Учетная политика хозяйствующего субъекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

Предприятия подвергаются проверкам контролирующими организациями, такими как налоговые органы, различные аудиторские фирмы. Одним из основных документов, подвергающихся первоочередной проверке инспекторов, как правило, является принятая предприятием учетная политика. Поэтому целью данной работы является подробное изучение документа, который определяет способы ведения бухгалтерского учета на предприятие. Соответственно задачами данного проекта являются: изучение понятия и сущности учетной политики, нормативной базы и порядка оформления учетной политики предприятия, также будут рассмотрены основные аспекты учетной политики: методологический, организационный и технический.

Содержание

1. Учетная политика
Нормативная база
Основы формирования учетной политики хозяйствующего субъекта
Изменение и дополнение учетной политики
Раскрытие учетной политики в бухгалтерской отчетности
Факторы, влияющие на учетную политику хозяйствующего субъекта
Порядок оформления учетной политики
Организационно-технические аспекты учетной политики
Формы первичных учетных документов
Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации
Правила документооборота и технологии обработки учетной информации
Порядок контроля за хозяйственными операциями
Организация работы бухгалтерии
Понятие учетной политики хозяйствующего субъекта для целей налогообложения
Алгоритм создания учетной политики
Структура учетной политики для целей налогообложения
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Учетная плитика хоз.суб..docx

— 146.68 Кб (Скачать файл)

Принципиально новым в ПБУ 1/2008 является то, что формированием учетной  политики вправе заниматься не только главный бухгалтер. Эту обязанность  можно возложить и на иное лицо, которое ведет бухучет в организации. В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" руководитель организации может:

  • учредить бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером;
  • ввести в штат должность бухгалтера;
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
  • вести бухгалтерский учет лично.

В свою очередь руководитель организации  своим приказом должен утвердить  подготовленный документ и ввести его  в действие.

В учетной политике необходимо утвердить:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  • формы первичных учетных документов;
  • формы регистров бухгалтерского учета;
  • формы документов внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • иные решения по организации бухгалтерского учета.

Новшеством ПБУ 1/2008 является требование утвердить в учетной политике все формы первичных документов, которые применяются организацией, а не только те, по которым нет  унифицированных форм, как было предусмотрено  ранее. При этом по-прежнему все первичные  учетные документы организации  должны создаваться по унифицированным  формам, приведенным в соответствующих  альбомах.

А документы, форма которых не предусмотрена  в этих альбомах, должны содержать  обязательные реквизиты, установленные  Законом о бухучете (наименование документа, дату составления, содержание хозяйственной операции, личные подписи  и т. д.).

Другим существенным новшеством ПБУ 1/2008 является требование раскрывать в  учетной политике формы регистров  бухгалтерского учета. К таковым  можно отнести журнал регистрации  хозяйственных операций, журналы-ордера, вспомогательные ведомости, мемориальные ордера, Главную книгу, оборотную  ведомость и т. д.

Если по конкретному вопросу  в российском законодательстве не установлены  способы ведения бухучета при  формировании учетной политики, организация  может исходить из принципов МСФО (п. 7 ПБУ 1/2008). Такого положения в  ПБУ 1/98 нет. При этом, если правила бухучета допускают несколько вариантов учета, организация должна выбрать один, наиболее оптимальный с ее точки зрения. Если же в учете тех или иных операций никакой вариантности нет, дублировать в учетной политике положения нормативных актов не следует.

Учетная политика действует с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.

Вновь созданные организации должны разработать и утвердить учетную  политику в течение 90 дней с момента  государственной регистрации п. 9 ПБУ 1/2008. И применять ее с момента  регистрации.

Учетную политику должны применять  все филиалы, представительства  и обособленные подразделения организации  независимо от их местонахождения. Разработка для них отдельной учетной  политики не допускается.

 

1.2.1 Изменение и дополнение учетной политики

Ежегодно при утверждении учетной  политики на очередной финансовый год главный бухгалтер отслеживает изменения, произошедшие в действующих нормативно-правовых актах, влияющие на порядок ведения учета и, соответственно, на содержание учетной политики. Изменить свою учетную политику, согласно п. 10 ПБУ 1/2008, компания может:

  • если внесены поправки в законодательство России или нормативные акты по бухгалтерскому учету;
  • если организация разработала новые способы бухгалтерского учета;
  • в случае существенного изменения условий хозяйствования, к которым относятся реорганизация, переход к новым видам деятельности и т. п.

Ранее в данный список входила также  смена собственника организации. Однако теперь это основание исключено.

Измененная учетная политика вводится в действие с начала следующего отчетного  года, "если иное не обусловливается причиной такого изменения" п. 12 ПБУ 1/2008. То есть данное ПБУ разрешает это сделать и в текущем году. Такая оговорка весьма логична, учитывая, что смена деятельности или реорганизация может произойти в начале или середине текущего года.

Допускается без ограничения вносить  дополнения в учетную политику. Это  актуально, например, в случае, если организация в отчетном году впервые  возьмет кредит у банка.

Внося изменения в учетную политику, необходимо дополнительно оценить  в денежном выражении то влияние, которое окажет это изменение  на финансовое положение организации.

При существенном характере такого влияния организация обязана  будет скорректировать бухгалтерскую  отчетность на начало года, с которого произошли изменения в учетной  политике. Если в бухгалтерской отчетности приводятся данные за несколько лет, то отразить изменения необходимо и  за более ранний период. Такой метод  получил в ПБУ 1/2008 название "ретроспективный".

При этом впервые введен алгоритм действий при ретроспективном методе. Предлагается корректировать входящий остаток по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" за самый ранний представленный в отчетности период, а также значения связанных с этой статьей показателей бухгалтерской отчетности. При этом нужно исходить из предположения, что вносимые изменения применялись с самого начала. То есть с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Нередко изменения в учетную  политику трудно, а то и просто невозможно оценить. В этом случае предлагается применять новый способ бухучета только в отношении тех хозяйственных  операций, которые совершены уже  после нововведений, то есть "перспективно". В связи с существенной трудоемкостью корректировки показателей бухгалтерской отчетности при ретроспективном методе большинство малых и средних организаций могут использовать именно перспективный метод.

 

1.2.2 Раскрытие учетной политики в бухгалтерской отчетности

Для организаций, публикующих свою бухгалтерскую отчетность, ПБУ 1/2008 содержит требование раскрывать в пояснительной  записке существенные способы ведения  бухгалтерского учета. Состав и содержание информации, которую надо раскрыть, конкретизируются в отдельных положениях по бухгалтерскому учету, например, в ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" или в ПБУ 6/01 "Учет основных средств".

Кроме того, для случая, когда изменения  в учетную политику внесены после  того, как составлена годовая бухгалтерская  отчетность, их следует раскрыть в  промежуточной бухгалтерской отчетности.

К обязательной информации об учетной  политике, раскрываемой в пояснительной  записке, относятся:

  • способы амортизации основных средств, нематериальных и других активов;
  • методы оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;
  • способы признания выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг и т. д.

Если компания вносит изменения  в учетную политику, в пояснительной  записке к бухгалтерской отчетности дополнительно указывается:

  • причина, по которой вносятся изменения;
  • содержание таких изменений;
  • порядок отражения их последствий в бухгалтерской отчетности;
  • суммы корректировок по каждой статье бухгалтерской отчетности, а для акционерных обществ также данные о базовой и разводненной прибыли (убытке) на каждую акцию;
  • факт применения нового нормативного акта - для изменений, вызванных его применением;
  • факт невозможности отразить в бухгалтерской отчетности корректировки за предшествующие периоды, связанные с изменением учетной политики.

В пояснительной записке к бухгалтерской  отчетности дополнительно нужно  раскрывать информацию об изменениях оценочных значений. И в том  числе влияние таких изменений на будущие периоды, если это влияние можно оценить. Правила раскрытия информации об изменениях оценочных значений изложены в Положение по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008). Если оценить нельзя, это также нужно указать в пояснительной записке.

 

1.3 Факторы, влияющие на учетную политику хозяйствующего субъекта

 

Учетная политика предприятия формируется  на основе совокупности основополагающих принципов и правил, выбор для  использования которых требует  системного подхода с целью максимальной оптимизации. Поэтому следует при  выборе учетной политики нужно иметь  в виду, что на нее влияют:

  1. Организационно-правовая форма организации (акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и т.д.);
  2. Отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и т.д.);
  3. Особенности деятельности
  • производственной (технологическая структура, потребляемые ресурсы)
  • коммерческой (организация снабжения и сбыта, системы и формы расчетов, взаимоотношения с покупателями),
  • финансовой (взаимоотношения с банками и другими финансовыми институтами, налоговой системой),
  • управленческой (структура, независимость от собственников, отчетность перед ними, уровень технического обеспечения, в том числе компьютерной техникой).
  1. Масштабы деятельности организации (объем производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации и т.д.);
  1. Управленческая структура организации и структура бухгалтерии;
  2. Финансовая стратегия организации.

Например, стремление организации  к уменьшению налога на прибыль и  налога на имущество будет способствовать выбору таких вариантов учета, которые  позволят увеличить себестоимость, - применение ускоренных методов амортизации  основных средств, метода ЛИФО при оценке израсходованных производственных запасов. Если для организации, наоборот, важно иметь в отчетности высокие  показатели прибыли и рентабельности, то она должна выбирать варианты учета  и оценки объектов учета, позволяющие  уменьшить текущие затраты на производство продукции и ее реализацию, - понижающие коэффициенты амортизации, метод ФИФО при оценке израсходованных производственных запасов и т.п.;

  1. Текущие и долгосрочные цели предпринимательства (привлечение дополнительных финансовых ресурсов, укрепление конкурентных позиций на рынке, осуществление инвестиционных программ, повышение котировок акций и др.);
  2. Материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.);
  3. Степень развития информационной системы в организации, в том числе управленческого учета;
  4. Кадровое обеспечение – уровень квалификации персонала (опыт, навыки, степень понимания стоящих перед ним задачи и проблем, способность их разрешать);
  5. Хозяйственная ситуация – развитость инфраструктуры рынка, состояние хозяйственного, налогового, бухгалтерского законодательства, благоприятность инвестиционного климата и т.д.

 

1.4 Порядок оформления  учетной политики

 

Приказ по учетной политике организации должен содержать конкретную информацию по обоснованию следующих  групп вопросов:

  • выбранные организацией способы бухгалтерского учета, вариантность которых предусмотрена документами по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности более высоких уровней регулирования (как правило, второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации);
  • способы бухгалтерского учета, описание которых отсутствует в документах вышестоящих уровней;
  • способы бухгалтерского учета, принципы которых определены вышеперечисленными нормативными документами, а организация утверждает особенности их применения исходя из специфики условий хозяйствования: отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т.п.;
  • способы бухгалтерского учета, установленные нормативными документами по бухгалтерскому учету Российской Федерации, но которые не позволяют организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты, поэтому она применяет иные способы бухгалтерского учета;
  • способы бухгалтерского учета, вариантность которых обусловлена противоречиями и несовершенством действующего бухгалтерского законодательства, и представляется достаточно сложным определить приоритеты того или иного способа.
    1. При формировании учетной политики предприятия по конкретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Информация о работе Учетная политика хозяйствующего субъекта