Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 11:28, курсовая работа
Тема курсовой работы является актуальной, так как в современных условиях хозяйствования нормальная деятельность организации невозможна без периодического привлечения дополнительной поддержки в виде заемных средств (кредитов и займов).
От правильности и достоверности учета кредитов и займов зависит знание руководством предприятия их объемов их структуры, позволяет принимать правильные решения по изменению данных характеристик, позволяет анализировать рентабельность полученных средств. Правильный учет позволит в дальнейшем выбрать наиболее удобный и выгодный для предприятия вид получения дополнительных денежных средств.
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ. . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1 Понятие кредитов и займов, их отличительные особенности. . . . . . . .6
1.2 Задачи учета расчетов по кредитам и займам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2. ДОКУМЕНТООБОРОТ РАСЧЕТОВ ЗАТРАТ ПО КРЕДИТАМ И
ЗАЙМАМ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.1 Документооборот операций по кредитам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.2 Документооборот по займам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.3 Документооборот дополнительных затрат, связанных с
получением займов и кредитов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
3.СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ КРЕДИТОВ
И ЗАЙМОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
3.1 Учет краткосрочных кредитов и займов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
3.2 Учет долгосрочных кредитов и займов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
3.3 Учет дополнительных расходов, связанных с кредитом и займом. . . . 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . . .
2) контроль за поступлением и погашением заемных средств;
3) правильность начисления процентов по заемным средствам и контроль за сроками их уплаты;
4) правильное исчисление налогов, связанных с проведением операций с заемными средствами;
5) проведение инвентаризации заемных обязательств с целью своевременного их погашения и равномерности включения расходов по выплате процентов по заемным средствам;
6) формирование полной и достоверной информации в бухгалтерской отчетности по наличию и движению заемных обязательств [9, с.160].
В итоге сделаем вывод, что основными задачами бухгалтерского учета заемных средств являются: правильное оформление документов и своевременное отражение в учете операций по поступлению заемных средств и их погашению; контроль за поступлением и погашением заемных средств; правильность начисления процентов по заемным средствам и контроль за сроками их уплаты и др.
2 ДОКУМЕНТООБОРОТ РАСЧЕТОВ ЗАТРАТ ПО КРЕДИТАМ
И ЗАЙМАМ
2.1 Документооборот операций по кредитам
Организация для формирования хозяйственных средств может помимо собственных источников привлекать заемные средства в виде кредитов банка, займов от юридических и физических лиц.
Отношения между банком и клиентом по банковскому кредиту оформляются кредитным договором. Кредиторами по кредитному договору могут быть только банки и другие кредитные организации, имеющие соответствующую лицензию ЦБ РФ.
Для заключения кредитного договора и получения кредита организация должна представить в банк заявление на получение кредита, к которому прилагаются необходимые документы в зависимости от характера кредитной операции (учредительные документы, баланс организации, технико-экономическое обоснование потребности в кредите, бизнес-план и др.). В случае согласия банка на выдачу кредита организация составляет кредитный договор по установленной банком форме.
Принятию положительного решения о кредитовании того или иного клиента предшествуют определенные действия, направленные на изучение его правоустанавливающих и финансово-экономических документов.
К таковым относятся:
- сбор документов, подтверждающих
легитимность деятельности и
финансовое положение
- формирование кредитного досье.
Кредитное досье представляет собой систематизированную определенным образом подборку документов о клиенте, запрашиваемых банком до принятия кредитного решения, включающую заключенные с клиентом договоры, а также материалы последующего мониторинга исполнения клиентом договорных обязательств.
Согласно Рекомендациям Банка России до принятия банком решения о целесообразности предоставления денежных средств клиенту банк должен обеспечить сбор и провести экспертизу следующих документов: копий учредительных документов, бухгалтерской, статистической и финансовой отчетности (баланс и приложения к нему, расшифровки отдельных показателей деятельности); бизнес-планов, планов маркетинга, производства и управления, прогноза денежных потоков заемщика с его контрагентами на период погашения предоставленных денежных средств (график поступлений и платежей клиента-заемщика); технико-экономического обоснования, характеризующего сроки окупаемости и уровень рентабельности кредитуемой сделки.
Документы, составляющие кредитное досье, можно условно разделить на четыре основные группы:
1) учредительные и
2) документация по сделке, в том
числе документы, подтверждающие
финансовое положение
3) финансово-экономические
4) документация, необходимая для
проведения кредитного
2.2 Документооборот по займам
На практике часто возникают ситуации, когда предприятию для осуществления текущей финансово-хозяйственной деятельности необходимы дополнительные денежные средства. При этом по каким-либо причинам (отсутствие достаточного обеспечения, длительность процесса заключения кредитного договора, высокие процентные ставки и т.п.) получение кредита в банке затруднительно или просто не выгодно. В этом случае организация может получить такие средства в виде займа как от юридических, так и от физических лиц. Причем, при последнем варианте, как правило, возникают трудности в части оформления и отражения подобных операций в учете.
Основным документом, в котором фиксируется намерение сторон произвести сделку по предоставлению займа является договор займа.
В соответствии со статьей 808 ГК РФ договор займа между гражданами должен быть заключен в письменной форме, если его сумма превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случае, когда займодавцем является юридическое лицо, — независимо от суммы.
Как видно из данного положения, действующее законодательство не затрагивает ситуацию, когда в роли займодавца выступает физическое лицо, а заемщиком является организация.
Однако следует учесть, что согласно пункту 1 статьи 16 ГК РФ, если одним из участников сделки является юридическое лицо, то она должна быть совершена в простой письменной фирме. Иначе говоря, по данной сделке должен быть обязательно заключен договор в письменном виде.
Несоблюдение сторонами
письменной формы влечет за собой утрату
для сторон возможности его оспаривания
по безденежности путем свидетельских
показаний. Исключением из этого правила
являются случаи заключения договора
под влиянием обмана, насилия, угрозы,
злонамеренного соглашения представителя
заемщика с займодавцем или стечения тяжелых
обстоятельств, когда допускаются свидетельские
показания. В устной форме договор может
быть заключен при одновременном соблюдении
двух условий: его сторонами являются
граждане и сумма договора займа не превышает
10 МРОТ.
В подтверждение
договора займа и его условий заемщик
может составить расписку или другой документ,
удостоверяющий получение от займодавца
определенной денежной суммы или определенного
количества вещей. В качестве таких документов
ГК называет облигации и векселя. В случаях,
предусмотренных законом или иными правовыми
актами, договор займа может быть заключен
путем выпуска и продажи облигаций. Одним
из таких случаев является договор государственного
займа, который заключается путем приобретения
выпущенных государственных облигаций
или иных государственных ценных бумаг.
Заемщиком может быть выдан вексель займодавцу,
который удостоверяет ничем не обусловленное
обязательство плательщика выплатить
по наступлении определенного срока полученные
взаймы денежные суммы.
Физическое лицо может перечислить сумму займа на расчетный счет организации — заемщика (к примеру, со своего счета в банке) либо внести ее в кассу предприятия наличными деньгами. В последнем случае оформляется приходный кассовый ордер (ф. № КО-1).
Кроме того, необходимо иметь в виду, что в соответствии с пунктом 6 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Центробанка РФ от 12.10. 2011 №373- П предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.
Таким образом, полученную в кассу сумму займа организация обязана сдать в банк для зачисления ее на расчетный счет. В противном случае за нарушение лимита хранения наличных денег в кассе к организации и ее должностным лицам могут быть применены следующие санкции (статья 15.1 КоАП РФ):
на должностных лиц — в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;
на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) для исчисления штрафов и санкций на настоящий момент установлен в размере 100 рублей (статья 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ (ред. от 01.06.2011) «О минимальном размере оплаты труда» Соответственно величина санкций, применяемых за нарушение порядка ведения кассовых операций, будет равна:
для должностных лиц предприятия — от 4 000 до 5 000 рублей;
для организации — от 40 000 до 50 000 рублей.
Заемщик может возвратить (погасить) физическому лицу заем (а также проценты по нему, если заем является процентным) либо посредством перечисления денежных средств на счет гражданина в банке, либо наличными деньгами через кассу предприятия. В последнем случае выдача оформляется расходным кассовым ордером (ф. № КО-2), также утвержденным вышеуказанным постановлением Госкомстата РФ.
2.3 Документооборот дополнительных затрат, связанных с получением займов и кредитов
К дополнительным затратам относятся расходы, связанные с получением кредита (займа), по оплате:
– юридических и консультационных услуг;
– копировально-множительных работ;
– налогов и сборов;
– экспертиз;
– услуг связи и иных затрат, непосредственно связанных с получением кредитов (займов).
Включение заемщиком дополнительных затрат, связанных с получением займов и кредитов, размещением заемных обязательств, производится в отчетном периоде, в котором были произведены указанные расходы. Дополнительные затраты могут предварительно учитываться как дебиторская задолженность с последующим отнесением их в состав операционных расходов в течение срока погашения указанных выше заемных обязательств.
Затраты по полученным займам и кредитам, непосредственно относящиеся к приобретению и (или) строительству инвестиционного актива, должны включаться в стоимость этого актива и погашаться посредством начисления амортизации, кроме случаев, когда правилами бухгалтерского учета начисление амортизации актива не предусмотрено.
Порядок признания дополнительных расходов зависит от используемого организацией метода. Дополнительные расходы в целях налогообложения могут включаться в состав расходов в течение срока действия договора.
В организациях в учетной политике указываются такие сведения по дополнительным затратам:
- состав и порядок списания дополнительных затрат на займы;
- способ начисления и распределения процентов по заемным обязательствам;
- порядок учета доходов от временного вложения заемных средств.
Состав регистров синтетического учета зависит от применяемой на предприятии формы бухгалтерского учета (формы счетоводства). В настоящее время на российских предприятиях применяют следующие основные формы учета:
- журнально-ордерную;
- мемориально-ордерную;
- автоматизированную.
Если бухгалтерский учет на предприятии полностью компьютеризован, то в программе, при помощи которой обрабатываются первичные данные, предусмотрен, как правило, большой перечень самых разнообразных форм. В бухгалтерских программах наиболее часто встречаются следующие формы:
- журнал-ордер по счету;
- карточка по счету;
- анализ счета
- обороты по счету на
Необходимо отражать расчеты по налогам и платежам, расчеты, предоставляемые в государственные социальные внебюджетные фонды, и другие формы отчетности, все условия погашения выданных векселей и размещенных облигаций, сроки погашения основных видов займов, кредитов и других заемных обязательств, суммы затрат на займы и кредиты, включенные в операционные расходы и в стоимость инвестиционных активов.
3 СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ
3.1 Учет краткосрочных кредитов и займов
Счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" предназначен для обобщения информации о состоянии краткосрочных (на срок не более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией.
Суммы полученных организацией краткосрочных кредитов и займов отражаются по кредиту счета 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и дебету счетов 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и т.д.