Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 19:10, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение и раскрытие сущности и методики деления постоянных и переменных затрат.
В соответствии с целью курсовой работы основными задачами являются:
- дать определение постоянных и переменных затрат;
- изучить методики деления постоянных и переменных затрат;
Во всех случаях затраты на единицу
выпуска продукции или другого
показателя производительности при
повышении уровня загрузки производственных
мощностей и неизменности прочих
условий деятельности снижаются.
Рис.5. Динамика затрат при изменении загрузки производственных мощностей и объема выпуска
Из приведенного графика видно,
что при повышении загрузки производственных
мощностей и увеличении объема выпуска
продукции возникают
Рис.6. Изменение издержек при адаптации
к умеренной интенсивности
2. Методы деления затрат
2.1 Аналитический метод
В действующей практике деление затрат на постоянные и переменные осуществляется двумя основными методами: аналитическим и статистическим. При аналитическом методе все затраты предприятия, исходя из опыта прошлых лет, вначале постатейно подразделяют на постоянные, полностью переменные (пропорциональные) и частично переменные (полупеременные). Затем на основе анализа соотношения затрат и результатов предыдущих отчетных периодов по каждой статье частично переменных расходов исчисляется удельный вес переменной части (вариатор затрат). Таким образом, постоянные расходы имеют вариатор 0, пропорциональные – 1 (или 10 при десятичном масштабе измерения), а переменные – значения вариаторов в интервале от 0 до 1 (10). Постоянная и переменная части полупеременных расходов прибавляются к первоначально исчисленной сумме постоянных и пропорциональных затрат.
В итоге общая сумма затрат основной деятельности предприятия подразделяется на две совокупности: постоянные и переменные затраты в зависимости от их поведения по отношению к объему производства или продаж в прошлые отчетные периоды.
Пример. В сентябре в цехе №18 при объеме производства 2000 ед. (штук, тонн, нормо-часов и т.п.) имели место следующие затраты. (табл.1).
Таблица 1.
Группировка издержек с учетом вариатора
Виды затрат |
Сумма затрат, руб. |
Вариатор затрат |
Сырье и материалы |
55000 |
0,8 |
Топливо и энергия |
30000 |
0,7 |
Заработная плата рабочих с отчисления-ми |
77000 |
1,0 |
Заработная плата |
18000 |
0,0 |
Амортизация |
25000 |
0,2 |
Расходы на содержание оборудования |
15000 |
0,6 |
Арендная плата |
30000 |
0,0 |
Итого |
250000 |
Необходимо выразить общую функцию валовых затрат цеха и найти их прогнозируемую величину в октябре, когда объем выпуска составит 2200 ед.
Вначале определяем функцию поведения каждого вида частично переменных расходов. В рассматриваемом примере – это затраты сырья и материалов, топлива и энергии, амортизации средств труда и расходы на содержание оборудования. По сырью и материалам переменная часть расходов составляет 80%, т.е. руб., или 44000 : 2000 = 22 руб. на единицу. На постоянную часть этих расходов приходится 20%, или = 11000 руб. Общая сумма материальных затрат может быть представлена формулой R1 = 11000 + 22х.
Аналогично
определяем функции поведения и
других частично переменных расходов.
В итоге получается следующая
зависимость общей суммы
Сырье и материалы R1 = 11000 + 22х
Топливо и энергия R2 = 9000 + 10,5х
Заработная плата рабочих R3 = 38,5х
Заработная плата персонала R4 = 18000
Амортизация R5 = 20000 + 2,5х
Содержание оборудования R6 = 6000 + 4,5х
Аренда R7 = 30000
Rвал = 94000 + 78х.
В октябре Rвал = = 265600 (руб.).
Аналитический
метод группировки и
2.2 Статистический метод
Основными статистическими методами дифференциации общей суммы затрат на постоянные и переменные расходы являются:
- метод
минимальной и максимальной
- графический (статистический) метод;
- метод наименьших квадратов.
При методе
мини-макси из всей совокупности данных
выбирают два периода с наименьшим
и наибольшим объемом производства.
Затем определяется ставка переменных
затрат, или средние переменные издержки,
в себестоимости единицы
Пример 2.
За семь
месяцев предприятие имело
Таблица 2.
Динамика объемов производства и затрат на электроэнергию
Месяц |
Объем производства, Х, ед. |
Расходы на электроэнергию, Rвал, руб. |
I |
18 |
7400 |
II |
16 |
7100 |
III |
22 |
8000 |
IV |
24 |
9000 |
V |
25 |
10000 |
VI |
20 |
7500 |
VII |
15 |
7000 |
Итого |
140 |
56000 |
В среднем в месяц |
20 |
8000 |
Требуется определить переменные расходы на единицу объема, величину постоянных затрат и составить уравнение валовых издержек.
Графический (статистический) метод основан на том, что общую сумму затрат можно представить уравнением первой степени: , которому соответствует график (рис. 2.1.).
На графике наносятся данные об общих затратах при разных объемах производства. Затем «на глаз» проводится длина. Точка ее пересечения с осью У показывает уровень постоянных расходов. Переменные расходы определяют как разность между Rвал и Rfix, деленную на средний объем производства. Ставка переменных затрат: (8000 – 2600) : 20 = 5400 : 20 = 270 (руб.). Следовательно, Rвал = 2600 + 270Х.
Рис. 2.1. График статистической зависимости общей суммы затрат от объема производства
Дифференциация затрат методом наименьших квадратов дает наиболее точные результаты.
Пример 3.
Рассмотрим применение метода наименьших квадратов для данных примера 2 (табл. 3).
Таблица 3.
Динамика валовых расходов и объемов производства (продаж)
Месяц |
Х |
Rвал |
Х2 |
Х · Rвал |
I |
18 |
7400 |
324 |
133200 |
II |
16 |
7100 |
256 |
113600 |
III |
22 |
8000 |
484 |
176000 |
IV |
24 |
9000 |
576 |
216000 |
V |
25 |
10000 |
625 |
250000 |
VI |
20 |
7500 |
400 |
150000 |
VII |
15 |
7000 |
225 |
105000 |
Итого |
140 |
56000 |
2890 |
1143800 |
Величина переменных затрат на единицу продукции rv определяется исходя из соотношений:
(3)
где n – количество периодов, на основе которых исчисляется величина постоянных и переменных издержек.
Общую сумму постоянных расходов рассчитываем по формуле
(4)
Подставляя соответствующие значения в формулы (3) и (4), получим:
Глава 3. Маржинальный анализ
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода. Маржинальный доход предприятия — это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль. Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины. Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:
- безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;
- зоны безопасности (безубыточности) предприятия;
- необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;
- критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;
- критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат. С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимент продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др. Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий: необходимость деления издержек на две части — переменные и постоянные; переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции; постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен, исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию; тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются; эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода; пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции. Одним из самых простых и эффективных методов маржинального анализа с целью оперативного, а также стратегического планирования является анализ «объем — затраты — прибыль», который позволяет отследить зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства. Главное уравнение, позволяющее осуществлять все расчеты, имеет вид:
Информация о работе Учет расчетов с персоналом по оплате труда