Учет прекращаемой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

В жизненном цикле любой организации могут быть периоды роста и спада. В процессе производственно-хозяйственной деятельности руководство хозяйствующего субъекта может принять решение о прекращении какого-либо вида деятельности в связи с его нерентабельностью.
Кроме того, организация в силу различных причин вправе временно приостановить свою деятельность полностью.

Содержание

Введение 3
1.Понятие, признаки прекращаемой деятельности 6
2.Раскрытие информации о прекращаемой деятельности в БФО 15
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

kursovikBU.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

5. Операции по продаже включают  обмен одних долгосрочных активов  на другие долгосрочные активы, когда такой обмен является  коммерческой сделкой по своей сути в соответствии с МСФО 16 "Основные средства".

Выбывающая группа - это группа активов, которые предназначены для выбытия (путем продажи или иным образом) как единая группа в результате одной сделки. Обязательства, непосредственно связанные с этими активами, будут переданы в результате сделки. Оценка долгосрочных активов (групп выбытий), предназначенных для продажи, производится по наименьшей из двух величин: балансовой стоимости и справедливой стоимости за вычетом затрат на продажу.

Это правило можно применить ко всем активам, за исключением активов, попадающих под действие МСФО 12, МСФО 19, МСФО 39, МСФО 40 (долгосрочным активам, учитываемым в соответствии с моделью учета по справедливой стоимости), МСФО 41 (краткосрочным активам, оцениваемым по справедливой стоимости за вычетом предполагаемых сбытовых расходов), МСФО 4 [30, с.267].

Если актив, предназначенный для продажи, был приобретен в результате объединения компаний, то его необходимо учитывать по справедливой стоимости за вычетом затрат на продажу. Данное разделение носит объективный характер потому, что в сферу действия МСФО 5 принимаются активы, на которые также распространяется влияние МСФО 36 "Обесценение активов". Стандарт указывает, что упомянутые активы должны в бухгалтерском балансе учитываться отдельно от остальных активов. Согласно п. 57 МСФО 1 "Представление финансовой отчетности" актив классифицируется как краткосрочный, если он удовлетворяет хотя бы одному из трех критериев:

  • его предполагается реализовать либо он предназначен для продажи или потребления при обычных условиях операционного цикла организации;
  • его предполагается реализовать в течение 12 месяцев после отчетной даты;
  • он представляет собой денежные средства или эквивалент денежных средств, кроме случаев, когда его запрещено обменивать или использовать для погашения какого-либо обязательства в течение по меньшей мере 12 месяцев после отчетной даты (МСФО 7 "Отчеты о движении денежных средств").

Все остальные активы, не удовлетворяющие критериям оборотных, включаются в число внеоборотных активов. Таким образом, представляется логичным строго следовать экономическому смыслу и относить эту категорию к оборотным активам.

Пунктом 13 МСФО 1 установлено, что финансовая отчетность в обязательном порядке должна содержать показатели, реально характеризующие финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств организации. Такой постулат реализуется на основе анализа, который включает группы следующих показателей:

  • ликвидности;
  • структуры капитала;
  • рентабельности;
  • деловой активности.

Перечисленные группы показателей одинаково важны, поскольку характеризуют деятельность компании по наиболее влиятельным факторам: соотношения собственных и заемных средств (финансовой устойчивости), оборачиваемости активов, эффективности использования ресурсов, платежеспособности.

Отметим, что оборотные активы участвуют в расчете показателей ликвидности и собственного оборотного капитала. Следовательно, достоверные данные для расчета этих показателей необходимы в первую очередь пользователям бухгалтерской отчетности (акционерам, инвесторам, сотрудникам, менеджменту и др.), так как при анализе финансового положения имеется постоянный риск сделать неверные выводы о платежеспособности компании и ее финансовой устойчивости.

Напомним, что к основным показателям платежеспособности (ликвидности) относятся коэффициенты текущей ликвидности, быстрой ликвидности, абсолютной ликвидности. Достаточная величина собственного оборотного капитала характеризует финансовую устойчивость предприятия. Таким образом, любое игнорирование принципа однородности активов при их классификации зачастую приводит к существенному занижению суммы оборотного капитала, что в конечном счете может нанести непоправимый ущерб репутации компании.

Для учета, оценки и признания внеоборотных активов, предназначенных для продажи, можно применять отдельные положения ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 8/01 и ПБУ 16/02. Например, если организация приобрела квартиры для их дальнейшей перепродажи, она их учитывает как товары на счете 41 в соответствии с правилами учета, оценки и признания, регламентированными ПБУ 5/01. В некоторых ситуациях такие активы правомерно учитывать в составе основных средств, если они не предназначены для продажи. В этом случае к активу применяются правила ПБУ 6/01: он отражается в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости и амортизируется[30, с.270].

В МСФО 5 указано, что, если актив не используется в хозяйственной деятельности компании, амортизация на него не начисляется до тех пор, пока он или группа таких объектов предназначены для продажи. Если же группа выбытия включает обязательства, то проценты и другие расходы, относящиеся к данной группе, подлежат дальнейшему признанию.

Пункт 6 ПБУ 16/02 определяет, как может быть прекращена часть деятельности компании. Решениями этого вопроса могут стать следующие варианты: продажа одного из видов деятельности как имущественного комплекса в целом или его части. Это позволяет сделать статья 559 Гражданского кодекса РФ. Продажа отдельных активов и прекращение исполнения в соответствии с законодательством отдельных обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности, либо отказ продолжать какую-то часть своей деятельности, а также прекращение какой-либо деятельности путем реорганизации в форме выделения с образованием нового юридического лица (или нескольких).

Днем прекращения части деятельности признается наиболее ранняя из дат следующих событий: заключения организацией договоров купли-продажи активов, без которых деятельность, выделяемая как прекращаемая, практически неосуществима. Либо же дата доведения информации о решении прекращения деятельности до сведения юридических и физических лиц, чьи интересы непосредственно будут затронуты (акционеров, работников организации, поставщиков и др.). Как только одно из описываемых событий произойдет, то с этого дня можно будет отразить информацию о прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности соответствующего года.

Когда компания прекращает часть деятельности, она неизбежно несет дополнительные расходы и берет на себя различные обязательства. Указанные обязательства обусловлены требованиями законодательства, условиями договоров либо добровольно приняты на себя организацией перед физическими и юридическими лицами, интересы которых будут затронуты в результате прекращения деятельности. Примеры - при ликвидации компании ее работники вправе рассчитывать на выходное пособие при увольнении. А, скажем, при расторжении контрактов с контрагентами нередко приходится платить неустойки.

Для того чтобы покрыть все эти расходы и выполнить обязательства, в отношении величины либо срока исполнения которых существует неопределенность, организация образует резервы.

Резервы по прекращаемой деятельности образуются по правилам, которые сформулированы в ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности".

Резерв можно создавать, если:

- данное обязательство реально  существует;

- вероятность того, что обязательство  будет погашено, превышает 50 процентов;

- размер обязательства определен  и обоснован.

Добавим, что прежде чем создавать резерв, необходимо учитывать, что при досрочном расторжении договоров стороны могут договориться о том, что размер санкций может быть снижен, или вообще платить ничего не придется.

Создание резерва в бухгалтерском учете относится к расходам по обычным видам деятельности или прочим расходам. Тут все зависит от вида обязательства.

Резерв в сумме затрат по увольнению работников, выплате штрафов, пени, неустоек за нарушение условий договоров и т.п. признается в бухгалтерском учете по состоянию на конец отчетного года.

Затраты, которые связаны с деятельностью, не подлежащей прекращению, такие как: на переподготовку или перемещение работников организации, инвестиции в новые системы и сети распространения продукции (товаров, работ, услуг) и т.д., - не учитываются при формировании суммы резерва.

Обратите внимание: резерв создается только в случае, когда срок исполнения обязательств, под которые планируется образовать резерв, приходится на период, следующий за отчетным. Другими словами, последствия прекращения договорных отношений, ограниченных отчетным годом, при формировании резерва в расчет не принимаются.

Резерв можно использовать для погашения обязательств только в том случае, если прекращение деятельности проводится в течение нескольких отчетных периодов. Дело в том, что резерв создается на конец того отчетного периода, в котором деятельность признана прекращаемой (п. 8 ПБУ 16/02). То есть он может быть использован не раньше следующего периода.

Добавим, что резерв должен использоваться в отношении только того обязательства, под которое он первоначально создавался. Если в процессе прекращения деятельности компания несет расходы, которые не были учтены при создании резерва, указанные траты списывают на прочие расходы.

Если зарезервированных сумм для покрытия расходов и обязательств недостаточно, то затраты отражаются в бухгалтерском учете организации в общем порядке. Неиспользованная сумма резерва признается прочим доходом организации.

Таким образом, согласно п. 4 ПБУ 16/02 под прекращаемой деятельностью следует понимать часть деятельности организации (такую как операционный или географический сегмент, его часть либо совокупность сегментов) по производству продукции, продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которая может быть выделена операционно и (или) функционально для целей составления бухгалтерской отчетности и в соответствии с принятым организацией решением подлежит прекращению.

Организация может прекратить осуществление части деятельности:

1) посредством продажи имущественного  комплекса (представляющего собой  совокупность активов и обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности) в целом, либо

2) посредством продажи отдельных  активов и урегулирования обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности, либо

3) посредством отказа от продолжения  этой деятельности.

Согласно п. 7 ПБУ 16/02 датой прекращения деятельности организации впервые признается прекращаемой при наступлении наиболее раннего из двух событий:

- заключения организацией договоров  купли-продажи активов, без которых  деятельность, выделяемая в качестве  прекращаемой, практически неосуществима, или

- доведения информации о принятом  решении прекратить часть деятельности  до сведения юридических и  физических лиц, интересы которых будут затронуты в результате этого прекращения.

Следовательно, в зависимости от того, какое из указанных событий произойдет раньше, то и будет рассматриваться как дата прекращения деятельности.

 

2.Раскрытие информации  о прекращаемой деятельности в БФО

 

 

Организация должна отразить информацию по прекращаемой деятельности в своей годовой бухгалтерской отчетности (п. 11 ПБУ 16/02). Как мы уже отмечали, первый раз указанная информация должна появиться в отчетности за тот период, в котором организация приняла решение прекратить данную деятельность (п. 15 ПБУ 16/02).

Если органом управления организации принято решение о прекращении деятельности после окончания отчетного года (после 31 декабря), но годовая бухгалтерская отчетность еще не подписана руководителем и главным бухгалтером, то отчетность должна быть уточнена в соответствии с требованиями к ПБУ 7/98 "События после отчетной даты".

По мере того как реализуются активы или погашаются обязательства, организация отражает в бухгалтерской отчетности:

- величину прибыли до налогообложения и сумму начисленного налога (разумеется, если получена прибыль);

- продажную цену актива (без  учета затрат на выбытие) и  дату, когда деньги за него  поступили на счет организации. Кстати, не забудьте указать и  все условия, прописанные в этом договоре купли-продажи.

В последний раз информация по прекращаемой деятельности приводится в отчетности за тот период, в котором предприятие прекратило выпускать соответствующие товары, выполнять работы и т.д., то есть завершило прекращение деятельности.

Отражать информацию о прекращаемой деятельности рекомендуется в Отчете о прибылях и убытках и Отчете о движении денежных средств. Однако иногда достаточно отразить этот факт Пояснительной запиской к бухгалтерской отчетности ( см. Приложение 1).

Примеры отражения информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности даны в Приложение 2.

В Отчете о прибылях и убытках показываются суммы доходов и расходов, прибыли до налогообложения, относящиеся к прекращаемой деятельности. Также здесь указывается сумма налога, начисленного на полученную прибыль.

В Отчете о движении денежных средств показывается, какие суммы, относящиеся к прекращаемой деятельности, поступали в кассу или на банковский счет и как они расходовались в течение текущего отчетного периода.

Возможно, организации будет недостаточно граф, предусмотренных в типовых формах отчетности. Ведь в них отражаются показатели всей деятельности на начало и конец отчетного периода. Поэтому она вправе включить в отчетность дополнительные графы и уже в них отдельно охарактеризовать продолжаемую и прекращаемую деятельность.

Информация о работе Учет прекращаемой деятельности