Учет реализации товаров в рознице

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 22:33, контрольная работа

Краткое описание

По общему правилу выручка в бухгалтерском учете отражается в момент перехода права собственности на реализуемые товары от продавца к покупателю, т. е. в момент отгрузки. Это означает, что, отгрузив товары покупателю, организация отражает в учете выруч­ку от реализации товаров, несмотря на то что оплата от покупателя еще не поступила (дебиторская задолженность покупателя). В от­ношении розничной торговли необходимо отметить следующую особенность: момент передачи товара покупателю практически всегда совпадает с моментом его оплаты, так как именно факт оплаты товара покупателем свидетельствует о заключении с продав­цом договора купли-продажи товара в розницу.

Вложенные файлы: 1 файл

Учет реализации товаров в рознице.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)


Учет реализации товаров в рознице

Согласно п. 5 ПБУ 9/99 выручка от реализации товаров в роз­ничной торговле признается доходом от обычных видов деятельно­сти (при выполнении условий, предусмотренных п. 12 ПБУ 9/99).

По общему правилу выручка в бухгалтерском учете отражается в момент перехода права собственности на реализуемые товары от продавца к покупателю, т. е. в момент отгрузки. Это означает, что, отгрузив товары покупателю, организация отражает в учете выруч­ку от реализации товаров, несмотря на то что оплата от покупателя еще не поступила (дебиторская задолженность покупателя). В от­ношении розничной торговли необходимо отметить следующую особенность: момент передачи товара покупателю практически всегда совпадает с моментом его оплаты, так как именно факт оплаты товара покупателем свидетельствует о заключении с продав­цом договора купли-продажи товара в розницу.

Как уже отмечалось, цель любой коммерческой организации — получение прибыли. А получить эту прибыль в торговле можно, только реализуя товары покупателям.

Порядок учета реализации товаров в розничной торговле зависит от того, по каким ценам учи­тываются товары: по покупным или по продажным.

Если товары учитываются по покупным ценам при организации учета по количественно-стоимостной схеме, то валовая прибыль от их реализации выявляется автоматически как кредитовое сальдо счета 90 «Продажи» в результате записей по отражению в учете реализации и списанию реализованных товаров. То есть в данном случае схема такая же, как в оптовой торговле.

Если же товары учитываются по продажным ценам, то валовая прибыль от их реализации товаров определяется расчетным путем. Основные способы такого расчета:

  по общему товарообороту;

  по ассортименту товарооборота;

  по среднему проценту;

  по ассортименту остатка товаров.

Рассмотрим каждый из возможных способов.

Валовой доход при учете товаров по покупным ценам

Обратите внимание! Согласно ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой тех­ники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с ис­пользованием платежных карт»:

«1. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государствен­ный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в слу­чаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».

Это требование в полной мере распространяется и на органи­зации розничной торговли, т. е. расчеты с покупателями за товары розничный продавец осуществляет непосредственно с применени­ем ККТ.

В учете операции по реализации товаров отражаются следую­щим образом:

 

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет

Кредит

 

 

50

90-1

Получена выручка от реализации товаров

90-3

68

Начислен НДС с реализации

90-2

41-2

Списана себестоимость реализованных това­ров

Списание товаров на реализацию производится одним из воз­можных методов, перечисленных в п. 16 ПБУ 5/01, а именно:

•    методом ФИФО;

•    по средней стоимости;

•    по стоимости единицы (является самым точным методом, но
применяется очень редко в связи со сложностью определения покупной стоимости конкретной единицы товара).

Напомним, что выбранный метод организация розничной тор­говли закрепляет в учетной политике.

В результате на счете 90 «Продажи» автоматически выявляется финансовый результат от продажи товаров в организации рознич­ной торговли, ведущей учет товаров по ценам приобретения.

Как видим, приведенный алгоритм полностью совпадает с оп­ределением финансового результата в оптовой торговле. На пер­вый взгляд, все просто.

 

Но самую большую сложность в рознице представляет то, что продавец не имеет в наличии документально подтвержденных данных о том, какой товар реализован и в каком количестве.

 

Для того чтобы воспользоваться каким-либо из пере­численных методов, необходимо иметь такую информацию.

 

В опто­вой торговле этот вопрос решается просто: покупателю выписыва­ется расходная накладная на товар, в которой указывается наиме­нование товара и его количество.

 

В розничной торговле же такой документ покупателю не выписывается, а выдается только кон­трольно-кассовый чек, свидетельствующий о том, что покупатель рассчитался за приобретенный товар.

 

Напоминаем, что современные организации розничной торгов­ли используют систему штрих кодов, в которых содержится вся не­обходимая информация о продаваемом товаре. При такой системе автоматизации контрольно-кассовая техника подключается к базе данных бухгалтерской программы, используемой организацией.

 

При поступлении товара в магазин розничной торговли ему присваивается внутренний код, где собирается вся информация о товаре: указываются производитель товара, его наименование, по­купная цена, количество, ставка НДС и т. п. Эта информация вно­сится в базу данных. Покупатель, взяв товар в торговом зале, предъявляет его кассиру, который при помощи сканера передает всю информацию о реализованном товаре также в базу данных. При этом на контрольно-кассовом чеке содержится вся необходи­мая информация о продаже этого товара по розничной цене. В ре­зультате компьютерным способом в организации формируется вся необходимая информация о покупной стоимости реализованного товара. Метод прост и удобен, но такую возможность имеет не каж­дая торговая организация.

В небольших организациях розничной торговли для получения необходимой информации о проданном товаре применяются сле­дующие способы:

       каждая продажа фиксируется в специальном журнале;

       сохраняются все копии товарных чеков;

       на каждый товар, находящийся в зале, крепится специальный ярлык, который при продаже товара открепляется и сдается в бухгалтерию.

Если организовать учет реализованных товаров не представля­ется возможным, то организации розничной торговли используют метод, предложенный в п. 4.3.4 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Комитета Рос­сийской Федерации по торговле от 10 июля 1996 г. № 1 -794/32-5:

 

«Если в торговой организации применяется стоимостная схема учета товаров, то стоимость реализованных товаров по покупным ценам (Р) рассчитывается по формуле:

Р = ОН + П - ОК,

где Он — остаток товаров на начало периода; П — поступление товаров за отчетный период; Ок — остаток товаров на конец периода.

 

П - Поступление товаров за отчетный период определяют в сумме дебетового оборота счета 41 на основании приходных документов.

Он и Ок - Остаток товаров в стоимостном выражении рассчитывают:

1) на основе описи материально ответственных лиц об остатках
товаров в натуральных показателях;

2) бухгалтер проставляет в описи цены на каждое наименование товаров, исходя из применяемого в организации способа
оценки товаров».

3) Производит таксировку и подводит итог.

 

То есть на конец отчетного периода организация должна про­вести инвентаризацию товаров, и, соответственно, списание себе­стоимости проданных товаров отразится в учете только после под­ведения итогов инвентаризации. Заметим, что данный метод очень трудоемок и, конечно, дает неточные результаты, так как инвента­ризация не позволяет выявить товарные потери.

Покажем каждый из возможных методов списания на примерах.

Пример  Магазин «Стройматериалы» торгует в розницу строи­тельными материалами. Учетной политикой организации предусмотрено, что учет товаров ведется по покупным ценам. В мае магазин приобрел несколько партий обоев (количество обоев в рулоне — Юм), относящих­ся к одной товарной группе, в количестве:

 

Наименование показателя

Количество единиц

Цена за единицу, руб.

Сумма, руб.

Остаток на начало периода

30

45

1350

Поступило за отчетный период, всего

150

 

7920

в том числе:

 

 

 

1-я партия— 15 мая

100

52

5200

2-я партия — 20 мая

20

64

1280

3-я партия — 25 мая

30

48

1440

По данным инвентаризации, проведенной 30 мая, в магазине в нали­чии имеется 13 рулонов обоев из этой товарной группы, что свидетельст­вует о реализации 167 рулонов обоев. Порядок списания себестоимости товара на реализацию в бухгалтерском учете следующий.

Метод ФИФО

Определим стоимость реализованных обоев:

45 руб. х 30 рулонов + 52 руб. х 100 рулонов + 64 руб. х 20 руло­нов + 48 руб. х 17 рулонов = 8646 руб.

Остаток: 48 руб. х 13 рулонов = 624 руб.

Метод СВЦ

Определим среднюю стоимость обоев:

9270 рублей: 180 рулонов = 51,50 руб.

51,50 руб. х 167 рулонов = 8600,50 руб.

Остаток: 51,50 руб. х 13 рулонов = 669,50 руб.

 

Обратите внимание! Налоговое законодательство предусмат­ривает аналогичные методы списания покупной стоимости товаров в состав расходов при осуществлении торговых операций (ст. 268 НК РФ). Поэтому, чтобы не возникали расхождения между данными бухгалтерского и налогового учета, организации розничной торговли целесообразно закрепить в учетной политике для целей налогообло­жения метод списания, использующийся в бухгалтерском учете.

Валовой доход при учете товаров по продажным ценам

Организации розничной торговли, которые ведут учет товаров по продажным ценам, определяют финансовый результат совер­шенно другим способом. Так как в учете товар числится по цене, кото­рую платит за его приобретение покупатель, то фактически списание товара на счет 90 «Продажи» производится по продажной цене. То есть выручка, поступившая от покупателей, будет равняться сумме, списан­ной с кредита счета 41 «Товар», субсчет 2 «Товары в розничной торгов­ле» в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж».

 

Для определения финансового результата нужно списать не продажную стоимость товара, а разницу между розничной ценой и ценой приобретения, т. е. сторнировать сумму торговой наценки, отраженной по счету 42 «Торговая наценка». Эта разница, пред­ставляющая собой валовый доход, в рознице называется реализо­ванным наложением.

После сторнирования суммы торговой наценки, относящейся к реализованным товарам, на счете 90 «Продажи» образуется креди­товое сальдо, представляющее собой валовый доход от реализа­ции товаров.

В бухгалтерском учете организации, ведущей учет по продаж­ным ценам, операции по реализации товаров отражаются следую­щими проводками:

 

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет

Кредит

 

 

50

90

Отражена выручка от реализации товаров

90-2

41-2

Списана себестоимость товаров по продажным ценам

90-2

42

СТОРНО!

Отражена сумма торговой наценки, относящаяся к реализованным товарам

90-3

68

Начислена сумма НДС, подлежащего к уплате

90-2

44

Списаны расходы на продажу

90-9

99

Определен финансовый результат от продажи товаров

Информация о работе Учет реализации товаров в рознице