Счетное искусство в раннее Средневековье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 14:38, реферат

Краткое описание

Изучение истории бухгалтерии позволяет углубить знания по теории бухгалтерского учета, как в Беларуси, так и за рубежом, начиная с Древнего мира. История науки неразрывно связана с историей общества, с развитием производства и общественного сознания. Учетная мысль зародилась в глубокой древности. Первобытные люди уже обладали зачатками хозяйственных знаний. Постепенно возникали определенные представления об отношениях, складывающихся по поводу производства, обмена и потребления материальных благ, а, следовательно, появлялась и необходимость их регистрации (учета), основной целью которой был контроль за деятельностью лиц, участвующих в хозяйственном процессе.

Содержание

СЧЕТНОЕ ИСКУССТВО В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 11

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат история развития.docx

— 27.28 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «История развития учета и аудита»

на тему: «Счетное искусство  в раннее Средневековье»

 

Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

Выполнила

Студентка 4 курса, 2 группы з/о                                              Н.А.Ромашкова

 

 Проверил

 Доцент                                                                                    И.И. Коломиец

 

Гродно 2012

 

Оглавление

 

СЧЕТНОЕ ИСКУССТВО  В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ 3

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

СЧЕТНОЕ ИСКУССТВО В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Изучение истории бухгалтерии  позволяет углубить знания по теории бухгалтерского учета, как в Беларуси, так и за рубежом, начиная с  Древнего мира. История науки неразрывно связана с историей общества, с развитием производства и общественного сознания. Учетная мысль зародилась в глубокой древности. Первобытные люди уже обладали зачатками хозяйственных знаний. Постепенно возникали определенные представления об отношениях, складывающихся по поводу производства, обмена и потребления материальных благ, а, следовательно, появлялась и необходимость их регистрации (учета), основной целью которой был контроль за деятельностью лиц, участвующих в хозяйственном процессе. Развитие бухгалтерской мысли постепенно формировало науку о ее собственной истории. История науки — это история людей, которые ее создавали и совершенствовали. Изучение закономерностей развития бухгалтерии позволяет специалистам творчески подходить к известным категориям, повышает престиж бухгалтерской профессии и статус бухгалтера в обществе. В настоящее время вопрос о необходимости изучения истории бухгалтерской науки не вызывает сомнений. Наука о бухгалтерском учете многогранна и не ограничивается набором правил, изложенных в инструкциях и стандартах. Представления о теории бухгалтерского учета существенно расширяются при изучении различных взглядов на сущность современных бухгалтерских категорий.

Галаган  А.М. приводит памятники  эпохи раннего средневековья, охватывающей собою время до начала литературного  периода в истории счетоведения, т.е. до 1494 года, до выхода в свет книги Л.Пачоли[18]. Самым ранним памятником счетного искусства рассматриваемой эпохи является составленная по приказу английского короля Вильгельма Завоевателя Книга кадастра (точный перевод – Книга страшного суда). Составление Книги кадастра происходило в 1086г. С этой целью предварительно была

3

произведена опись всего  имущества, принадлежавшего отдельным  гражданам, с указанием количества земли, скота, инвентаря, разных угодий др. Составленные списки пересылались в Винчестер, где на основании  этих списков и была составлена Книга  кадастра. Таким образом, эта Книга, по существу, представляла собою полный инвентарь всего имущества, принадлежавшего  всем гражданам королевства Вильгельма Завоевателя. Более поздним памятником является другой документ, также английского  происхождения, относящийся к 1130г.  Этот документ представляет собою одну из книг английского казначейства того времени и содержит записи по приходу, расходу и остатку денежных сумм казначейства.

В 1911г. профессор университета в Модене А.Латтес опубликовал сообщение  о том, что в архиве г.С.Мария  в Имоле монахом Гаддони была найдена рукопись, относящаяся к 1257, 1260 и 1262 гг. Рукопись содержала отрывочные записи расчетов между неизвестной  торговой компанией и отдельными лицами. Записи производились на двух сторонах – в дебет и в кредит. В найденной рукописи большинство записей значилось в кредите.

Следующим интересным памятником являются записи церковного казначейства Парижа, относящиеся к 1295-1296 гг. В  последнее время была найдена  рукопись неизвестного флорентийского банкира, содержащая записи эпохи около 1211г. Рукопись была исследована профессором  Ф.Беста и оказалась отрывком из ресконтро клиентов банкира. Счета  велись в основном правильно, на двух страницах, при чем дебет был  расположен на левой странице, а  кредит – на правой. Такой же внешний  вид имели и другие счетные  книги, относящиеся к 1272-1275 гг. и принадлежавшие частью банкиру М.Якони, частью его  компаньону Н.Камби.  Книги Якони  и Камбии велись вполне верно: дебет  помещался на левой стороне страницы, кредит – на правой. Необходимо, однако, отметить, что порядок ведения  счетных книг общеустановленным  не был. В одной счетной книге, относящейся к 1360г. и найденной  в архиве Вероны, записи прихода  и расхода велись весьма

4

оригинальным способом: запись прихода начиналась с первой страницы книги, а запись расхода – с  последней, в середине книги обе серии записей сходились.

Памятники счетных записей, относящиеся к эпохе раннего  средневековья, имеются так же во Франции, Германии, Испании. Во Франции  пользуются известностью счетные книги  братьев Бони, относящиеся к 1339-1345 гг., а также книги Гюго Тераль, относящиеся к 1330-1332 гг. Эти книги  велись по простой системе, записи в  них выполнялись по правилам, установленным  для аналитических книг.  В  Германии известны счетные книги  братьев Германа и Иоганна  Виттенборгов в Любеке (1329-1360 гг.), Вико Гельдернзена в Гамбурге (1367-1377 гг.), Торгового общества Бекингузен в  Любеке (1409-1437 гг.), Отто Руланда в  Ульме (1442-1464 гг.), Иоганна Клингенберга (1331-1336 гг.) и др.

В Испании счетных книг интересующей нас эпохи почти  не имеется, но зато существуют точные указания, что здесь впервые в  истории счетной науки была сделана  попытка регламентировать в законодательном  порядке обязательность ведения  счетоводства. Первый закон о торговых книгах был издан в Испании  в середине XIII столетия. Вслед за этим законом были изданы законы о  морской торговле (1340г.), о товарной торговле (1495 и 1544 гг.), и, наконец, к середине XVI столетия все ранее изданные законы о торговых книгах были вновь пересмотрены, и был издан новый закон  от 4 декабря 1549 г., устанавливавший  подробные правила ведения счетных  книг. Так как в Испании уже  выявилась необходимость законодательного нормирования порядка ведения записей  в счетных книгах, то нетрудно заключить, что в этой стране уже с начала XIII столетия применялись счетные  книги, хотя памятников счетного искусства этой эпохи мы не имеем.

Особенно богатая коллекция  счетных книг эпохи раннего средневековья  была найдена, как и следовало  ожидать, в Италии. Исследования виднейших  историков счетоведения (Беста, Альфери, Ригобо,

5

Чеккерелли) установили, что  в Италии еще задолго до появления  первого печатного труда по счетоводству многие торговые хозяйства вели свои книги по всем правилам счетного искусства. В архиве Флоренции находятся  книги торговой компании Бене, относящиеся  к 1320г. Эти книги велись по простой  системе, но записи в них производились  в отдельные счета, с особыми  сторонами для дебета и кредита. Книги той же компании, относящиеся  к 1392г., уже велись, согласно исследованиям  профессора Чеккерелли, по двойной  системе, причем, как показали исследования А. Тофани, для ведения книг по двойной  системе во Флоренции существовали особы специалисты – бухгалтеры, на которых возлагалась обязанность  проверки счетных записей по поручению  магистрата. Кроме того, во Флоренции  в это же время существовала школа  для обучения арифметике (по арабскому  начертанию). Обучение счетоводству в  это время считалось делом  чрезвычайной важности для коммерсанта, а потому сыновья купцов посылались даже в другие города для изучения счетоводства. В тех же книгах за 1365г. есть запись, удостоверяющая произведенный  расход на изучение счетоводства сыном  одного из членов компании под руководством знаменитого тогда преподавателя  Кальдерени, в Болонье. В архивах  той же Флоренции имеются счетные  книги торгового дома Медичи. Книги  относятся ко времени 1395, 1412 и 1424 гг.. Уже с 1395г. счетные книги Медичи ведутся по двойной системе. В  Венеции пользуются известностью счетные  книги бр.Соранцо (1406-1434 гг.), которые  велись по двойной системе, и книги  Бадоера (1436-1439 гг.) и Варбариго (1430-1440 гг.), которые также велись по двойной  системе. В книгах Варбариго имеется  запись об уплате учителю Троило некоторой  суммы за обучение счетоводству, из чего можно вывести заключение, что  преподавание счетоводства практиковалось задолго до появления в свет труда Луки Пачоли.

Особый интерес представляют счетные книги Генуи. Эти счетные  книги представляют собой первый в истории счетоведения пример ведения 

6

счетоводства по двойной  системе. Эти книги велись по двойной  системе счетоводства, с соблюдением  всех правил, установленных для ведения  записей по системе двойного счетоводства. Таким образом, было установлено, что  первыми в истории счетоведения книгами, которые велись по двойной  системе, явились книги Генуэзской городской общины. Следовательно, двойная  система счетоводства была известна задолго до появления труда Луки Пачоли.

         Генуя имела оживленные торговые  отношения с Венецией, Флоренцией  и другими городами Италии. Поэтому  становится вполне понятным распространение  двойной системы по всей Италии; в частности,  установлено, что  во Флоренции в первую очередь  стали применять двойную систему  именно те хозяйства, которые  имели наиболее оживленные отношения  с генуэзскими торговыми предприятиями.

         Победа Венеции, естественно,  переместила центр развития торговли  и всех институтов последней  именно в Венецию, а потому  Венеция вскоре стала тем очагом, в котором с особой энергией  культивировалось счетное знание. В Венецию ездили купцы разных  государств для того, чтобы там  изучить искусство торговли и  исчисления. Совершенно ясно, что  оживленные отношения Венеции  с другими государствами, в  частности с Германией, привели  к тому, что немецкие купцы  позаимствовали у венецианцев  искусство ведения счетных записей  по двойной системе, поэтому  двойная система счетоводства  постепенно проникала в Германию. Этим и объясняется то, что  уже с начала XVI столетия счетные  книги отдельных немецких торговых  предприятий ведутся по двойной системе.

         Труд по ведению записей был  для купцов того времени чрезвычайно  большим, часто почти непосильным.  Трудность ведения счетных записей  объяснялась, прежде всего, тем,  что общая грамотность той  эпохи была весьма невысокой,  невежество отдельных классов,  даже высших,

7

достигало поразительных  масштабов. Карл Великий прилагал много  стараний к тому, чтобы повысить уровень знаний своих придворных, и, в конце концов, добился блестящих результатов.

         Что касается купцов, общим правилом  у них стал обычай самим  непосредственно вести все записи  и счетные книги. Никаких специальных  лиц по ведению записей в  счетные книги в эпоху до  начала XV столетия не было. В то  же время общая грамотность  купцов была весьма невысокой.  Еще хуже обстояло дело с  искусством исчисления, проще говоря, с арифметикой. Центром изучения  искусства исчисления была Венеция,  поэтому сюда направлялись те, кто желал получить высшие  знания в области искусства  исчисления. Насколько невысокими  были требования и насколько  малыми сведениями довольствовались  ученики, видно хотя бы из  того, что знание четырех правил  арифметики, простого тройного правила  товарищества уже считалось высшими  знаниями по арифметике, а умение  производить деление - признаком высшей купеческой подготовки.

         Совершенно очевидно, что низкий  уровень знаний и, в частности  знания арифметики, в значительной  степени мешал вести счетные  книги надлежащим порядком.         

Ещё одна причина невысокого качества счетных книг того времени - употребление римского начертания цифр. Арабское начертание цифр стало известно с 1202г., когда была опубликована классическая работа Леонардо Фибоначчи (Леонардо Пизано) под названием «Liber Abaci». Появление  в свет труда Леонардо Фибоначчи  можно рассматривать как весьма важный момент в деле развития торговых отношений. В самом деле, введение во всеобщее употребление арабского  начертания цифр в значительной степени  содействовало облегчению арифметических действий и, следовательно, содействовало  широкому распространению знаний арифметики. Знание же арифметики служило большой  помощью при выполнении всякого  рода расчетов по торговым операциям и сделкам.

8

               Леонардо Фибоначчи не был  изобретателем нового начертания  цифр. Им стал живший в начале IX столетия в Багдаде ученый  Абу-Абдаллах-Мохамед-бен-Муза-Алховаризми,  родом из провинции, расположенной  к северу от нынешней Хивы. Абу-Абдаллах составил для халифа  Аль-Мамуна арифметику, в которой  излагал систему индусов, и  ввел знак 0, называвшийся по-арабски  цифрой. Система Абу-Абдаллаха приняла  название Алгоризм, потому что  у себя на родине автор назывался  Алхаризми. Отсюда произошло слово  «алгоризм», ставшее термином, а  система, вводящая арабское начертание  цифр, получила известность в Европе.

Алгоризм быстро был воспринят  современниками Фебоначчи. Попытки  применить арабское начертание при  записях в счетные книги появились  немедленно после того, как стал известен труд Фибоначчи. Однако, в 1299г. особым законом, изданным во Флоренции, было запрещено пользоваться при  записях в счетные книги арабскими  цифрами. Мотивы запрета сводились  к тому, что при использовании  арабских цифр, всякого рода исправления  и искажения сумм записей становились  более трудными. Поэтому для поддержания  доказательной силы записей в  торговые книги предписывалось пользоваться исключительно римскими цифрами.

 Таким образом, купцы  и иные лица, ведущие записи  в счетные книги, должны были  пользоваться исключительно римскими  цифрами. Такой порядок сохранился  до середины XV столетия. Все упомянутые  выше книги, счетные книги Якопи,  Бони, Соранцо, Барбариго, Руланда,  книги Генуэзской общины, - все  эти книги велись исключительно  с применением римских цифр. Первой  книгой, в которой было применено  арабское начертание цифр, были  книги Якова Бадоера (1436-1439 гг.). С этого времени уже все  счетные книги в большинстве  случаев ведутся с арабским начертанием цифр.

Информация о работе Счетное искусство в раннее Средневековье