Управленческий учет на промышленном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Управленческий учет представляет собой процесс выявления, измерения, накопления, анализа, переработки и передачи информации о хозяйственной деятельности предприятия, используемой для планирования, управления и контроля.
Его предназначение – обеспечить информацией руководителей различных уровней внутрифирменного управления, ответственных за достижение конкретных производственных целей.

Содержание

Ведение 3
Понятие, цели и задачи управленческого учета 4
Принципы управленческого учета 6
Объекты и методы управленческого учета 9
Классификации затрат в управленческом учете 11
Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции 19
Управленческий учет на предприятии ОАО «Стройлидер» 23
Заключение 33
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Управленческий учет.docx

— 87.29 Кб (Скачать файл)

потери от брака;

производственные накладные  расходы.

Производственные накладные  расходы состоят из расходов по эксплуатации производственных машин и оборудования и цеховых расходов.

Периодические расходы подразделяются на коммерческие, общие и административные расходы. К ним относится существенная часть общей массы расходов на управление, обслуживание производства, сбыт продукции, которая, как считают  менеджеры, зависит не от объема производства и продаж, а от организации производственно-коммерческой деятельности, деловой политики администрации, продолжительности отчетного периода, структуры предприятия и других факторов.

Важное значение при калькулировании и оценке готовой продукции имеет группировка затрат в зависимости от времени их возникновения и отнесения на себестоимость продукции. По данному признаку затраты подразделяются на текущие, будущего отчетного периода и предстоящие. К текущим относятся расходы по производству и реализации продукции данного периода. Они принесли доход в настоящем и потеряли способность приносить доход в будущем. Расходы будущего периода — это затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но подлежащие включению в себестоимость продукции, которая будет выпускаться в последующие отчетные периоды (например, расходы на освоение вводимых в эксплуатацию цехов, производств, на подготовку и освоение новых видов продукции на действующих предприятиях). Такие затраты должны принести доход в будущем. К предстоящим относят затраты, которые в данном отчетном периоде еще не произведены, но для правильного отражения фактической себестоимости подлежат включению в затраты производства за данный отчетный период в плановом размере (расходы на оплату отпусков рабочих, выплату единовременного вознаграждения за выслугу лет и другие затраты, имеющие периодический характер).

В процессе принятия управленческих решений руководитель должен обладать достаточной информацией, которая  сулила бы выгоду предприятию от производства того или иного вида товара. В  этих условиях особую значимость приобретает  разделение затрат на альтернативные (вмененные), дифференциальные, безвозвратные, инкрементные, маржинальные и релевантные.

На предприятиях ограниченность ресурсов порождает ограничение  производственных возможностей. Каждая ресурсная единица обладает некоторой  отдачей, характеризующей эффективность  ее производственного использования. Отдача имеет свои пределы. Даже при  самой лучшей, материалосберегающей технологии из тонны руды не получить больше тонны металла. Производительность людей, машин, оборудования также имеет верхний предел. В итоге, при данном количестве ресурсов существует предельный объем выпуска продукции. В этих условиях возможность увеличения производства одного товара достигается ценой снижения производства другого. На этом факте основывается понятие альтернативной стоимости. Альтернативная стоимость товара определяется количеством другого товара, от которого приходится отказаться, чтобы приобрести, получить дополнительную единицу данного. Это цена отброшенной, упущенной альтернативы, которую пришлось заменить более предпочтительной, т.е. цена потери, упущенной возможности.

Затраты, обусловленные отказом  от одного товара в пользу другого, называют альтернативными (вмененными) затратами. Они означают упущенную  выгоду, когда выбор одного действия исключает появление другого  действия. Альтернативные затраты возникают в случае ограниченности ресурсов. Если ресурсы не ограничены, вмененные издержки равны нулю.

Легко заметить, что каждое последующее увеличение производства продовольственных товаров на определенное число единиц требует все большего снижения производства непродовольственных  товаров, т.е. вмененных затрат. То же самое наблюдается и при увеличении производства непродовольственных  товаров за счет снижения выпуска  продовольственных. Отсюда и вытекает закон возрастания вмененных  издержек (упущенных возможностей, дополнительных затрат), отражающий свойство рыночной экономики, согласно которому для получения каждой дополнительной единицы одного товара приходится расплачиваться потерей все возрастающего количества других товаров, т.е. увеличением упущенных  возможностей.

Дифференциальные затраты  — это величина, на которую отличаются затраты при рассмотрении двух альтернативных решений. Например, рассматриваются  два альтернативных места для  строительства нового производственного  цеха. Если будет выбран район А, ежегодные затраты по его содержанию предположительно составят 500 тыс. руб., если район Б — 400 тыс. руб. Дифференциальные затраты по содержанию производственного цеха составят 100 тыс. руб. (500 тыс. руб.— 400 тыс. руб.).

Дифференциальные затраты  также называют дополнительными  или приростными. В примере с  производственным цехом приростные затраты по его содержанию составят 100 тыс. руб., если производственный цех  переместится из района Б в район А. Решения по вводу дополнительных смен на заводе, увеличение штата работников также включают дифференциальные издержки.

Безвозвратные затраты —  это такие затраты, которые были сделаны в прошлом в результате ранее принятого решения. Следовательно, они не могут повлиять на будущие  затраты и не могут быть изменены никаким настоящим или будущим  действием. Примером таких затрат может  быть первоначальная стоимость закупленных  материалов и оборудования. Несмотря на то, что приобретенные ресурсы  не используются сейчас, затраты на их приобретение не могут быть изменены никакими будущими действиями.

Инкрементные затраты  являются дополнительными и возникают  в случаях производства какой-то партии продукции дополнительно. Например, если в результате какого-то решения  увеличиваются постоянные затраты (выплачивается премия за сверхурочные работы), то эти затраты называют инкрементными. Если принятое решение  о дополнительном выпуске не влечет за собой увеличения абсолютной суммы  постоянных затрат, то инкрементные затраты  равны нулю.

Маржинальные затраты  — это дополнительные затраты, когда  производится еще одна единица продукции. Их отличие от инкрементных затрат состоит в том, что маржинальные затраты рассчитываются не на весь выпуск, а на единицу продукции.

Маржинальные затраты  обычно различны при разных объемах  производства. Они уменьшаются с  увеличением выпуска продукции. Например, предприятию выгоднее производить 10 комплектов мебельных изделий, чем  один.

В зависимости от специфики  принимаемых решений затраты  подразделяются на релевантные и нерелевантные. Релевантными (т.е. существенными, значительными) затратами можно считать только те затраты, которые зависят от рассматриваемого управленческого решения. В частности, затраты прошлых периодов не могут быть релевантными, поскольку повлиять на них уже нельзя. В то же время, вмененные затраты (упущенная выгода) релевантны для принятия управленческих решений.

Процесс управления на предприятии  включает в себя не только прогнозирование, планирование, учет и анализ затрат, но и регулирование и контроль их уровня. Для этих целей применяется следующая классификация затрат: регулируемые и нерегулируемые; эффективные и неэффективные; в пределах норм и по отклонениям от них; контролируемые и неконтролируемые.

По степени регулируемости затраты подразделяются на полностью, частично и слабо регулируемые.

Полностью регулируемые затраты  возникают, прежде всего, в сферах производства и распределения. Это затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина которых зависит от степени их регулирования со стороны менеджера. Произвольные затраты имеют место, главным образом, в НИОКР (научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работах), маркетинге и обслуживании клиентов. Слабо регулируемые (заданные) затраты  возникают во всех функциональных областях.

Степень регулируемости затрат зависит от специфики конкретного  предприятия: применяемой технологии; организационной структуры; корпоративной  культуры и других факторов. Поэтому  универсальной методики классификации  затрат по степени регулируемости не существует — ее можно разработать  только применительно к конкретному  предприятию. Степень регулируемости затрат будет различаться в зависимости  от следующих условий:

длительности периода  времени (при длительном периоде  появляется возможность воздействовать на те затраты, которые в коротком периоде считаются заданными);

полномочий лица, принимающего решение (затраты, которые являются заданными на уровне начальника цеха, могут оказаться регулируемыми  на уровне директора предприятия).

Деление затрат на регулируемые и нерегулируемые необходимо предусмотреть  в отчетах об исполнении сметы  по центрам ответственности. Это  позволит выделить сферу ответственности  каждого менеджера и оценить  его работу в части контроля за затратами подразделения предприятия.

На результаты деятельности предприятия существенное влияние  оказывает деление затрат на производительные (эффективные) и непроизводительные (неэффективные).

Эффективные — это производительные затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены  эти затраты. Неэффективные —  это затраты непроизводительного  характера, в результате которых  не будут получены доходы, так как  не будет произведен продукт. Неэффективные  затраты — это потери на производстве. К ним относятся потери от брака, простоев, недостачи и порча товарно-материальных ценностей и др. Обязательность выделения  неэффективных затрат трактуется тем, чтобы не допустить проникновения  потерь в планирование и нормирование.

Важное значение в управлении затратами имеет система контроля, которая обеспечивает полноту и правильность действий в будущем, направленных на снижение затрат и рост эффективности производства. Для обеспечения системы контроля за затратами их разделяют на контролируемые и неконтролируемые.

Контролируемые — это  затраты, которые поддаются контролю со стороны субъектов управления. По своему составу они отличаются от регулируемых, так как имеют целевой характер и могут быть ограничены какими-то отдельными расходами. Например, по предприятию необходимо проконтролировать расход запасных частей для ремонта оборудования, находящегося во всех подразделениях предприятия.

Неконтролируемые — это  затраты, не зависящие от деятельности субъектов управления. Например, переоценка основных средств, повлекшая за собой  увеличение сумм амортизационных отчислений, изменение цен на топливно-энергетические ресурсы и т.п.

Важным условием эффективного контроля за затратами является их деление на затраты в пределах норм (стандартов) и по отклонениям от них. На основании имеющейся информации об отклонениях по затратам руководитель может выработать и осуществить корректирующие воздействия. Он может выбрать одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонения или пересмотреть нормы (стандарты).

При построении системы контроля затрат необходимо определить:

систему подконтрольных показателей, состав и уровень детализации  подконтрольных показателей;

сроки представления отчетности;

распределение ответственности  за полноту, своевременность и достоверность  информации, содержащейся в отчетах  по затратам, то есть “привязка” системы  контроля к центрам ответственности  на предприятии.

Для того, чтобы система  контроля затрат на предприятии была эффективной, необходимо вначале выделить центры ответственности, где формируются  затраты, классифицировать затраты, а  затем воспользоваться системой управленческого учета затрат. В  результате руководитель предприятия  получит возможность своевременно выделять “узкие места” в планировании, формировании затрат и принимать  соответствующие управленческие решения.

Методы  учета затрат и калькулирования себестоимости продукции

 

На производственных предприятиях учет затрат и калькулирование себестоимости продукции можно организовать различными методами. Всю их совокупность можно классифицировать по следующим признакам: оперативности контроля затрат, отношению к производственному процессу, полноте включения их в себестоимость продукции.

По оперативности контроля затрат выделяют учет по фактической, нормативной и плановой (прогнозной) себестоимости.

При использовании учета  по фактической себестоимости величина фактических затрат отчетного периода  определяется по формуле:

Зф = Qф * Цф,

где Зф — фактические затраты;

Qф — фактическое количество использованных ресурсов;

Цф — фактическая цена использованных ресурсов.

Достоинство этого метода состоит в простоте расчетов. К  недостаткам этого метода можно  отнести следующие причины:

отсутствие нормативов для  контроля количества использованных ресурсов и цен на них;

невозможность определения  и анализа мест, виновников и причин выявления отклонений;

невозможность расчета затрат в ходе производственного процесса: расчет может проводиться только в конце отчетного периода  и др.

Учет по нормативной себестоимости  по сравнению с учетом по фактической  себестоимости позволяет оценить  не только какими были затраты, но и  какими они должны были быть.

Под нормативными понимают текущие (действующие) нормы затрат с поправками на изменение технологии и т.п. В практической деятельности используют различные нормативы: только по количеству, только по ценам, по количеству и ценам одновременно.

При использовании нормативов только по количеству применяется следующая  формула:

3=Цф х (Qн + Oq)

где Оq — отклонение фактических затрат от норматива, вызванное изменением количества использованных ресурсов.

При использовании нормативов только по цене использованных ресурсов применяется следующая формула:

3 = (Цн + Oц,) x Qф

где Оц — отклонение фактических затрат от норматива, вызванное изменением цен.

При использовании нормативов и по количеству и по ценам использованных ресурсов применяется следующая  формула:

3 = (Цн + Оц) х (Qн + Оq)

Пример. Производственное предприятие  планировало выпустить 1,000 шт. изделий. Средний расход материалов на одно изделие за предыдущий год составил 5 кг, а средняя цена материала  — 100 руб./кг. Нормативные затраты  предприятия на выпуск 1,000 штук изделий  составляют 500,000 руб. (1,000 х 100 х 5). Но в  отчетном году расход материалов на одно изделие фактически снизился до 4.8 кг, а фактическая средняя цена материала  повысилась до 120 руб./кг. Фактически затраты  предприятия на 1,000 шт. изделий составили 576,000 руб. (1,000 х 120 х 4.8) и превысили  нормативные затраты на 76,000 руб.

Информация о работе Управленческий учет на промышленном предприятии