Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 16:34, контрольная работа
Цель работы: изучить учет нематериальных активов
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность нематериальных активов их классификацию принципы, проблемы, задачи учета нематериальных активов;
- изучить учет поступления, амортизации и выбытия нематериальных активов;
- ознакомится с финансовым анализом нематериальных активов.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава первая
Сущность нематериальных активов 5
1.1 Понятие нематериальных активов 5
1.2 Классификация нематериальных активов 9
1.3 Принципы, проблемы, задачи учета
нематериальных активов 10
Глава вторая
Особенности учета нематериальных активов 15
2.1 Учет поступления нематериальных активов 15
2.2 Амортизация нематериальных активов 21
2.3 Выбытие нематериальных активов 26
Глава третья
Практические задания 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Министерство образования и науки Российской Федерации
Набережночелнинский институт
(Филиал) федерального государственного
автономного образовательного учреждения
высшего профессионального
«Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Кафедра «ФиБУ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Бухгалтерский учет»
на тему: «Учет нематериальных активов»
г. Набережные Челны
2013 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава первая
Сущность нематериальных активов 5
1.1 Понятие нематериальных активов 5
1.2 Классификация нематериальных активов 9
1.3 Принципы, проблемы, задачи учета
нематериальных активов 10
Глава вторая
Особенности учета нематериальных активов 15
2.1 Учет поступления нематериальных активов 15
2.2 Амортизация нематериальных активов 21
2.3 Выбытие нематериальных активов 26
Глава третья
Практические задания 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ВВЕДЕНИЕ
С развитием рыночных отношений,
быстротой и масштабностью
Однако при создании, перераспределении и вовлечении в коммерческий оборот объектов нематериальных активов возникает множество проблем, связанных с их использованием, учетом, управлением, аудитом и анализом. Несовершенство законодательной базы, отсутствие четкой классификации объектов нематериальных активов, недостаточная теоретическая разработанность методик учета, анализа и аудита объектов нематериальных активов – эти и другие проблемы становятся сегодня весьма актуальными для исследования.
Необходимо отметить,
что до недавнего времени в
нашей стране отсутствовало
Цель работы: изучить учет нематериальных активов
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность
нематериальных активов их
- изучить учет поступления,
амортизации и выбытия
- ознакомится с финансовым
анализом нематериальных
Данная работа базируется на книгах Астахова В.П., Блиновой Т.В., Кондракова Н.П. и др. Фрагменты цитируются по сайтам http://www.grandars.ru/ и http://dic.academic.ru/.
1 СУЩНОСТЬ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
1.1 Понятие нематериальных активов
Нематериальные активы представляют собой совокупность объектов долгосрочного пользования (свыше 1 года), не имеющих материально-вещественной формы, но необходимых предприятиям и организациям для эффективного осуществления хозяйственной деятельности. Они обладают стоимостью и способностью приносить организации экономические выгоды, т. е. доход.
Учет и оценка нематериальных (неосязаемых) активов всегда вызывали много споров. Во многом это связано с трактовкой самого понятия «нематериальный актив». В свою очередь, «нематериальный» (англ. – intangible) означает неосязаемую, нематериальную собственность, которую нельзя ощущать, потому что ее субстанция невещественна.
В бухгалтерском понимании
нематериальных активов
В некотором смысле символ деловой репутации (гудвилл) - это товарный знак. Обычно под деловой репутацией понимают положительную оценку юридического лица другими участниками имущественного оборота. По мере добросовестного использования, рекламирования и т.д. стоимость этой связки (товарный знак плюс репутация) постоянно растет. Очень важно при этом, что речь идет не просто о товарном знаке, а именно о его связке с деловой репутацией. Товарный знак – обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Неким коммерческим эквивалентом репутации, в отличие от товарного знака, является брэнд.
Брэнд - различающее название и/или символ, предназначенный для идентификации товара или услуги, или одного продавца или группы продавцов, и для дифференциации этих товара или услуги от аналогичных товаров конкурентов. Таким образом, брэнд сообщает клиенту о происхождении продукта и защищает клиента и производителя от конкурентов, которые пытались бы поставлять продукты, кажущиеся идентичные [1, с. 124].
Таким образом, НМА в бухгалтерском смысле - это, прежде всего, идентифицируемые НМА, а идентифицируемые НМА - это, прежде всего, имущественные права ИС. Интеллектуальная собственность (ИС) - собирательное понятие, используемое для обозначения прав, относящихся к интеллектуальной деятельности в различных областях (производственной, научной, литературной и художественной). В статье 138 ГК РФ понятие ИС используется для обозначения исключительных прав гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Конкретное содержание исключительных прав определяется специальными законами, к числу которых относятся патентный закон, закон об авторском праве и смежных правах, закон о товарных знаках и т.д.
В международных соглашениях,
участницей которых является Российская
Федерация, понятие ИС используется,
как правило, в более широком
смысле. Так, в соответствии с n.VIII ст.2
Конвенции, учреждающей ВОИС (Всемирная
организация интеллектуальной собственности),
«интеллектуальная
Область применения понятия ИС не ограничивается только исключительными правами, а распространяется на всю совокупность имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
Объекты интеллектуальной собственности (ОИС) - охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в том числе: объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), на которые выданы или могут быть выданы охранные документы в соответствии с Патентным законом РФ или соответствующими законами других стран; программы для ЭВМ и базы данных, охраняемые Законом РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах»; произведения науки (научные отчеты) и другие объекты авторского права в научно-технической сфере, охраняемые Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах»; «ноу-хау» - результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны в соответствии с нормами гражданского законодательства.
Согласно Международных Стандартов Финансовой Отчетности 38 «Нематериальные активы» нематериальный актив как объект интеллектуальной собственности - это идентифицируемый неденежный актив, не имеющий физической формы, служащий для использования при производстве товаров или предоставлении услуг, для сдачи в аренду или для административных целей.
При определении нематериальных
активов в оценочной
Налоговое законодательство
дает определение понятию
Для признания нематериального
актива необходимо наличие способности
приносить налогоплательщику
К нематериальным активам не относятся:
а) не давшие положительного
результата научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и
б) не законченные и не
оформленные в установленном
законодательством порядке
в) материальные носители (вещи), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации;
г) финансовые вложения.
В отличие от правил бухгалтерского учета, Налоговый кодекс относит к нематериальным активам, в частности «владение ноу-хау, секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта». Это очень существенно, так как большинство результатов интеллектуальной деятельности на российских предприятиях охраняется именно как ноу-хау. Под термином «ноу-хау» часто понимают знания, неотчуждаемые от конкретного человека или от компании (предприятия). Эти знания могут повышать стоимость компании, но не могут быть активами в традиционном смысле, тем более они не являются ОИС. Если речь идет о технических или технологических ноу-хау, то наиболее полно и точно этот термин (know-haw) определен в инструкциях Европейского Союза, а именно: «ноу-хау» означает массив технической информации, которая является секретной, существенной и идентифицированной в любой подходящей форме [4, с. 274].
1.2 Классификация нематериальных активов
Известно, что существует множество разнородных по составу объектов нематериальных активов, которые по тем или иным признакам объектов можно классифицировать следующим образом (см. таблицу 1).
Таблица 1
Классификация нематериальных активов
Признак классификации |
Группа нематериальных активов |
Вид нематериальных активов |
- Объекты интеллектуальной собственности - Отложенные затраты - Деловая репутация |
Канал поступления на предприятие |
- Внутренний - Внешний |
Срок службы |
- Нематериальные активы с ограниченным сроком службы - Нематериальные активы с неограниченным сроком службы |
Погашение стоимости |
- Амортизируемые нематериальные активы - Неамортизируемые нематериальные активы |
Объем получаемых прав на объект |
- Исключительные права - Неисключительные права |
Возможность существования отдельно от юридического лица |
- Идентифицируемые - Неидентифицируемые |