Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 10:21, курсовая работа
Целью работы является изучение практики учета расчетов с покупателями и заказчиками и выработка рекомендаций по их совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью в данной работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками;
- рассмотреть организацию учета расчетов с покупателями и заказчиками на примере ООО «Агма-М»;
- разработать рекомендации по совершенствованию организации учета расчетов с покупателями и заказчиками.
В настоящее
время для осуществления
Обычно расчеты
с использованием чеков производятся
в следующей
В последние годы в практике расчетных и кредитно-денежных отношений укрепились позиции векселя. Вексель является все чаще используется:
- для оформления товарных кредитов, предоставляемых продавцом покупателю в виде отсрочки платежа;
- в качестве
залога для получения
- как средство
обеспечения обязательств
С момента выдачи векселя обязательство по первоначальному договору (купли-продажи, подряда и т.п.) трансформируется в долг по вексельной сделке, т.е. в обязательство заемного типа. В векселе могут быть указаны следующие сроки платежа:
- в момент предъявления векселя;
- через некоторое
время после предъявления
- через определенный
срок после составления
- конкретная дата.
Проценты могут начисляться только по векселям, которые подлежат оплате сразу по предъявлении или через определенное время после предъявления. Если в векселе срок платежа определен конкретной датой, то по такому векселю проценты не начисляются.
Держатель векселя, срок платежа, по которому назначен на определенный день или в определенный день от составления или предъявления, должен предъявить его к оплате в этот день (или в последующий рабочий день недели). Если в течение трех дней векселедержатель не предъявил вексель к платежу, то все затраты и риски при этом переходят от должника к векселедержателю. В случае частичного платежа должник может потребовать отметки о таком платеже на векселе и выдачи ему расписки в этом. Если должник оплатил вексель в срок, он освобождается от обязательства [19, с.426].
Расчеты в порядке плановых платежей используются при устойчивых постоянных взаимоотношениях между организациями за товары, работы и услуги. Платежи в этих случаях производят фиксированными суммами в установленные соглашением сроки. Поставщик и покупатель регулярно контролируют соответствие платежей фактическому объему поставок. По результатам сверки делается перерасчет.
1.3. Нормативно-законодательное регулирование учета расчетов с покупателями и заказчиками
Нормативное регулирование расчетов с покупателями и заказчиками по Российским стандартам бухгалтерского учета осуществляется на четырех уровнях.
Первый уровень нормативного регулирования представлен кодексами и законами. В первую очередь, это Гражданский кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации, а также Таможенный кодекс Российской Федерации.
Из законов наиболее важным для учета расчетов с покупателями и заказчиками является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ. В числе других законов можно отметить закон «О переводном и простом векселе» от 11.03.1997 № 48-ФЗ, закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ.
Из Указов Президента можно отметить, например, Указ Президента РФ от 23.05.1994 № 1005 (ред. от 17.05.2007) «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве», а также Указ Президента РФ от 21.11.1995 № 1166 (ред. от 01.08.2005) «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины по расчетам с Пенсионным фондом Российской Федерации».
Второй уровень представлен нормативными актами, изданными министерством финансов РФ и другими органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. При этом согласно п.2 ст.5 закона «О бухгалтерском учете», в случае если нормативные акты, разработанные какими-либо министерствами и ведомствами, противоречат положениям и методическим указаниям Минфина, то последние имеют приоритет. Основными нормативными актами Минфина являются положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Наибольшее значение для учета расчетов с покупателями и заказчиками имеют следующие ПБУ:
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
- ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»;
- ПБУ 9/99 «Доходы организации»;
- ПБУ 15/2008 «Учет
расходов по займам и кредитам»
- ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».
Третий уровень
нормативного регулирования представлен
методическими указаниями и инструкциями
по ведению бухгалтерского учета. Примерами
нормативных актов данного
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и инструкция по его применению;
- Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС;
- Письмо Минфина РФ «О возврате дебиторской задолженности прошлых лет»;
- Письмо ФНС РФ «О списании дебиторской задолженности»;
- Письмо ФНС РФ «О порядке оформления Справки о дебиторской и кредиторской задолженности, определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ».
Четвертый уровень нормативного регулирования составляют рабочие документы организации, формирующие ее систему бухгалтерского учета. В первую очередь это учетная политика фирмы (для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения) и рабочий план счетов, разработанные на основании Закона о бухгалтерском учете, ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», а также Плана счетов бухгалтерского учета. К учетной политике могут прилагаться используемые в компании формы первичных документов, график документооборота и др.
Необходимо учитывать, что в случае осуществления компанией внешнеторговых операций список нормативных актов может быть существенно расширен. Так, необходимо принимать во внимание наличие (реже – отсутствие) межправительственных соглашений об избежание двойного налогообложения, о порядке взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг), а также постановлений правительства о порядке импорта (экспорта) отдельных видов товаров. В качестве примера можно привести следующие нормативные акты:
- Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе»;
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о наблюдении за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров»;
- Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по контролю за импортом спирта этилового и водки» и др.
ГЛАВА 2. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ НА ПРИМЕРЕ ООО «Агма-М»
2.1. Краткая
организационно-экономическая
ООО «Агма-М» работает на российском рынке более пятнадцати лет. Основной деятельностью компании является оказание полного цикла рекламных услуг. В настоящее время предприятие занимает уверенные позиции в производстве рекламных конструкций, стендов, перетяжек, а также в изготовлении различных видов полиграфической продукции. Помимо этого, компания занимается разработкой и проведением рекламных компаний различной направленности с привлечением штатных и внештатных специалистов по маркетингу, PR, рекламе в СМИ и т.д.
Серийное, годами отлаженное производство позволяет осуществлять производство рекламной продукции в кратчайшие сроки. Среди постоянных клиентов компании можно выделить ООО «Торговая фирма Гарант», ООО «Марлен-Строй», ЗАО «Мариэтта».
Офис компании находится в Москве по адресу: 123056, Москва, ул. Б. Грузинская, д.60, стр. 1. Все производственные помещения являются арендованными и находятся в ближайшем Подмосковье, но в планах компании на среднесрочную перспективу значится их выкуп. По этому поводу уже достигнута принципиальная договоренность с собственником.
Число штатных сотрудников компании составляет 51 человек, из них управленческий персонал – 14 человек. Большинство работников обладают высокой квалификацией и большим опытом работы. В настоящее время в связи с уменьшением количества заказов часть работников переведена на сокращенную рабочую неделю, отправлены в отпуска или выведены за штат.
Продажи рекламных услуг осуществляются, как правило, на условиях частичной предоплаты. Деятельность ООО «Агма-М» осуществляются преимущественно в Москве и Подмосковье. В бизнесе ООО «Агма-М» отсутствует ярко выраженная сезонность. В 2009 выручка несколько сократилась по сравнению с 2008 годом ввиду неблагоприятной экономической ситуации.
К банковским кредитам компания прибегает только в случае острой необходимости, ориентируясь в основном на развитие за счет собственных средств. Руководством компании установлены строгие кредитные лимиты. Однако в 2009 году были взяты краткосрочные кредиты на пополнение оборотных средств.
Структуру управления
компанией можно
Компания не публикует свою финансовую отчетность. Выход на биржу и привлечение существенных внешних заимствований не планируется. Аудит отчетности ООО «Агма-М» никогда не проводился, поскольку компания не подлежит обязательному аудиту.
В числе основных конкурентов ООО «Агма-М» выступают другие московские и федеральные рекламные агентства. В период кризиса многие более крупные конкуренты пострадали более значительно, чем ООО «Агма-М». Многие клиенты предпочли агентства с более привлекательной ценовой политикой. По данным отдела маркетинга ООО «Агма-М», падение продаж услуг одного из ключевых игроков рекламного рынка – компании Ньюс Аутдор – составило 49%, что гораздо больше, чем у ООО «Агма-М».
В целом ООО «Агма-М» можно охарактеризовать как малое предприятие, занимающее небольшую нишу на рынке рекламных услуг. Положение компании, несмотря на экономический кризис, остается достаточно стабильным, поскольку фирма практически не прибегает к внешним заимствованиям, что положительно сказывается на ее финансовой устойчивости.
Организации самостоятельно разрабатывают учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности [9].
В ООО «Агма-М» учетная политика для целей бухгалтерского учета и учетная политика для целей налогообложения оформлены в виде двух отдельных документов.
Обычно выделяют два основных аспекта учетной политики: организационно-технический и методологический. Организационно-технический раздел посвящен организации процесса работы бухгалтерско-финансовой службы. Здесь раскрывается информация о том, кто и как ведет учет на предприятии.
В учетной политике
ООО «Агма-М» закреплен порядок
осуществления бухгалтерского учета
бухгалтерской службой как
Кроме того, в учетной политике ООО «Агма-М» есть положение о том, что бухгалтерский учет в 2009 году ведется с использованием специализированной бухгалтерской компьютерной программы «Бухсофт: Предприятие».
С точки зрения учета расчетов с покупателями и заказчиками, больший интерес представляет методологический раздел учетной политики, в котором закрепляются конкретные методы учета, выбранные компанией из нескольких, допускаемых законодательством. Для учета расчетов с покупателями и заказчиками наибольшее значение имеют следующие пункты учетной политики:
- Момент признания выручки;
- Момент признания расходов;
- Порядок проведения инвентаризаций;
- Создание резерва по сомнительным долгам;
- Формы первичных документов для учета дебиторской и кредиторской задолженности и расчетов по их погашению;
- Регистры по учету дебиторской и кредиторской задолженности;
- Рабочий план счетов;
- График документооборота.
В ООО «Агма-М» и в налоговом, и в бухгалтерском учете доходы и расходы признаются по методу начисления, т.е. признаются в учете в том периоде, в котором они возникли, вне зависимости от их фактической оплаты.
О порядке проведения инвентаризаций в учетной политике ООО «Агма-М» ничего не говорится, и это следует считать серьезным упущением.
Инвентаризация является обязательной в как минимум раз в году - при составлении годовой отчетности. Установленный руководителем порядок проведения инвентаризации (даты, состав объектов инвентаризации, порядок формирования инвентаризационной комиссии и т.д.) должен быть закреплен в учетной политике организации. Данный порядок должен соответствовать общей методике проведения инвентаризации, установленной приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 [4].
Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками