениям. Особенность перехода к рынку состоит в том, что  он развертывается в условиях глобальных переходных процессов. Поскольку переход к рыночной экономике России означает изменение развития страны, то характерной чертой этого процесса является неустойчивость существующей системы. В этих условиях важная роль отводится системе контроля, который призван корректировать процессы развития и становления рыночных отношений.

Основные виды и методы контроля, применяемые для осуществления  финансового контроля и аудиторских  проверок, можно классифицировать следующим  образом:

государственный (осуществляется государственными органами контроля и управления, а также органами законодательной власти);

ведомственный (проводится министерствами, комитетами и другими органами государственного управления за деятельностью подведомственных им предприятий);

вневедомственный (осуществляется Департаментом государственного финансового контроля МФ РФ в отношении различных предприятий в виде ревизий);

внутрихозяйственный контроль за деятельностью  филиалов, цехов, отделов и других внутрихозяйственных формирований (ведется на предприятиях их руководителями);

аудиторский контроль за деятельностью  организаций (проводится аудиторскими фирмами, имеющими лицензию на право  заниматься аудиторской деятельностью).

Аудит как форма контроля - довольно широкое понятие. Его функция  заключается не только в проверке достоверности финансовых показателей, системы ведения бухгалтерского учета и отчетности, но и, что не менее важно, в разработке предложений по оптимизации хозяйственной деятельности, помощи предприятию в рационализации расходов и увеличении прибыли, а также оказании различного рода услуг. Его субъектами преимущественно являются предприятия и организации негосударственного сектора экономики.

А так как в условиях рыночной экономики удельный вес государственного сектора значительно меньше частного, то роль аудита становится понятна.

Именно частные предприятия  в будущем должны составить тот  необходимый фундамент, на котором  будет базироваться вся система  рыночных отношений. Контроль за деятельностью  частного сектора, направление деятельности организаций этого сектора экономики в благоприятном для всей хозяйственной системы в целом направлении (или пресечение их деятельности) - вот задача многих контрольных структур государства, в том числе и аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Аудит представляет своего рода форму вневедомственного контроля, но он, кроме того, является независимым контролем. Круг пользователей результатами деятельности аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов очень широк, в том числе и различные государственные органы. Роль и значение аудита по мере развития рыночных отношений постоянно возрастают, и его место во всей системе контроля становится все заметнее. Задача государства заключается в создании благоприятных условий для функционирования и совершенствования аудиторской деятельности.

Приложения

А

 




Информация о работе Сущность, цели и задачи аудита. Роль аудита в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики