Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время, когда организации действуют в условиях перехода к рыночным отношениям и определяющим фактором становятся конкурентоспособность производства, качество продукции, максимизация прибыли, в значительной степени возрастает роль основных средств как решающего фактора производственного процесса. Поэтому от того, какие средства труда используются, каково их состояние, какому уровню технического развития они соответствуют, зависит результативность деятельности. Основные средства составляют преобладающую часть инвестиций

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Учет основных средств………………………………………………………..6
1.1 Классификация основных средств…………………………………….6
1.2 Оценка основных средств……………………………………………...8
1.3 Учет движения основных средств…………………………………...11
1.3.1 Учет наличия и поступления основных средств...................13
1.3.2 Учет выбытия основных средств…………………………....16
1.4 Учет налога на добавленную стоимость по поступившим основным средствам……………………………………………….19
2. Практическая часть …………………………………………………………..21
2.1 Корреспонденция в журнале хозяйственных операций, расчеты недостающей суммы, открытие счетов, внесение начальных остатков, хозяйственные операции за месяц, оборотные и конечные остатки......21
2.2 Оборотно-сальовая ведомость, баланс и отчет о прибылях и убытках…………………………………………………………………….31
2.3 Оценка состава, структуры и динамики актива и пассива баланса, оценка финансовой устойчивости, оценка ликвидности и платежеспособности................................................................................... 33
Заключение…………………………………………………………………….…39
Список использованной литературы………………………………………..….40

Вложенные файлы: 1 файл

куррсач.docx

— 2.84 Мб (Скачать файл)

Одним из главных регистров  аналитического учета основных средств  являются инвентарные карточки учета объектов основных средств, которые открываются отдельно на каждый инвентарный объект. Если количество объектов незначительно, то ведется инвентарная книга учета объектов основных средств.

На местах эксплуатации объектов заполняются инвентарные списки основных средств.

По данным инвентарных  карточек и ведомостей расчета амортизации  ежемесячно составляется ведомость движения основных средств по отдельным объектам, итоги которой служат основанием для заполнения отчетности.

Синтетический учет наличия  и движения основных средств, находящихся  в собственности организации, осуществляется на следующих счетах:

01 «Основные средства»;

02 «Амортизация основных  средств»;

07 «Оборудование к установке»;

08 «Вложения во внеоборотные  активы»;

19 «Налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям»;

83 «Добавочный капитал» [3].

Для включения объектов в  состав основных средств и учета  их ввода в эксплуатацию, а также  при выбытии объектов из состава  основных средств, предусмотрены следующие  документы:

• Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме  зданий, сооружений) (форма №ОС-1);

• Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма №ОС-1а);

• Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме  зданий, сооружений) (форма №ОС-1б).

Акты утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве не менее  двух экземпляров. К акту должна быть приложена техническая документация, относящаяся к данному объекту  основных средств.

Акт о приеме–передаче  основных средств состоит из трех разделов.

Первый раздел заполняется  на основании данных передающей стороны. Для объектов основных средств, бывших в эксплуатации, в нем указываются  дата ввода в эксплуатацию, фактический  срок полезного использования, сумма  начисленной амортизации, остаточная стоимость объекта. В том случае, если объект основных средств приобретается  через розничную сеть, этот раздел не заполняется.

Второй раздел заполняет  организация – получатель основного  средства только в своем экземпляре и указывает в нем первоначальную стоимость объекта, срок полезного  использования, установленный организацией, способ начисления амортизации, норму  амортизационных отчислений.

Третий раздел содержит краткую  характеристику объекта основных средств.

Данные приема и исключения объекта из состава основных средств  вносятся в инвентарную карточку либо книгу учета объектов основных средств (формы №ОС-6, №ОС-6а, №ОС-6б) [4].

1.3.1 Учет наличия  и поступления основных средств

Синтетический учет наличия  и движения основных средств, принадлежащих  предприятию, ведут на счете 01 «Основные  средства» по первоначальной стоимости.

Счет активный, сальдовый, инвентарный.

Сальдо дебетовое отражает сумму первоначальной стоимости  действующих и находящихся в  запасе и на консервации собственных  основных средств предприятия.

Оборот по дебету отражает поступление, оборот по кредиту —  выбытие объектов по разным причинам.

К синтетическому счету 01 могут  быть открыты 2 субсчета:

• 01-1 — «Собственные основные средства»;

• 01-2 — «Арендованные  основные средства».

Поступление основных средств  на предприятие может происходить  различными путями:

• созданы на самом предприятии  при осуществлении долгосрочных инвестиций;

• приобретены за плату  у других организаций;

• получены безвозмездно;

• получены от учредителей  в виде вклада в уставный капитал;

• поступили для осуществления  совместной деятельности.

Все затраты, связанные с  поступлением основных средств; относят  вначале в дебет счета 08 «Вложения  во внеоборотные активы», а при принятии к учету объекта затраты со счета 08 списывают на счет 01 «Основные  средства» и отражают в бухгалтерском  учете следующими проводками:

1. Строительство, дооборудование, реконструкция:

• в сумме фактических  затрат — Д-т 08 К-т 02, 70, 69,10, 60, 76 и др.;

• на первоначальную стоимость  — Д-т 01 К-т 08.

2. Приобретение у поставщиков:

• на покупную стоимость  — Д-т 08 К-т 60;

• на сумму НДС — Д-т 19 К-т 60;

• на первоначальную стоимость  при принятии к учету Д-т 01 К-т 08.

3. Внесение учредителями  в счет вклада в уставный  капитал предприятия:

• на согласованную стоимость  — Д-т 08 К-т 75/1;

• на первоначальную стоимость  при принятии к учету—Д-т 01 К-т 08.

4. Безвозмездное получение  от других организаций (по рыночной  стоимости):

• Д-т 08 К-т 98 «Доходы будущих  периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления»;

• Д-т 01 К-т 08 — по первоначальной стоимости;

• на сумму ежемесячно начисленной  амортизации (Д-т 20, 25, 26, 44 К-т 02) в течение  срока полезного использования  делают проводку: Д-т 98/2 К-т 91 «Прочие  доходы и расходы».

5. Поступление для осуществления  совместной деятельности: Д-т 01 К-т  08 — на согласованную стоимость.

Синтетический учет по счету 01 ведут в журнале-ордере № 13 по кредиту  счета 01 на основании актов на списание (ф. ОС-4) и актов приемки-передачи основных средств (ф. ОС-1 (см. Приложение 1)) [1].

 

 

1.3.2 Учет выбытия  основных средств

Учет операций по выбытию  основных средств осуществляют на операционном активно-пассивном счете 91 «Прочие  доходы и расходы», который имеет  следующие субсчета: 91.1 «Прочие доходы», 91.2 «Прочие расходы», 91.9 «Сальдо  прочих доходов и расходов».

По дебету субсчета 91.2 списываются  остаточная стоимость выбывающего  объекта и все затраты, связанные  с его реализацией. По кредиту  субсчета 91.1 отображается сумма полученного  внереализационного дохода.

Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91.2 и кредитового оборота по субсчету 91.1 определяется сальдо прочих доходов  и расходов. Это сальдо списывается  с субсчета 91.9 на счет 99 «Прибыли и  убытки».

Основные средства выбывают с предприятия в результате:

    • безвозмездной передачи или по договору дарения;
    • финансовых вложений предприятий;
    • продажи, передачи по договору мены;
    • ликвидации при авариях, стихийных бедствиях или иных чрезвычайных ситуациях;
    • списания в случаях морального или физического износа.

При списании с баланса  объектов основных средств списывается  сумма начисленной амортизации:

    • дебет счета 02 «Амортизация основных средств»;
    • кредит счета 01 «Основные средства».

В результате на дебете счета 01 «Основные средства» сформирована остаточная стоимость объекта, которую  списывают в дебет счета 91.2 «Прочие  расходы» следующей проводкой:

    • дебет счета 91.2 «Прочие расходы»;
    • кредит счета 01 «Основные средства».

При принятии решения о  продаже объекта основных средств  списывается первоначальная или  восстановительная стоимость этого  объекта:

    • дебет счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»;
    • кредит счета 01 «Основные средства».

Начисленную сумму амортизации  при выбытии объектов списывают:

    • дебет счета 02 «Амортизация основных средств»;
    • кредит счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств».

Одновременно списывают  остаточную стоимость основных средств:

    • дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91.2 «Прочие расходы»;
    • кредит счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств».

Расходы, связанные с выбытием объектов основных средств, учитываются  следующим образом:

    • дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91.2 «Прочие расходы»;
    • кредит счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Доходы от выбытия объектов основных средств (материалов от разборки, деталей, агрегатов, запасных частей и  др.) отображаются в бухгалтерском  учете таким образом:

    • дебет счета 10 «Материалы»;
    • кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91.1 «Прочие доходы».

Сумма начисленного НДС оформляется  бухгалтерской записью на счетах:

    • дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91.2 «Прочие расходы»;
    • кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС».

Расходы, связанные с реализацией  объектов основных средств, списывают  следующей проводкой:

    • дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91.2 «Прочие расходы»;
    • кредит счетов 44 «Расходы на продажу», 23 «Вспомогательные производства» и др.

В конце месяца сальдо по счету 91 «Прочие доходы и расходы» закрывают на счет 99 «Прибыли и убытки»  таким образом:

    • дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91.9 «Сальдо прочих доходов и расходов»;
    • кредит счета 99 «Прибыли и убытки» (на полученную прибыль от реализации объекта).

Сальдо можно закрыть  и другим способом:

    • дебет счета 99 «Прибыли и убытки»;
    • кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91.9 «Сальдо прочих доходов и расходов» (на полученный убыток от реализации объекта) [2].

1.4 Учет налога  на добавленную стоимость по  поступившим основным средствам

При приобретении основных средств и нематериальных активов  они учитываются по стоимости  приобретения без НДС. При этом НДС  учитывается на отдельном счете 19 «Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям», субсчет  «Налог на добавленную стоимость  по приобретенным основным средствам  или нематериальным активам».

При приобретении основных средств и нематериальных активов  налоговые вычеты по НДС производятся после принятия объектов к учету.

Взимание НДС при выбытии  основных средств зависит от вида выбытия, выбывающих объектов, даты поступления  и выбытия, а также правил исчисления и уплаты НДС, действовавших на дату движения объектов. Передача основных средств в счет вклада в уставный капитал другой организации НДС  не облагается.

При безвозмездной передаче основных средств плательщиком НДС  является сторона, передающая основные средства. При обмене организациями  продукцией либо ее передаче безвозмездно оборот определяется исходя из средней  цены реализации (без учета НДС) такой  или аналогичной продукции, но не ниже фактической себестоимости.

Со стоимости ликвидируемых  основных средств в связи с  физическим или моральным износом, а также списываемых в результате недостачи и стихийных бедствий НДС не взимается.

Вычеты по НДС применяют  при выполнении ряда условий:

основные средства (работы, услуги) приобретены для осуществления  производственной деятельности, иных операций, облагаемых НДС, или перепродажи;

есть документ, который  подтверждает право на вычет (счет-фактура, полученный от поставщика);

купленные основные средства должны быть приняты на учёт [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическая  часть.

2.1 Корреспонденция  в журнале хозяйственных операций, расчеты недостающей суммы, открытие  счетов, внесение начальных остатков, хозяйственные операции за месяц,  оборотные и конечные остатки.

Содержание операций

Сумма

Д

К

1

Зачислено на р/с от покупателя за реализованную продукцию

112481

51

62

2

Зачислен на расчетный  счет краткосрочный кредит

80051

51

66

3

Перечислено поставщикам  за материалы

118051

60

51

4

Получено по чеку для выдачи заработной платы

45351

50

51

5

Списано в погаш. задолженности по соц. страх. и пенсион. обеспеч.

12251

69

51

6

Списано в погашение задолженности  по налогам

6801

68

51

7

Акцептован счет-факт. поставщ. за материалы: а) по покупной стоимости;  б) НДС

87251 15705

10

19

60

60

8

Перечислено поставщику за материалы

102956

60

51

9

Акцептован счет-факт. АТП  за доставку материалов на склад

НДС

2851

513

10

19

60

60

10

Перечислено АТП за услуги

3365

60

51

11

Начислена амортизация  ОС, находящихся в эксплуатации:

- оборудования, используемого в основном    производстве

- объектов общехозяйственного назначения

 

8051

2051

 

25

26

 

02

02

12

Начислена амортизация  по нематериальным активам общехоз. назнач.

751

26

05

13

Приняты новые осн. средства, полученные от другого предприятия безвозмездно, объект введен в эксплуатацию - балансовая стоимость

28551

01

98

14

Отпущено сырья и материалов на пр-во:

     
 

- изделия А

23551

20

10

 

- изделия Б

27481

20

10

 

- на текущий ремонт  здания цеха

16851

25

10

 

- на текущий ремонт  склада

8971

25

10

 

- на строительство проходного  пункта

57651

08

10

15

Начислена зарплата работникам предприятия:

     
 

- за производство изделия  А 

47731

20

70

 

- за производство изделия  Б

51471

20

70

 

- обслуживающему персоналу  цеха

19451

25

70

 

- персоналу заводоуправления

35381

26

70

 

- рабочим за строительство  проходного пункта

57751

08

70

16

Начислены отчисления на социальные нужды, 30%

     
 

- изделие А

 14319

20

69

 

- изделие Б

15441

20

69

 

- персоналу цеха

5835

25

69

 

- персоналу заводоуправления

10614

26

69

 

- рабочим за строительство  проходного пункта

  17325

08

69

17

Удержан НДФЛ из заработной платы работников

18311

70

68

18

Начислена амортизация:

     
 

- здания цеха

1461

25

02

 

- здания заводоуправления

1858

26

02

19

Акцептован счет-факт. «Энергосбыта»  за эл/энергию

15320

   
 

НДС

   ?

   

20

Акцептован счетё-фактура. ТЭЦ за отопление

17870

   
 

НДС

   ?

   

21

Распределены и  списаны  на производство общепроизводственные расходы:

     
 

- изделие А

   ?

   
 

- изделие Б

   ?

   

22

Распределены и  списаны  на производство общехозяйственные  расходы:

     
 

- изделие А

    ?

   
 

- изделие Б

    ?

   

23

Получены денежные средства в кассу с расчетного счета для выплаты заработной платы (сумму определить)

     

24

Выдана зарплата работникам организации

180270

   

25

Депонированы  невыплаченные суммы заработной платы (сумму определить)

     

26

Оприходована  на склад выпущенная из производства готовая продукция  (сумму определить  как 70% дебетовых оборотов 20 счета)

     

27

Отгружена со склада ГП покупателям по договорным ценам, вкл. НДС

308334

   

28

Списывается  себестоимость отгруженной продукция 

201000

   

29

Начислен НДС  на проданную продукцию

?

   

30

Списывается прибыль (убыток) от продаж (сумму определить)

?

   

31

Начислен налог  на прибыль

?

   

32

Производится  закрытие счетов 90 и 99

?

   

Информация о работе Учет основных средств