Теоретические основы формирования и применения учетной политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение организации формирования и применения учетной политики на предприятии, выявление ее недостатков и предложение путей совершенствования.
Исходя из данной цели, можно сформулировать следующие задачи:
изучить правовые и теоретические аспекты учета исследуемых вопросов;
дать общую характеристику анализируемого объекта и рассмотреть организацию учета на нем;
проанализировать формирование и использование учетной политики на предприятии;
выявить недостатки и предложить пути совершенствования учетной политики и ее элементов.

Вложенные файлы: 1 файл

Учетная политика орг-иии.docx

— 86.00 Кб (Скачать файл)

 

     Продукция животноводства поставляется государству в основном в переработанном виде (9,46%). Также следует отметить, что в структуре значительную долю занимают прочие виды деятельности (предоставление работ и услуг, реализация товаров) – 9,90%.

     В процессе анализа исчисляется также обобщающий показатель уровня специализации - коэффициент специализации. Коэффициент специализации определяется по формуле:

 

Кс =       (1)

                                                                                     

 где Кс - коэффициент специализации;

Уi — удельный вес товарных отраслей  в  структуре товарной продукции;

н - порядковый номер отдельных отраслей по величине удельного веса в ранжированном ряду.

     Расчет коэффициента специализации по данной формуле проводится по отраслям или по видам товарной продукции.

     Считается, что коэффициент менее 0,2 характеризует слабый уровень специализации; 0,2-0,4 - средний; 0,4-0,6 - высокий; более 0,6 - глубокий уровень специализации.

      СПК «Агрофирма «Культура» относится к группе специализированных предприятий. В отчетном году коэффициент специализации составил 0,32, что характеризует средний уровень специализации.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности организация несет расходы. Расходы  организации в зависимости от их характера, условий осуществления  и направлений деятельности организации  подразделяются на расходы по обычным  видам деятельности и прочие расходы. Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением  продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются  расходы, осуществление которых  связано с выполнением работ, оказанием услуг.

 

 

           2.2 Организация бухгалтерского учета на предприятии

 

В настоящее  время организация учета - объективная  необходимость, поскольку каждая коммерческая организация самостоятельно выбирает направления развития, виды выпускаемой  продукции, сбытовую, кадровую, социальную и инвестиционную политику и т.п. Организация учета - это система  условий и элементов построения учетного процесса с целью получения  своевременной и достоверной  информации о деятельности организации, осуществления контроля за рациональным использованием ресурсов и управления производственной деятельностью.

     Организация бухгалтерского учета на предприятии состоит из ряда элементов:

  1. системы документирования хозяйственных операций при помощи соответствующих форм первичного учета;
  2. документооборота в сочетании с графиком выполнения учетных работ;
  3. учетной политики;
  4. плана счетов, состоящего из бухгалтерских счетов для отражения хозяйственных операций;
  5. применяемой формы бухгалтерского учета;
  6. организационной структуры учетного процесса и распределения служебных обязанностей в бухгалтерии;
  7. организации хранения бухгалтерской документации и регистров.

Рассмотрим  организацию бухгалтерского учета  в СПК «Агрофирма «Культура».

     В хозяйстве бухгалтерский учет ведется бухгалтерией, которая является самостоятельным структурным подразделением. Руководство осуществляет главный бухгалтер, который подчиняется непосредственно председателю кооператива.

     Система документирования хозяйственных операций - важная составная часть организации бухгалтерского учета в СПК «Агрофирма «Культура». Все операции оформляются с использованием первичных учетных документов, согласно альбомам унифицированных форм, утвержденных Госкомстатом России. Для операций по учету, для которых отсутствуют утвержденные формы первичных документов, первичная документация разработана организацией в соответствии с установленными законом требованиями. В формах первичных документов предусматривается ряд общих обязательных реквизитов: название предприятия и подразделения, дата составления, наименование документа, фамилия и инициалы должностных лиц и подписи лиц, составивших документ, содержание хозяйственной операции, количественные и суммовые показатели, характеризующие выполнение операции и др. Однако следует отметить тот факт, что в хозяйстве применяется достаточно большое количество устаревших и приспособленных форм первичных документов, в большинстве документов заполняются не все обязательные реквизиты.

      Документооборот имеет важное организующее значение в бухгалтерском учете. Он представляет собой движение документов в учетном процессе от момента их составления до завершения использования и сдачи в архив. Для четкой регламентации движения документов документооборот оформляется в виде графика, где указываются: наименование и номер каждой формы документа, его назначение, в какие сроки, в каком количестве и кем составляется, кто подписывает (либо утверждает) документ, когда и куда он представляется, кто его принимает, проверяет и обрабатывает, куда и на основании чего делаются записи. В СПК «Агрофирма «Культура» имеется документ, который назван графиком документооборота. ( Прил. 3 ). Однако данный документ представляет собой элемент графика документооборота. В него входят лишь некоторые документы, которые составляются в хозяйстве.

     График выполнения учетных работ тесно связан с графиком документооборота, является его продолжением и логическим завершением. Если в графике документооборота фиксируется движение документов от их составления до использования, то в графике выполнения учетных работ указывается перечень учетных работ, выполняемых в бухгалтерии на основании поступивших и обработанных первичных документов. График выполнения учетных работ должен быть увязан с графиком документооборота. Это значит, что конечные этапы по соответствующим позициям в графике документооборота должны совпадать с начальными этапами тех же позиций в графике выполнения учетных работ. В СПК «Агрофирма «Культура» данный график отсутствует.

     Предприятие осуществляет свою производственную деятельность в соответствии с учетной политикой ( Прил. 4 ), которая формируется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», ПБУ 1/2008 «Учетная политика предприятия». Однако следует отметить то, что учетная политика хозяйства в соответствии с новыми ПБУ пересматривалась лишь частично, о чем свидетельствует, например, пункт «Учетная политика по видам имущества, операциям и обязательствам», в котором предоставлены устаревшие данные по оценке основных средств. Также необходимо сказать о том, что в пункте, посвященном распределению косвенных расходов, не указана база распределения косвенных расходов по промышленным производствам.

     Важное организующее значение в бухгалтерском учете имеет план счетов. Предприятие применяет рабочий план счетов бухгалтерского учета, разработанный на основании Плана счетов, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 года №94н.  Рабочий план счетов соответствует специфике деятельности предприятия, его структура включает системы счетов и субсчетов, позволяющую осуществить взаимосвязь учета хозяйственных операций как по видам операций, так и по структурным подразделениям организации. В то же время в плане счетов содержатся счета и субсчета, не используемые на предприятии (например, счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»; счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»; счет 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги»; субсчет 29/4 «Детский сад»; и др.). Следует также отметить, что в рабочем плане счетов СПК «Агрофирма «Культура» отсутствуют некоторые субсчета, используемые в учете, например, субсчет 20/34 «Колбасный цех». ( Прил. 6 )

     Бухгалтерский учет в СПК «Агрофирма «Культура» ведется на основе журнально-ордерной формы и частичной автоматизации. 

     Построение журналов-ордеров и других регистров обеспечивает контроль за отражением хозяйственных операций и создают условия для предупреждения ошибочных записей. Основанием для записей в регистры журнально-ордерной формы учета являются типовые первичные документы. При небольшом количестве хозяйственных операций записи в журналы-ордера производят непосредственно из документов. Данные документов, отражающих массовые хозяйственные операции, предварительно группируют либо в соответствующих ведомостях, либо в лицевых счетах. В конце месяца в этих регистрах подсчитывают итоги, которые используют для записи в журналы-ордера. Следует отметить, что в хозяйстве применяются старые формы учетных регистров, а также приспособленные под них бланки.

Некоторые участки учета на предприятии  автоматизированы. Бухгалтерский учет ведется в специализированной прикладной бухгалтерской программе «1С: Бухгалтерия 8.2» и в специальных программах, разработанных программистами хозяйства. В программе «1С: Бухгалтерия 8.2»  осуществляется учет по таким участкам как расчеты с поставщиками и  подрядчиками, расчеты с подотчетными лицами,  расчеты по оплате труда, тракторный парк, автомобильный парк и некоторым другим. С помощью  программ, разработанных на предприятии, ведут учет реализации и иные участки  учета. Недостатком является то, что  бухгалтерский учет на предприятии  не полностью охвачен автоматизацией.

     Организационная структура учетного процесса на сельскохозяйственных предприятиях может строиться на принципах полной централизации, децентрализации, частичной децентрализации. В СПК «Агрофирма «Культура» организационная структура учетного процесса построена на принципе частичной децентрализации, т.е. значительная часть учетного процесса осуществляется в подразделениях хозяйства. В подразделениях хозяйства ведется документальное оформление хозяйственных операций, группировка и сводка документов вплоть до составления производственных отчетов. Здесь же начисляется заработная плата и составляются платежные ведомости. Отражение совершенных операций в регистрах учета производится в бухгалтерии на основании представленных из подразделений материальных отчетов и других сводных документов с приложенными к ним первичными документами. В бухгалтерии распределение обязанностей строится по отраслевому принципу: растениеводство, животноводство, промышленные и вспомогательные производства, материальный учет, капитальные вложения и др. Каждый работник, ведущий учет по соответствующей отрасли, не только принимает отчеты от подразделений и делает записи в учетные регистры, но и ответственен в целом за состояние учета в данной отрасли по хозяйству и в подразделениях.

     При распределении служебных обязанностей исходят из того, чтобы самые ответственные и сложные работы выполнялись наиболее квалифицированными работниками. Распределение обязанностей строится таким образом, чтобы была обеспечена взаимозаменяемость работников. Перечень служебных обязанностей разрабатывается главным бухгалтером для всех работников бухгалтерии и утверждается руководителем предприятия. Однако в СПК Агрофирма «Культура» данный перечень отсутствует.

     На каждого работника бухгалтерии в хозяйстве составляется должностная инструкция, в которой описаны общие положения, должностные обязанности, права и ответственность. Должностная инструкция утверждается председателем и принимается к руководству и исполнению бухгалтером. В целом должностная инструкция составлена четко и грамотно, но ее можно дополнить еще несколькими пунктами.

     Хранение бухгалтерских документов  и учетных регистров - важный элемент организации бухгалтерского учета. На каждом предприятии, в том числе и в СПК «Агрофирма «Культура», для хранения документов предусмотрена организация текущего архивного хозяйства. Все использованные текущие бухгалтерские документы передают в текущий архив. Для архива выделено специальное помещение, которое снабжено противопожарными средствами, оборудованными стеллажами и другими необходимыми устройствами для хранения документов.

      Итак, в целом организация бухгалтерского учета на предприятии находится на приемлемом уровне, но такие ее элементы как  учетная политика, график документооборота, рабочий план счетов, должностная инструкция нуждаются в совершенствовании. Также в хозяйстве отсутствуют график выполнения учетных работ и  перечень служебных обязанностей в бухгалтерии.

                                     2.3 Учет основных средств

 

 

Основные  средства (ОС)– это имущество  организации, используемое в качестве средств труда, и сроком использования более 1 года.

Особенностью  основных средств заключается в  том, что свою первоначальную стоимость  они переносят на готовую продукцию  путем начисления амортизации.

Существуют  три оценки основных средств:

    1. Первоначальная стоимость – совокупность затрат по приобретению, монтажу основных средств и по их строительству.
    2. Остаточная стоимость – сумма разницы между первоначальной стоимостью объекта и амортизацией по этому объекту.

Остаточная  стоимость определяется в следующих  случаях: при выбытии основных средств, при составлении бухгалтерского баланса.

    1. Восстановительная стоимость – стоимость основных средств на момент их переоценки (учитывается на счете 01 «Основные средства»).

При определении  рыночной стоимости могут быть использованы следующие данные:

    • о ценах на аналогичные активы, полученные в письменной форме от организаций изготовителей;
    • сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
    • экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости отдельных активов.

Для учета  амортизации используется пассивный  счет 02 «Амортизация ОС». По К-ту счета 02 отражается начисление амортизации. По Д-ту счета 02 отражается списание амортизации  в связи с выбытием объектов.

Информация о работе Теоретические основы формирования и применения учетной политики предприятия