Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 10:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение практики учета расчетов с покупателями и заказчиками и выработка рекомендаций по их совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью в данной работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками;
- рассмотреть организацию учета расчетов с покупателями и заказчиками на примере ООО «Агма-М»;
- разработать рекомендации по совершенствованию организации учета расчетов с покупателями и заказчиками.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее  время для осуществления безналичных  расчетов все чаще используются расчетные  чеки. Расчетный чек представляет собой составленное на специальном  банковском бланке письменное поручение владельца счета (чекодателя) выплатить определенную сумму получателю (чекодержателю).

Обычно расчеты  с использованием чеков производятся в следующей последовательности. Сначала заключается договор  купли-продажи, в котором указывается, что расчеты производятся посредством чеков. Для получения чековой книжки покупатель товаров представляет в банк заявление. Затем покупатель депонирует на специальном счете в обслуживающем банке сумму, за счет которой в дальнейшем будут оплачиваться чеки. После этого поставщик отгружает товар, а покупатель выписывает ему чек на стоимость полученного товара. Поставщик предъявляет чек в обслуживающий его банк на инкассо для получения платежа. Банк поставщика предъявляет полученный чек для оплаты в банк покупателя, а банк покупателя оплачивает чек за счет депонированных ранее сумм.

В последние  годы в практике расчетных и кредитно-денежных отношений укрепились позиции векселя. Вексель является все чаще используется:

- для оформления товарных кредитов, предоставляемых продавцом покупателю в виде отсрочки платежа;

- в качестве  залога для получения банковского  кредита или займа;

- как средство  обеспечения обязательств третьих  лиц.

С момента выдачи векселя обязательство по первоначальному  договору (купли-продажи, подряда и  т.п.) трансформируется в долг по вексельной сделке, т.е. в обязательство заемного типа. В векселе могут быть указаны следующие сроки платежа:

- в момент  предъявления векселя;

- через некоторое  время после предъявления векселя;

- через определенный  срок после составления векселя;

- конкретная  дата.

Проценты могут  начисляться только по векселям, которые  подлежат оплате сразу по предъявлении или через определенное время  после предъявления. Если в векселе  срок платежа определен конкретной датой, то по такому векселю проценты не начисляются.

Держатель векселя, срок платежа, по которому назначен на определенный день или в определенный день от составления или предъявления, должен предъявить его к оплате в  этот день (или в последующий рабочий день недели). Если в течение трех дней векселедержатель не предъявил вексель к платежу, то все затраты и риски при этом переходят от должника к векселедержателю. В случае частичного платежа должник может потребовать отметки о таком платеже на векселе и выдачи ему расписки в этом. Если должник оплатил вексель в срок, он освобождается от обязательства [19, с.426].

Расчеты в порядке  плановых платежей используются при  устойчивых постоянных взаимоотношениях между организациями за товары, работы и услуги. Платежи в этих случаях производят фиксированными суммами в установленные соглашением сроки. Поставщик и покупатель регулярно контролируют соответствие платежей фактическому объему поставок. По результатам сверки делается перерасчет.

 

1.3. Нормативно-законодательное регулирование учета расчетов с покупателями и заказчиками

Нормативное регулирование  расчетов с покупателями и заказчиками  по Российским стандартам бухгалтерского учета осуществляется на четырех  уровнях.

Первый уровень  нормативного регулирования представлен кодексами и законами. В первую очередь, это Гражданский кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации, а также Таможенный кодекс Российской Федерации.

Из законов  наиболее важным для учета расчетов с покупателями и заказчиками является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ. В числе других законов можно отметить закон «О переводном и простом векселе» от 11.03.1997 № 48-ФЗ, закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ.

Из Указов Президента можно отметить, например, Указ Президента РФ от 23.05.1994 № 1005 (ред. от 17.05.2007) «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве», а также Указ Президента РФ от 21.11.1995 № 1166 (ред. от 01.08.2005) «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины по расчетам с Пенсионным фондом Российской Федерации».

Второй уровень  представлен нормативными актами, изданными  министерством финансов РФ и другими  органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. При этом согласно п.2 ст.5 закона «О бухгалтерском учете», в случае если нормативные акты, разработанные какими-либо министерствами и ведомствами, противоречат положениям и методическим указаниям Минфина, то последние имеют приоритет. Основными нормативными актами Минфина являются положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Наибольшее значение для учета расчетов с покупателями и заказчиками имеют следующие ПБУ:

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

- ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»;

- ПБУ 9/99 «Доходы  организации»;

- ПБУ 15/2008 «Учет  расходов по займам и кредитам»;

- ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Третий уровень  нормативного регулирования представлен  методическими указаниями и инструкциями по ведению бухгалтерского учета. Примерами  нормативных актов данного уровня являются:

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и инструкция по его применению;

- Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС;

- Письмо Минфина РФ «О возврате дебиторской задолженности прошлых лет»;

- Письмо ФНС РФ «О списании дебиторской задолженности»;

- Письмо ФНС РФ «О порядке оформления Справки о дебиторской и кредиторской задолженности, определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ».

Четвертый уровень нормативного регулирования составляют рабочие документы организации, формирующие ее систему бухгалтерского учета. В первую очередь это учетная политика фирмы (для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения) и рабочий план счетов, разработанные на основании Закона о бухгалтерском учете, ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», а также Плана счетов бухгалтерского учета. К учетной политике могут прилагаться используемые в компании формы первичных документов, график документооборота и др.

Необходимо учитывать, что в случае осуществления компанией внешнеторговых операций список нормативных актов может быть существенно расширен. Так, необходимо принимать во внимание наличие (реже – отсутствие) межправительственных соглашений об избежание двойного налогообложения, о порядке взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг), а также постановлений правительства о порядке импорта (экспорта) отдельных видов товаров. В качестве примера можно привести следующие нормативные акты:

- Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе»;

- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о наблюдении за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров»;

- Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по контролю за импортом спирта этилового и водки» и др.

 

 

 

ГЛАВА 2. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ  НА ПРИМЕРЕ ООО «Агма-М»

 

2.1. Краткая  организационно-экономическая характеристика

ООО «Агма-М» работает на российском рынке более пятнадцати лет. Основной деятельностью компании является оказание полного цикла  рекламных услуг. В настоящее время предприятие занимает уверенные позиции в производстве рекламных конструкций, стендов, перетяжек, а также в изготовлении различных видов полиграфической продукции. Помимо этого, компания занимается разработкой и проведением рекламных компаний различной направленности с привлечением штатных и внештатных специалистов по маркетингу, PR, рекламе в СМИ и т.д.

Серийное, годами отлаженное производство позволяет  осуществлять производство рекламной  продукции в кратчайшие сроки. Среди  постоянных клиентов компании можно выделить ООО «Торговая фирма Гарант», ООО «Марлен-Строй», ЗАО «Мариэтта».

Офис компании находится в Москве по адресу: 123056, Москва, ул. Б. Грузинская, д.60, стр. 1. Все  производственные помещения являются арендованными и находятся в  ближайшем Подмосковье, но в планах компании на среднесрочную перспективу значится их выкуп. По этому поводу уже достигнута принципиальная договоренность с собственником.

Число штатных  сотрудников компании составляет 51 человек, из них управленческий персонал – 14 человек. Большинство работников обладают высокой квалификацией и большим опытом работы. В настоящее время в связи с уменьшением количества заказов часть работников переведена на сокращенную рабочую неделю, отправлены в отпуска или выведены за штат.

Продажи рекламных услуг осуществляются, как правило, на условиях частичной предоплаты. Деятельность ООО «Агма-М» осуществляются преимущественно в Москве и Подмосковье. В бизнесе ООО «Агма-М» отсутствует ярко выраженная сезонность. В 2009 выручка несколько сократилась по сравнению с 2008 годом ввиду неблагоприятной экономической ситуации.

К банковским кредитам компания прибегает только в случае острой необходимости, ориентируясь в  основном на развитие за счет собственных  средств. Руководством компании установлены  строгие кредитные лимиты. Однако в 2009 году были взяты краткосрочные кредиты на пополнение оборотных средств.

Структуру управления компанией можно охарактеризовать как иерархическую, она содержит всего три уровня. Генеральному директору  подчиняются коммерческий директор, главный бухгалтер, директор по производству. Коммерческому директору подчиняется менеджер по маркетингу, менеджер по закупкам рекламных материалов, старший менеджер по рекламе. Главному бухгалтеру подчинены сотрудники бухгалтерии. Директору по производству подчиняются старший мастер по полиграфии и главный инженер. На третьем уровне иерархии находится линейный персонал: секретари, менеджеры по продажам рекламных услуг, менеджеры по работе с клиентами и вспомогательный персонал. Обособленные подразделения у ООО «Агма-М» отсутствуют (Приложение 1).

Компания не публикует свою финансовую отчетность. Выход на биржу и привлечение  существенных внешних заимствований  не планируется. Аудит отчетности ООО  «Агма-М» никогда не проводился, поскольку  компания не подлежит обязательному аудиту.

В числе основных конкурентов ООО «Агма-М» выступают  другие московские и федеральные  рекламные агентства. В период кризиса  многие более крупные конкуренты пострадали более значительно, чем  ООО «Агма-М». Многие клиенты предпочли агентства с более привлекательной ценовой политикой. По данным отдела маркетинга ООО «Агма-М», падение продаж услуг одного из ключевых игроков рекламного рынка – компании Ньюс Аутдор – составило 49%, что гораздо больше, чем у ООО «Агма-М».

В целом ООО «Агма-М» можно охарактеризовать как малое предприятие, занимающее небольшую нишу на рынке рекламных услуг. Положение компании, несмотря на экономический кризис, остается достаточно стабильным, поскольку фирма практически не прибегает к внешним заимствованиям, что положительно сказывается на ее финансовой устойчивости.

Организации самостоятельно разрабатывают учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности [9].

В ООО «Агма-М» учетная политика для целей бухгалтерского учета и учетная политика для целей налогообложения оформлены в виде двух отдельных документов.

Обычно выделяют два основных аспекта учетной  политики: организационно-технический  и методологический. Организационно-технический  раздел посвящен организации процесса работы бухгалтерско-финансовой службы. Здесь раскрывается информация о том, кто и как ведет учет на предприятии.

В учетной политике ООО «Агма-М» закреплен порядок  осуществления бухгалтерского учета  бухгалтерской службой как структурным  подразделением, возглавляемым главным бухгалтером.

Кроме того, в  учетной политике ООО «Агма-М» есть положение о том, что бухгалтерский учет в 2009 году ведется с использованием специализированной бухгалтерской компьютерной программы «Бухсофт: Предприятие».

С точки зрения учета расчетов с покупателями и заказчиками, больший интерес представляет методологический раздел учетной политики, в котором закрепляются конкретные методы учета, выбранные компанией из нескольких, допускаемых законодательством. Для учета расчетов с покупателями и заказчиками наибольшее значение имеют следующие пункты учетной политики:

- Момент признания выручки;

- Момент признания расходов;

- Порядок проведения инвентаризаций;

- Создание резерва по сомнительным долгам;

- Формы первичных документов для учета дебиторской и кредиторской задолженности и расчетов по их погашению;

- Регистры по учету дебиторской и кредиторской задолженности;

- Рабочий план счетов;

- График документооборота.

В ООО «Агма-М» и в налоговом, и в бухгалтерском учете доходы и расходы признаются по методу начисления, т.е. признаются в учете в том периоде, в котором они возникли, вне зависимости от их фактической оплаты.

О порядке проведения инвентаризаций в учетной политике ООО «Агма-М» ничего не говорится, и это следует  считать серьезным упущением.

Инвентаризация является обязательной в как минимум раз в году -  при составлении годовой отчетности. Установленный руководителем порядок проведения инвентаризации (даты, состав объектов инвентаризации, порядок формирования инвентаризационной комиссии и т.д.) должен быть закреплен в учетной политике организации. Данный порядок должен соответствовать общей методике проведения инвентаризации, установленной приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 [4].

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками