Учетная политика предприятия и ее роль в оптимизации налоговых платежей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 18:18, контрольная работа

Краткое описание

При формировании учетной политики для целей налогообложения нужно исходить из того, что грамотно сформированная учетная политика может помочь в решении такой немаловажной задачи для организации, как оптимизация налогообложения. Искусство формирования учетной политики заключается в выборе оптимальных для данной организации способов учета, позволяющих на законном основании снизить налоговую нагрузку.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………..5
1.1 Понятие и значение учетной политики…………………………………….5
1.2. Структура учетной политики………………………………………………..7
1.3. Разработка и принятие учетной политики…………………………………9
2. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ……………………………………………………………...13
2.1. Выбор метода признания дохода для целей налогового учета…………..13
2.2. Амортизационная политика………………………………………………..14
2.3. Создание резерва по сомнительным долгам………………………………16
3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ С ПОМОЩЬЮ МОДЕЛИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………..25

Вложенные файлы: 1 файл

1720 курсовая.docx

— 53.61 Кб (Скачать файл)

 

При формировании учетной  политики организации по конкретному  направлению ведения и организации  бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством  и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу  в нормативных документах не установлены  способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной  политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями) организации [6].

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при  формировании учетной политики, применяются  с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного  документа. При этом они применяются  всеми филиалами, представительствами  и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный  баланс) независимо от их места нахождения.

Изменение учетной политики организации может производиться  в случаях:

- изменения законодательства  Российской Федерации или нормативных  актов по бухгалтерскому учету;  разработки организацией новых  способов ведения бухгалтерского  учета. Применение нового способа  ведения бухгалтерского учета  предполагает более достоверное  представление фактов хозяйственной  деятельности в учете и отчетности  организации или меньшую трудоемкость  учетного процесса без снижения  степени достоверности информации;

- существенного изменения  условий деятельности. Существенное  изменение условий деятельности  организации может быть связано  с реорганизацией, сменой собственников,  изменением видов деятельности.

Необходимость формирования учетной политики для целей налогового учета закреплена нормами главы 25 НК РФ. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных в течение отчетного (налогового) периода, для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налогов, а также для обеспечения информацией о принятых организацией методах учета внутренних и внешних пользователей [7].

Каждый налогоплательщик самостоятельно организует свою систему  налогового учета. При этом порядок  ведения налогового учета устанавливается  налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации.

Бухгалтерскую и налоговую  учетную политику должен утвердить  руководитель организации своим  приказом или распоряжением. Форма  приказа - произвольная. Положения учетной  политики могут быть либо в самом  приказе, либо в приложении к нему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

2.1. Выбор метода признания дохода для целей налогового учета

 

 

Хотя предприятиям дается право выбора метода признания расходов для целей налогового учета, при  этом согласно гл. 25 НК РФ большинство предприятий должны применять метод по начислению. Это связано с тем, что согласно п. 1 ст. 273 Налогового кодекса РФ организации имеют право применять кассовый метод, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость не превысила 1 млн руб. за каждый квартал. Поскольку этот предел очень низкий, то выдержать его могут не все предприятия.

Но тем не менее такие предприятия есть, и, прежде чем сделать свой выбор, нужно провести анализ эффективности кассового метода, поскольку большая часть расходов для целей налогового учета при данном методе будет признаваться только после фактической оплаты. В то же время не следует забывать, что согласно налоговому законодательству выбранный метод (будь он кассовый или начисления) применяется только для исчисления налога на прибыль. А вот для налога на добавленную стоимость гл. 21 Налогового кодекса РФ устанавливает методы определения реализации в целях налогообложения независимо от методов для исчисления налога на прибыль.

Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ все  налогоплательщики НДС должны применять  единый порядок определения налоговой  базы при реализации, а вот моментом определения налоговой базы может  быть выбрана одна из дат:

- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных  прав;

- день оплаты, частичной  оплаты в счет предстоящих  поставок товаров (выполнения  работ, оказания услуг), передачи  имущественных прав.

Таким образом, большинство  налогоплательщиков не имеют права  выбора момента определения налоговой  базы по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость. Исключение составляет лишь отдельная группа налогоплательщиков по налогу на прибыль [9].

 

 

2.2. Амортизационная политика

 

 

 

Согласно ст. 256 Налогового кодекса РФ амортизируемым признается имущество, стоимость которого превышает 40 тыс. руб. и срок службы которого больше 12 месяцев. Пункт 1 ст. 259 Налогового кодекса  определяет, что налогоплательщик может  выбрать один из двух методов, которым  будет начислять амортизацию: линейный или нелинейный.

В соответствии с п. 1 ст. 259 Налогового кодекса РФ налогоплательщики  для целей налогового учета имеют  право начислять амортизацию  двумя методами:

1) линейным методом, который  предусматривает равномерное начисление  амортизации в течение всего  срока использования основного  средства исходя из его первоначальной  стоимости и нормы амортизации,  исчисленной исходя из срока  его полезного использования.

2) нелинейным методом  согласно п. 3 ст. 259 Налогового кодекса  РФ организации вправе применять  по объектам амортизационного  имущества, входящим в состав 1 - 7 амортизационных групп.

Применение амортизационной премии представляет собой особый порядок учета сумм амортизации, в соответствии с которым налогоплательщик имеет право единовременно включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в установленном размере.

Согласно ст. 257 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода  расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств, а по основным средствам, относящимся к 3 - 7 амортизационным группам, - не более 30%. Также в состав расходов можно включить расходы, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств. Исключением являются основные средства, полученные безвозмездно.

Если налогоплательщик использует указанное право, соответствующие  объекты основных средств после  их ввода в эксплуатацию включаются в амортизационные группы (подгруппы) по своей первоначальной стоимости  за вычетом не более 10% (не более 30% - в отношении основных средств, относящихся  к 3 - 7 амортизационным группам) первоначальной стоимости, отнесенных в состав расходов отчетного (налогового) периода, а суммы, на которые изменяется первоначальная стоимость объектов в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации объектов, учитываются в суммарном балансе амортизационных групп (подгрупп) (изменяют первоначальную стоимость объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии со ст. 259 настоящего Кодекса) за вычетом не более 10% (не более 30% - в отношении основных средств, относящихся к 3 - 7 амортизационным группам) таких сумм.

Согласно ст. 258 Налогового кодекса РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств и (или) объект нематериальных активов служат для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей и на основании Классификации основных средств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 января 2002 г. N 1.

Как видно из приведенных  данных, у налогоплательщика имеется  возможность установить срок полезного  использования на верхней или  нижней границе. На это следует обращать внимание, поскольку очевидно, что  перенос стоимости амортизируемого  имущества на расходы в течение 3 лет вместо 5 позволяет «быстрее» учитывать данные суммы в целях налогообложения. Кроме того, выбор срока полезного использования в установленных пределах не требует какого-либо обоснования.

Порядок применения повышающих (понижающих) коэффициентов к норме  амортизации предусматривается  отдельной ст. 259.3 Налогового кодекса РФ. Норму амортизации можно повысить, но не более чем в два раза, по основным средствам:

1) которые используются  в качестве работы в условиях  агрессивной среды либо повышенной  сменности. Для целей гл. 25 Налогового  кодекса РФ под агрессивной  средой понимается совокупность  природных и (или) искусственных  факторов, влияние которых вызывает  повышенный износ (старение) основных  средств в процессе их эксплуатации. К работе в агрессивной среде приравнивается также нахождение основных средств в контакте с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации.

 

2.3. Создание резерва по сомнительным долгам

 

Вопрос создания резерва  по сомнительным долгам следует рассмотреть  при формировании учетной политики предприятия, поскольку создание указанного резерва позволит значительно снизить  налоговую нагрузку на предприятие  в случае неплатежей контрагентов за поставленную продукцию. Создание резерва по сомнительным долгам позволит четко и скоординированно организовать работу финансовой, юридической и бухгалтерской служб предприятия. Создание резерва регламентируется ст. 266 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 266 Налогового кодекса РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком при наличии двух условий:

1) задолженность не погашена  в сроки, установленные договором;

2) задолженность не обеспечена  залогом, поручительством, банковской  гарантией.

Как только подобная задолженность  появляется у предприятия, оно вправе формировать резервы по сомнительным долгам. При этом следует понимать, что данные резервы имеют строго целевой характер - они создаются  с целью покрытия убытков по безнадежным  долгам.

Безнадежными долгами  в соответствии сп. 2 ст. 266 Налогового кодекса РФ признаются долги, возникшие в связи с реализацией товаров (работ, услуг), по которым:

1) истек установленный  срок исковой давности.

Из этого следует:

1) при заключении договора  следует специально оговорить  сроки расчета, так как именно  от этого срока начнется отсчет  срока исковой давности;

2) в случае отсутствия  в договоре условий по срокам  оплаты фиксация достигается  через предъявление претензии  должнику. Через семь дней начинается  течение срока исковой давности;

2) обязательство  прекращено по трем причинам:

- невозможности его исполнения  в соответствии с гражданским  законодательством;

- на основании акта  государственного органа;

- ликвидации организации.

Невозможность исполнения представляет собой оценочную категорию, и  в каждом отдельном случае она  должна определяться предприятием-кредитором самостоятельно с учетом всех конкретных обстоятельств дела. Однако в любом  случае необходимо наличие нескольких условий:

- долг должен быть просроченным, т.е. не погашенным в срок, установленный  договором;

- эта задолженность не  должна быть обеспечена соответствующими  гарантиями (поручительство, залог  и т.д.).

Порядок создания резервов по сомнительным долгам рассмотрен вп. п. 3 и 4 ст. 266 Налогового кодекса РФ. Прежде всего необходимо отметить, что создавать или не создавать данный резерв является правом налогоплательщика. В случае если принято решение о создании резерва, то этот факт следует отразить в учетной политике для целей налогообложения. При этом необходимо учитывать ряд положений:

1) сумма резерва по  сомнительным долгам определяется  по результатам проведенной на  последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской  задолженности;

2) сумма резерва по  сомнительным долгам формируется  следующим образом:

- сомнительная задолженность  со сроком возникновения свыше  90 календарных дней - включается  в полной сумме;

- сомнительная задолженность  со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) - включается в размере 50% от  суммы выявленной задолженности;

- сомнительная задолженность  со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого  резерва;

3) сумма резерва по  сомнительным долгам не может  превышать 10% от выручки отчетного  (налогового) периода, определяемой  в соответствии сост. 249 Налогового  кодекса РФ;

4) резерв по сомнительным  долгам может быть использован  организацией лишь на покрытие  убытков от безнадежных долгов.

Информация о работе Учетная политика предприятия и ее роль в оптимизации налоговых платежей