Учетная политика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью работ является изучение учетной политики организации и принципов ее формирования и раскрытия.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить экономическое содержание учетной политики организации;
- Выявить принципы формирования и раскрытия учетной политики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание учетной политики организации 5
1.1. Понятие, назначение и функции учетной политики 5
1.2. Организационные и методологические аспекты учетной политики 10
1.3. Нормативно-правовое регулирование учетной политики 17
Глава 2. Принципы формирования и раскрытия учетной 22
2.1. Принципы формирования учетной политики 22
2.2. Проблемы формирования учетной политики 28
2.3. Раскрытие и изменение учетной политики 32
Заключение 38
Список используемой литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Uchetnaya_politika_organizatsii_printsipy_ee_formir.docx

— 75.08 Кб (Скачать файл)

- отражение, в бухгалтерском  учете фактов хозяйственной деятельности  исходя не столько из их  правовой формы, сколько из  экономического содержания фактов  и условий хозяйствования (требование  приоритета содержания перед  формой);

- тождество данных аналитического  учета оборотам и остаткам  по счетам синтетического учета  на последний календарный день  каждого месяца (требование непротиворечивости);

- рациональное ведение  бухгалтерского учета, исходя  из условий хозяйственной деятельности  и величины организации (требование  рациональности).

При этом, создавая учетную  политику организации, руководствуются  и множеством других нормативных  документов. В первую очередь это Федеральный закон от 21.11.96 №129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 №34н, действующие на данный период времени ПБУ и план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия, утвержденное приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. №94н, а также другие нормативными документами.

В целом же нормативное  регулирование бухгалтерского учета  представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Реформирование национальной системы бухгалтерского учета в  направлении устранения разрыва  в понимании учетной и отчетной информации российскими и зарубежными  партнерами неразрывно связано с  созданием национальной системы  нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Правительством Российской Федерации 19 августа 1994 года было принято  постановление № 984 "Об утверждении  Положения о Министерстве финансов Российской Федерации". В соответствии с ним все нормативные акты по бухгалтерскому учету, обязательные для всех организаций на территории страны, должны разрабатываться и утверждается Минфином РФ.

Минфин РФ решает принципиальные вопросы методологии бухгалтерского учета и отчетности. Конкретные ситуации учета в организации самостоятельно решает главный бухгалтер.

Федеральным законом РФ "О  бухгалтерском учете" утверждена система нормативного регулирования  бухгалтерского учета и отчетности в России. Эта система состоит  из документов четырех уровней.

Первый уровень – законы и иные законодательные акты (указы  Президента РФ, постановления Правительства  РФ), которые прямо или косвенно регулируют бухгалтерский учет в  России.

Второй уровень – положения  по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином РФ как методологическим центром.

Третий уровень – методические указания (инструкции, указания, письма, рекомендации и т.п.) по ведению бухгалтерского учета (разрабатываемые как Минфином РФ так и другими органами в соответствии с российским законодательством. Например, Банком России, ФНС и т.д.

Четвертый уровень – рабочие  документы организации, формирующие  учетную политику в методическом, техническом и организационном  аспектах.

В документах первого уровня системы закрепляются основные задачи, принципы, правила ведения бухгалтерского учета, обязательные для выполнения всеми хозяйствующими субъектами (организациями) на всей территории страны. Такими документами, влияющими на учетную политику предприятия, являются Федеральный закон РФ "О  бухгалтерском учете", законы РФ "О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации", Налоговый кодекс РФ и другие.

Второй уровень системы  составляют положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Они определяют принципы и базовые правила ведения  бухгалтерского учета по отдельным  участкам учета, видам хозяйственных  операций без раскрытия механизма  их применения к определенному виду деятельности организаций. Разрабатываются  эти положения исходя из принципов, предусмотренных документами первого  уровня.

Положение о бухгалтерском  учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденное Минфином РФ от 28.07.98 г. №34н (с изменениями №31н) по своему статусу является документом третьего уровня системы, так как  утверждено не законодательным органом, а Минфином РФ.

Сюда же относятся документы, раскрывающие механизм применения документов первого уровня. Это инструкции, приказы, указания, методические рекомендации, предлагающие возможные варианты бухгалтерского учета непосредственно на предприятии  с учетом его особенностей. В их основе заложены общие правила ведения  бухгалтерского учета, конкретизированные с учетом отраслевых, размерных, временных  и других характеристик организаций.

Учетная политика организации  создается как для целей бухгалтерского, так и налогового учета. Учетная  политика для целей налогообложения  получила официальное закрепление  со вступлением в силу гл. 21 Налогового кодекса РФ (НК РФ). А с введением  гл. 25 НК РФ организуемый учет по исчислению налога на прибыль получил статус налогового, который нужен для формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, и его могут вести отдельные подразделения или бухгалтер, которому это поручат. Учетная политика для целей налогового учета регулируется Налоговым кодексом РФ.

Таким образом, на предприятии  создается два вида учетной политики: для целей бухгалтерского учета  и для целей налогообложения. Каждый из них регулируется различными нормативными документами, относящимися к разным уровням нормативного регулирования. В любом случае учетная политика любой организации должна полностью  соответствовать действующим нормативно-правовым документам. Поэтому руководителям  и бухгалтерам организаций необходимо следить за всеми изменениями, происходящими  в законодательстве Российской Федерации.

 

Глава 2. Принципы формирования и раскрытия учетной политики

2.1. Принципы формирования  учетной политики

Хотя бухгалтерский учет регламентируется общими нормативными документами для всех предприятий, у каждого из них могут быть различные цели и задачи. В связи  с этим актуально рассмотрение различных  подходов к разработке предприятием учетной политики.

На выбор и обоснование  учетной политики организации влияют следующие факторы:

1. организационно-правовая  форма предприятия (общество с  ограниченной ответственностью, акционерное  общество, государственное предприятие);

2. отраслевая принадлежность  или вид деятельности (промышленность, строительство, торговля, посредническая  деятельность);

3. объемы деятельности, структура  организации, численность;

4. порядок налогообложения  организации (освобождение от  различного вида налогов, ставки  налогов);

5. степень свободы действия  в условиях рыночной экономики,  т.е. возможность самостоятельного  принятия решений в вопросах  ценообразования, выбора партнера);

6. цели и задачи экономического  развития предприятия на долгосрочную  перспективу, ожидаемые направления  инвестиций, тактические подходы  к решению перспективных задач;

7. материальной базы (обеспеченность  компьютерной техникой и иными  средствами оргтехники, программно- методическое обеспечение);

8. система информационного  обеспечения предприятия (по всем  необходимым для эффективной  деятельности направлениям);

9. уровень квалификации  бухгалтерских кадров, экономической  смелости, инициативности и предприимчивости  руководителей фирмы;

10.   система материальной  заинтересованности в эффективности  работы предприятия и материальной  ответственности за выполняемый  круг обязанностей.

Только принятие во внимание всей совокупности указанных факторов поможет правильно подойти к  обоснованию учетной политики.

Принятая учетная политика предприятия должна обеспечивать целостность  системы бухгалтерского учета. Поэтому  она должна охватывать все аспекты  учетного процесса: методический, технический  и организационный.

Методический аспект учета  предусматривает способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации по различным видам  имущества, методы исчисления прибыли, дохода и т.п.  Методический аспект включает:

1. Критерий отнесения  предметов к основным средствам.

2. Порядок начисления  износа (амортизации) основных фондов.

3. Порядок начисления  амортизации по нематериальным  активам.

4. Порядок финансирования  ремонта основных средств.

5. Метод оценки сырья,  материалов (производственных запасов).

6. Формирование учетных  групп материальных ценностей.

7. Способ отражения на  счетах операций заготовления  и приобретения материальных  ценностей.

8. Способ учета выпуска  продукции.

9. Сроки погашения расходов  будущих периодов.

10.   Перечень резервов  предстоящих расходов и платежей.

11.   Метод определения  выручки от реализации продукции.

12.   Порядок создания  резервов по сомнительным долгам.

Необходимость, порядок создания и использования фондов. Технический  аспект - как реализуется эти способы  в учетных регистрах, схемах отражения  на счетах учета. Технический аспект включает:

План счетов бухгалтерского учета.

Форма бухгалтерского учета.

Технологии обработки  учетной информации.

Организация внутрипроизводственного  контроля.

Организация составления  отчетности.

Инвентаризация имущества  и обязательств.

Организационный аспект - как  осуществляются эти способы с  точки   зрения построения бухгалтерской  службы, ее место в системе управления, взаимосвязи и взаимодействие с  другими элементами и звеньями этой системы, характерными для рыночной экономики. Организационный аспект включает:

1. Правила документооборота.

2. Перечень лиц, имеющих  право подписи первичных учетных  документов.

3. График документооборота.

Предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета, определяя перечень учетных регистров, последовательность и технику записей  в них, их взаимосвязь. В основе выбора лежат такие критерии, как объем  и состав имущества, принадлежащего предприятию, структура и сложность  производственного процесса, масштабы и разнообразие видов деятельности, организация управления, квалификация персонала.

При выборе формы ведения  учета целесообразно ориентироваться  на машинные технологии обработки учетной  информации.

Машиноориентированные формы  учета должны предусматривать: высокий  уровень автоматизации учетных  работ; регламентацию процессов  получения учетной и отчетной информации, необходимой для выполнения функций бухгалтерского учета в  управлении хозяйственной деятельностью  предприятия; возможность формирования части отчетной информации не только за соответствующий отчетный период, но и на любую дату в этом периоде; фиксацию всей выходной информации на машинных носителях; вывод в удобный для использования форме по установленному регламенту информации для осуществления бухгалтерского контроля за хозяйственной деятельностью и подготовки управленческих решений, составления бухгалтерской отчетности и выполнения других управленческих работ; вывод в удобный для использования форме по запросам работникам бухгалтерской службы данных для справочных целей, контроля достоверности учетной информации, правильности ее обработки; оперативность и удобство использования учетной и отчетной информации.

В качестве общих принципов  построения машиноориентированных  форм учета могут быть предложены следующие: накапливание и хранение информации о фактах хозяйственной  деятельности в базе данных; систематизация информации о фактах хозяйственной  деятельности должна производится в процессе ее хронологической регистрации; совмещение записей синтетического и аналитического учета в единой системе.

Однократность ввода данных предусматривает, что данные, зафиксированные  в первичном документе, вводятся в систему учетных записей  единожды: дальнейшая обработка их осуществляется путем переноса и  движения по различным регистрам.

Ориентация на применение машинных информационных технологий не исключает возможности организации  бухгалтерского учета по одной из традиционных ручных форм счетоводства. Имеется в виду, например, единая журнально-ордерная, журнал- главная, мемориально-ордерная формы.

При формировании отчетных данных учетная политика организации  является основополагающей.

От выбора метода бухгалтерского чета, закрепленного учетной политикой  предприятия, зависит порядок учета  основных операций.[6]

Международные стандарты  учетной политики

Рассмотрим, что понимают под учетной политикой в международной  практике. Для этого обратимся  к текстам Международных стандартов бухгалтерского учета International Accounting Standards (IAS), разрабатываемых Комитетом по Международным стандартам (IASC) и впервые опубликованных на русском языке Госкомстатом РФ.

Информация о работе Учетная политика организации