Учет материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2012 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Материалы представляют собой одну из составных частей имущества хозяйствующего субъекта, необходимую для нормального осуществления и расширения его деятельности.
Материалы обслуживают сферу производства и являются его материальной основой. Они необходимы для обеспечения процесса производства продукции, образования стоимости.

Содержание

Введение
1.Теоретико-методические аспекты учета материально-производственных запасов
1.1 Понятие, классификация и оценка материально-производственных запасов
1.2 Документация по учету движения материалов
1.3 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности объекта исследования (ОАО «МГОК»)
2. Бухгалтерский учет материально-производственных запасов на ОАО «МГОК»
2.1 Документальное оформление и аналитический учет материально-производственных запасов
2.2 Инвентаризация материально-производственных запасов на ОАО «МГОК»
2.3 Учет поступления и выбытия материалов на ОАО «МГОК». Отражение в бухгалтерской отчетности информации о материально-производственных запасах
3. Основные направления совершенствования учета материально-производственных запасов
3.1 Аудит материально-производственных запасов
3.2 Учет материально-производственных запасов в соответствии с МСФО
3.3 Автоматизация ведения учета материально-производственных запасов
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

щербатюк бухучет.docx

— 91.32 Кб (Скачать файл)

Бухгалтерия предприятия осуществляет только денежный, суммовой учет движения товарно-материальных ценностей, используя для этого  ведомость № 10 “Движение материальных ценностей” (в денежном выражении). Это основной регистр, отражающий движение товарно-материальных ценностей в  группировках, обеспечивающий: контроль за сохранностью материалов по местам их хранения - 1 раздел; поступление  и остатки материалов в разрезе  синтетических счетов и групп  материалов - по учетным ценам и  по фактической себестоимости; показатели для расчета сумм и процентов  транспортно-заготовительных расходов или отклонений фактической себестоимости  от плановых цен по группам материалов - 2 раздел; расчет фактической себестоимости  окончательного расхода материалов, отпуск со складов, расход цехов, остатки  ценностей в цехах, на общезаводских  складах по фактической и учетной  стоимости - 3 раздел.

Основанием  для заполнения ведомости № 10 служат реестры складов или накопительные  ведомости № М-43. В ведомости  № 10 приводятся две справки: № 1 “Слагаемые фактической себестоимости поступивших  материальных ценностей”, заполняется  по показателям журналов-ордеров  № 1,6,7,8,10/1,13 и других, т.е. всех тех, где  могут быть отражены затраты, связанные  с процессом заготовления материалов текущего месяца. Данные этой справки  необходимы для заполнения 11 раздела  ведомости № 10.

№ 2 “Стоимость поступивших материалов по учетным  ценам”, заполняется аналогичными показателями тех же журналов-ордеров, что и справка № 1, но без учета  расходов, связанных с заготовлением  материалов. Данные этой справки служат для сверки с разделом 1 ведомости  № 10 и для расчета результатов  процесса заготовления или сумм транспортно-заготовительных  расходов за отчетный месяц.

Таким образом, ведомость № 10 “Движение товарно-материальных ценностей” обеспечивает решение большинства  задач, стоящих перед бухгалтерским  учетом материалов, но обязательным дополнением  к ведомости № 10 является ведомость  № 11 “Движение материальных ценностей (по учетным ценам) по цеховым самостоятельным складам или по цехам на производстве, не имеющим складов”.

Ведомость № 11 (Приложение И) заполняется в  бухгалтерии предприятия на основе производственных отчетов цехов, накладных  на возврат материалов, накопительных  и группировочных ведомостей по движению малоценных и быстроизнашивающихся предметов и прочих документов, позволяющих  определить объем полученных и возвращенных ценностей разного вида каждым цехом, а также оставшихся в цехах  и израсходованных. Показатели ведомости  № 11 отражаются в разделе III ведомости  № 10 расход цеховых самостоятельных  кладовых и остатки в цехах, не имеющих самостоятельных складов). [19]

Следовательно, по первому разделу ведомости  можно производить взаимосверку данных складского и бухгалтерского учета по каждому складу в отдельности, без разбивки на группы материалов, по учетным ценам, что необходимо при оперативно бухгалтерском (сальдовом) методе учета материалов. По второму  разделу ведомости можно выявлять общий объем ценностей в разрезе  групп материалов и балансовых статей в двух оценках - по учетным ценам  и фактической себестоимости, что  дает возможность рассчитать суммы  и проценты транспортно-заготовительных  расходов или отклонений от плановых цен.

В третьем  разделе выявляются важнейшие показатели бухгалтерского учета - фактическая  себестоимость израсходованных  на производство материалов, их окончательный  расход и их остатки на конец месяца по группам материалов - для заполнения статей баланса.

 

1.3 Характеристика финансово-хозяйственной  деятельности объекта исследования (ОАО «МГОК»)

 

Полное  фирменное наименование на русском  языке: открытое акционерное общество «Михайловский ГОК», а на английском языке: Joint Stock Company “Mikhailovsky GOK”. Место нахождения «Управления комбината» и его почтовый адрес: 307170, Россия, Курская область, г. Железногорск, ул. Ленина,21 .

 Дата  государственной регистрации ОАО  «МГОК» 24.07.96г. и регистрационный номер: 471, идентификационный номер налогоплательщика: 4633001577. По состоянию на 31.12.1008г. количество лиц, зарегистрированных в реестре акционеров ОАО «Михайловский ГОК» составляет 2372.

В состав ОАО «МГОК» входят несколько цехов. Основные из них:

  • Горнотранспортный комплекс
  • Дробильно-обогатительный комплекс.
  • Фабрика окомкования
  • Дробильно-сортировочная фабрика
  • Цех хвостового хозяйства

Основной  товарной продукцией ОАО «Михайловского ГОК» является: аглоруда, железорудный концентрат, железорудные офлюсованные окатыши, доменная руда, концентрат доменный, концентрат сушеный.

Охарактеризовать  финансово-хозяйственную деятельность предприятия ОАО «МГОК» можно  исходя из таблицы 1.

 

Таблица 1 - Показатели финансово-хозяйственной  деятельности ОАО «МГОК» за 2007-2008 гг.

п/п

Наименование показателей

2007 г. факт

Отчетный период

Откланение, млн.руб.

Темп рота,%

В дествующих ценах

В сопоставимых ценах

1

Товарная продукция

25 884,50

29 782,90

32 165,53

2 382,63

124,26

 

в т.ч. внешний рынок

6 600,20

9 946,40

10 742,11

795,71

162,75

 

внутренний рынок

19 007,90

19 507,50

21 068,10

1 560,60

110,83

 

прочая

276,3

329

355,32

26,32

128,59

2

Себестоимость товарной

продукции

14 536,90

16 341,50

17 648,82

1 307,32

121,40

3

Прибыль от производства

товарной продукции

11 347,50

13 441,40

14 516,71

1 075,31

127,92

4

Рентабельность товарной

продукции

78,1

82,3

88,88

6,58

113,80

5

Прибыль от реализации

готовой продукции (работ,

услуг) по отгрузке

11 298,00

13 602,30

14 690,48

1 088,18

130,02

6

Прибыль до налогообложения

(по форме №2)

11 305,30

13 971,60

15 089,33

1 117,73

133,47

7

Чистая прибыль

8 464,40

10 545,20

11 388,82

843,62

134,54

8

Инвестиций с НДС - всего

2107,2

2370

2 559,60

189,60

121,46

 

- капитальные вложения

с НДС

1294,2

1196,3

1 292,00

95,70

99,83

 

в т.ч. за счет амортизации

347,7

452,9

489,13

36,23

140,67

 

прибыли

749

560,9

605,77

44,87

80,87

 

возврат НДС

197,5

182,5

197,10

14,60

99,79

 

- приобретение оборудования

по схеме лизинга с  НДС

813

1173,7

1 267,60

93,90

155,91

9

Производительность 1

трудящегося

 
 

по валовой железорудной

продукции

178

176

190,08

14,08

106,78

 

по горной массе

1 021

1 050

1 134,00

84,00

111,06

 

по товарной продукции

196 924

228 641

246 932,28

18 291,28

125,39

10

Среднесписочная численность

(без практикантов и  представительства)

9 395

9 532

10 294,56

762,56

109,57

11

Среднемесячная заработная

плата на 1 трудящегося (с 13-ой заработной платой)

15 336

17 074

18 439,92

1 365,92

120,23


 

По результатам  таблицы можно сделать вывод  о том, что прибыль от производства товарной продукции в 2008 году увеличилась  на 27,9%. Себестоимость реализации товаров, работ, услуг также возросла на 21,4%. В отчетном году резко увеличились  также чистая прибыль, прибыль от реализации готовой продукции (работ, услуг) по отгрузке. В связи с введением  новых технологий производительность 1 трудящегося по товарной продукции  увеличилась на 25,4% Среднемесячная заработная плата также возросла и составила 18 439,92 руб.

Рассчитаем  основных показатели финансового состояния  предприятия.

  1. Коэффициент текущей ликвидности

 

(2)

 

где ТА (текущие активы), КО (краткосрочные обязательства).

Ктл1 = 6060411/8030232=0,75

Ктл0 =5386560/8637324=0,62

 

  1. Коэффициент обеспеченности собственными средствами

 

(3)

 

где

СК (собственный  капитал) – итог III раздела пассива  баланса

ВА (внеоборотные активы) – итог I раздела актива баланса

ТА (текущие  активы) – итог II раздела баланса,

КОС =(31098397-36453864)/5386560=--0,99

Коэффициент текущей ликвидности в 2008 году составил 0,62. По сравнению с 2007 годом этот показатель снизился на 0,13. В свою очередь  коэффициент обеспеченности собственными средствами составил -0,99. Это говорит  о том, что предприятие ОАО  «МГОК» для своего функционирования в основном использует заемные средства.

 

 

2. Бухгалтерский учет материально-производственных  запасов на ОАО «МГОК»

 

2.1 Документальное оформление и  аналитический учет материально-производственных  запасов

 

Для учета движения материалов применяется  типовая учетная документация, отвечающая требованиям основных положений  по учету материалов и приспособленная  для автоматизированной обработки  информации. Поступление материалов на предприятие контролирует в первую очередь отдел снабжения, который  следит за выполнением поставщиками договорных обязательств, предъявляет  им претензии по качеству и недостачам материалов, разыскивает грузы, если они своевременно не прибыли на предприятие.

Материалы на склад от местных и  иногородних поставщиков доставляет экспедитор отдела снабжения. Принимая грузы от транспортных организаций (железной дороги, пристани), экспедитор особое внимание уделяет состоянию  тары, пломб, а в случае их повреждений  требует проверки и сдачи груза. Если обнаружится недостача или  порча груза, составляется коммерческий акт на право предъявления претензий  к транспортной организации или  к поставщику.

В момент сдачи экспедитором материалов на склад материально ответственное  лицо (заведующий складом, кладовщик) проверяет  соответствие количества, качества и  ассортимента поступивших материалов документам поставщика. Одни из них  отражают количество отправленного  груза (спецификации, отвесы, накладные), другие -качество (сертификаты, удостоверения  и т.п.) . При соответствии показателей  документов фактическому наличию материально  ответственное лицо выписывает приходный  ордер (ф. № М-З и М-4) (Приложение В,Г,Д). В условиях ручной обработки рекомендуется применять однострочные документы, при автоматизации - многострочные. Приходные ордера ф. № М-З (однострочный) и ф. № М-4 (многострочный) необходимы для количественно-суммового учета материалов, поступающих на предприятие от поставщиков или из переработки.

Для сокращения количества первичных  документов разрешается и бездокументное оформление поступивших материалов. Если расхождений ни в количестве, ни в качестве прибывшего груза с  документами поставщика нет, то на документах поставщика (платежных требованиях) проставляется и заполняется  специальный штамп с основными  реквизитами приходного ордера.

В случае централизованной доставки материалов автотранспортом со склада поставщик выписывает товарно-транспортную накладную (ф. № М-5 и М-6) в четырех  экземплярах: а) покупателю - для оприходования  материалов вместо приходного ордера б) поставщику - для списания ценностей; в) для начисления заработной платы  водителям автотранспорта; г) для  предъявления в банк на оплату.

Акт о приемке материалов (ф. №  М-7) (Приложение Е) применяется для  оформления поступивших материальных ценностей без платежных документов и в случае расхождений (количественных и качественных) с данными сопроводительных документов. Акт составляется комиссией  с обязательным участием представителя  поставщика или представителя незаинтересованной организации, заведующего складом  и представителя отдела снабжения  предприятия. Комиссия назначается  руководителем предприятия. Составляется акт в двух экземплярах: первый - передается в бухгалтерию предприятия  как основание для бухгалтерских  записей на счетах и расчета сумм недостач или излишков; второй - поступает  в отдел снабжения для предъявления претензий поставщику или сообщения  ему о представлении платежного требования на излишки. Наличие акта исключает выписку приходного ордера.

Приходные документы составляются в день поступления материалов. Приходные  ордера, накладные и акты содержат основные реквизиты: наименование поставщика, наименование материалов, их сорт, размер, количество, цену, сумму, подписи лиц, принявших и сдавших материалы.

Обособленно хранятся на складах материалы, подлежащие лабораторному анализу  и техническому осмотру, а также  материалы, принятые на ответственное  хранение. Приходные ордера на них  не выписываются, расходовать их не разрешается до выявления результатов  анализа. Их учет организуется в специальной  книге. Вначале регистрируют поступившие  материалы, находящиеся на лабораторном исследовании, а затем материалы, принятые на ответственное хранение. Ведение этой книги обеспечивает контроль за сохранностью социалистической собственности.

Кроме перечисленных документов, составляются накладные (ф. № М-12, М-13) при внутреннем перемещении материалов со склада на склад или при сдаче цехами на склад неиспользованных сэкономленных  материалов или ценных отходов производства, отходов от брака продукции, от ликвидации основных средств, от выбытия из эксплуатации малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Материально ответственные  лица, сдающие материалы, выписывают накладные в двух экземплярах: один цеху для списания материалов, другой складу - для их оприходования.

Расходные документы отражают отпуск материалов на производственные нужды (изготовление продукции), на хозяйственные  нужды (содержание зданий, ремонтные  работы), реализацию на сторону излишних, не используемых в хозяйственной  деятельности предприятия материалов. К ним относятся: лимитно-заборные карты, требования, накладные. Лимитно-заборная карта (ф. № М-8, М-9) (Приложение З) выписывается отделом снабжения на одну или  несколько позиций (видов материалов), относящихся к определенному  коду производственных затрат (заказу). Расчет потребности необходимого объема и вида материальных ценностей цеху для выполнения производственной программы  осуществляет планово-производственный отдел. Лимит расходования и отпуска материалов при этом сокращается на количество ценностей данного вида оставшихся в цехах на начало месяца. Выписываются карты в двух экземплярах: один - цеху, другой - складу. При отпуске ценностей со склада кладовщик расписывается в лимитно-заборной карте цеха, а представитель получателя - в лимитно-заборной карте склада. В обеих картах после каждого отпуска выводится остаток неиспользованного лимита. По использовании лимита и по окончании месяца лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерию предприятия. На основании их оформляется отпуск материалов и осуществляется текущий контроль за соблюдением установленных лимитов их отпуска на производственные нужды. По лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется.

Информация о работе Учет материально-производственных запасов