Учет расчетов по претензиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:08, контрольная работа

Краткое описание

В процессе финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственные организации часто сталкиваются с невыполнением контрагентами своих договорных обязательств. Спор, затрудняющий осуществление участниками договорных отношений своих прав и обязанностей, может быть решен посредством претензии. Претензия (рекламация) - требование о добровольном урегулировании спора, связанного с нарушением имущественных интересов участниками контракта, предъявляемое субъектом хозяйствования к своему контрагенту при нарушении последним условий контракта.

Вложенные файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет.docx

— 64.24 Кб (Скачать файл)

Расходы, связанные с ликвидацией  недостатков сданного ЗАО "Бюрх" объекта, понесенные ОАО "Агропромстрой", составили 30 000 руб.

При этом в бухгалтерском учете  делается запись:

Дебет 91, субсчет 2 "Прочие расходы" Кредит 10 "Материалы", 70, 69 "Расчеты  по социальному страхованию и  обеспечению" и др. - 30 000 руб.

В случае если подрядчику удается  предъявить претензию субподрядчикам, составляется проводка:

Дебет 76, субсчет "Расчеты по претензиям" Кредит 91, субсчет 1 "Прочие доходы".

Если доказана вина конкретных сотрудников, допустивших некачественное выполнение кровельных работ, то сумма, потраченная  ОАО "Агропромстрой" на исправление работ, может быть списана на них и в последующем удержана с начисленной суммы оплаты труда, что отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

Дебет 73, субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба" Кредит 91, субсчет 1 "Прочие доходы";

Дебет 70 Кредит 73, субсчет 2 "Расчеты  по возмещению материального ущерба".

Представляется, что документальным основанием, помимо претензии заказчика, для списания расходов подрядной  строительной организации, связанных  с устранением недостатков, допущенных при строительстве, на субсчет учета  прочих расходов могут являться утвержденный руководителем подрядной организации  акт о допущенных при строительстве  объекта недостатках или другой документ, в котором целесообразно  указать:

- характеристику недостатков, их  причины;

- объем забракованных строительных  работ;

- фактическую себестоимость этих  работ; о отметку склада хранения материалов о приемке вторичного сырья, полученного в результате устранения недостатков (если это имеет место);

- фактические расходы подрядной  организации на выполнение этих  работ.

Когда предметом претензии заказчика  к подрядчику является требование соразмерного уменьшения установленной за работу или объект цены, то экономический  смысл этих требований сводится к  следующему: стоимость строительных работ или объекта строительства, предусмотренная договором строительного  подряда, должна быть пересмотрена в  сторону уменьшения. При удовлетворении подобных претензий у подрядчика возникает необходимость корректировки  выручки на сумму уменьшения стоимости  строительных работ или объекта  строительства. Если претензия подрядчику предъявлена в следующих отчетных (налоговых) периодах, то в соответствии с п.12 ПБУ 10/99 разницу между первоначально  полученной от заказчика суммой и  суммой, скорректированной в результате предъявленной претензии, необходимо отражать как убытки прошлых лет. Для целей налогообложения подобные суммы уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организации (п.2 ст.265 НК РФ).

Заказчик (застройщик) согласно условиям, предусмотренным в договоре строительного  подряда, может предъявить претензию  подрядчику с требованием возместить свои расходы на устранение недостатков, возникших по вине подрядчика. Это  не означает, что заказчик (застройщик) сам будет устранять недостатки, он может заключить договор подряда  с другим хозяйствующим субъектом. Как и в предыдущем случае, сумма  компенсации, которую подрядчик  выплачивает по претензии заказчика, относится на увеличение внереализационных расходов подрядчика, следовательно, в соответствии с нормами ст.265 НК РФ в результате этого уменьшается налогооблагаемая база по налогу на прибыль организации.

Согласно ст.755 ГК РФ подрядчик, если иное не предусмотрено договором  строительного подряда, гарантирует  достижение объектом строительства  указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором  строительного подряда на протяжении гарантийного срока. Установленный  законом гарантийный срок может  быть увеличен соглашением участников инвестиционно-строительной деятельности. Кроме того, подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неверной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами. При этом течение гарантийного срока прерывается на все время, на протяжении которого объект не мог эксплуатироваться вследствие недостатков, за которые отвечает подрядчик.

Как следует из изложенного, претензии  к качеству строительных работ заказчик (застройщик) может предъявить и  после того, как он принял объект строительства и подписал соответствующие акты. Здесь возможны два варианта: 1) претензия от заказчика поступает в рамках гарантийного срока, установленного договором строительного подряда; 2) гарантийный срок не был предусмотрен договором строительного подряда.

В первом случае затраты на удовлетворение претензии заказчика подрядчик  может возмещать за счет предварительно созданного резерва. Если учетной политикой  подрядной строительной организации  не предусмотрено создание подобного  резерва, эти расходы подрядчик  относит на увеличение внереализационных расходов текущего периода, при этом в соответствии с пп.9 п.1 ст.264 НК РФ налогооблагаемая база по налогу на прибыль организации уменьшается.

Во втором случае следует руководствоваться  нормами ст.756 ГК РФ, согласно которым  предельный срок обнаружения ненадлежащего  качества строительных работ составляет пять лет с момента их сдачи  заказчику и подписания соответствующих  актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статьи

Учет  претензионной работы у заказчика  строительства

Нормативно-правовая основа претензионной работы в строительстве 
 
В договоре строительного подряда заказчик (застройщик) и подрядная организация излагают все основные условия строительства и сдачи объекта строительства. В то же время, как показывает изучение действующей практики, нередко у заказчика объекта капитального строительства возникает необходимость оформления претензии к подрядной организации. Факторами, вызывающими подобную необходимость, могут являться: 
подрядчик не уложился в график строительства; 
имеет место некачественное выполнение строительных работ; 
обнаружено завышение объемов выполненных строительных работ, выявленное путем контрольного обмера; 
нарушена технология предусмотренная для выполнения отдельных строительных работ; 
неправильно использованы расценки, что привело к искажению оценки стоимости фактически выполненных работ; 
допущены арифметические ошибки при составлении расчетных документов; 
имеют место случаи повреждения или потери имущества заказчика, предоставленного подрядной организации в соответствии с договором, заключенным между ними; 
не достигнуты указанные в технической документации показатели объекта строительства, например, производственная мощность построенного комплекса. 
Если заказчик (застройщик) предъявил претензию и подрядчик признал ее, то он обязан возместить убытки заказчика, исправить брак или снизить цену на выполненные строительные работы. 
Юридически корректное оформление и бухгалтерский учет претензий по результатам выполненных строительных работ имеет существенное значение. В связи с тем что строительство это особая отрасль, в частности, там не всегда можно при приемке объекта обнаружить допущенный брак или несоблюдение соответствующей технологии, вопрос организации претензионной работы приобретает особую актуальность. Кроме того, достоверное отражение в бухгалтерском учете заказчика предъявленных и признанных подрядчиком претензий имеет существенное значение при формировании необходимой информационной базы для принятия своевременных и обоснованных решений его руководством. Уровень постановки претензионной работы у заказчика, несомненно, является элементом, непосредственно влияющим на его финансовую устойчивость и деловую репутацию. Другими словами, претензионную работу следует рассматривать как один из факторов, с помощью которого можно влиять на степень финансовой устойчивости заказчика. Из изложенного можно сделать вывод о том, что порядок организации претензионной работы и система урегулирования экономических споров для заказчиков объектов капитального строительства имеет важнейшее практическое значение. 
В том случае, если заказчика не устраивает качество выполненных строительных работ или имели место другие нарушения договора строительного подряда, то он вправе направить подрядчику претензию. 
Исследование нормативной базы показало, что претензионная работа при осуществлении инвестиционно-строительной деятельности не в достаточной степени регламентирована. В настоящее время нет отдельного документа, регламентирующего порядок ведения претензионной работы при капитальном строительстве, который бы учитывал особенности отрасли, а также взаимоотношений, возникающих между участниками процесса капитального строительства. (Ранее действовавшее Положение о претензионном порядке урегулирования споров, утвержденное постановлением Верховного совета Российской Федерации от 24.06.1992 г. N 3116-1 утратило силу в результате принятия Федерального закона от 05.05.1995 г. N 71-ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".) Следовательно, при организации подобной работы необходимо руководствоваться общими нормами, изложенными в ГК РФ. Несмотря на существующее положение дел, на наш взгляд, основные положения утратившего силу Положения о претензионном порядке урегулирования споров N 3116-1 целесообразно применять на практике. Данное мнение основано на том, что на сегодняшний день более точно порядок составления претензий при урегулировании экономических споров между заказчиком и подрядной строительной организацией не разъясняет ни один другой нормативный документ. 
В связи с тем что вопросы организации претензионной работы в существующих нормативных документах раскрыты не в достаточной мере, то представляется необходимым формировать методологические подходы к осуществлению подобной работы, с учетом отраслевых особенностей организаций строительного комплекса и специфики взаимоотношений между участниками инвестиционно-строительного процесса. 
При этом важнейшими целями претензионной работы заказчика объекта капитального строительства следует считать: 
1) корректное документальное оформление возникших у заказчика претензий; 
2) решение и устранение ситуаций, которые повлекли претензию; 
3) возмещение убытков или ущерба, возникших в рамках договора строительного подряда, по которому предъявлена претензия. 
В связи с тем что действующее законодательство не предъявляет особых требований к оформлению претензии, она составляется в произвольной форме. В то же время в ней целесообразно изложить следующую информацию: 
номер договора строительного подряда, в рамках которого оформляется претензия, а также дату, когда он был заключен; 
какой именно пункт договора строительного подряда нарушен; 
предмет претензии (например, качество выполнения строительных работ); 
обстоятельства, на которых основываются требования заказчика, а также доказательства, подтверждающие их, со ссылкой на нормы законодательства, которые нарушил подрядчик; 
сумму претензии и ее обоснованный расчет, если претензия подлежит денежной оценке; 
суть требований заказчика; 
перечень прилагаемых к претензии документов и других доказательств; 
другие сведения, необходимые для урегулирования возникшего спора. 
К претензии должны прилагаться подлинные документы, которые обосновывают требования заказчика, или их копии, заверенные надлежащим образом, либо выписки из них, если сами документы отсутствуют у стороны, предъявляющей претензию. Претензия предъявляется в письменной форме и подписывается руководством заказчика. Несоблюдение перечисленных требований может явиться основанием для подрядчика, чтобы не рассматривать, предъявленную ему претензию. Но если претензия оформлена правильно, подрядчик обязан рассмотреть ее в течение одного месяца со дня получения, если иной срок не установлен договором строительного подряда или нормами действующего законодательства. Если возникает у подрядчика необходимость в дополнительных документах, помимо тех, которые приложены к претензии, то они запрашиваются у заказчика. В том случае, если запрашиваемые документы неполучены от заказчика к указанному сроку, то претензия может быть рассмотрена на основании имеющихся у подрядчика документов. 
Таким образом, подрядная строительная организация, получившая претензию, обязана сообщить заказчику о результатах рассмотрения претензии в течение одного месяца, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Ответ на претензию дается в письменной форме и подписывается руководством подрядной организации. Ответ на претензию подрядчик может отправить заказным или ценным письмом, по телеграфу, телетайпу, а также с использованием иных средств связи, которые могут обеспечить фиксирование отправления ответа на претензию, либо вручает заказчику под расписку. 
В ответе на претензию необходимо указать: 
при полном или частичном удовлетворении претензии - признанная сумма, номер и дата платежного поручения на перечисление этой суммы или срок и способ удовлетворения претензии, если она не подлежит денежной оценке; 
при полном или частичном отказе в удовлетворении претензии - мотивы отказа со ссылкой на соответствующее законодательство и аргументы, обосновывающие отказ; перечень прилагаемых к ответу на претензию документов, других доказательств. 
 
Юридические аспекты организации претензионной работы 
 
При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии заказчику должны быть возвращены подлинные документы, которые были приложены к претензии, также направлены документы, обосновывающие отказ подрядной организации от удовлетворения претензии. Если в ответе подрядчика о признании претензии не сообщается о перечислении признанной суммы и к ответу не прилагается поручение банку с отметкой об исполнении (принятии к исполнению), заявитель претензии вправе по истечении 20 дней после получения ответа предъявить в банк инкассовое поручение на списание в бесспорном порядке признанной должником суммы с начислением в случаях, установленных законодательством, пени за просрочку платежа. К поручению прилагается ответ должника. В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии или неполучении в срок ответа на претензию заказчик (застройщик) вправе предъявить иск в арбитражный суд. 
Согласно ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик (застройщик) обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Также стороны могут договориться и о промежуточных сроках сдачи отдельных этапов строительных работ. Таким образом, срок завершения строительных работ является одним из наиболее существенных условий договора. В том случае, если подрядчик допустил нарушение любого из сроков, предусмотренных договором, то он обязан возместить заказчику причиненные в результате этого убытки. 
Следует помнить, что санкции за нарушенные сроки (неустойки, штрафы и пени) можно взыскать с подрядчика только в том случае, если они предусмотрены действующим законодательством или изложены в договоре строительного подряда. 
В соответствии со ст. 754 ГК РФ подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах. Кроме того, при реконструкции (обновлении, перестройке, реставрации и т.п.) здания или сооружения на подрядчика возлагается ответственность за снижение или потерю прочности, устойчивости, надежности здания, сооружения или его части. Следует отметить, что подрядчик не несет ответственности за допущенные им без согласия заказчика мелкие отступления от технической документации, если докажет, что они не повлияли на качество объекта строительства. 
Кроме того, ст. 757 ГК РФ допускает, что договором строительного подряда может быть предусмотрена обязанность подрядчика устранять по требованию заказчика и за его счет, недостатки, за которые подрядчик не несет ответственности. При этом подрядчик вправе отказаться от выполнения вышеназванных работ, в случаях когда устранение недостатков не связано непосредственно с предметом договора либо не может быть осуществлено подрядчиком по не зависящим от него причинам. 
Как показывает изучение практики, одним из распространенных причин для предъявления претензии является необоснованное завышение объема выполненных подрядчиком строительных работ. В соответствии с действующим законодательством заказчик (застройщик) может заключить с подрядчиком договор строительного подряда, который бы предусматривал возникновение причины для предъявления претензии, независимо от причин образования такого завышения. Но это скорее исключение, чем правило. Чаще основания для предъявления претензии возникают по причине несоответствия физического объема выполненных работ расчетным и проектно-сметным документам. Для выявления подобных случаев необходимо осуществлять контрольные обмеры. В доперестроечный период контрольные обмеры выполненных строительных работ широко практиковались в нашей стране. Права на осуществление этих работ были предоставлены структурам бывшего Стройбанка СССР на местах, а также вышестоящим по отношению к заказчикам организациям. В настоящее время, несмотря на чрезвычайную актуальность данной проблемы, обусловленную возникновением частной собственности и основ рыночной экономики в нашем государстве, методологические аспекты организации мероприятий, связанных с проведением контрольных обмеров, многими специалистами игнорируются. Необходимость концептуального научно обоснованного подхода к разработке основ проведения контрольных обмеров выполненных строительных работ в настоящее время имеет существенное значение. Действующее законодательство предусматривает различные варианты и подходы к ценообразованию при капитальном строительстве, в связи с чем можно допустить, что контрольные замеры выполненных строительных работ в некоторых случаях могут служить элементом ценообразования. 
Основными задачами, связанными с осуществлением контрольных обмеров должны явиться: 
1) проверка соответствия объекта строительства его техническим параметрам и характеристикам, приведенным в проектно-сметной документации, а также требованиям договора строительного подряда; 
2) выявление полноты выполнения работ, принятых по актам приемок; 
3) проверка готовности построенного объекта к эксплуатации и его соответствие проектной мощности. 
Когда предметом претензии заказчика к подрядчику является требование соразмерного уменьшения установленной за работу или объект цены, то экономический смысл этих требований сводится к следующему: стоимость строительных работ или объекта строительства, предусмотренная договором строительного подряда должна быть пересмотрена в сторону уменьшения. При удовлетворении подобных претензий у подрядчика возникает необходимость корректировки выручки на сумму уменьшения стоимости строительных работ или объекта строительства. Если претензия подрядчику предъявлена в следующих отчетных (налоговых) периодах, то в соответствии с п. 12 ПБУ 10/99 "Расходы организации" разницу между первоначально полученной от заказчика суммой и суммой, скорректированной в результате предъявленной претензии, необходимо отражать как убытки прошлых лет. Согласно п. 2 ст. 265 НК РФ для целей налогообложения подобные суммы уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организации. 
Если заказчик, согласно условиям, предусмотренным в договоре строительного подряда, предъявил претензию подрядчику, суть которой состоит в том, что заказчик (застройщик) требует от подрядчика возмещения своих расходов на устранение недостатков, возникших по вине подрядчика, это не означает, что именно заказчик (застройщик) сам будет устранять недостатки, он может заключить договор подряда с другим хозяйствующим субъектом. Как и в предыдущем случае, сумма компенсации, которую подрядчик выплачивает по претензии заказчика относится на увеличение внереализационных расходов подрядчика, следовательно, в соответствии с нормами ст. 265 ГК РФ в результате этого уменьшается налогооблагаемая база по налогу на прибыль организации. 
Согласно ст. 755 ГК РФ подрядчик, если иное не предусмотрено договором строительного подряда, гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором строительного подряда на протяжении гарантийного срока. Установленный законом гарантийный срок может быть увеличен соглашением участников инвестиционно-строительной деятельности. Кроме того, подрядчик также несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если он не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами. При этом течение гарантийного срока прерывается на все время, на протяжении которого объект не мог эксплуатироваться вследствие недостатков, за которые отвечает подрядчик. 
Как следует из изложенного, претензии к качеству строительных работ заказчик (застройщик) может предъявить и после того, как он принял объект строительства и подписал соответствующие акты. Здесь возможны два варианта: 
1) претензия от заказчика поступает в рамках гарантийного срока, установленного договором строительного подряда; 
2) гарантийный срок не был предусмотрен договором строительного подряда. 
Если речь идет о первом случае, то затраты на удовлетворение претензии заказчика подрядчик может возмещать за счет предварительно созданного резерва, если учетной политикой подрядной строительной организации не предусмотрено создание подобного резерва, то эти расходы подрядчик относит на увеличение внереализационных расходов текущего периода, при этом в соответствии с пп. 9. п. 1 ст. 264 НК РФ налогооблагаемая база по налогу на прибыль организации уменьшается. 
В случае, когда договором строительного подряда, заключенного между заказчиком и подрядчиком, не предусмотрен гарантийный срок предъявления претензии подрядчику следует руководствоваться нормами ст. 724 (п. 2) ГК РФ, в соответствии с которыми предельный срок обнаружения ненадлежащего качества строительных работ составляет два года с момента их сдачи заказчику и подписания соответствующих актов. 
 
Бухгалтерский учет расчетов по претензиям 
 
В том случае, если в результате реализации вышеперечисленных задач, выявлены несоответствия и окончательные расчеты с подрядчиком не осуществлены, то показатели бухгалтерского учета следует исправить сторнировочной записью по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на сумму выявленного завышения стоимости строительных работ. На практике возможен и иной вариант - когда расчеты с подрядчиком закончены и действия договора строительного подряда, заключенного с ним истекли. Здесь тоже могут иметь место два варианта: 
1) когда заказчик (застройщик) сам же является инвестором или у него такой договор с инвестором, в соответствии с которым выявленные завышения подрядчиком стоимости строительных работ не влияют на расчеты между инвестором и заказчиком; 
2) договором между заказчиком и инвестором предусмотрен возврат всех сумм, выявленных в результате контрольных замеров объемов выполненных подрядной организацией строительных работ. 
В первом случае заказчик (застройщик) делает в бухгалтерском учете следующие записи: 
дебет счета 76, субсчет "Расчеты по претензиям" кредит счета 76, субсчет "Расчеты с инвестором" - на сумму выявленных завышений; 
дебет счета 51 "Расчетные счета" кредит счета 76, субсчет "Расчеты по претензиям" - на сумму, полученную от подрядной строительной организации; 
дебет счета 76, субсчет "Расчеты с инвестором" кредит счета 51 "Расчетные счета" - на сумму, перечисленную инвестору; 
дебет счета 76, субсчет "Расчеты по претензиям" кредит субсчета 91/1 "Прочие доходы" - на сумму превышения сумм, полученных от подрядной строительной организации, над суммами, перечисленными инвестору. 
Согласно п. 12 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 г. N 33н, штрафы, пени, неустойки, а также убытки, имеющие место в результате нарушения договора строительного подряда, которые подрядчик возмещает заказчику, в бухгалтерском учете подрядчика отражаются как внереализационные расходы. 
При отражении для целей налогообложения штрафов, пеней, неустоек, а также убытков, возникающих в результате нарушения договора строительного подряда, которые подрядчик возмещает заказчику, следует руководствоваться нормами ст. 265 НК РФ. В п. 14 указанной статьи отмечено, что расходы в виде сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм на возмещение причиненного ущерба отражаются в составе внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией. Таким образом, для целей налогообложения вышеуказанные расходы включаются в состав внереализационных расходов и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль подрядной строительной организации 
Бухгалтерский учет полученных от подрядчика сумм штрафов, пеней, неустоек заказчик (застройщик) осуществляет, руководствуясь нормами ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 г. N 32н. В соответствии с п. 8 ПБУ 9/99 штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также другие поступления в возмещение причиненных организации убытков относятся к внереализационным доходам. Для заказчика, полученные от подрядчика штраф или пени, являются внереализационным доходом и данные суммы увеличивают его налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организации. 
Существенное значение имеет то, когда именно надо принять к бухгалтерскому учету заказчика сумму претензии, предъявленную подрядчику. На основании п. 10.2 ПБУ 9/99 эти доходы принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных организацией, следовательно, подтверждающим это документом может являться судебное решение или извещение от подрядной организации, где указана сумма, в которой претензия признана. 
 
Пример 
ОАО "УРИКОТ" в соответствии с заключенным 02.01.2003 г. с ЗАО "ХИЛЧА" договором строительного подряда является подрядчиком и строит новый торговый павильон. Цена договора составляет 4 600 000 руб. Договор строительного подряда предусматривает срок окончания работ - 01.08.2003 г. Согласно условиям заключенного между сторонами договора строительного подряда, в том случае если объект строительства будет сдан позже 01.08.2003 г., то ОАО "УРИКОТ" за каждый день просрочки обязуется уплатить пени, которые составляют 0,3% от договорной стоимости объекта строительства. 
Фактически ОАО "УРИКОТ" сдало объект заказчику 12.08.2003 г., в связи с чем ему начислили пени в размере 151 800 руб. (4 600 000 руб. х 0,3% х 11 дн.). 
В бухгалтерском учете подрядной организации ОАО "УРИКОТ" вышеизложенные факты хозяйственной жизни следует отразить так: 
дебет субсчета 91/2 "Прочие расходы" кредит счета 76 субсчет "Расчеты по претензиям" - 151 800 руб. - начислены пени согласно договору; 
дебет счета 76 субсчет "Расчеты по претензиям" кредит счета 51 "Расчетные счета" - 151 800 руб. - уплачены пени заказчику. 
Как видно из приведенного примера, в результате начисления пени в размере 151 800 руб. налогооблагаемая база по налогу на прибыль ОАО "УРИКОТ" снизилась. 
В соответствии с нормами ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения. Из норм указанной статьи следует, что в договоре строительного подряда необходимо четко указать размер и условия возникновения неустойки, штрафов, пеней. 
В соответствии со ст. 714 ГК РФ подрядчик несет ответственность за несохранность предоставленных заказчиком материала, оборудования, переданной для переработки (обработки) вещи или иного имущества, оказавшегося во владении подрядчика в связи с исполнением договора строительного подряда. 
Заказчик (застройщик) может предоставить подрядчику необходимые для работы материалы, оборудование, технику и т.д., если это предусмотрено договором строительного подряда. При возникновении подобных ситуаций подрядчик отвечает за сохранность полученного от заказчика имущества. В том случае, если оно будет выведено из рабочего состояния или потеряно, это может явиться основанием для предъявления к подрядчику претензии, в результате чего ему придется возместить заказчику стоимость этого имущества или заменить на равноценную. 
 
Пример 
ОАО "УРИКОТ" при строительстве торгового павильона для ЗАО "ХИЛЧА" согласно заключенному между ними договору строительного подряда использует оборудование, предназначенное для установки на строящемся объекте, предоставляемое заказчиком. В ходе проведения инвентаризации незавершенного строительства было выявлено, что объем оборудования не соответствует данным бухгалтерского учета ОАО "УРИКОТ" (остаткам на соответствующем субсчете забалансового счета 05 "Оборудование, принятое для монтажа". Сумма недостачи была равна 7 000 руб. В результате мер, принятых ОАО "УРИКОТ", виновника не удалось установить. ЗАО "ХИЛЧА" предъявило претензию к ОАО "УРИКОТ", а оно ее удовлетворило в полном объеме. 
Данные факты хозяйственной жизни в бухгалтерском учете ОАО "УРИКОТ" должны быть отражены так: 
кредит счета 005 "Оборудование, принятое для монтажа" - 7 000 руб. - списана недостача оборудования, полученного для монтажа от ЗАО "ХИЛЧА"; 
дебет субсчета 91/2 "Прочие расходы" кредит счета 76 субсчет "Расчеты по претензиям" - 7 000 руб. - отражена претензия заказчика; 
дебет счета 76 субсчет "Расчеты по претензиям" кредит счета 51 "Расчетные счета" - 7000 руб. - возмещена заказчику недостача оборудования. 
В том случае, если принятые ОАО "УРИКОТ" меры позволили бы установить виновное лицо, то сумму недостачи надо было отнести на счет 73 субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" и в последующем в соответствии с гражданским и трудовым законодательством удерживать из суммы начисленной оплаты труда, что отражается в бухгалтерском учете следующей записью: 
дебет счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" кредит счета 73 субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" - удержана недостача оборудования из заработной платы сотрудника, вина которого доказана. Таким образом, источник покрытия расходов подрядчика, возникших в результате недостачи оборудования, предоставленного заказчиком объекта строительства, зависит от причин их возникновения. 
Следует отметить, что действующим трудовым законодательством ограничен размер удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя. Так, в соответствии со ст. 138 Трудового кодекса Российской Федерации, общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50% заработной платы, причитающейся виновному работнику подрядной организации. 
Если работа выполнена подрядчиком с нарушениями положений договора строительного подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, то заказчик (застройщик) вправе, если иное не установлено законом или договором строительного подряда, по своему выбору потребовать от подрядчика: 
а) безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; 
б) соразмерного уменьшения установленной за работу цены; 
в) возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре строительного подряда. 
Кроме того, подрядчик имеет право вместо устранения недостатков, за которые он отвечает, безвозмездно выполнить работу заново с возмещением убытков, причиненных заказчику просрочкой исполнения. Следует отметить, что если отступления в работе от условий проектно-сметной документации и договора строительного подряда или иные недостатки построенного объекта в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, то заказчик (застройщик) вправе отказаться от исполнения договора и потребовать от подрядчика возмещения причиненных убытков. Даже в том случае, если договор строительного подряда содержит условие об освобождении подрядчика от ответственности за допущенные в ходе строительства недостатки, это не может освободить его от ответственности, если имеют место доказательства, подтверждающие, что такие недостатки возникли вследствие виновных действий или бездействия подрядчика. 
Как уже было отмечено, безвозмездное устранение недостатков в разумный срок является одним из возможных требований заказчика к подрядчику. Смысл данного требования заключается в следующем: подрядчик тратит дополнительные средства и устраняет недостатки, допущенные им в ходе осуществления строительных работ, и эти затраты заказчик (застройщик) ему не обязан возместить. Разумеется, подобные затраты увеличивают внереализационные расходы подрядной строительной организации, что отрицательно влияет на ее финансовый результат. 
 
Пример 
ОАО "УРИКОТ" заключило договор строительного подряда с ЗАО "ХИЛЧА". После того как объект был сдан, ЗАО "ХИЛЧА" установило, что ОАО "УРИКОТ" выполнило кровельные работы некачественно, в результате чего имело место проникновение атмосферных осадков во внутрь помещения. В связи с изложенным ЗАО "ХИЛЧА" предъявило претензию подрядчику, смысл претензии сводился к требованию исправить безвозмездно допущенные по вине подрядчика недостатки. ОАО "УРИКОТ" признало претензию уместной и обоснованной. 
Расходы, связанные с ликвидацией недостатков сданного ЗАО "ХИЛЧА" объекта, понесенных ОАО "УРИКОТ", составили 30 000 руб. 
Понесенные ОАО "УРИКОТ" расходы в бухгалтерском учете необходимо отразить так: 
дебет субсчета 91/2 "Прочие расходы" кредит счетов 10, 70, 69 и др. - 30 000 руб. 
В том случае если подрядчику удается предъявить претензию субподрядчикам, то подобные расчеты у него находят следующее отражение: 
дебет счета 76 субсчет "Расчеты по претензиям кредиту субсчета 91/1 "Прочие доходы". 
Если доказана вина конкретных сотрудников, допустивших некачественное выполнение кровельных работ, то сумма, потраченная ОАО "УРИКОТ" на исправление работ, может быть списана на них и в последующем удержана с начисляемой суммы оплаты труда, что отражается в бухгалтерском учете: 
дебет счета 73 субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" кредит субсчета 91/1 "Прочие доходы"; 
дебет счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" кредит счета 73 субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба". 
Представляется, что документальным основанием, помимо претензии заказчика, для списания расходов подрядной строительной организации, связанных с устранением недостатков, допущенных при осуществлении строительства, на субсчет учета прочих расходов могут являться утвержденный руководителем подрядной организации акт о допущенных при строительстве объекта недостатках или другой документ, в котором целесообразно указать: 
характеристику недостатков, их причины; 
объем забракованных строительных работ; 
фактическую себестоимость этих работ; 
отметку склада хранения материалов о приемке вторичного сырья, полученного в результате устранения недостатков (если такое имеет место); 
фактические расходы подрядной организации на выполнение этих работ


 

 

 

 

 


Информация о работе Учет расчетов по претензиям