Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 23:52, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является закрепление и расширение теоретических знаний, разработка конкретных предложений по совершенствованию учета реализации товаров организации на базе нормативных документов, литературных источников.
Введение……………………………………………………………………………….4
Реализация товаров как объект бухгалтерского учета…………………………...6
1.1.Экономическая сущность понятий «розничная торговля», «розничный товарооборот», «интернет-торговля», «выручка от реализации»; задачи и принципы учета реализации товаров в розничной торговле……………………….6
1.2. Нормативно-правовые документы и методические аспекты учета
реализации товаров…………………………………………………………………...9
1.3.Обзор экономической литературы и основных проблем по теме исследования…………………………………………………………………………13
1.4. Организационно-экономические особенности деятельности
ОАО «ГУМ» и их влияние на положение учетной политики………………........17
2. Методика и организация учета реализации товаров в ОАО «ГУМ»…………..26
2.1. Особенности договорных отношений, связанные с реализацией
товаров, и порядок формирования розничных цен………………….…………….26
2.2. Документальное оформление реализации товаров и отчетность
Материально-ответственных лиц…………………...……………………………...31
2.3. Особенности проведения расчетов при реализации товаров в
розничной торговле………………………….……………….……………………...36
2.4. Синтетический и аналитический учет реализации товаров в
розничной торговле…………………………………………………….……………38
2.5. Раскрытие информации о реализации товаров в отчетности
и направления совершенствования бухгалтерского учета
реализации товаров в розничной торговле…………………………………...……43
Заключение…………………………………………………………………………...47
Список использованных источников……………………………………………….49
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита в торговле
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Бухгалтерский учет, анализ и аудит в торговле
на тему: Учет реализации товаров в розничной торговле (на примере ОАО «ГУМ»)
Студент
УЭФ, 3 курс, ДЭГ-2
Руководитель
канд. экон. наук,
доцент
МИНСК 2013
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 77 с., 15 таблиц, 35 источников, 16 прил.
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ, РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ, РЕАЛИЗАЦИЯ, ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ, ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ, РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА, ТОРГОВАЯ НАДБАВКА, СКИДКА, МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, РАСХОДЫ НА РЕАЛИЗАЦИЮ
Объект исследования — реализация товаров в ОАО «ГУМ»
Предмет исследования — бухгалтерский учет товаров и их реализации, в частности, первичные документы учета товаров, регистры бухгалтерского учета, применяемые в ОАО «ГУМ», бухгалтерская отчетность.
Цель работы: закрепление и расширение теоретических знаний, разработка конкретных предложений по совершенствованию учета реализации товаров организации на базе нормативных документов, литературных источников.
Методы исследования: экономический анализ, сравнительный и аналитический метод, экспресс-анализ.
Исследования и разработки: изучены перспективные направления развития учета реализации товаров в розничной торговле, разработаны конкретные предложения по его улучшению.
Элементы научной новизны: разработаны предложения по улучшению учета реализации товаров.
Область возможного практического применения: организации розничной торговли Республики Беларусь.
Технико-экономическая, социальная и экономическая значимость:
полнота, своевременность, достоверность отражения расчетов по товарным операциям является одним из оценочных показателей, определяющих качество работы организации. Грамотное построение и управление процессом учета товарных операций имеет большое значение в успешной работе организации.
Автор работы подтверждает,
что приведенный в курсовой работе материал
правильно и объективно отражает состояние
исследуемого процесса, а все заимствованные
из литературных и других источников теоретические,
методические положения и концепции сопровождаются
ссылками на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.1.Экономическая сущность понятий «розничная торговля», «розничный товарооборот», «интернет-торговля», «выручка от реализации»; задачи и принципы учета реализации товаров в розничной торговле……………………….6
1.2. Нормативно-правовые документы и методические аспекты учета
реализации товаров……………………………………………………………
1.3.Обзор экономической литературы
и основных проблем по теме исследования………………………………………………
1.4. Организационно-экономические особенности деятельности
ОАО «ГУМ» и их влияние на положение учетной политики………………........17
2. Методика и организация учета реализации товаров в ОАО «ГУМ»…………..26
2.1. Особенности договорных отношений, связанные с реализацией
товаров, и порядок формирования розничных цен………………….…………….26
2.2. Документальное оформление
реализации товаров и
Материально-ответственных лиц…………………...……………………………...31
2.3. Особенности проведения
расчетов при реализации
розничной торговле………………………….……………….…………
2.4. Синтетический и аналитический учет реализации товаров в
розничной торговле…………………………………………………….…
2.5. Раскрытие информации о реализации товаров в отчетности
и направления совершенствования бухгалтерского учета
реализации товаров в розничной торговле…………………………………...……43
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………….
Приложение А Товарный отчет…………………………………………………….53
Приложение Б Реестр свободных розничных цен…………………………..…......54
Приложение В Товарно-транспортная накладная……………………..…………..55
Приложение Г Акт о возврате наличных денежных средств покупателю………56
Приложение Д Приходный кассовый ордер……………………………………….57
Приложение Ж Z-отчет……………………………………………………...
Приложение И Расходный кассовый ордер………………………………………..59
Приложение К Препроводительная ведомость…..……………………….……….60
Приложение Л Лист кассовой книги……………………………………………….61
Приложение М Договор о полной индивидуальной материальной отв-ти…..….62
Приложение Н Подарочный сертификат…………...……………………………..
Приложение П Ведомость операций по счету 90………………………………….64
Приложение Р Бухгалтерский баланс……………………………………………....68
Приложение С Отчет о прибылях и убытках……………………………………....70
Приложение Т Отчет о движении денежных средств……………………………..72
Приложение У Ведомость операций по счету 44………………………………….74
ВВЕДЕНИЕ
Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. Основным показателем работы торговых предприятий является розничный товарооборот. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров. Здесь товары переходят в сферу личного потребления. Розничная торговля представляет собой реализацию товаров непосредственно населению для личного потребления.
Актуальность проблемы исследования определяется необходимостью совершенствования бухгалтерского учета продажи товаров в розничной торговле, наполнением его новым содержанием и разработок новых современных подходов и методов к ведению учета. Именно поэтому важнейшим условием успешного развития розничных торговых организаций является совершенствование бухгалтерского учета, в частности учета движения товаров, включая организацию сбора, обработки и анализа информации о поступлении, продаже и запасах товаров. Номенклатура товаров, различные методы учета, сложный расчет фактический себестоимости, организация учета расчетов с множеством поставщиков и покупателей, делает работу бухгалтера торгового предприятия крайне сложной и ответственной. Поэтому эффективная хозяйственная деятельность предприятий розничной торговли возможна только при условии правильной постановки бухгалтерского учета на всех этапах движения товаров, совершенствования существующих способов ведения первичного и текущего учета и к организации учета финансовых результатов, оценки финансового состояния и устойчивости организации.
Целью написания курсовой работы является закрепление и расширение теоретических знаний, разработка конкретных предложений по совершенствованию учета реализации товаров организации на базе нормативных документов, литературных источников.
Нельзя отождествлять учет выручки и товарооборота в торговых организациях. Между данными категориями есть тесная взаимосвязь, так как они связаны с учетом хозяйственной деятельности предприятия. Их сопоставление показывает, что категория «выручка» чаще шире, чем категория «товарооборот», но иногда может быть и наоборот (во-первых, выручка торговой организации включает выручку от реализации товаров, основных средств и прочих активов, а товарооборот связан только с реализацией товаров; во-вторых, отдельные виды продаж не включаются в товарооборот, но включаются в выручку, например продажа непродовольственных товаров оптовым покупателям из розничной торговой сети и т.д.). Поэтому при организации учета товарооборота и выручки от реализации товаров в организациях торговли следует учитывать несовпадение этих экономических категорий. В соответствии с Общей частью Налогового кодекса Республики Беларусь от 19.12.2002 № 166-З (в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 № 330-З) реализацией товаров (работ, услуг) признается отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу) на возмездной или безвозмездной основе, если иное не установлено настоящей статьей, вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг) или формы соответствующих сделок. Реализацией товаров (работ, услуг) признается также использование товаров (работ, услуг) для собственного потребления, если соответствующие затраты не относятся на издержки производства и обращения и иные операции в случаях, предусмотренных Особенной частью Налогового кодекса или Президентом Республики Беларусь.
Учет выручки от реализации следует вести по видам деятельности и объектам налогообложения.
Оценка, определение и степень выполнения показателей деятельности каждой организации по выручке от реализации продукции (товаров, работ, услуг) характеризует конкурентоспособность организации. Кроме того величина выручки от реализации продукции является важнейшим источником формирования затрат на производство. От нее зависит величина поступлений в бюджет и внебюджетные фонды, величина чистой прибыли. Именно через выручку осуществляется кругооборот средств организации, определяющих его финансовое состояние.
Перед бухгалтерским учетом реализации товаров в розничной торговле стоят следующие задачи:
— правильное документальное оформление движения товаров и тары;
— соблюдение действующего порядка формирования цен и применения розничных (торговых) надбавок (наценок и скидок) на товары;
— обеспечение достоверности учета товаров, тары, товарооборота и выручки от реализации товаров;
— обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей;
— своевременный и правильный расчет финансового результата от реализации товаров.
Розничный товарооборот торговли через все каналы реализации в январе-сентябре 2013 г. составил 183,4 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 18,9% больше января-сентября 2012 г.
В текущем периоде населению продано пищевых продуктов, напитков и табачных изделий на 92,7 трлн. рублей, непродовольственных товаров — на 90,7 трлн. рублей, что составляет соответственно 112,1% и 126% к уровню соответствующего периода прошлого года.
В расчете на душу населения розничный товарооборот торговли через все каналы реализации составил 19,4 млн. руб. В январе-сентябре 2012 г. этот показатель составлял 15 млн. руб.
Таким образом, можно сказать, что в 2013 году наблюдается тенденция к росту товарооборота, что говорит об эффективном использовании всех видов ресурсов [35].
1 Реализация товаров как объект бухгалтерского учета
Реализацией товаров занимаются 3 торговых звена: оптовые, розничные и предприятия общественного питания.
Торговля представляет собой предпринимательскую деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по реализации произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с реализацией товаров [6, с.27].
Статьей 8 Закона Республики Беларусь от 28.07.2003 г. №231-З «О торговле» установлено, что розничная торговля — вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью [18].
Розничная торговля осуществляется, если иное не предусмотрено формой торговли, через торговые объекты (магазин, павильон, киоск, палатку, лоток, торговый автомат, автолавку и иные торговые объекты) на основании заключаемых договоров розничной купли-продажи.
Основными показателями, характеризующими работу организаций розничной торговли, являются розничный товарооборот и прибыль. В бухгалтерском учете и отчетности также отражают и контролируют и такие, связанные с ними показатели, как выручка от реализации товаров, валовой доход и рентабельность.
Розничный товарооборот — это количественный показатель, характеризующий объем продаж и выражающий экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы. Розничный товарооборот представляет собой продажу продовольственных и непродовольственных товаров населению через специально организованную торговую сеть, рынки, а также непосредственно в организациях. В розничный товарооборот включается продажа товаров населению через все каналы их реализации независимо от того, является ли для хозяйствующих субъектов торговая деятельность основной или нет.
Выручка — это денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученные или подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции, работ и услуг по ценам и тарифам, сформированным в соответствии с договором.
В соответствии с действующим законодательством с 2013 года определение выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг, других доходов ведется по принципу начисления. Принцип начисления предполагает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они фактически совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним. Такой подход основан на международных стандартах финансовой отчетности (МСФО).
Выручка от реализации товаров с 2013 г. признается в учете в момент отпуска (отгрузки) товаров. Выручка является доходом от реализации товаров.
Основные принципы учета товаров в розничной торговле:
Информация о работе Учет реализации товаров в розничной торговле (на примере ОАО «ГУМ»)