Учет материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

В связи с большими запасами материальных ценностей на предприятиях важным является постановка складского и бухгалтерского учета материалов. Все материалы сначала поступают на склад. Учет материалов на складе ведет материально-ответственное лицо, заведующий складом или кладовщик. Учет движения и остатков материалов ведется в карточках учета материалов. При поступлении каждому наименованию, сорту и марке материалов присваивают специальное обозначение — номенклатурный номер.

Содержание

Введение 3
Материально-производственные запасы, их классификация 4
Учет поступления материалов 7
Документальное оформление поступления и расхода материальных запасов 12
Учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии 16
Компьютерные программы бухгалтерского учета. 21

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 55.43 Кб (Скачать файл)

4.Учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии

Учет производственных запасов  на складах. Для обеспечения производственной программы соответствующими материальными  ресурсами на предприятиях создаются  специализированные склады для хранения основных и вспомогательных материалов, топлива, запасных частей и других материалов. Кроме центральных заводских  складов в различных структурных  подразделениях предприятия могут  быть кладовые, выполняющие функции  промежуточных складов. Каждому  складу приказом по предприятию присваивается  постоянный номер, который впоследствии указывается на всех документах, относящихся  к операциям данного склада. Склады должны быть обеспечены исправными весами, измерительными приборами и мерной тарой.

На складах (кладовых) материальные ценности размещаются по секциям, а  внутри них по группам, типо- и сорторазмерам  в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, ячейках, поддонах, что обеспечивает быструю их приемку, отпуск и контроль за соответствием  фактического наличия установленным  нормам запаса (лимиту).

Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным  лицом. Его принимают на работу по согласованию с главным бухгалтером  организации. С кладовщиком заключается  по установленной форме типовой  договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Если в штатном расписании организации отсутствует должность заведующего складом, то его обязанности могут быть возложены на любого работника организации с его согласия с обязательным заключением договора об индивидуальной материальной ответственности. От занимаемой должности кладовщик может быть освобожден только после сплошной инвентаризации товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и передачи их по акту, утвержденному руководителем организации. На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет материальный ярлык и прикрепляет его к месту хранения материалов. В ярлыке указывают наименование материалов, номенклатурный номер, единицу измерения, цену и лимит наличия материалов. Учет движения и остатков материалов осуществляют в карточках учета материалов. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку, поэтому учет называют сортовым учетом и осуществляют его только в натуральном выражении.

Карточки открывают в  бухгалтерии или вычислительном центре и записывают в них номер  склада, наименование материала, марку, сорт, профиль, размер, единицу измерения, номенклатурный номер, учетную цену и лимит. После этого карточки передают на склад, и кладовщик заполняет колонки прихода, расхода и остатка материалов. Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных документов (приходных ордеров, требований, накладных и др.) в день совершения операций. После каждой записи выводят остаток материалов. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов материалов. Если остаток материалов будет выше или ниже установленной нормы запасов, заведующий складом обязан сообщить об этом в отдел снабжения.Ведение учета материалов допускается также в книгах учета материалов, которые содержат те же реквизиты, что и карточки складского учета.

В условиях автоматизации  учетных работ и автоматизированного  сютдского хозяйства вместо карточек складского учета применяют систематически составляемые машинограммы-ведомости  движения и остатков материалов. В  них на основании первичных документов отражают те же данные, что и в  карточках складского учета. Однако в отличие от многочисленных карточек машинограммы-ведомости ведут лишь по складам и материально ответственным  лицам. Машинограммы используются для  контроля за движением и состоянием материалов на складе и оперативного управления производством.

Первичные документы после  записи их данных в карточки учета  передают в бухгалтерию. Лимитно-заборные карты передают по мере использования  лимита, но не позднее 1-го числа следующего месяца. Сдачу документов оформляют  реестром, в котором указывают  наименование и номера сдаваемых  документов.

В цехах, имеющих кладовые, а также в подотчетных предприятиях (пункты, отделения, заводы) материально  ответственные лица (заведующие пунктами и отделениями, мастера заводов) составляют месячные отчеты о наличии  движения материальных ценностей и  представляют их в бухгалтерию.

При использовании материальных отчетов отпадает необходимость  в составлении других документов на расход материалов. Вместе с тем  упрощается учет материалов в подотчете, поскольку в качестве регистров  аналитического учета используются отчеты материально ответственных  лиц.

Учет материалов в бухгалтерии. Все первичные документы по движению материалов со складов и подразделений  организации поступают в бухгалтерию, где они после соответствующего контроля формируются в пачки  и передаются затем в вычислительный центр (ВЦ). Именно на этой стадии учетного процесса работники бухгалтерии  обязаны осуществлять действенный  контроль за законностью, целесообразностью  и правильностью документального  оформления операции по движению материалов. После проверки первичные документы подвергаются таксировке (умножением количества материалов на цену).

Первичные документы по движению материалов могут передаваться сразу  в ВЦ, минуя бухгалтерию. В этом случае контроль первичных документов осуществляется работниками ВЦ.

Аналитический учет материалов в бухгалтерии осуществляется на основе использования оборотных  ведомостей или сальдовым методом.

При использовании оборотных  ведомостей применяют два варианта учета материалов.

При первом варианте в бухгалтерии  открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которых записывают на основании  первичных документов операции по поступлению  и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета  лишь тем, что учет материалов в них  ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании  месяца по итоговым данным всех карточек составляют количественно-суммовые оборотные  ведомости материалов по каждому  складу и подразделению. В каждой оборотной ведомости выводят  итоги сумм по каждой странице, по группам  материалов, по субсчетам, синтетическим  счетам и общий итог по складу или  подразделению.

На основе указанных оборотных  ведомостей составляют сводную оборотную  ведомость, в которую переносят  итоги указанных оборотных ведомостей по группам материалов, субсчетам, синтетическим  счетам, по складам и подразделениям в целом. Сводные оборотные ведомости  сверяют с данными синтетического учета.

При втором варианте все  приходные и расходные документы  группируют по номенклатурным номерам  и в конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении  и расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и  денежном выражениях по каждому складу отдельно в разрезе соответствующих  синтетических счетов и субсчетов. На основании указанных оборотных  ведомостей составляют сводные оборотные  ведомости. При втором варианте трудоемкость учета значительно уменьшается, поскольку отпадает необходимость  ведения карточек аналитического учета. Но учет и в этом случае остается громоздким, так как в оборотную  ведомость приходится записывать сотни, а иногда и тысячи номенклатурных номеров материалов.

Более прогрессивен сальдовый  метод учета материалов. При сальдовом  методе бухгалтерия не дублирует  складской сортовой учет ни в отдельных  карточках аналитического учета, ни в оборотных ведомостях, а использует в качестве регистров аналитического учета карточки складского учета  материалов, ведущиеся на складах.

Ежедневно или в другие установленные сроки (как правило, не реже одного раза в неделю) работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей  в карточках складского учета  и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом, а в отдельных  случаях работник бухгалтерии переносит  количественные данные об остатках на 1-е число месяца по каждому номенклатурному  номеру материалов из карточек складского учета в сальдовую ведомость (без  оборотов прихода и расхода). После  проверки и визирования работником бухгалтерии сальдовую ведомость  передают в бухгалтерию, где остатки  материалов таксируют по твердым  учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам  материалов и в целом по складу.

На основании указанных  сальдовых ведомостей составляют сводную  сальдовую ведомость, в которую  переносят итоги сальдовых ведомостей складов и подразделений по группам  материалов, по субсчетам, синтетическим  счетам, складам, подразделениям.

Сальдовые ведомости и  сводные сальдовые ведомости  ежемесячно сверяются с данными  синтетического учета материалов.

Для обобщения и группировки  информации о движении материалов используют ведомости движения материалов (накопительные  ведомости). Они составляются по каждому  складу (подразделению) отдельно по приходу  и расходу материалов, и учет в  них может осуществляться по фактической  себестоимости материалов или их учетным ценам. По окончании месяца в ведомостях подсчитывают итоги  оборотов за месяц в разрезе групп  материалов по субсчетам и синтетическим  счетам по каждому складу или подразделению.

Итоговые данные ведомостей движения материалов ежемесячно переносят  в сводную ведомость движения материалов, в которой приводятся также сведения об остатках материалов на начало и конец месяца в разрезе  групп материалов по соответствующим  синтетическим счетам и субсчетам.

Данные сводной ведомости  движения материалов и накопительных  ведомостей ежемесячно сверяются с  показателями аналитического учета, т.е. с оборотными и сальдовыми ведомостями.

Организации могут составлять ведомость распределения материалов, в которой указывают корреспондирующие  счета и субсчета по каждому направлению  расхода материалов (в стоимостной  оценке). В ведомости указывают  транспортно-заготовительные расходы  или отклонения между покупной стоимостью материалов и их учетной ценой.

При автоматизированном учете  все учетные регистры составляются при помощи вычислительной техники. Применение организацией программ автоматизации учетных работ должно обеспечить формирование следующих основных учетных регистров:

  • оборотная ведомость движения материалов по номенклатурным номерам в разрезе складов, подразделений, мест хранения;
  • ведомость расхода материалов по заказам, сериям, переделам, другим калькуляционным единицам;
  • оборотная ведомость по материалам, находящимся в пути;
  • оборотная ведомость движения материалов по неотфактурованным поставкам.

5. Инвентаризация материально-производственных запасов

Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая  продукция, товары, прочие запасы) заносятся  в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых  данных (артикула, сорта и др.).

Излишки МПЗ, выявленные в  результате проведенной инвентаризации, отражаются в бухгалтерском учете  коммерческих организаций как внереализационные  доходы (дебетуют счет 10 «Материалы», кредитуют  счет 91 «Прочие доходы и расходы»), а в некоммерческих организациях относятся на увеличение доходов. При выявлении фактов недостач, хищений, порчи материалов их фактическая себестоимость или ее часть (при порче материалов) списывается с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Со счета 94 стоимость недостающих  и испорченных материалов списывают  на счета издержек производства и  обращения (если потери в пределах норм), в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» (при установлении конкретных виновников), в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (при отсутствии конкретных виновников или если во взыскании  недостающих или испорченных  ценностей отказано судом). В некоммерческих организациях недостачи сверх норм убыли при отсутствии виновников списывают на увеличение расходов.

Стоимость материалов, утраченных в результате стихийных бедствий или иных форс-мажорных обстоятельств, списывается с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 99 «Прибыли и убытки». Материалы, израсходованные  при ликвидации последствий стихийных  бедствий, также списываются со счета 10 на счет 99.

 

 

Компьютерные  программы бухгалтерского учета.

 
Популярная ранее журнально-ордерная форма счетоводства была рассчитана на ручной способ обработки учетной  информации. В настоящее время приведении бухгалтерского учета широко применяются средства вычислительной техники,  набженные специализированным программным обеспечением. Компьютерные программы позволяют полностью либо частично автоматизировать  получение отчетных данные путем введения информации из первичных учетных документов.

Программа для ЭВМ –  это объективная форма представления  совокупности данных и команд, предназначенных  для функционирования электронных  вычислительных машин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с целью  получения определенного результата.

Программы бухгалтерского учета  относятся к классу прикладных компьютерных программ. Рассмотрим программы бухгалтерского учета, присутствующие сегодня на российском рынке, и дадим их оценку.

 

В настоящее время по опросам  специалистов наиболее распространенными  в бухгалтерской среде программами  являются следующие пакеты:

–   «1С: бухгалтерия»;

–   «Инфо-Бухгалтер»;

–   «БЭСТ»;

–   «Парус»;

–   «Турбо Бухгалтер»;

–   «Инфософт»;

–   «Финансы без проблем»;

–   «КомТех»;

–   «Галактика»;

–   «Русский стиль».

 

Все имеющиеся компьютерные бухгалтерские программы работают с тем или иным видом журнала  хозяйственных операций по традиционной схеме: первичные документы —  журнал хозяйственных операций —  промежуточные документы — баланс и отчетность. Формирование журнала  хозяйственных операций у них  осуществляется по-разному. Самый простой  для программы вариант и самый  сложный для бухгалтера — это  вариант, когда его составление  бухгалтер берет полностью на себя. Другие варианты формирования журнала  хозяйственных операций предполагают использование целого ряда вспомогательных  и справочных данных вплоть до автоматического  написания отдельных блоков. Таким  образом, реализуются способности  пользователей разной квалификации и опыта.

Информация о работе Учет материально-производственных запасов