Учет материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 16:00, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с положением по БУ, учет материально производственных запасов (ПБУ 5/01 от 09.06.01) материально производственные запасы (МПЗ) – часть имущества. Для правильной организации учета МПЗ на предприятиях разрабатывается номенклатура-ценник, в ней указывается учетная цена и единица измерения материалов.

Содержание

1 Материально-производственные запасы, их состав, принципы оценки
2 Материалы, их классификация и виды оценок
3 Документальное оформление поступления и расходования материальных ценностей
4 Учет материалов на складах и в бухгалтерии
5 Синтетический учет материалов

Вложенные файлы: 1 файл

бухучет.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

мой организации. На стоимость  таких ценностей уменьша-

ется убыток от ликвидации соответствующих объектов.

 

 

 

 

 

4.Учет материалов на  складах и в бухгалтерии

Материальные ценности поступают в организации от поставщи-

ков на основании заключенных  договоров поставки. Поставщики

материальных ценностей  одновременно с отгрузкой продукции  на-

правляют покупателю сопроводительные документы (счета-

фактуры, накладные и др.). Полученные ценности сдаются на склад

уполномоченным лицом  или представителем отдела снабжения

(маркетинга) под расписку  заведующего складом на сопроводитель-

ных документах. С заведующим складом (кладовщиком) обязатель-

но должен быть заключен типовой договор о полной материальной

ответственности. При  отсутствии должности заведующего  складом

его обязанности могут  быть возложены на любого работника  орга-

низации с его согласия и с обязательным заключением  договора о

материальной ответственности. От занимаемой должности кладов-

щик может быть освобожден только после проведения сплошной

инвентаризации товарно-материальных ценностей и передачи их по

акту.

При поступлении материалов от поставщиков заведующий

складом проверяет соответствие фактического их количества дан-

ным сопроводительных документов поставщика. Если расхождений

нет то заведующий складом  выписывает приходные ордера

(ф. No М-4) на все количество поступивших материальных ценно-

стей в одном экземпляре на каждый вид материалов в день их по-

ступления. Бланки приходных  ордеров выдаются заведующему

складом в заранее  пронумерованном виде. Можно приходовать  ма-

териальные ценности без выписки приходного ордера, если нет

расхождений между фактически принятым количеством материаль-

ных ценностей и количеством, указанным в сопроводительных до-

кументах поставщика. В данном случае на документе поставщика

заведующий складом  ставит штамп, в оттиске которого содержатся

те же реквизиты, что  и в приходном ордере.

Если при приемке  материалов от поставщиков установлено рас-

хождение с данными  сопроводительных документов (недостача, из-

лишки, пересортица) или  имеет место неотфактурованная  поставка

(поступление материалов  без сопроводительных документов  по-

ставщика), заведующий складом  вместе с представителем постав-

щика или независимой  организации составляет акт о  приемке ма-

териалов (ф. No М-7) в двух экземплярах. В этих случаях приходные

ордера не составляются и акт является одновременно и  приходным

документом, и основанием для уточнения расчетов с поставщиком.

Второй экземпляр акта передается поставщику.

Если в течение дня  несколько раз осуществляются поставки од-

нородного груза, то можно  выписывать один приходный ордер  в

целом за день. На оборотной  стороне приходного ордера делается

отметка о каждой отдельной приемке с подведением общего итога

за день.

Материалы могут поступать  в организацию и от подотчетных

лиц. В этом случае подотчетное  лицо передает материальные ценно-

сти, приобретенные за наличные денежные средства в магазинах, на

рынках, у населения  и т.д., заведующему складом, который приходу-

ет их, выписывая приходные  ордера в общеустановленном порядке.

При составлении авансового отчета о суммах, израсходованных

на приобретение материальных ценностей, к нему необходимо при-

ложить оправдательные документы, подтверждающие покупку: сче-

та и чеки магазинов, квитанции приходных кассовых ордеров, акты

(справки), если покупки  сделаны на рынках или у  населения.

Учет движения и остатков материалов заведующий складом ве-

дет в карточках складского учета типовой формы (ф. No М-17). На

каждый номенклатурный номер запасов открывают отдельную  кар-

точку. Поэтому складской  учет называют сортовым и ведут только в

натуральном выражении. Бланки карточек выдаются заведующему

складом под расписку на основании реестра, в котором указаны их

количество и регистрационные  номера,

Запись в карточках  делается заведующим складом на основании

первичных документов в  день совершения операции. После каждой

записи выводится остаток  по каждому номенклатурному номеру,

сорту, размеру соответствующих запасов. На основании этих дан-

ных заведующий складом  своевременно информирует руководство

организации, службу маркетинга о состоянии запасов по отдельным

номенклатурным позициям, а также об остатках запасов, длительно

находящихся без движения.

Складской учет материалов можно вести в книгах сортового

учета, которые содержат те же реквизиты, что и карточки складско-

го учета.

Периодически (не реже одного раза в неделю) работники мате-

риального отдела бухгалтерии  проверяют правильность записей  в

карточках складского учета  с одновременной проверкой оформле-

ния первичных документов. Остатки материалов, выведенные в

карточках, подтверждаются подписью проверяющего. Затем заве-

дующий складом составляет реестр сдачи приходных и расходных

документов и передает его с приложением необходимых сопроводи-

тельных документов (счетов поставщиков, транспортных накладных

и т.п.) в бухгалтерию. Документы подбираются в пачки  по группам

и номенклатурным номерам  запасов. Лимитно-заборные карты

сдаются по мере использования лимита. В конце месяца они все

должны быть переданы в бухгалтерию.

По окончании месяца заведующий складом переносит количе-

ственные остатки из карточек складского учета в сальдовую  книгу

(ведомость), которая ведется  по балансовым счетам материальных

запасов, субсчетам, группам  запасов и отдельным их видам.

Контроль за правильностью  складского учета осуществляется в

бухгалтерии путем проверки правильности составления и оформле-

ния первичных документов, записей движения материалов в кар-

точках складского учета и их остатков в сальдовой книге.

Аналитический учет материалов в бухгалтерии ведется в денеж-

ном выражении по материально  ответственным лицам (складам) в

разрезе балансовых счетов (субсчетов) и групп запасов.

Поступившие со склада в  бухгалтерию первичные документы прове-

ряются с точки зрения правильности их оформления, а затем  таксиру-

ются (оцениваются) по твердым  учетным ценам. Итоги реестров доку-

ментов (по приходу и  расходу) отражаются по синтетическим  счетам,

субсчетам и группам  материалов в накопительных ведомостях. По окон-

чании месяца информация накопительных ведомостей используется для

составления групповых  оборотных ведомостей по каждому  складу.

Правильность ведения  складского учета материалов проверяется

путем сопоставления  стоимостных итогов по каждой группе запасов

в сальдовой книге  с аналогичными остатками в групповой  оборот-

ной ведомости. Если обнаружены расхождения между показателями

складского учета с  показателями групповой оборотной  ведомости,

то, как правило, составляется сортовая оборотная ведомость в пре-

делах той группы запасов, по которой выявлены расхождения.

Такой метод учета  материалов называется оперативно-бухгал-

терским, или сальдовым.

 

 

 

 

 

5.Синтетический учет  материалов

Материалы, принятые на хранение и в переработку, учитывают за балансом на счете 002 “Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение”.

 

Балансовые счета материалов (10, 12) – активные, характеризуют  состав средств предприятия. На счете 10 ведется учет поступления на складе и другие места хранения, расходования и запасов сырья, основных и вспомогательных материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, конструкций и деталей, запасных частей, а также обмена фонда узлов и агрегатов для ремонта оборудования, машины и приборов, транспортных средств. На счете учитывают автомобильные шины, тара и тарные материалы, все виды топлива и смазочные материалы, удобрения и ядохимикаты и другие материальные ценности для производственных нужд.

 

Автомобильное топливо  в баках автомобилей и других емкостях на эксплуатируемом транспорте учитывается на отдельном субсчете за водителями и списываются на издержки производства по мере предъявления определенных документов (путевых листков).

 

Остатки ценностей и  приход записываются по дебету счетов, а расход, отпуск – по кредиту в суммах фактической себестоимости.

 

Материальные ценности поступают на склад от поставщиков, подотчетных лиц, от своих и вспомогательных  производств, изготовляющих для  собственных нужд инструмента, специальные  приспособления. Кроме того приходуют на склад отходы производства, от ликвидации основных средств, выбытие малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

 

На всех предприятиях организуется учет и контроль за использованием в производстве сырья, материалов, топлива  и других материальных ценностей. Для контроля за использованием материалов в производстве применяются следующие основные методы: документальное оформление отклонений от норм, учет контроля по партиям, инвентаризация (инвентарный метод).

 

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятиям предоставлено право выбора порядка отражения в бухгалтерском учете процесса приобретения и заготовление материалов. Традиционный метод отражения в учете данного процесса предполагает записи по дебету счетов 10 “Материалы“, 12 “Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы“ и кредиту счетов 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками“, 71 “Расчеты с подотчетными лицами“, 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами“ и других. Материальные ценности в пути, оплаченные, но не поступившие на предприятие, характеризуют на данном подходе к счету сальдо по дебету счета 60. Материальные ценности, в пути не неоплаченные, не отражаются при данном варианте учета в синтетическом учете.

 

Второй подход к отражению  на счетах процесса заготовления и приобретения материалов предполагает возможность использования еще двух синтетических счетов: 15 “Заготовление и приобретение материалов” и 16 “Отклонение в стоимости материалов”. Необходимой предпосылкой для применения на предприятии второго подхода к учету заготовления и приобретения материалов является наличие так называемой учетной цены на материалы, удобной для текущего учета материальных ценностей, которые рассчитываются и устанавливается обычно на базе среднезаготовительной (то есть с включением в нее сумм транспортно-заготовительных расходов) или среднепокупной стоимости материалов.

 

По дебету счета 15 и  кредиту счетов 60, 71, 76 и т.п. отражается покупная стоимость материальных ценностей, по которым на предприятие поступили расчетные документы поставщиков.

Список использованных источников:

1.О бухгалтерском учете  и финансовой отчетности в  России: Закон России № 996 от 16 июля 1999 г., с изменениями и дополнениями.

2.О налогообложении  прибыли предприятий: Закон России № 283 от 22.05.1997, с изменениями и дополнениями.

3.Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы»  утвержден приказом Министерства  финансов России от 20.10.1999 № 246, с изменениями и дополнениями. 

4.Бухгалтерский финансовый  учет: Учебник для студентов специальности «Учет и аудит» высших учебных закладив. / Под редакцией проф. Ф.Ф. Бутинця.-Пятых вид, доп. и перераб. - М.: ООО «Рута», 2003. -726 С.

5.Герасим П.Н., Журавль Г.П., Бруханський  Р.Ф., Хомин П.Я. Первичный и  аналитический учет на предприятии. - М.: Астон, 2005 - 464с.

6.Грачева Р. Запасные части  / / Дебет-Кредит (укр.) - 2004 - № 21 - с.9-14

7.Завгородний В.П. Бухгалтерский  учет в России с использованием  национальных стандартов - Киев: А.С.К., 2003 - 847с.

Информация о работе Учет материально-производственных запасов