Учет объектов основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Неотъемлемым условием осуществления хозяйственной деятельности является обеспечение предприятия, наряду с материальными и трудовыми ресурсами, необходимыми основными средствами.
Основными документами, регламентирующими порядок учета основных средств, являются. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) [30] (в ред. от 27 ноября 2006 г.) и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств [63] (в ред. от 27 ноября 2006г.).

Содержание

Введение
Глава 1. Учет объектов основных средств
2. 1.1. Понятие, классификация, цели и оценка основных средств
3. 1.2. Первичная документация, документальное оформление поступления основных средств
4. 1.3. Синтетический и аналитический учет основных средств
5. 1.4. Амортизация основных средств
6. 1.5. Инвентаризация и переоценка основных средств
7. 1.6. Учет выбытия основных средств
Глава 2. Учет объектов основных средств находящихся в собственности организации

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_FOP - копия.docx

— 157.73 Кб (Скачать файл)

         Государственные и муниципальные унитарные предприятия получают основные средства от собственника и учитывают их как часть уставного фонда. Приватизируемые предприятия приобретают основные средства после их выкупа у государства или акционирования.

         В условиях расширенного воспроизводства и технического прогресса происходит постоянное пополнение и обновление основных средств. Оно осуществляется в порядке капитальных вложений (строительства, монтажа, приобретения основных средств), предоставления объектов в безвозмездное пользование сторонними организациями и лицами, а также в результате дополнительных взносов по решению учредителей (акционеров).  

     Учет поступления основных средств

         Учет поступления основных средств ведется в разрезе перечисленных классификационных групп и инвентарных объектов. При поступлении объекта в эксплуатацию комиссией, назначаемой руководителем организации, оформляется акт о приеме-передаче основных средств (ф. №ОС-1). В нем указываются характеристика объекта, его местонахождение, источник финансирования приобретения, год выпуска или постройки, дата ввода в эксплуатацию, результаты испытания объекта, его соответствие техническим условиям и др. Акт приема-передачи основных средств составляют на каждый объект в отдельности. По общему акту, оформляющему приемку нескольких объектов, рекомендуется приходовать лишь хозяйственный инвентарь, инструменты, станки, если они однотипны, одинаковой стоимости и приняты одновременно. К акту прилагается необходимая техническая документация (паспорта, спецификации, рабочие инструкции и т.п.).

         Учет наличия основных средств

         Каждому объекту основных средств, принятому на учет, присваивается инвентарный номер. Он сохраняется на все время эксплуатации объекта и обозначается на нем путем прикрепления металлического жетона, нанесения краской, насечки и т.п. Объекты основных средств обычно нумеруются по порядково-серийной системе, и номер указывается во всех первичных документах и регистрах бухгалтерского учета. Инвентарными номерами объектов железнодорожных транспортных средств (электровозов, тепловозов, локомотивов) обычно служат номера, полученные на заводах-изготовителях, а у объектов автомобильного транспорта, тракторов и прицепов - знаки, присвоенные им Госавтоинспекцией. Присваивать вновь поступившим основным средствам инвентарные номера выбывших объектов нельзя в течение пяти лет после списания, так как это может привести к путанице и ошибкам в учете.

          Акт о приеме-передаче основных средств, с сопроводительными документами передается в бухгалтерию организации. На основании акта бухгалтерия открывает инвентарную карточку учета основных средств (ф.№ОС-6), где указывает инвентарный номер объекта и основные данные о нем (первоначальная или восстановительная стоимость, срок полезного использования, норма амортизационных отчислений, сумма износа на момент оприходования и др.).

          На арендованные в порядке текущей аренды и финансового лизинга основные средства инвентарные карточки не открываются. Для их аналитического учета используют копию карточки, прилагаемой арендодателем (лизингодателем) к акту сдачи объекта основных средств в аренду (лизинг). При реконструкции, значительной достройке или дооборудования объектов открывается новая карточка.

          Для обеспечения сохранности инвентарные карточки каждого объекта регистрируются в специальных описях и хранятся в картотеке бухгалтерии сгруппированными по отраслевым классификационным группам, а внутри этих групп — по местам эксплуатации и видам объектов. При выбытии основных средств инвентарная карточка из картотеки изымается.

         В организациях с небольшим количеством объектов основных средств, а также если они представляют собой сложные объекты, имеют много крупных составных приспособлений и устройств (электромоторов, трансмиссий и т.п.), пообъектный учет можно вести в инвентарных книгах. При использовании в учете компьютеров отпадает необходимость в картотеке инвентарных карточек и все необходимые сведения о наличии и движении основных средств получают на основе информационной базы банка данных в виде распечатки регистров (машинограмм), используемых для управления основными средствами. 

    Учет перемещения объектов основных средств

         Перемещение основных средств из одного структурного подразделения (цеха, отдела) данной организации в другие оформляют накладной на внутреннее перемещение (ф.№ОС-2) По данным накладных, подписанных получателем и сдатчиком, составляют группировочную ведомость (машинограмму) учета движения основных средств внутри организации. Номера накладных записывают в инвентарных карточках, которые помещаются в картотеку по новому местонахождению.

         На основе инвентарных карточек на поступившие и выбывшие объекты бухгалтерия заполняет карточку учета движения основных средств по их видам и группам. При автоматизации учета этот аналитический регистр заменяется ведомостью движения основных средств. Общий итог групповой карточки или ведомости необходимо сверить с оборотом по дебету и кредиту соответственно синтетических счетов «Основных средств» и «Арендованных основных средств».

 

        1.3. Синтетический и аналитический учет основных средств

          

         Аналитический учет представляет собой пообъектный учет основных средств и ведется в инвентарных карточках по ф. № ОС-6. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект или группу однотипных объектов, которым присваивается инвентарный номер.

          Инвентарные карточки могут группироваться в картотеке применительно к классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 « О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», а внутри разделов, подразделов, классов и подклассов – по месту эксплуатации (структурным подразделениям организации).  Заполнение инвентарных карточек (книг) производится на основе первичной документации: актов о приеме-передаче (ф. № ОС-1, ОС-1а, ОС-1б), актов на списание основных средств (ф. № ОС-4, ОС-4а, ОС-4б), технических паспортов и других документов. В инвентарные карточки не следует вносить все показатели технической документации. Заполненные инвентарные карточки регистрируются в описях типовой формы. Описи инвентарных карточек ведутся бухгалтерией в одном экземпляре по классификационным группам (видам) объектов основных средств. Некоторые организации учитывают основные средства в инвентарной книге и описи не ведут.

         Инвентарные  карточки (индивидуальные и групповые)  составляются в одном экземпляре  и хранятся в бухгалтерии организации.  В случае, когда в результате  реконструкции, модернизации, достройки,  дооборудования, частичной ликвидации  и переоценки объекта ОС произведены  изменения, отражение которых в старой карточке невозможно, заполняется новая инвентарная карточка, а старая сохраняется как справочный документ.

        В картотеке  бухгалтерии инвентарные карточки  располагаются по отраслевым  группам основных средств (промышленность, транспорт, строительство и др.), а внутри этих групп – по  месту нахождения объектов (цех,  отдел), по видам (здания, сооружения  и т.д.) с подразделением на производственные и непроизводственные.

        Поступление  основных средств есть ни что иное, как ввод в эксплуатацию и оприходование вновь полученных объектов основных средств. Основные средства поступают в организацию в результате:

  • завершения строительно-монтажных работ;
  • приобретения, сооружения и изготовления за плату;
  • безвозмездного поступления от юридических и физических лиц;
  • поступления от учредителей в качестве вклада в уставный капитал,

паевой фонд;

  • перехода права собственности по окончании срока аренды (если

договором не предусмотрен переход  такого права ранее);

  • выявление неоприходованных (неучтенных) объектов основных

средств по результатам инвентаризации;

  • получение объектов основных средств от государственного или

муниципального органа при создании унитарной организации и т.д.

  • поступления в дочерние (зависимые) общества от головной

организации;

  • поступления в порядке приватизации государственного и

муниципального имущества;

  • в других случаях.

         В соответствии  с Планом счетов бухгалтерского  учета для обобщения информации  о наличии и движении основных  средств организации предназначен  балансовый счет 01 «Основные средства».  Синтетический счет 01 «Основные  средства» является активным  инвентарным счетом и предназначен  для обобщения данных о наличии  и движении основных средств,  находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном  управлении, залоге. Кроме того, для  организации синтетического учета  основных средств применяют счета:

02 «Амортизация основных средств» (пассивный счет);

08 «Вложения во внеоборотные активы» (активный счет);

91 «Прочие доходы и расходы» (активно-пассивный счет).

        По дебету счета 01 «Основные средства» отражают остаток основных средств на отчетную дату и поступившие основные средства, по кредиту - выбытие основных средств по первоначальной (восстановительной) стоимости.

         Поступление основных средств записывается по дебету данного счета в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы».

        Среди возможных ситуаций выбытия основных средств выделяют следующие: 1)вклад в уставный капитал других организаций; 2)продажа; 3)безвозмездная передача, дарение; 4)хищение; 5)стихийные бедствия; 6)списание вследствие морального и физического износа.

        Решение о списании (выбытии) основных средств принимает, как мы уже отметили выше (если наличие основных средств является существенным), специально созданная комиссия.

В компетенцию комиссии входит:

        1)осмотр объекта, подлежащего списанию, с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;

        2)установление причин списания объекта (физический и моральный износ, реконструкция, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг для управленческих нужд);

        3)определение лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объекта основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности;

        4)выявление возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и оценка исходя из цен возможного использования, контроль за изъятием из списываемых основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдача на соответствующий склад;

        5)составление акта о списании объектов основных средств (ф. № ОС-4), акта о списании автотранспортных средств (ф. № ОС-4а) (с приложением актов об авариях и указанием причин, вызвавших аварию, если они имели место). 

              Продажа основных средств формирует прочие доходы (расходы) организации. Выбытие основных средств в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» во всех случаях отражается на сопоставляющем счете 91 «Прочие доходы и расходы». При этом к счету 01 «Основные средства» открывается субсчет «Выбытие основных средств». По дебету этого субсчета отражают первоначальную стоимость выбывающего объекта основных средств, а по кредиту - сумму начисленной амортизации. По завершении процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы».    

           При списании основных средств без применения отдельного субсчета 01 «Выбытие основных средств» дебетуется счет 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции с кредитом счета 01 «Основные средства» и далее с кредита счета 01 остаточная стоимость объекта основных средств списывается в дебет счета 91-2.

         Регистром синтетического учета основных средств служит журнал-ордер № 13, записи в котором производят на основании первичных учетных документов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 - Типовая корреспонденция счетов по учету основных средств

 

        1.4. Амортизация основных средств

 

В процессе эксплуатации основные средства постепенно изнашиваются. С  целью полного восстановления изношенных объектов стоимость снашиваемой  части основных средств, в виде амортизационных  отчислений, включают в затраты производства или обращения.

Информация о работе Учет объектов основных средств