Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 14:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение учета расчетов с поставщиками и покупателями.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить сущность учета расчетов с поставщиками и покупателями;
- рассмотреть виды расчётов с поставщиками и покупателями
-
В настоящее время ни одна организация, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, не может функционировать без ведения бухгалтерского учета, поскольку только данные бухгалтерского учета обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии организации. Синтетическая и аналитическая информация о состоянии материальных, трудовых и денежных ресурсов, о результативности инвестиционной и кредитной политики, о затратах и эффективности производства позволяет управлять хозяйственной деятельностью и контролировать выполнение планов прибыли, разрабатывать перспективные планы развития производства.
Немаловажным звеном бухгалтерского учета является учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, расчет с покупателями и заказчиками.
В процессе хозяйственной деятельности организации постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги; с покупателями - за купленные ими товары, готовую продукцию; с кредитными учреждениями по ссудам, кредитам и другим финансовым операциям, с бюджетом и налоговыми органами - по различного рода платежам; с другими органами и лицами - по разным хозяйственным операциям.
Актуальность темы работы заключается в том, что дебиторская и кредиторская задолженность являются естественными составляющими бухгалтерского баланса предприятия. Они возникают в результате несовпадения даты появления обязательств с датой платежей по ним. На финансовое состояние предприятия оказывают влияние как размеры балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности, так и период оборачиваемости каждой из них.
В условиях рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово - хозяйственной деятельности неизбежна и должна находиться и контролироваться в рамках допустимых значений.
Сомнительная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях покупателями, заказчиками, поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.
Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами и кредиторами. Увеличение или снижение дебиторской и кредиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами.
Целью курсовой работы является изучение учета расчетов с поставщиками и покупателями.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить сущность учета расчетов с поставщиками и покупателями;
- рассмотреть виды расчётов с поставщиками и покупателями;
- исследовать учёт с поставщиками и покупателями;
- рассмотреть учёт расчётов по договору мены.
Предметом исследования являются расчеты с поставщиками и покупателями.
При написании курсовой работы были использованы учебные пособия по бухгалтерскому финансовому учету таких авторов как Каморджанова Н.А., Карташова И.В., Сотникова Л.В., а также статьи в профессиональной периодической печати по бухгалтерскому учету.
1.Теоретические основы учёта расчётов с поставщиками и покупателями
1.1.Сущность, роль расчётов в хозяйственной деятельности организации, задачи и значение учёта
В ходе осуществления хозяйственной деятельности любой предприниматель приобретает сырье, материалы, нуждается в выполнении разных видов работ. В силу существующих правил бухгалтерского учета
возникают взаимоотношения с покупателями, заказчиками, поставщиками и подрядчиками.
Рис. 1. Структура расчетов на счетах 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
Поставщик - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, с которым организация заключает договоры для приобретения у них различных товарно-материальных ценностей (сырье, материалы, топливо, внеоборотные активы и т.д.) 1
Подрядчики - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, с которым организация заключает договоры на выполнение определенного объема работ или оказания услуг (строительно-монтажные работы, транспортные услуги и т.д.)
Заказчики - юридическое или физическое лицо, обратившееся с заказом к другому лицу - изготовителю, продавцу, поставщику товаров и услуг. В качестве заказчика могут выступать правительство, государственные органы, учреждения, организации, предприятия, граждане.
Покупатели - это физические и юридические лица, приобретающие произведенную продукцию, товары, прочие ценности, потребляющие оказываемые им услуги и выполненные работы.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками является важным элементом в системе бухгалтерского учета.
Основными задачами этого учета является:
- формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками;
- контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности;
- своевременная сверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности;
- контроль за выполнением плана поступления товаров в целом, а также по источникам поступления;
- контроль выполнения договорных обязательств поставщиками по количеству (объему), ассортименту, качеству, срокам поставок товаров;
- контроль за правильным определением количества, качества, цен, стоимости товаров, поступивших на предприятие своевременное и качественное оформления документов на поступившие товары.
- контроль за своевременным и полным оприходованием поступивших товаров материально-ответственными лицами, что является важным условием обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей;
- контроль за осуществлением своевременных и правильных расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками за поступившие и оприходованные товары.
1.2.Виды расчётов с поставщиками и покупателями
Большинство расчётов между предприятиями, с бюджетом и внебюджетными фондами производится в виде безналичных платежей.
Безналичные расчёты осуществляются посредством безналичных перечислений по расчётным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачётов взаимных требований через расчётные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги.
Для хранения денежных средств и операций по расчётам предприятия, имеющие самостоятельный баланс и собственные оборотные средства, открывают в учреждениях банков расчётные счета.
Для открытия расчётного счёта организация должна в учреждение выбранного им банка представить следующие документы:
- заявление на открытие счёта установленного образца;
- нотариально заверенные копии устава предприятия, учредительного договора и регистрационного свидетельства;
- справку налогового органа о регистрации предприятия в качестве налогоплательщика;
- копии документов о регистрации в качестве плательщиков в Пенсионный фонд РФ и в Фонд обязательного медицинского страхования;
- копию письма о присвоении статистических кодов;
- карточку с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера и оттиском печати предприятия по установленной форме, заверенную нотариально.
Движение средств на расчётном счёте оформляются платёжными документами.
Денежный чек - письменное распоряжение владельца счёта банку о выплате указанной суммы денег лицу, на имя которого он выписан. Денежный чек должен содержать наименование предприятия-чекодателя, номер его расчётного счёта, сумму к выдаче, паспортные данные получателя, подписи руководителя и главного бухгалтера, оттиск печати.
По чеку предприятия получают деньги на выплату заработной платы, хозяйственные и другие расходы.
Объявление на взнос денег наличными - письменное распоряжение владельца счёта банку зачислить на расчётный счёт деньги, сдаваемые из кассы. В нём проставляются номер расчётного счёта, сумма взноса и дата.
После сдачи денег в кассу банка, кассир предприятия получает квитанцию, подтверждающую данную операцию.
Платёжное поручение - письменное распоряжение владельца счёта банку на перечисление средств с его счёта на счет получателя.
Безналичные расчёты предприятия осуществляют по товарным и не товарным операциям. К товарным операциям относят куплю - продажу сырья, материалов, реализацию выполненных строительно-монтажных работ. Их учитывают на счетах 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчёты с покупателями и заказчиками".
К нетоварным операциям относят расчёты с коммунальными учреждениями, научно - исследовательскими организациями и т.д. Их учитывают на счёте 76 "Расчёты с разными дебиторами и кредиторами".
В зависимости от местонахождения поставщика и покупателя безналичные расчёты разделяют на иногородние и одногородние. Иногородними называют расчёты между предприятиями, обслуживаемые отделениями банка, находящимися в разных населённых пунктах. Их основными формами расчётов являются расчёты платёжными поручениями - требованиями, аккредитивами, с особых счетов, денежные переводы. Одногородними называют расчёты между организациями, обслуживаемыми одним или двумя учреждениями банка, находящимися в одном населённом пункте. Их формами расчётов являются расчёты в порядке плановых платежей, платёжными поручениями - требованиями, платёжными поручениями и расчётными чеками.
При расчётах платёжными поручениями - требованиями, получатель средств представляет в обслуживающий его банк расчётный документ, содержащий требования к плательщику об уплате получателю через банк определённой суммы за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги. Оплата платёжных поручений - требований может осуществляться с их акцептом и без акцепта.
Акцепт в расчётах означает согласие плательщика на оплату. Плательщик имеет право отказаться от акцепта счёта в полной сумме в случае отгрузки поставщиком незаконной, недоброкачественной, нестандартной и т.д. продукции. Частичный отказ от акцепта может быть при нарушении поставщиком цен, скидок, поступлении части не заказанной, недоброкачественной и т.д., продукции.
При расчётах платёжными поручениями - требованиями расчёты у поставщиков отражают как реализацию продукции, т.е. с применением счетов 41 "Товары", 62 "Расчёты с покупателями и заказчиками". Покупатель использует счета 60 "Расчёт с поставщиками и подрядчиками", 51 "Расчётный счёт".
Аккредитивная форма применяется в двух случаях: когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчётов в соответствие с положением о поставках продукции производственно - технического назначения и товаров народного потребления. Особенности аккредитивной формы расчётов состоит в том, что оплату платёжных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.
Аккредитив (от лат. accredo - доверяю) – это:
1) денежный документ, содержащий
поручение о выплате
Информация о работе Учёт расчётов с поставщиками и покупателями