Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 18:35, курсовая работа
Для изготовления продукции используется сырье, материалы, топливо и другие предметы труда. В процессе производства они подвергаются технологической обработке, полностью потребляются и их стоимость за один производственный цикл полностью переносится на готовый продукт. Поэтому предметы труда относят к оборотным средствам (их стоимость быстро оборачивается). В себестоимости готовой продукции материальные затраты составляют большой удельный вес. В некоторых отраслях производства он составляет до 90% всех затрат на производство.
Учет материалов…………………………………………………………..3
Субсчета счета 10…………………………………………………………3
Документальное оформление движения материалов………………….7
Принципы учета заготовления и приобретения материалов…………9
Учет расхода материалов и списания их в издержки производства..12
Инвентаризация материальных ценностей и учет ее результатов…..13
УЧЕТ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ……………………………15
Список литературы………………………………………………………
Для учета материалов предусмотрены 3 счета: 10 "Материалы"; 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей"; 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". Предприятия могут вести учет материалов с применением и без применения счетов 15 и 16.
Первый вариант (с применение 15 и 16 счетов). В условиях рыночной экономики предприятия приобретают материалы на товарных биржах, на основе прямых связей с поставщиками. На основании торговых сделок и договоров поставщики отгружают материалы покупателю и выписывают ему счет-фактуру, сертификаты на качество, платежное требование-поручение, документы по отгрузке. В счет-фактуру поставщика включаются стоимость материалов по покупной цене, транспортные расходы, сумма НДС.
Документы поставщика поступают в отдел снабжения предприятия, где регистрируются в журнале поступающих грузов, проверяется соблюдение условий поставки и принимается решение об оплате или отказе от оплаты. В случае предварительной оплаты (выданного аванса) материалы оплачиваются покупателем до отгрузки их поставщикам. Транспортные документы передаются экспедитору для получения груза, а счета-фактуры и платежные документы - бухгалтерии и складу для приемки ценностей.
При учете материалов по учетным ценам на всю сумму акцептованных счетов делаются следующие проводки:
• Д 15 - К 60 - фактическая стоимость материалов, транспортных расходов;
• Д 19.3 - К 60 - НДС, уплаченный поставщику.
• Д 76.2 - К 60 - стоимость недостач, установленных при приемке материалов на складе и прочие фактические затраты.
• По окончании месяца поступившие материалы оцениваются по учетным ценам и отражаются проводкой Д 10 - К 15 - учетные цены.
Также в конце месяца путем сопоставления оборотов по дебету (фактическая себестоимость) и по кредиту (стоимость по учетным ценам) счета 15 определяются отклонения фактической себестоимости от стоимости материалов по учетным ценам (экономия или перерасход). Выявленные отклонения списывают на счет 16 (экономия - по кредиту, перерасход - по дебету). Счет 15 может иметь остаток на конец месяца - стоимость материалов, которые приняты к учету, но не поступившие на склад (материалы в пути).
Пример6
1. Принят к оплате счет на основные материалы;
Д 15 - К 60
Д 19 - К 60 - (НДС).
2. Перечислено с расчетного счета поставщикам за материалы:
Д 60 - К 51
3. Приняты на склад
предприятия материалы по
Д 10 - К 15
4. Списывается отклонение в стоимости материалов от учетных цен (экономия):
Д 15 - К 16
На практике материалы могут поступать на предприятие раньше, чем поступит счет-фактура. Такие поставки считаются неотфактурованными. Поступившие материалы оцениваются по условным ценам, оформляются актом и приходуются Д 15 - К 60. После получения счета-фактуры эта запись сторнируется (повторяется красным цветом) и делается проводка на указанную в счете сумму.
Второй вариант (без применения счетов 15 и 16). Приобретение материалов оформляется проводками Д 10 - К 60, 71, 76 - сумма покупной стоимости; Д 19- К 60, 71, 76 - НДС.
Этот способ применяется и при учете материалов по учетным ценам. Отклонения учитываются здесь не на синтетических счетах, а в специальных регистрах текущего учета. Это менее эффективно.
При нарушении условий договора поставки поставщиком покупатель может отказаться от оплаты счета за материалы. По таким счетам поставщиков предприятие не делает никаких записей на балансовых счетах. Материалы, поступившие по этим счетам, предприятие обязано принять на ответственное хранение до распоряжения поставщика о последующем их использовании. Материалы, принятые на ответственное хранение, учитывают по дебету забалансового счета 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение", на складе они хранятся отдельно от материальных ценностей предприятия, и их учет ведется в специальной книге. При возврате их поставщику или переадресации другому покупателю кредитуется счет 002, и делаются соответствующие пометки в книге.
Счета-фактуры являются основанием для начисления НДС. Они учитываются в Книге продаж у поставщика и Книге покупок у покупателя. Суммы НДС, уплаченные поставщикам за материалы, стоимость которых относится на издержки производства, возмещаются из бюджета проводкой Д 68 - К 19.
Учет расхода материалов и списания их в издержки производства
Приобретенные материалы предприятия используют на производственные и непроизводственные нужды. Расход материалов на производство включает их затраты:
• на производстве выпускаемой продукции основных цехов;
• на производство продукции вспомогательных цехов;
• на содержание и ремонт оборудования и других основных средств;
• на общецеховые и общехозяйственные цели;
• на исправление производственного брака.
Расход материалов учитывается отдельно по каждому цеху и общехозяйственному подразделению. Списание израсходованных материалов осуществляется проводкой Д 20, 23, 25, 26 - К 10 в зависимости от целей затрат. Израсходованные материалы внутри каждого счета распределяются по видам продукции или статьям расходов.
Расход материалов на непроизводственные цели включает отпуск непромышленным хозяйствам предприятия (Д 29 - К 10), безвозмездную передачу другим предприятиям или продажу на сторону (Д 91 - К 10 - учитывается как расход), выбытие вследствие уничтожения в результате стихийных бедствий и чрезвычайных обстоятельств (Д 99 - К 10 - за счет прибыли).
Все использованные материалы подлежат списанию по их фактической себестоимости. Если материалы оценивались по неизменным учетным ценам, то сначала списываются учетные цены, а потом в конце месяца относящиеся к ним отклонения. Для определения суммы отклонений, подлежащей списанию, определяется средний процент отклонений стоимости материалов от учетных цен, сложившихся за месяц. Для этого составляется следующий расчет. Пусть отклонения рассматриваются как экономия.
Сумма отклонений фактической себестоимости материалов от их стоимости по учетным ценам, относящаяся к материалам, использованным в отчетном периоде, списывается со счета 16 на 20, 23, 25, 26. При перерасходе делается дополнительная проводка - Д 20, 23, 25, 26 - К 16. При экономии сторнируется отклонение - Д 20, 23, 25, 26 - К 16 (сторно) (со знаком минус).
Инвентаризация материальных ценностей и учет ее результатов
Для обеспечения достоверности бухгалтерского учета и отчетности предприятие обязано проводить инвентаризацию материальных ценностей. Количество инвентаризаций, их даты устанавливаются предприятием, кроме случаев, когда она обязательна (передача имущества в аренду, смена материально ответственных лиц, после стихийного бедствия или хищения).
Инвентаризация производится инвентаризационной комиссией, назначаемой приказом руководителя предприятия, в присутствии материально ответственного лица и всех членов комиссии. В процессе инвентаризации все материальные ценности пересчитываются и записываются в инвентаризационные описи. Затем бухгалтерия в ведомостях проставляет цены и подсчитывает остатки. На выявленные расхождения в остатках составляются сличительные ведомости. Инвентаризационная комиссия получает объяснения по расхождениям и формулирует свои рекомендации о порядке их регулирования. Принятые решения утверждаются руководителем предприятия и отражаются в бухгалтерском учете.
Порядок отражения в учете результатов инвентаризации установлен Законом о бухгалтерском учете, Положением о бухгалтерском учете и отчетности РФ, Инструкциями к плану счетов, методологическими указаниями. При наличии излишков и недостаточности материальных ценностей предприятие может произвести их взаимный зачет, если они возникли по одному и тому же наименованию материалов (например, краске), за один и тот же инвентаризационный период и у одного и того же материально ответственного лица. В этом случае недостача краски одного цвета может быть списана за счет излишка краски другого цвета. В остальных случаях излишки приходуются (Д 10 - К 99 - рассматривается как дополнительная прибыль отчетного периода). На сумму недостач учитываются проводки Д 94 - К 10. По дебету счета 94 учитываются все суммы недостач, а по кредиту проводится их списание за счет источников возмещения материального ущерба. Выявленные недостачи, включая НДС, в пределах норм естественной убыли списываются распоряжением руководителя предприятия на издержки производства (Д 25, 26 - К 94). Недостачи сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц (Д 73.2 - К 94). Взыскание недостач с виновных лиц производится в оценке по розничным ценам. Если розничные цены на какой-либо материал отсутствуют, взыскание недостач производится по балансовой стоимости, увеличенной на установленный повышающий коэффициент.
Пример:
1. Выявлена недостача материалов по вине кладовщика:
-фактическая стоимость Д 94 - К 10
-НДС по выявленной недостаче Д 94 - К 19
2. Списывается недостача
на материально-ответственное
-балансовая стоимость недостачи Д 98 - К 94
-стоимость по розничным ценам Д 73.2 - К 98
-НДС Д 73.2 - К 94
3. Поступило в кассу от виновника Д 50 - К 73.2
4. Списана разница по
дооценке недостачи до
При отсутствии виновника или отказе суда во взыскании материального ущерба недостача списывается на финансовые результаты организации (за счет прибыли)(Д 99 - К 94). НДС на суммы таких недостач подлежат восстановлению (Д 19 - К 68). Затем суммы НДС списываются за счет прибыли предприятия (Д 99 - К 19) и вносятся в бюджет (Д 68 - К 51).
УЧЕТ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
По характеру
участия в производственном
Одним из видов производственных запасов являются строительные материалы, удельный вес которых в себестоимости строительно-монтажных работ составляет свыше 60%.
Строительные материалы имеют разнообразный ассортимент и множество наименований, поэтому для правильного их учета важную роль играет экономическая классификация материальных ценностей.
Используемые в строительстве материалы подразделяются на строительные материалы, конструкции и детали. С учетом производственного назначения каждый вид материалов делится на несколько учетных групп. Внутри каждой группы материалы подразделяются на виды, марки, сорта, типоразмеры, которым присваивается определенный номенклатурный номер.
К конструкциям и деталям относятся готовые к установке железобетонные, металлические, деревянные конструкции; блоки и сборные части сооружений; оборудование для отопительной, санитарно-технической систем.
В зависимости от роли материалов в процессе производства они подразделяются на основные, вещественно входящие в состав строительной продукции и образующие ее материальную основу (кирпич, цемент, пиломатериалы, щебень и др.), и вспомогательные, улучшающие производственный процесс (ветошь, пакля и др.).
Поступающие в организацию строительные материалы должны учитываться по фактической себестоимости приобретения, складывающейся из стоимости строительных материалов по ценам приобретения и расходов по доставке и заготовке этих ценностей в организацию.
В учетных регистрах сельскохозяйственной организации способы оценки и отражения строительных материалов в зависимости от принятой учетной политики могут быть:
- по фактической себестоимости;
- по учетной цене.
Строительные материалы, поступающие от поставщиков, приходуются на основании товарно-транспортной накладной формы ТТН-1.
Строительные материалы, изготовленные в подсобных промышленных цехах и прочих производствах (пиломатериал и др.), приходуются на основании требований-накладных формы ПЗ-6, выписываемых заведующими производствами при сдаче готовой продукции на склад.
Строительные материалы, полученные при разборке и демонтаже сооружений, зданий, приходуются также по требованию-накладной формы ПЗ-6.
Отпуск строительных материалов на производственно - эксплуатационные, хозяйственные цели осуществляется только материально ответственным лицам по весу, объему или счету в строгом соответствии с нормами.
Для оформления отпуска строительных материалов, многократно используемых, на нужды производства предназначена ведомость на получение горючего, смазочных материалов и продуктов со склада формы ПЗ-3.
Для оформления однократного отпуска строительных материалов применяется требование-накладная формы ПЗ-6.
Материалы открытого хранения при отпуске их на производство не подсчитываются и не взвешиваются, на них не выписываются первичные документы. Фактический расход этих материалов определяется ежемесячно путем проведения инвентаризации, которая производится комиссией с участием работников бухгалтерии. Для определения количества израсходованных в строительстве материалов открытого хранения комиссией составляется акт об остатках и на списание произвольной формы. Расход материалов по данным инвентаризации определяется следующим образом: к остатку на начало месяца добавляется поступление за месяц, и из полученной суммы вычитается остаток на конец месяца.
Списание строительных материалов, израсходованных на вложения во внеоборотные активы (строительство), производится на основании отчета о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом их по нормам формы М-29.