Учёт материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 10:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальное значение для производства имеет организация системы обеспечения предприятия материальными ценностями, наличие складского хозяйства, оснащение мест хранения материалов современной техникой, средствами регистрации и передачи информации. Для точного учета МПЗ на предприятии надо выделить список личной ответственности за приемку/выдачу материальных ценностей, оформление операций и хранение материалов. С такими лицами необходимо заключать письменные договоры о материальной ответственности.
Цель данной работы рассмотреть вопросы организации учета материально-производственных запасов.

Содержание

Введение 4
1. Материалы, их классификация и оценка 6
2. Методы учёта заготовления материалов 15
3. Учёт неотфактурованных поставок и материалов в пути 19
4. Учёт расчётов с бюджетом по налогу на добавленную
стоимость (НДС) по материалам 22
5. Учёт отпуска материалов 25
6. Аналитический учёт материалов на складах и в бухгалтерии 29
7. Инвентаризация материально-производственных запасов,
учёт её результатов 35
Практическая часть 39
Заключение 97
Список использованной литературы 99

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по бух.учету.docx

— 140.64 Кб (Скачать файл)

На отдельном субсчёте счёта 10 «Материалы» учитываются  материалы, переданные в переработку  на сторону. Стоимость таких материалов позже включается в себестоимость  изделий, получаемых от переработки.

Строительные материалы  используются предприятиями-застройщиками  непосредственно в процессе производства строительных и монтажных работ.

На производственных предприятиях также на отдельных субсчетах  учитываются инвентарь и хозяйственные  принадлежности, а также специальная  оснастка и специальная одежда, т.е. средства труда, которые включаются в состав средств в обороте.

На производственных предприятиях, кроме того, могут учитываться  не принадлежащие им материалы. Учёт таких материалов ведётся на забалансовых счетах: 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»; 003 «Материалы, принятые в переработку».

Приведённые группировки  ещё недостаточны для всестороннего  контроля за состоянием и движением  материалов. Их учёт и контроль должны вестись не только по группам, подгруппам, но и по каждому наименованию, виду, размеру, сорту и т.д. Поэтому общая  классификация материалов детализируется в номенклатуре-ценнике.

Номенклатура-ценник – это  систематизированный перечень материалов, применяемых на предприятии. Обычно в нём указываются номенклатурный номер материала, наименование, сорт, размер и другие признаки, а также  единица измерения и учётная  цена. Номенклатура-ценник используется в качестве справочника почти  всеми отдельными предприятиями (отделом  материально-технического снабжения).

Аналитический учёт материалов организуется в точном соответствии с построением номенклатурного  справочника, а закреплённый номенклатурный номер в обязательном порядке проставляется на всех документах, связанных с оформлением поступления и отпуска соответствующих материалов.

Важное значение в организации  учёта материалов имеет их оценка. В соответствии с Законом о  бухгалтерском учёте материалы  в учёте и отчётности должны отражаться по фактической себестоимости их приобретения или заготовления.

Фактическая себестоимость  материалов складывается из покупной стоимости и транспортно –  заготовительных расходов, которые  включают: расходы на транспортировку, хранение и доставку материалов на склад предприятия:; расходы на информационные и консультационные услуги, связанные  с приобретением материалов; таможенные пошлины; вознаграждения посредническим организациям; и другие аналогичные  расходы.

Фактическую себестоимость  материалов не включаются суммы налога на добавленную стоимость (НДС), уплаченные поставщикам, транспортным и другим организациям.

Организация текущего учета  материалов по фактической себестоимости  требует значительных затрат труда  и времени. При большой номенклатуре используемых материалов их фактическую  себестоимость можно рассчитать только по окончании месяца, когда  бухгалтерия будет иметь все  необходимые сведения (счета, платежные  документы) о поступивших и оприходованных материалах. Движение же материалов на предприятии происходит ежедневно, и оно должно отражаться в учете  своевременно. Это вызывает необходимость  использовать в текущем учете  материалов условные, так называемые учетные цены. В качестве таких  цен могут быть использованы плановая себестоимость приобретения (заготовление) средние покупные цены, нормативная  себестоимость.

Применение учетных цен  в практической деятельности значительно  упрощает и облегчает учетную  работу. Оперативные и учетные  работники привыкают к ним, что ограничивает возможность ошибок. Кроме того, полное соответствие между количеством и суммой усиливает контрольные функции учета, так как делением суммы на цену можно проверить количество материалов, а умножением количества на цену-сумму. Такие приемы используются в процессе проверки итоговых сумм движения материалов за отчетный период.

При использовании в текущем  учете установленных учетных  цен ежемесячно рассчитываются суммы  и проценты отклонений фактической  себестоимости материалов от их стоимости  по таким ценам. При соединении отклонений (плюс или минус) к стоимости материалов по учетным ценам дает их фактическую  себестоимость.

Использование учетных цен  в практике работы предприятий предусмотрено  планом счетов бухгалтерского учета  и инструкцией по его применению, в соответствии с которыми синтетический  учет материалов по учетным ценам  разрешается осуществлять на счете 10 «Материалов». В этом случае отклонение фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам  заносится на отдельный синтетический  счет 16 «Отклонение в стоимости  материальных ценностей».

При незначительной номенклатуре и возможности организации аналитического учета материалов партиями производственные предприятия в качестве учетных  цен могут использовать цены фактической  себестоимости их приобретения (заготовление). В этом случае цена единицы материала  определяется путем деления общей  фактической себестоимости приобретения (заготовления) материалов на их количество. По этим ценам и производится отпуск материалов в производство.

Фактическую себестоимость  списываемых на производство материалов, согласно действующим нормативным  документам, производственные предприятия  могут определить одним из трёх рекомендованных  методов оценки запасов:

I. По себестоимости каждой единицы;

II. По средней себестоимости;

III. По себестоимости первых по времени закупок – ФИФО.

Выбранный метод оценки материалов должен быть зафиксирован в учётной  политике организации.

Метод оценки материалов по себестоимости каждой единицы основан  на индивидуальной оценке материальных запасов, представляющей собой расходы  на приобретение конкретного объекта. Прежде всего это относится к  материалам, используемым предприятием в особом порядке (драгоценным металлам, драгоценным камням, взрывчатым веществам) и материалам, которые не могут  заменять друг друга.

Метод оценки материалов по средней себестоимости традиционен  для отечественной учётной практики. В течение отчётного месяца материальные ресурсы, независимо от того, по каким  ценам они приобретались, учитываются  и списываются на производство, как  правило, по твёрдым учётным ценам. В конце месяца сюда же списывается  соответствующая  доля отклонений фактической  себестоимости материальных ресурсов от стоимости их по учётным ценам.

При оценке материалов по методу ФИФО применяют правило: первым пришел, первым ушёл. Это означает, что независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала материалы  списывают по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии и т.д. в порядке  очерёдности, пока не будет получено общее количество израсходованных  материалов за месяц.

Применение указанных  методов оценки ориентирует производственные предприятия на организацию аналитического учёта материалов не только по их видам, но и по отдельным партиям.

Анализ использования  приведённых методов оценки материалов позволяет сделать следующие  выводы.

Метод ФИФО предполагает, что  материалы должны списываться по себестоимости соответствующих  партий в хронологическом порядке  их поступления. В условиях инфляции он обуславливает занижение стоимости отпущенных в производство ресурсов, завышение их остатка в балансе, а следовательно – завышение финансового результата от основной деятельности и улучшение показателей ликвидности. Данный метод целесообразно использовать организациям, планирующим осуществление капитальных вложений за счёт собственных средств и пользующимся при этом соответствующими льготами по налогу на прибыль.

Метод средней себестоимости  даёт возможность оценивать отпускаемые  ресурсы по среднепокупной стоимости. Он является умеренным, с точки зрения влияния на налогооблагаемую базу и  ликвидность.

В учётной теории и практике наряду с вышеперечисленными применяются  также другие методы оценки материальных запасов: ЛИФО, ХИФО, ЛОФО, НИФО и другие.

При оценке материалов по методу ЛИФО применяют другое правило: последним  пришёл, первым ушёл. При этом методе на производство вначале списываются  материалы по цене (себестоимости) последней  закупленной партии, затем по цене предыдущей партии и т.д., до получения  общего количества израсходованных  материалов.

Метод ЛИФО предполагает первоочерёдное списание материалов по себестоимости  последних партий. Благодаря ему  обеспечивается завышение стоимости  отпущенных ценностей, занижение их остатка на конец месяца, а значит – снижение прибыли и ухудшение  ликвидности. Его используют те организации, которые преследуют цель минимизировать налогооблагаемую базу по отдельным  видам налогов.

По методу ХИФО списание материалов происходит по принципу: вошедший по наивысшей стоимости выходит  первым. Материальные ресурсы, числящиеся в запасе на складе на конец месяца, оцениваются по фактической себестоимости  закупок с наименьшей стоимостью, а в себестоимости реализованной продукции учитывается стоимость закупок с наивысшей стоимостью.

Метод ХИФО предназначен в  основном для предприятий, которые  имеют высокую прибыль и стремятся  уменьшить сумму налогов, чтобы  тем самым оптимизировать своё финансовое состояние в результате снижения базы налогообложения.

Метод ХИФО перекликается  с методом ЛИФО, так как применяемые  цены в основном имеют тенденцию  не к снижению, а к повышению.

По методу ЛОФО списание материалов на производство происходит по принципу: вошедший по наименьшей стоимости  выходит первым. Этот метод в основном перекликается с методом ФИФО.

Метод ЛОФО целесообразно  применять для отражения в  учёте большей суммы прибыли, что способствует привлечению потенциальных  инвесторов.

По методу НИФО применяют  правило: следующим пришёл, первым ушёл. Это означает, что списание материалов на производство происходит в порядке  очерёдности, начиная с цены второй закупленной партии. Остатки сырья  и материалов на складах на конец  месяца оцениваются по цене первой закупленной партии.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Методы учёта заготовления материалов

 

С 1 января 2002г. Вступило в  силу Положение по бухгалтерскому учёту  «Учёт материально – производственных запасов» (ПБУ 5/01), утверждённое приказом Минфина России от 9 июня 2001г. № 44н.

В соответствии с ПБУ 5/01материалы  принимаются к бухгалтерскому учёту  по фактической себестоимости. Этот документ конкретизирует перечень расходов предприятия, которые должны быть учтены в формировании фактической себестоимости  материалов.

Формирование фактической  себестоимости материалов может  осуществляться следующими способами:

1) Фактическая себестоимость  материалов формируется непосредственно  на счёте 10 «Материалы»

2) Фактическая себестоимость  материалов формируется с использованием  дополнительных счетов: 15 «Заготовление  и приобретение материалов» и  16 «Отклонение в стоимости материалов».

Формирование фактической  себестоимости материалов на счёте 10 – при этом способе все данные о фактических расходах, понесённых при заготовлении материалов, собираются по дебету счёта 10. При этом в учёте  делаются проводки:

Дебет 10 Кредит 60 – отражена покупная стоимость материалов на основании  накладной и счёта-фактуры поставщика;

Дебет 10 Кредит 76 – отражены транспортные расходы по приобретению материалов (на основании счёта-фактуры  транспортной организации);

Дебет 10 Кредит 76 – отражены расходы по оплате услуг посреднической организации по приобретению материалов (на основании счёта-фактуры посредника);

Дебет 19 Кредит 60 (76) – учтён  НДС по оприходованным материалам (транспортным расхода, вознаграждению посреднической организации);

Дебет 10 Кредит 66 – начислены  проценты за банковский кредит, использованный за покупку материалов.

Аналитический учёт по счёту 10 организуется по отдельным наименованиям  материалов и местам их нахождения.

Данный способ формирования фактической себестоимости заготовления материалов целесообразно использовать лишь предприятиям, у которых:

 − небольшая номенклатура  используемых материалов;

− небольшое количество поставок материалов за период;

− все данные для формирования фактической себестоимости материалов, как правило, поступают в бухгалтерию  одновременно.

Формирование фактической  себестоимости материалов с применением  счетов 15 и 16 – суть этого способа  состоит в том , что информация о фактической себестоимости  материалов выявляется путём суммирования данных, отражённых по дебету счёта 10 «Материалы»  и дебету счёта 16 «Отклонение в  стоимости материалов». При этом по дебету счёта 10 материалы учитываются  по учётным ценам, а на счёте 16 показывается разница между учётной ценой  и фактической себестоимостью заготовления материалов. В качестве вспомогательного счёта используется счёт 15 «Заготовление  и приобретение материалов».

Информация о работе Учёт материально-производственных запасов