Учёт наличия и движения основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 11:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность понятия учёта наличия и движения основных средств, их обобщённую характеристику. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить экономическую сущность и задачи учета основных средств;
Дать классификацию и определить порядок оценки основных средств;
Проанализировать нормативное регулирование учета основных средств;
Изучить документальное оформление наличия и движения основных средств;
Рассмотреть синтетический и аналитический учет поступления и выбытия основных средств, учет их амортизации, учет затрат на ремонт, учет аренды и инвентаризацию основных;
Дать рекомендации по внедрению автоматизация учета основных средств на рассматриваемом предприятии;
Дать рекомендации по совершенствование учетной политики в части основных средств на рассматриваемом предприятии.

Содержание

Введение.
Сущность и значение учета основных средств в системе бухгалтерского учета
Экономическая сущность и задачи учета основных средств
Классификация и порядок оценки основных средств
Нормативное регулирование учета основных средств
Организация учета основных средств на предприятии
Документальное оформление наличия и движения основных средств
Синтетический и аналитический учет поступления и выбытия основных средств
Учет амортизации основных средств
Учет затрат на ремонт основных средств
Учет аренды основных средств
Инвентаризация основных средств и отражение ее результатов в учете

Вложенные файлы: 1 файл

конечный вариант.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

Если производится переоценка отдельного объекта основных средств, то переоценке подлежит и весь класс основных средств, к которому относится данный актив.

Для определения уменьшения стоимости объекта основных средств  организация применяет Стандарт бухгалтерского учета № 36 «Обесценение активов». Этот стандарт устанавливает:

а) порядок пересмотра организацией балансовой стоимости активов;

б) порядок определения возмещаемой суммы актива;

в) порядок признания или компенсации убытков от обесценения. [12]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Нормативное регулирование учета основных средств

 

Законодательство  ПМР устанавливает единые правовые и методические основы организации  и ведение бухгалтерского учета.

Основными целями законодательства о бухгалтерском учете является:

  • обеспечить единообразное ведение учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
  • составить и предоставить сопоставимую и достоверную информацию об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Основными нормативными актами по учету основных средств в ПМР являются:

    1. Гражданский Кодекс Приднестровской Молдавской Республики от 19 июля    2002 г.
    2. Закон о бухгалтерском учете и финансовой отчетности (в текущей редакции).
    3. Закон ПМР «Об аренде» от 12.09.1995г.
    4. Закон ПМР «О внесении изменений и дополнений в закон ПМР «Об аренде» от 29.11.1999г.
    5. Закон «О финансовой аренде (Финансовом лизинге)», утвержденный Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики от 24.12.2004г.
    6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций от 29 июня 2009 года № 169.
    7. Стандарт бухгалтерского учета № 16 «Учет основных средств» от 2 июля 2009 года № 175.
    8. Стандарт бухгалтерского учета № 5 «Выбытие внеоборотных активов, удерживаемых для продажи и прекращенная деятельность».
    9. Стандарт бухгалтерского учета № 17 «Аренда». 
    10. Стандарт бухгалтерского учета № 12 «Затраты по займам» от 26 июня      2009 года.
    11. Стандарт бухгалтерского учета № 36 «Обесценение активов».
    12. Стандарт бухгалтерского учета № 40 «Инвестиционная собственность».
    13. Методические рекомендации по определению размеров арендной платы от 27.12.2000г.
    14. Инструкция по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации, утвержденной Приказом Министерства финансов Приднестровской Молдавской Республики от 16 июня 2006 года N 383 (САЗ 06-28) (в текущей редакции).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организация учета основных средств на предприятии

 

    1. Документальное оформление наличия и движения основных средств

 

Все хозяйственные  операции, производимые организацией, согласно закону ПМР «О бухгалтерском  учете и финансовой отчетности»  должны оформляться оправдательными  документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные  документы принимаются к учету, если они составлены по утвержденным унифицированным формам, относящимся  к первичной учетной документации.

При поступлении на предприятие  ОС составляется акт приема-передачи ОС (Ф №ОС-1). (приложение 2 ) К этому акту прилагаются все документы, характеризующие техническое состояние объекта (техпаспорт, гарантийный талон). В акте отражается запись двух сторон - того, кто принимает и того кто сдает. Так же в этом акте отражается запись относительно стоимости объекта.

При приемке оборудования может составляться акт о приемке оборудовании (Ф №ОС-14) (приложение 3 ), а при передаче его в монтаж составляется акт приемки-передачи оборудования в монтаж. (Ф №ОС-15) (приложение 4 ).

Для упрощения учета  каждому инвентарному объекту присваивается  инвентарный номер, который учитывается  во всех документах на весь период действия ОС.

Бухгалтерия на каждый объект ОС заводит инвентарную карточку учета ОС (Ф №ОС-6) (приложение 5 ), или инвентарную книгу учета ОС (Ф МОС-ба). Эти карточки или книги являются регистрами аналитического учета. Они регистрируются в специальные картотеки, где их группируют по отраслевому признаку, а внутри этой группировки производится классификация по местам их эксплуатации и нахождения, а так же по видам. В картотеке действующие объекты учитываются отдельно от недействующих.

Выбытие ОС оформляется следующими первичными документами:

- При реализации или безвозмездной передаче ОС - составляется акт приема- передачи ОС (Ф №ОС-1).

- При ликвидации ОС составляется акт на списание ОС (Ф № ОС-4) (приложение 6 )или акт на списание автотранспортных средств (Ф № ОС-4а) (приложение 7 )с приложением акта об аварии, причинах, вызвавших аварию. В акте о списании указывается первоначальная стоимость объекта, сумма износа, технические характеристики объекта, сумма расходов и доходов, полученных в результате ликвидации ОС и определяется финансовый результат от ликвидации (или ликвидационная стоимость).При перемещении ОС внутри предприятия составляется акт приема-передачи ОС (Ф № ОС-1), либо накладная на внутреннее перемещение ОС (приложение 8 ).

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Синтетический и аналитический учет поступления и выбытия основных средств

 

Синтетический учет основных средств организуется по средствам использования системы счетов:

Счет 121 «Незавершенные материальные активы» предназначен для обобщения у застройщика информации о затратах по созданию основных средств в течение длительного процесса: приобретение, монтаж и установка оборудования, требующего монтажа, оборудования и других объектов, не требующих монтажа до ввода в эксплуатацию, строительство новых объектов, реконструкция и расширение организации, модернизация действующих основных средств, а также строительство временных титульных приспособлений.

Счет активный, по дебету отражается сумма затрат монтажных  и строительных работ по созданию основных средств, включая стоимость  оборудования, требующего монтажа, оборудования и других объектов, не требующих  монтажа до сдачи в эксплуатацию, по кредиту - первоначальная стоимость принятых в эксплуатацию основных средств, последующие капитальные вложения, относящиеся на увеличение стоимости соответствующих объектов, а также затраты по возведению временных титульных сооружений и приспособлений. Сальдо этого счета дебетовое и представляет собой накопленные затраты по созданию незавершенных материальных активов нарастающим итогом на конец отчетного периода, стоимость оборудования, требующего монтажа, а также оборудования и других объектов, не требующих монтажа до ввода в эксплуатацию.

Счет 123 «Основные средства» предназначен для обобщения информации о наличии и движении объектов основных средств, принадлежащих на правах собственности, долгосрочно арендуемых или приобретаемых по лизингу.

Счет активный, по дебету отражают первоначальную стоимость сданных в эксплуатацию приобретенных или построенных объектов основных средств, скорректированную стоимость основных средств в результате последующих капитальных вложений и переоцененную стоимость после переоценки, по кредиту стоимость основных средств переведенных в группу активов на продажу, списание начисленной в течение фактического срока функционирования суммы износа объектов и стоимость полученных годных материальных ценностей. Сальдо по этому счету дебетовое и представляет стоимость основных средств на конец отчетного периода. 

При этом будут составляться следующие корреспонденции счетов:

Поступление основных средств

Строительство подрядным способом:

Дт 121 «Незавершенные материальные активы» Кт 521 «Краткосрочный обязательства по торговым счетам», 538 «Прочие краткосрочные обязательства» - предъявлен счет подрядной организацией за строительство объекта;

ДТ 121 «Незавершенные материальные активы» Кт 411 «Долгосрочные кредиты  банков», 413 «Долгосрочные займы» - отнесение процентов за кредиты и займы (при их капитализации) на затраты по созданию долгосрочных материальных активов;

Дт 123 «Основные средства»  Кт 121 «Незавершенные материальные активы» - отражается первоначальная стоимость  введенного в эксплуатацию объекта ОС;

Дт 521 «Краткосрочные обязательства  по торговым счетам» Кт 242 «Текущие счета в национальной валюте», 243 «Текущие счета в иностранной  валюте» - расчет с подрядчиками.

Строительство хозяйственным способом:

Дт 121 «Незавершенные материальные активы» Кт 211 «Материалы» - расход материалов по балансовой стоимости;

Дт 121 «Незавершенные материальные активы» Кт 531 «Обязательства персоналу  по оплате труда», 533 «Обязательства по единому социальному налогу» - начисление заработной платы рабочим и отчислений на обязательное социальное страхование;

Дт 121 «Незавершенные материальные активы» Кт 812 «Вспомогательная деятельность», 521 «Краткосрочные обязательства по торговым счетам» - собственных услуг  и услуг сторонних организаций;

Дт 121 «Незавершенные материальные активы» Кт 813 «Косвенные производственные затраты» - списание сумм косвенных затрат;

Дт 121 «Незавершенные материальные активы» Кт 812 «Вспомогательная деятельность» - списываются затраты по строительству на капвложения, т.е. на вложения во внеоборотные активы;

Дт 123 «Основные средства»  Кт 121 «Незавершенные материальные активы» - отражается первоначальная стоимость введенного объекта.

Покупка ОС (приобретение за плату):

Дт 121 «Незавершенные материальные активы» , 123 «Основные средства» Кт 521 «Краткосрочные обязательства по торговым счетам». 538 «Прочие краткосрочные обязательства» - поступили ОС от поставщиков;

Дт 521 «Краткосрочные обязательства  по торговым счетам», 538 «Резервы предстоящих  расходов и платежей» Кт 241 «Касса», 242 «Текущие счета в национальной валюте» - расчет с поставщиками;

Дт 123 «Основные средства»  Кт 121 «Незавершенные материальные активы» - отражается первоначальная стоимость  введенного объекта.

Приобретение оборудования, требующего монтажа

Дт 121 «Незавершенные материальные активы» Кт 521 «Краткосрочные обязательства по торговым счетам», 522 «Краткосрочные обязательства связным сторонам», 425 «Прочие долгосрочные начисленные обязательства» - принят к оплате (акцептован) счет поставщика за приобретенное оборудование, требующее монтажа, (от юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей по покупной стоимости);

Дт 121 «Незавершенные материальные активы» Кт 531 «Обязательства персоналу  по оплате труда», 533 «Обязательства по единому социальному налогу» - начислена заработная плата с отчислениями ЕСН рабочим за погрузку, разгрузку оборудования;

Дт 121 «Незавершенные материальные активы» Кт 227 «Краткосрочная дебиторская  задолженность персонала» - оплачена подотчетным лицом приобретение, либо перевозка оборудования при предварительном получении ими аванса;

Дт 121 «Незавершенные материальные активы» Кт 532 «Обязательства персоналу  по прочим обязательствам» - оплачена подотчетным лицом приобретение, либо перевозка оборудования без  предварительного получения аванса;

Дт 121/1 «Незавершенное строительство» Кт 121 /2 «Оборудование к установке» - оборудование передано в монтаж;

Дт 121 /2 «Оборудование  к установке» Кт 531 «Обязательства персоналу  по оплате труда», 533 «Обязательства по единому социальному налогу», 211 «Материалы», 812 «Вспомогательная деятельность» - отражаются затраты по монтажу ОС;

Дт 123 «Основные средства»  Кт 121 «Незавершенные материальные активы» - оприходовано, сданное в эксплуатацию оборудование по первоначальной стоимости.

 Приобретение оборудования, не требующего монтажа.

Дт 123 «Основные средства»  Кт 242 «Текущие счета в национальной валюте», 243 «Текущие счета в иностранной  валюте», 244 « Специальные счета  в банках» - отражение расходов по приобретению оборудования и других объектов, не требующих монтажа, при совпадении момента сдачи их в эксплуатацию с моментом их приобретения при непосредственной оплате счетов;

Дт 121 «Незавершенные материальные активы»  Кт 133 «Изменение стоимости долгосрочных инвестиций», 221 «Краткосрочная дебиторская  задолженность по торговым счетам», 223 «Краткосрочная дебиторская задолженность связных сторон», 229 «Прочая краткосрочная дебиторская задолженность» - в порядке обмена - по рыночной или балансовой стоимости;

Дт 123 «Основные средства» Кт 521 «Краткосрочные обязательства по торговым счетам», 538 «Прочие краткосрочные обязательства» - отражение расходов по приобретению оборудования и других объектов, не требующих монтажа, при совпадении момента сдачи их в эксплуатацию с моментом их приобретения при предварительном начислении задолженности;

Дт 123 «Основные средства»  Кт 242 «Текущие счета в национальной валюте», 538 «Прочие краткосрочные  обязательства» - отражена сумма таможенных пошлин, сборов, расходов по страхованию грузов в пути;

Дт 123 «Основные средства» Кт 531 «Обязательства персоналу по оплате труда», 533 «Обязательства по единому социальному налогу», - начислена з/п с отчислениями ЕСН рабочим за погрузку, разгрузку оборудования;

Дт 123 «Основные средства» Кт 227 «Краткосрочная дебиторская задолженность персонала» - оплачена подотчетным лицом приобретение, либо перевозка оборудования, при предварительном получении ими аванса;

Дт 123 «Основные средства» Кт 532 «Обязательства персоналу по прочим операциям» - оплачена подотчетным  лицом приобретение, либо перевозка оборудования без предварительного получения аванса;

Информация о работе Учёт наличия и движения основных средств