В Главе
21 «Налог на добавленную стоимость»
в п. 12 статьи 167 НК РФ подчеркивается, что для целей налогообложения
организации следует применять учетную
политику и утверждать ее соответствующим
распорядительным документом руководителя
организации.
При
этом учетная политика для
целей налогообложения должна отвечать следующим требованиям:
- применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения, соответствующим распорядительным документом руководителя организации;
- учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации;
- является обязательной для всех обособленных подразделений организации.
С 1 января
2002 года главой 25 НК РФ было
введено понятие налогового учета.
Согласно
статье 313 НК РФ налоговый учет
- система обобщения информации для
определения налоговой базы по налогу
на прибыль на основе данных первичных
документов сгруппированных в соответствии
с порядком, предусмотренным кодексом.
В соответствии со ст. 313 НК РФ налогоплательщики
исчисляют налоговую базу по итогам каждого
отчетного (налогового) периода на основе
данных налогового учета, если Налоговым
кодексом предусмотрен порядок группировки
и учета объектов и хозяйственных операций
для целей налогообложения, отличный от
порядка группировки и отражения в бухгалтерском
учете установленного правилами бухгалтерского
учета.
Исходя
из приведенной нормы Налогового
кодекса для расчета налоговой базы,
используются прежде всего данные бухгалтерского учета.
При
расхождении правил бухгалтерского
учета и требований главы 25
НК РФ составляются дополнительные
расчеты. Однако, учитывая значительные расхождения
порядка группировки и учета хозяйственных
операций в бухгалтерском и налоговом
учете, организация может принять решение
построить налоговый учет параллельно
с бухгалтерским учетом
При
выборе учетной политики организации
необходимо предусмотреть возможность
максимального совмещения бухгалтерского
и налогового учета.
ТРЕБОВАНИЯ
К УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Учетная
политика организации должна
отвечать требованиям полноты,
своевременности, осмотрительности,
приоритета содержания перед
формой, непротиворечивости и рациональности.
Рассмотрим
содержание каждого из указанных требований.
Полнота. Выбранный организацией вариант учетной
политики должен обеспечивать полноту
отражения в бухгалтерском учете всех
фактов ее хозяйственной деятельности.
Своевременность. Факты хозяйственной деятельности организации
должны находить своевременное отражение
в бухгалтерском учете и бухгалтерской
отчетности. Никакие операции не могут
быть задержаны или ускорены с точки зрения
их регистрации на счетах бухгалтерского
учета.
Осмотрительность. Применяемые способы учета должны обеспечивать
большую готовность к отражению в бухгалтерском
учете расходов и обязательств, чем возможных
доходов и активов, не допуская скрытых
резервов, то есть к бухгалтерскому учету
принимаются такие доходы, которые уже
получены или существует такая гарантия
их получения.
Приоритет содержания перед
формой. При отражении в бухгалтерском учете
фактов хозяйственной деятельности организация
должна исходить не только из правовой
основы этих операций, сколько из экономического
содержания фактов и условий хозяйствования.
Непротиворечивость. Выбранные способы учета должны обеспечивать
равенство данных аналитического учета
оборотам и остаткам по счетам синтетического
учета на последний календарный день каждого
месяца.
Рациональность. Учетная политика должна строиться таким
образом, чтобы обеспечить рациональное
и экономное ведение бухгалтерского учета
в организации, исходя из величины и условий
хозяйственной деятельности.
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ
УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Процесс
формирования учетной политики организации состоит из следующих
последовательных этапов:
- Определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;
- выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;
- выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;
- идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;
- отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией в их взаимосвязи;
- оформление избранной учетной политики.
В этой
последовательности все перечисленные
этапы являются строго необходимыми:
каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление
последующего.
На первом
этапе устанавливается предмет
учетной политики, ибо конкретная
организация имеет свою специфическую
совокупность объектов бухгалтерского
учета (фактов хозяйственной деятельности).
В зависимости от состава объектов учета
на втором этапе выявляются конкретные
условия, явления и процессы, которые оказывают
влияние на разработку учетной политики.
Третий этап формирование подразумевает
анализ общепризнанных допущений в построении
учетной политики с точки зрения выявленной
на предыдущем этапе совокупности факторов;
при их адекватности эти допущения закладываются
в основу учетной политики. Четвертый
этап заключается в отборе потенциально
пригодных к использованию организацией
способов ведения учета; отбор ведется
из всего множества теоретически возможных
(предусмотренных нормативными документами)
способов, исходя из принятых на предыдущем
этапе допущений выявленных на втором
этапе факторов выбора. Пятый этап
состоит непосредственно в выборе способов
ведения учета для конкретной организации;
выбор производится посредством проверки
каждого способа, отработанного на предыдущем
этапе, системой соответствующих критериев.
На заключительном, шестом, этапе избранная
учетная политика получает соответствующее
оформление, с тем, чтобы удовлетворять
формальным требованиям к ней.
ИЗМЕНЕНИЕ УЧЕТНОЙ
ПОЛИТИКИ
Изменение
учетной политики организации
может производиться в случаях:
- изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
- разработки организацией новых способов бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное предоставление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
- существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д.;
Не считается
изменением учетной политики
утверждение способа ведения
бухгалтерского учета фактов
хозяйственной деятельности, которые
отличны по существу от фактов, имевших место раннее, или
возникли впервые в деятельности организации.
Изменение
учетной политики должно вводиться
с 1 января года (начало финансового
года). Следующего за годом его
утверждения.
Последствия
изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать
существенное влияние на финансовое положение,
движение денежных средств или финансовые
результаты деятельности организации,
оцениваются в денежном выражении. Оценка
производится на основании выверенных
организацией данных на дату, с которой
применяется измененный способ ведения
бухгалтерского учета.
Последствия
изменения учетной политики, вызванного
изменением законодательства РФ
или нормативными актами по
бухгалтерскому учету, отражаются
в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном
соответствующим законодательством или
нормативным актом. Если соответствующее
законодательство или нормативный акт
не предусматривают порядок отражения
последствий изменения учетной политики,
то они отражаются в бухгалтерском учете
и отчетности исходя из требования представления
числовых показателей минимум за два года,
кроме случаев, когда оценка в денежном
выражении этих последствий в отношении
периодов, предшествующих отчетному, не
может быть произведена с достаточной
точностью.
Отражение
последствий изменения учетной
политики заключается в корректировке
включенных в бухгалтерскую отчетность
за отчетный период соответствующих
данных за период предшествующий
отчетному.
Указанные
корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности. При этом никакие
учетные записи не производятся.
Информация
о существенных изменениях учетной
политики раскрывается обособленно
и включает:
- причину изменения учетной политики;
- оценку последствий изменений в денежном выражении, как за отчетный, так и за предыдущие периоды, включенные в отчетность за текущий год;
- указание на то, что в отчетных данных произведены необходимые корректировки.
РАСКРЫТИЕ УЧЕТНОЙ
ПОЛИТИКИ
Требование
сообщать информацию о содержании
учетной политики внешним организациям и лицам относится
к организациям, которые по законодательству
или добровольно публикуют полностью
или частично свою бухгалтерскую отчетность.
Способы
бухгалтерского учета могут существенно
повлиять на оценку финансового
положения. От этой оценки зависит принятие
решений заинтересованными пользователями
бухгалтерской отчетности, следовательно,
пользователям нужно знать, какие способы
учета выбрала организация. Способы учета
должны раскрываться в отчетности организации,
а именно в пояснительной записке за отчетный
год. Если организация публикует отчетность
не в полном объеме, то информация по учетной
политике раскрывается, как минимум, в
той части, которая относится к опубликованным
сведениям.
Учетная
политика основывается на допущениях и правилах, предусмотренных
в нормативных документах, эти допущения,
как правило, не раскрываются. Если же
организация при формировании своей учетной
политики исходила из допущений, отличных
от общепринятых, то такие отклонения
должны быть раскрыты и пояснены в бухгалтерской
отчетности.
Если
при составлении бухгалтерской
отчетности у организации возникают
сомнения или неопределенность
в отношении использования допущения
непрерывности деятельности (есть
предположение, что организация
будет реорганизована или ликвидирована),
в отчете следует указать на такую неопределенность
и определить, с чем она связана.
Если
в течение года по сравнению
с прошлым годом учетная политика
не менялась, то о ней можно
не сообщать в промежуточной
отчетности.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ
ВОПРОСЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Организационно-техническая
сторона учетной политики также
находится в компетенции самой
организации.
Организация
может поручить вести бухгалтерию
сторонним лицам или организациям,
специализирующимся на оказании таких услуг.
Может быть организована и собственная
бухгалтерская служба. В этом случае важно
четко обозначить ее функции и полномочия
и определить организационно-информационные
связи с другими подразделениями и службами
организации.
Бухгалтерские процедуры могут быть децентрализованы
между подразделениями организации или
осуществляться только непосредственно
бухгалтерией. И в том, и в другом случае
распределение обязанностей между исполнителями
закрепляется в должностных инструкциях.
Наконец, руководитель организации может
вести бухгалтерский учет лично.
Средством
организации учета является рабочий
План синтетических и аналитических
счетов, который должен содержать
систему кодификации субсчетов
и аналитических счетов, применяемую организацией. Если не требуется
разработки такового, то в учетной политике
отмечается, что организация использует
единый План счетов.
Последовательность
обработки первичных документов,
выбор регистров для учетных
записей и порядок составления отчетности зависят от формы бухгалтерского
учета. Организация может полностью использовать
рекомендованные формы бухгалтерского
учета (журнально-ордерную, мемориально-ордерную,
упрощенную) или адоптировать их в соответствии
со своими потребностями. Упрощенную форму
ведения учета и отчетности могут применять
малые предприятия.